План работы учителя-дефектолога
Оценка 4.7

План работы учителя-дефектолога

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
дефектология
27.01.2022
План работы учителя-дефектолога
В плане отражены основные направления деятельности педагога-дефектолога
План работы учителя-дефектолога.doc

       Демьянская средняя общеобразовательная школа

имени гвардии матроса Андрея Копотилова

Уватского муниципального района

 


УТВЕРЖДАЮ:

  директор МАОУ «Демьянская СОШ им. гвардии матроса

А. Копотилова»

                                                                    _____________В.Н. Корепанова

 «_____» _____________ 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы педагога-дефектолога

на 2021–2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демьянское, 2021 г.

Цель: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими трудности в усвоении программного материала.

Задачи:

– выявление детей, испытывающих трудности в овладении школьной программой;

– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– отслеживание соответствия выбранной коррекционной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

– проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;

– консультирование учителей и родителей (законных представителей) по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога:

ü    диагностическое;

ü    коррекционное;

ü    консультативно-просветительское и профилактическое;

ü    организационно-методическое;

ü    аналитическое.

I. Диагностическое направление

1. Первичная диагностика учащихся:

– определение особенностей познавательной и учебной деятельности (изучение уровня сформированности УУД);

– определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребенка;

– составление по результатам полученных данных индивидуальных карт дефектологического обследования учащихся;

– планирование коррекционных мероприятий.

Цель: определение «зоны ближайшего развития» ребенка, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

II. Коррекционно-развивающее направление

– преодоление и компенсация отклонений в развитии.

III. Аналитическое направление:

– анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности.

IV. Консультативно-просветительское и профилактическое направление:

– оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания ребенка;

– разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.

V. Организационно-методическое направление:

– участие в заседаниях школьного консилиума, методических объединений, педагогических советах;

– оформление документации.

Программа коррекционно-педагогической работы реализуется на подгрупповых, индивидуальных занятиях, которые имеют предметную, коррекционно-развивающую направленность. Коррекционно-педагогическая работа направлена на коррекцию индивидуальных недостатков; на личностное развитие; на обеспечение усвоения программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.       

       Таблица 1. Направления деятельности педагога-дефектолога

Направления деятельности

Содержание

(планируемые мероприятия)

Класс

Условия реализации

Сроки проведения

1

Диагностическое направление.

Комплексное исследование учебно-познавательной деятельности, степени сформированности УУД в объеме учебной программы по основным предметам.

 

1. Изучение медико-психолого-педагогической документации.

2. Первичная диагностика:

-выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

-изучение уровня умственного развития;

-определение особенностей познавательной и учебной деятельности;

-определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Отслеживание динамики развития обучающихся: осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения.

Обучающиеся, которым рекомендованы психокорекционные занятия.

По запросу педагогов, родителей.

 

 

Обучающиеся, посещающие коррекционно-развивающие занятия.

 

1) Работа с документацией (протоколы ПМПК, медицинские карты, личные дела обучающихся).

2) Индивидуальные диагностические занятия.

3) Протоколы первичного обследования обучающихся.

4) Дефектологическое представление на обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

2

Коррекционно-развивающее направление

1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности обучающихся в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

2. Направления коррекционной работы:

а) сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия.

б) формирование пространственных представлений:

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

в) развитие мнемических процессов:

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти.

г) развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

д) формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирования умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

е) формирование навыка письма.

ё) формирование навыка чтения.

Обучающиеся, зачисленные на коррекционно-развивающие занятия.

1) Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.

2) Посещаемость обучающимися коррекционно-развивающих занятий.

В течение года

3

Аналитическое направление

Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащихся и оценка его эффективности.

Обучающиеся, зачисленные на коррекционно-развивающие занятия.

1) Корректировка планирования коррекционно- развивающих занятий с учетом достижений учащихся.

2) Системный анализ личностного и познавательного развития учащихся.

3) Анализ наблюдений и результатов

диагностик.

В течение года

4

Консультативно-просветительское и профилактическое направления

Работа с педагогическим составом школы

 

-выступления на МО с обобщением опыта работы;

-составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с обучающимися с ОВЗ.

Учителя и специалисты

Подборка методического материала.

 

В течение года

 

5

Организационно-методическое направление

1.Фиксирование результатов коррекционно-диагностической деятельности;

2.Оформление и ведение документации дефектолога:

-составление расписания коррекционно-развивающих занятий;

-составление рабочих программ в соответствии со структурой нарушения в развитии обучающихся, их корректировка;

-планирование индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий;

-составление индивидуальных карт динамического развития обучающихся по результатам анализа полученных данных.

3.Комплектование групп для проведения коррекционных занятий.

4. Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с требованиями коррекционного образования:

-изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования;

-подбор дидактических игр и упражнений;

-изготовление (приобретение) дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала;

-разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов.

 

1) Карты диагностического обследования

обучающихся.

2) Журнал учета обследуемых обучающихся.

3) Список учащихся, нуждающихся в занятиях педагога-дефектолога.

4) Журнал посещаемости занятий.

5) Журнал движения обучающихся.

6) Расписание коррекционно-развивающих занятий;

7) Лист наблюдения за обучающимися.

 

В течение года

 


Демьянская средняя общеобразовательная школа имени гвардии матроса

Демьянская средняя общеобразовательная школа имени гвардии матроса

Цель: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими трудности в усвоении программного материала

Цель: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими трудности в усвоении программного материала

Цель: определение «зоны ближайшего развития» ребенка, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи

Цель: определение «зоны ближайшего развития» ребенка, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи

Таблица 1. Направления деятельности педагога-дефектолога №

Таблица 1. Направления деятельности педагога-дефектолога №

Коррекционно-развивающее направление1

Коррекционно-развивающее направление1

Обучающиеся, зачисленные на коррекционно-развивающие занятия

Обучающиеся, зачисленные на коррекционно-развивающие занятия

Консультативно-просветительское и профилактическое направления

Консультативно-просветительское и профилактическое направления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022