План самообразования
ФИО: Климентова Екатерина Владимировна
Группа: РГОН для детей 3-5 лет
Тема самообразования: «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»
Цель самообразования по теме: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.
Задачи самообразования по теме:
Обучающие: вормировать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, обогащение словаря детей каждой возрастной группы, приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические и сюжетно – ролевые дети игры, обогащать словарь, диалогическую и монологическую речь, формировать грамматический строй речи.
Воспитывающие: воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи.
Этапы реализации программы:
I этап – аналитический 2022-2023 г.
Цель: Провести анализ ситуации по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап – формирующий 2023-2024 г.
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
III этап – обобщающий 2024-2025г.
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.
Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Подбор и изучение литературы, дидактических игр.
Работа над развитием связной речи.
Цель этапа |
Задачи этапа |
Педагогический |
Формы представления |
I этап - Аналитический Период 2022-2023 |
|||
Изучение проблемы
|
Создать каталог научно-методической литературы, проанализировать интернет-ресурсы; картотеки |
Каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, интернет -ресурсов; мониторинг диагностических исследований; картотека, оформление библиографического списка литературы по теме самообразования посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов).
|
- педчас; - информации на профессиональных сайтах |
|
Изучение, анализ литературы по теме самообразования. |
Изучить литературу по данной теме.
|
|
II этап - Формирующий Период 2023 – 2024
|
|||
|
|
Реализация своих разработок в практике: подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, мастер-классов, выступлений и т.д.), оформление результатов диагностики, оформление конспектов ОД, участие в конкурсах различного уровня. |
- педчас; - информации на профессиональных сайтах - конкурс, выставка; - открытый показ. |
|
2021 –2024г.
2021-2024г.
2021 –2024г. |
Оформить в группе «Уголок развития речи» Пополнение картотеки по развитию речи. * Картотека презентаций по развитию речи; * Картотека игр по развитию речи. Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. * Разработка и проведения занятий с использование ИКТ. Сентябрь Проведение родительского собрания « Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» Октябрь Изготовление дидактических игр и пособий Подготовка дидактических игр по речевому развитию «Из какой сказки?»-Поле чудес, «Противоположности» - дидактические пособия -Что есть в корзинке? -Найди игрушки! Ноябрь Консультация для воспитателей Деление опытом с коллегами Декабрь - Пересказ сказок по сюжетным картинкам Подготовка сюжетных картинок Активизация словаря развитие связной речи детей Январь Закрепление диалогов через сюжетно-ролевые игры Деление опытом с коллегами Февраль Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Март Составление рассказов с помощью мнемотаблиц. Семинар-практикум « Дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Апрель Работа с загадками Подготовка копилку загадок Использование копилку в работе с детьми Май Отчёт по теме самообразования Выступление в педсовете
|
Фотоотчет, родительские собрания, открытые занятия |
Ш этап - Обобщающий Период 2024 – 2025
|
|||
|
|
Оформление опыта работы (портфолио) - его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями; размещение публикаций; мониторинг развития детей, оформление методических рекомендаций; участие в конкурсах различного уровня. Сентябрь Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей Октябрь Изучение методической литературы по программе с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Проведение занятий по развитию речи. Октябрь Разучивание чистоговорок Ноябрь Проведение игровых досугов «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр» Декабрь Составление консультаций для родителей Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» Январь Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания Создание папки «Детям для рассказывания» Использование материала для индивидуальных занятий Февраль Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям» Сундучок со стихами Март Участие с детьми во всероссийских конкурсах Выполнение работ для конкурсов Апрель Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам Май Дополнение дидактическими играми по развитию речи. В течение года. Посещение открытых занятий. Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете. Размещение своих работ на сайтах. |
- педчас; - информации на профессиональных сайтах - конкурс, выставка; - открытые занятия |
Предполагаемый
результат: переоценка педагогических ценностей своего профессионального
назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе
над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет
предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность
речью.
Использование дидактических игр способствует решению
следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй и звуковую культуру речи.
Литература по теме самообразования:
1.От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2.
О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.
Москва ТС Сфера 2004г.
3. О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство
«Совершенство, 2001г.
4. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения,
конспекты. Москва ТЦ Сфера
5. Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение»
1984г.
6. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
7. В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Просвещение, 1985г.
8. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи».
«Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
9. серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
10. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
11. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
12. Б.Н.Панова. Дидактические игры –занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
13.Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
14.Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988
15.А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
16.Интернет ресурсы
План работы педагога над темой самообразования
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
|
1 |
Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения |
Тема самообразования: «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»; Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для общения во время игры. По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы культуры речевого общения закладываются в дошкольном детстве. В современном мире развитию речи отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено тем, что владение речью как средством общения и культуры необходимо во всех сферах жизнедеятельности человека. |
2022-2023 гг. |
2 |
Постановка целей, задач работы |
Цель самообразования по теме: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников. Задачи: ž Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические и сюжетно – ролевые дети игры; ž Формировать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, обогащение словаря детей каждой возрастной группы; ž Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации); ž Воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи. |
2022-2023 гг. |
3 |
Выдвижение гипотезы |
Так как в современном мире развитию речи отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому владение речью как средством общения и культуры необходимо во всех сферах жизнедеятельности человека. |
2022-2023 гг. |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
|
1 |
Составление плана работы по самообразованию |
I этап – аналитический Цель: Провести анализ ситуации по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями. II этап - формирующий Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры. III этап - обобщающий Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности». |
2022-2023 гг. |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
|
1 |
Теоретическая часть: · Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п. · Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы |
|
2023-2024 гг. |
2 |
Практическая часть: · Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация. · Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования дл проведения деятельности · Проведение открытых мероприятий · Выступление на педагогическом совете · Участие в работе творческих групп |
2023-2024 гг |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
|
1 |
Оформление результатов обследования детей по проблеме |
|
2024-2025 гг. |
2 |
Оформление опыта работы: · Систематизация теоретической части · Систематизация практической материала · Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов,, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) |
2024-2025 гг. |
5 этап. Презентационный (распространение)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
|
1 |
Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»: · Рассказ; |
|
2025 гг |
Работа с родителями
№ п\н |
Мероприятия |
Год |
1 |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. |
2021- 2024 г.г. |
2 |
Подготовка и проведение консультации для родителей по темам: * «Методика организации и руководство дидактическими играми». * «Роль дидактических игр в детском саду» * «Дидактические игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста» * «Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста» |
2021-2022 г.г.
2022-2023 г.г.
2023-2024 г.г |
|
Совместное оформление папки передвижки: ü «Как наше слово отзовётся»; ü «Составление рассказа» ü «Развитие речи в жизни ребенка» ü «Игры по развитию речи» (фотообзор) |
2021-2024г.г. |
|
Проведение родительских собраний по темам: Ø «Подготовка детей к обучению грамоте» Ø «Развитие речи в дидактических играх» Ø «Речевая культура в семье». |
2021-2022 уч.г. 2022-2023 уч.г. 2023-2024 уч.г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.