План урока в 8 классе по литературе "Ч. Айтматов "Белый пароход"

  • docx
  • 19.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ч. Айтматов Белый пароход.docx

Краткосрочный план

УРОК: Русская литература                            Школа:       

Дата:                                                                 Имя учителя:

Класс: 8                                                            Количество присутствующих:

                                                                                   отсутствующих:

Раздел/

Тема урока

Раздел: Дети и взрослые

Ч. Айтматов «Белый пароход»

Цели обучения, которые будут  достигнуты с помощью данного урока

8.АИ2.3.1 –выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов.

8.АИ2.5.1- характеризовать героев пр-я, их поступки, мотивы поведения.

8.ПО6 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты                                                                                         

8.ПО5 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования

Цели урока

 

 

 

 

Все смогут:

·         Пересказывать содержание отрывка, используя приемы цитирования

·         выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов.                                                                         

Большинство смогут:

·         давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

·         характеризовать героев пр-я, их поступки, мотивы поведения.

Критерии успеха

 

·         дает аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

·         пересказывает содержание произведения или отрывка

·         выделяет в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов.

·         характеризует героев пр-я, их поступки, мотивы поведения.

Языковые цели

Расширить словарный запас учащихся: благородство, самоотверженность, честь, урок, этика, нравственность, гуманизм

Привитие ценностей

 

Воспитание высоких нравственных качеств: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.

Привитие ценностей осуществляется посредством работы в команде, прислушиваясь к мнению другого, учащийся воспитывает в себе толерантное отношение к другим учащимся класса.

 

Межпредметные связи

 Самопознание, история, русский язык

Навыки использования ИКТ

Презентация

 

Предварительные знания

 

Раздел построен на знаниях и навыках,  сформированных  на предыдущих уроках по данному разделу. Учащиеся  умеют читать и отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Ход урока (40 мин.)

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический настрой на урок: В. Солоухин писал: «Все, что есть у человека, принадлежит всецело ему самому: глаза, чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Только улыбка принадлежит всем». Давайте улыбнемся и подарим друг другу наши улыбки. 

Объявление темы, целей урока

Сегодняшний урок я хочу начать с легенды. А звучит она так:

Афиняне спросили философа:

 

— Что ты ищешь, философ, днём с огнём?

 

— Я ищу человека, — ответил он.

 

— Кого? Меня? Его?

 

— Я ищу человека, — повторил мудрец.

 

 Классик русской литературы 19 века Ф. М. Достоевский писал: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

 

Современные писатели, поэты, художники тоже пытаются разгадать тайну человеческой души, исследуют противоречия нашего общества, ищут пути борьбы со злом и бездуховностью.

Мы тоже поговорим о человеке, о том, что в жизни должно быть ценно, а что нет. Рассмотрим нравственные проблемы повести Ч. Айтматова «Белый пароход». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

Эпиграфами сегодняшнего  урока станут слова родоначальника таджикской классической поэзии, поэта IX  века Абуль Хасана Рудаки  и  писателя 20 века, автора повести  «Белый пароход».

Жизнь — это море!

Плыть желаешь?

Построй корабль из добрых дел… —  советовал  Абуль Хасан Рудаки.

А. Ч. Айтматов, понимая, что добро приходит из детства утверждал:  «Детская совесть в человеке как зародыш в зерне, без зародыша зерно не  прорастает».

 

-Человек со своим внутренним миром – главная фигура в литературе.

— А что вы вкладываете в понятие «человек»? Что нужно, чтобы быть человеком?

 

Творческая работа «Мои ассоциации»

Работа в тетради.

-Запишите ассоциации к слову: Нравственность – это… (ответы учащихся) честность,доброта, справедливость

 

 На слайде:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Основное понятие нравственности – добро, главное противоречие – зло. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Слово учителя:

— Проблема добра и зла — это одна из вечных тем. Она звучит в произведениях мировой литературы. Эта тема является основой многих сказок и легенд. Повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь, и древняя легенда, причём проблема добра и зла решается иначе от привычного исхода.

Беседа по содержанию повести:

— О чём она? (Айтматов создал повесть, главным содержанием которой стала судьба подростка).

 -В нескольких предложениях расскажите о судьбе мальчика.

-Кто для мальчика является самым близким человеком?— -Что, по-вашему, является главной трагедией ребёнка?

— Кто разрушает сказочный мир мальчика?

— Перечислите главных героев повести.

Критерий: пересказывает содержание произведения или отрывка

Дескрипторы:

•          пересказывает содержание, соблюдая хронологическую последовательность;

•          использует цитаты

Ф короткая обратная связь

 

Проектная работа в 3-х группах

Задание: подготовить электронную презентацию

1 группа. Литературный образ-персонаж

2 группа. Система образов произведения

3 группа. Образы главных героев

Критерий: характеризует героев пр-я, их поступки, мотивы поведения.

Дескрипторы:

·         готовит презентацию из 3 слайдов

·         дает полную характеристику героям

·         объясняет их поступки, мотивы поведения

Ф «Две звезды, одно пожелание»

Вывод по работе: Выполняя проектную работу, мы научились:

1. работать с текстом;

2. на основе цитат учились давать развёрнутые характеристики образов-персонажей;

3. смогли понять авторское отношение к изображаемым героям: сочувствие и сострадание к мальчику и деду Момуну и неприятие жизненной позиции Орозкула;

4. также смогли понять структуру исследовательской работы.

 

Слово учителя: Через отношение героев к миру и людям мы понимаем позицию автора, но не только. Важную роль играет композиция произведения — рассказ в рассказе. Не случайно дана в повести легенда. Давайте вспомним определение.

Легенда – народное предание о выдающемся событии или поступке человека, в основе которого чудо, фантастический образ.

- Какую сюжетную роль выполняет введенная в текст повести легенда о Рогатой матери-оленихе?

Критерий: выделяет в тексте элементы композиции, объясняет значение вставных эпизодов.

Дескрипторы:          

• выделяет в тексте важные эпизоды        

• приводит примеры из текста

•формулирует вывод

Ф оценивание учителя

Учитель: Сказка про Рогатую Мать — олениху все еще живёт в памяти киргизов. Орнамент на праздничных кошмах, покрывающих юрты, передает рисунок маральих рогов, а высокий головной убор бушнок — челек — до сих пор хранит память о них. Когда-то, — говорит предание, — человек прятал под собой рога Матери-оленихи. Ч. Айтматов положил эту легенду в основу своего сказания о маралах, дал ей вторую жизнь.

-Почему мальчик восторгается матерью-оленихой? (добротой по отношению к людям, прощение, сострадание, любовь к миру)

-Только ли мать-олениху мы видим глазами мальчика?

 

— Как мы оцениваем всех героев повести? Кто даёт нравственную оценку? (Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он даёт нравственную оценку каждому персонажу: в этом особенность данного произведения автора).

—   Для мальчика добро и зло конкретны. Добро — это мать-олениха и дед Момун , зло — Орозкул. Но жизнь ставит перед ребёнком неразрешимую задачу: почему дед Момун, подаривший ему чудесную сказку и научивший его верить в добро, отступает перед Орозкулом и помогает ему погубить прекрасную олениху?

Работа с отрывком – финалом пр-я

— Почему такой трагический конец? (реальная жизнь жестока, и ребёнку тяжело справиться с теми, кто старше, взрослее, имеет власть)

 

Слово учителя:

Есть такой закон мирового искусства — посылать на смерть и муки лучших своих героев для того, чтобы всколыхнуть души живых, призвать их творить добро. Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел написать элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей, которых он знавал и которых давно уже нет. Вот как сам писатель вспоминает об этом: «Я хотел написать о том, что видел — как я еду, встречаю грузовики и разговариваю со стариком. Хотел описать, как был расстроен старик смертью марала, он пытался отговорить людей стрелять в марала. Именно в этой местности жило племя бугу, которое почитало марала как священное животное. Но когда я начал писать, я почувствовал, что за этим эпизодом скрывается нечто более важное. Появился образ мальчика. Да, я припоминаю, там бегал и мальчишка. Старик сказал, что он его водит в школу. Я спросил, где же школа, и он ответил — далеко, за лесом. Каждый день он отводил его туда и забирал. Так что в основе моей повести были реальные люди и события. Но литература должна перерабатывать реальные факты. Когда уже была написана половина повести, я еще не знал, как поведет себя мальчик в конце. В начале работы я иначе представлял себе финал повести. Марала убивают, и мальчику очень жалко его. Рано утром он встает, видит, как падает снег. Дедушка сажает его на лошадь и едет вместе с ним в школу. Но потом решил сделать эту концовку другой, символичной: мальчик уплывает к белому пароходу, своему идеалу…»

 

Беседа.

— Повесть имеет 2 названия «После сказки»  и «Белый пароход». Понятно, что первое звучит более трагично. Второе внушает оптимизм: если человек не приемлет порока, он останется чист, как маленький семилетний ребёнок.

— Какова же главная  идея произведения?   (Идея повести заключается в столкновении противоположных понятий «природа» и «цивилизация» в обществе, вечная тема «добра» и «зла». Эта тема добра и зла является основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так.)

Итоги урока:

- Какие чувства вы испытали после прочтения пр-я?

Сам писатель так говорил о себе: «Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжёлым днем в моей жизни”.

- Как вы думаете, почему Айтматов так сказал?

- Как характеризуют его эти слова?

-Что одержало победу: добро или зло?

 -Есть ли ответ на этот вопрос в повести, как бы вы ответили на этот вопрос?

Критерий: дает аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Дескрипторы:

•          Отвечает на проблемный вопрос

•          Обосновывает свой ответ, приводя 2-3 аргумента

Рефлексия:

Наша жизнь переменчива. Каждое поколение решает для себя, что преходяще, а что – вечно. Вечной является проблема ответственности каждого за жизнь общества, проблема нравственного выбора в условиях нарушенных традиций. Вечны честь, совесть, порядочность человека. Для того, кто имеет свой нравственный «стержень», не страшны никакие испытания. Но только время способно все расставить по своим местам.

Дети лишь тогда обретают зрелость и становятся нравственными людьми, когда:

– когда вбирают в себя опыт отцов;

– когда они преисполняются благодарностью к подвигу самопожертвования взрослых;

– когда принимают на себя долг перед всеми, кто был до них;

– когда чувствуют свою обязанность сохранять, обогащать и передавать дальше то, что им оставило старшее поколение.

 

Конец урока

5 мин.

 

 

Рефлексия «ПОПС»

 

 

 

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также