ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР:
«Современные методические подходы к преподаванию истории, обществознания, права в соответствии с новым содержанием образования»
в рамках Августовского педагогического марафона
«От оценки достижений к качеству образования»
20.08.2019
План современного урока истории: практические советы по написанию и примерный шаблон конспекта урока
Бова Анжелика Анатольевна,
учитель истории ГБОУ ЛНР «Луганский казачий кадетский корпус имени маршала авиации Александра Ефимова».
Великая цель
образования — это не знания, а действия.
(Герберт Спенсер)
Прежде чем переходить к вопросу подготовке современного урока остановимся на том, что такое современный урок?
По словарю Ожегова:
СОВРЕМЕННЫЙ — относящийся к настоящему времени, теперешний.
+ УРОК — учебный час, посвященный учебному предмету.
СОВРЕМЕННЫЙ — стоящий на уровне своего века, не отсталый.
+ УРОК — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, мы приходим к выводу, что:
1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
Сегодня учитель — это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Учащийся занимает активную позицию в учебной деятельности, перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей.
Все вышеперечисленное позволяет гибко варьировать структуру урока. Вместе с тем варьирование структуры урока не должно быть стихийным. На любом уроке учебный процесс состоит из определенных логически связанных этапов, которые отражают логику процесса обучения.
Почему в основу современного урока положен системно-деятельностный подход?
Известно, человек запоминает:
- только 10 % того, что он читает,
- 20 % того, что слышит,
- 30 % того, что видит;
- 50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях,
- 80 % — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности урока, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %.
Говоря об особенностях современного урока, нельзя забывать, что современный урок — это проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.
Методические принципы современного инновационного урока
Субъективизация: учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метопредметность: формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность : обмен информацией, взаимодействие на уроке и вне урока.
Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в процессе урока.
Импровизационность: учитель должен быть готовым к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Сравнение видов деятельности на традиционных и современных уроках (на слайд)
Виды деятельности |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование
|
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля
|
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции
|
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся
|
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание
|
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Для современного урока характерны такие этапы организации учебной деятельности:
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1. Постановка учебных задач |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. |
Поиск решения учебной задачи. |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. |
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. |
Воспринимают ответы обучающихся |
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. |
Построение ориентированной основы нового способа действия. |
Организует учебное исследование для выделения понятия. |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. |
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. |
Коррекция отработки способа. |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. |
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Контроль |
Диагностическая
работа (на выходе): |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Рефлексия своих действий |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Практические рекомендации по построению современного урока
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых стандартов образования:
Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Например, тема: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов»
Урок по истории России в 8 классе. «Россия в XIX веке».
Урок «открытие нового знания».
Понятия: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.
Например, цель урока «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов» (для себя)
1.Образовательная: сформировать представление у обучающихся о роли и значении выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
(для учащихся)
- определить причины «междуцарствия»;
- выяснить, как скоропостижная кончина императора Александра 1 повлияла на планы декабристов;
-проследить, как планы заговорщиков были реализованы 14 дек. 1825 г.;
-определить причины восстания на юге России;
-сопоставить оценки современников, потомков выступления декабристов.
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала; - воспроизведение; - применение знаний в новой ситуации; - применение знаний в незнакомой ситуации; - творческий подход к знаниям.
Например, на этапе постановка проблемы
Прежде чем мы начнем изучение новой темы, я хочу зачитать 2 высказывания известных людей:
«… Люди 14 декабря, фаланга героев… Это какие то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины – сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение…» (А. Герцен)
«Горсть дерзких злодеев и ослепленных
юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали
растленного Запада». (М. Корф)
Сегодня на уроке я вам предлагаю через призму исторических событий взглянуть
на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него
и решить проблему Декабристы – преступники или герои?
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.
Например:
Этап |
УУД |
1.Оргмомент. |
Коммуникативные. |
2.Актуализация знаний. |
Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний. |
3.Постановка проблемы. |
Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования. Коммуникативные: планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны. |
4.Открытие новых знаний. |
Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность). Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка. |
5.Первичное закрепление знаний. |
Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка. Познавательные: включают способность решения задач, тестов. |
6.Информация о домашнем задании. |
Коммуникативные: умение принимать решение. Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания. |
7.Рефлексия. |
Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность). |
Пятое:
Разработать структуру урока.
Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.
Шестое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать; - как контролировать; - как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Например, на данном уроке учащиеся заполняют анкету.
Седьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Например, на выбор:
1. Стр. 55-56, вопросы и задания к документам
2. Эссе «Как могло пойти развитие России, если бы декабристы победили?»
Восьмое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Например, необходимое техническое оборудование: учебник (История России XIX век под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной),
тетради, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.
Модель современного урока предполагает нетрадиционное наполнение этапов урока, особенно это касается этапа усвоения нового материала.
В заключение, хочется сказать что нелинейный (соответствующий ФГОС ООО) урок - это
• Урок выходит за свои временные и пространственные рамки (в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов).
• Выход содержания урока за рамки учебного предмета(интегрированный, полипредметный, метапредметный)
• Урок – поле использования новых приемов, методов, технологий
• Урок – диалог.
Рефлексия (примеры)
«Что ты делаешь?» – с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».
А как бы мы учителя, работающие в школе, ответили на вопрос странствующего философа? – «Что ты делаешь?»
Обведите свою левую руку. Каждый палец – это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.
Большой палец – для меня это было важным и интересным.
Указательный – по этому вопросу получил конкретную информацию.
Средний – мне было трудно.
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – мне было недостаточно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.