Демьянская средняя общеобразовательная школа
имени гвардии матроса Андрея Копотилова
Уватского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ «Демьянская СОШ им. гвардии матроса
А. Копотилова»
_____________В.Н. Корепанова
«_____» _____________ 2021 г.
План работы педагога-дефектолога
на 2021–2022 учебный год
Демьянское, 2021 г.
Цель: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими трудности в усвоении программного материала.
Задачи:
– выявление детей, испытывающих трудности в овладении школьной программой;
– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
– отслеживание соответствия выбранной коррекционной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
– проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;
– консультирование учителей и родителей (законных представителей) по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога:
ü диагностическое;
ü коррекционное;
ü консультативно-просветительское и профилактическое;
ü организационно-методическое;
ü аналитическое.
I. Диагностическое направление
1. Первичная диагностика учащихся:
– определение особенностей познавательной и учебной деятельности (изучение уровня сформированности УУД);
– определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребенка;
– составление по результатам полученных данных индивидуальных карт дефектологического обследования учащихся;
– планирование коррекционных мероприятий.
Цель: определение «зоны ближайшего развития» ребенка, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
II. Коррекционно-развивающее направление
– преодоление и компенсация отклонений в развитии.
III. Аналитическое направление:
– анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности.
IV. Консультативно-просветительское и профилактическое направление:
– оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания ребенка;
– разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
V. Организационно-методическое направление:
– участие в заседаниях школьного консилиума, методических объединений, педагогических советах;
– оформление документации.
Программа коррекционно-педагогической работы реализуется на подгрупповых, индивидуальных занятиях, которые имеют предметную, коррекционно-развивающую направленность. Коррекционно-педагогическая работа направлена на коррекцию индивидуальных недостатков; на личностное развитие; на обеспечение усвоения программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.
Таблица 1. Направления деятельности педагога-дефектолога
№ |
Направления деятельности |
Содержание (планируемые мероприятия) |
Класс |
Условия реализации |
Сроки проведения |
|
1 |
Диагностическое направление. Комплексное исследование учебно-познавательной деятельности, степени сформированности УУД в объеме учебной программы по основным предметам.
|
1. Изучение медико-психолого-педагогической документации. 2. Первичная диагностика: -выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; -изучение уровня умственного развития; -определение особенностей познавательной и учебной деятельности; -определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности.
3.Отслеживание динамики развития обучающихся: осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения. |
Обучающиеся, которым рекомендованы психокорекционные занятия. По запросу педагогов, родителей.
Обучающиеся, посещающие коррекционно-развивающие занятия.
|
1) Работа с документацией (протоколы ПМПК, медицинские карты, личные дела обучающихся). 2) Индивидуальные диагностические занятия. 3) Протоколы первичного обследования обучающихся. 4) Дефектологическое представление на обучающихся.
|
Сентябрь
В течение года |
|
2 |
Коррекционно-развивающее направление |
1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности обучающихся в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. 2. Направления коррекционной работы: а) сенсомоторное развитие: - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; - развитие тактильных ощущений; - развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; - развитие тонкости и целенаправленности движений; - развитие кинестетических основ движения; - развитие межполушарного взаимодействия. б) формирование пространственных представлений: - формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; - формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); - формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); - развитие пространственного праксиса; - развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов. в) развитие мнемических процессов: - тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; - произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; - развитие тактильной и кинестетической памяти. г) развитие межанализаторных систем, их взаимодействия: - развитие слухо-моторной координации; - развитие зрительно-моторной координации; - развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. д) формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: - регуляция простейших двигательных актов; - формирования умения ориентировки в задании; - формирование умения планирования этапов выполнения задания; - формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; - формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. е) формирование навыка письма. ё) формирование навыка чтения. |
Обучающиеся, зачисленные на коррекционно-развивающие занятия. |
1) Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия. 2) Посещаемость обучающимися коррекционно-развивающих занятий. |
В течение года |
|
3 |
Аналитическое направление |
Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащихся и оценка его эффективности. |
Обучающиеся, зачисленные на коррекционно-развивающие занятия. |
1) Корректировка планирования коррекционно- развивающих занятий с учетом достижений учащихся. 2) Системный анализ личностного и познавательного развития учащихся. 3) Анализ наблюдений и результатов диагностик. |
В течение года |
|
4 |
Консультативно-просветительское и профилактическое направления |
Работа с педагогическим составом школы
|
-выступления на МО с обобщением опыта работы; -составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с обучающимися с ОВЗ. |
Учителя и специалисты |
Подборка методического материала.
|
В течение года |
|
||||||
5 |
Организационно-методическое направление |
1.Фиксирование результатов коррекционно-диагностической деятельности; 2.Оформление и ведение документации дефектолога: -составление расписания коррекционно-развивающих занятий; -составление рабочих программ в соответствии со структурой нарушения в развитии обучающихся, их корректировка; -планирование индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий; -составление индивидуальных карт динамического развития обучающихся по результатам анализа полученных данных. 3.Комплектование групп для проведения коррекционных занятий. 4. Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с требованиями коррекционного образования: -изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования; -подбор дидактических игр и упражнений; -изготовление (приобретение) дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала; -разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов. |
|
1) Карты диагностического обследования обучающихся. 2) Журнал учета обследуемых обучающихся. 3) Список учащихся, нуждающихся в занятиях педагога-дефектолога. 4) Журнал посещаемости занятий. 5) Журнал движения обучающихся. 6) Расписание коррекционно-развивающих занятий; 7) Лист наблюдения за обучающимися.
|
В течение года |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.