План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
Взрослым
13.06.2018
Данный материал подготовлен для лучшего понимания географии Европы. Цель занятия сформировать у обучающихся систему знаний о составе региона, особенностях его географического положения, населения и общих чертах хозяйства.
Познакомить о месте Европы в современном мире: особенностях географического положения, ресурсообеспеченности, предпосылках для ведения хозяйства, населении. Воспитывать уважение к традициям и обычаям других народов, толерантность и уважение к Европейским ценностям.
разработка занятия.doc
ГБПОУ «Осинский аграрный техникум»
Планконспект учебного занятия
по ОУД.16 География
на 1 курсе в ГБПОУ «Осинский аграрный техникум»
на тему: «Общая характеристика Европы»
Разработал: Кутюхина Л.А.
слушатель курсов профессиональной
переподготовки «География: теория и
методика преподавания в образовательной
организации»
Оса, 2018 Тема учебного занятия: Общая характеристика Европы
Дата проведения 28 апреля 2018год
Тип учебного занятия Изучение нового материала
Технология учебного занятия Личностноориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТтехнологии,
коммуникативные технологии
Цель учебного занятия
Сформировать у обучающихся систему знаний о составе региона, особенностях его географического положения,
населения и общих чертах хозяйства.
Задачи:
Образовательная:
Дать знания о месте Европы в современном мире: особенностях географического положения,
ресурсообеспеченности, предпосылках для ведения хозяйства, населении.
Развивающая:
Развивать умение работать с различными источниками географической информации: тематическими картами,
статистическими материалами; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся,
логическое мышление, умение систематизировать учебный материал
Воспитательная Воспитывать уважение к традициям и обычаям других народов, толерантность и уважение к Европейским
ценностям.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Предметные:
осознание роли географии в познании окружающего мира, использование карт как моделей, формировать отношения к
природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности,
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
Познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, высказывать суждения, подтверждая их фактами
Коммуникативные УУД:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог,
грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ,
выступать с сообщениями.
Принципы обучения: сознательности и активности
Формы работы обучающихся: коллективная.индивидуальная
Основные термины, понятия:
Субрегионы, макрорегионы, урбанизация, экономико – географическое положение
Материальнотехническое обеспечение учебного занятия: политическая карта, атласы, компьютер, проектор,
канцелярские принадлежности
Учебнометодическое оснащение занятия: рабочая тетрадь, карточки с основными понятиями занятия, карточки с
заданиями
План занятия:
1) Вводный этап:
Оргмомент;
Определение темы учебного занятия;
Целеполагание. 2) Основной этап:
Актуализация опорных знаний;
Изучение нового материала;
А) Европа. ЭГП. Природные ресурсы.
Б) Население Зарубежной Европы.
В) Хозяйство стран Европы.
Г) Транспорт. Туризм.
3) Заключительный этап:
Подведение итогов;
Рефлексия.
Технологическая карта учебного занятия по теме: «Общая характеристика Европы» Этапы занятия
время
Ход занятия
Формируемы
е УУД
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Вводный этап
Организационны
й момент
15
1
Добрый день! Рада приветствовать вас на занятии.
Сейчас вам предстоит напряжённая интеллектуальная
творческая деятельность, чтобы она была эффективной,
необходимо на неё настроиться.
Приветствуют
преподавателя, выражают
свои чувства
РУУД
приветствие
установление
контакта
Организационный
момент
Мотивация к
учебной
деятельности
Постановка
проблемы
Определение темы
занятия
Мотивация к
деятельности
Постановка цели
2
Проверка готовности к занятию. Проверка посещаемости.
10
Сегодня мы с вами будем изучать региональную географию и
давать характеристику одного из макрорегионов. А какого
макрорегиона, вы должны определить сами, по моему
описанию?
Это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света,
названная в честь мифической богини. Это континент с
тысячелетней историей, богатым культурным наследием, с
красивейшими уголками природы планеты, это одна из шести
частей света, расположенная в северном полушарии, это
единственный континент, за исключением Антарктиды,
территория которого лежит вне тропиков (слайд 1) [1]
О каком континенте говорится в тексте?
Где расположен этот континент? Чем знаменит?
Исходя из темы нашего занятия, сформулируйте цель,
которой вы должны достигнуть в конце нашего занятия
Готовность к учебному
занятию.
ПУУД
Восприятие и осмысление
информации
Ответы на вопросы
преподавателя
(По описанию – это Европа)
Определяют цель работы
(дать общую характеристику
Европе)
РУУД Составление плана
работы
Для того чтобы достичь цели, необходимо определить задачи
занятия (слайд 2)
Основной этап
Актуализация
опорных знаний
75
10
Изучение нового
материала
5
Сегодня мы с вами будет говорить о Зарубежной Европе
это один из очагов мировой цивилизации, родина Великих
географических открытий, промышленных переворотов,
городских агломераций, международной экономической
интеграции (Евросоюз). И хотя, как вы уже знаете, эпоха
«европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни
занимает очень важное место в мировой политике и
экономике.
(слайд 3) [5]
Слово представляется студентке группы, которая расскажет
о географическом положении Европы (слайд 4)
Мы с вами изучали методику составления характеристики
ЭГП, населения и отраслей мирового хозяйства, работали с
картами атласа и теперь вы должны работая с картами атласа
составить характеристику континенту Европа
Сразу хотелось бы предупредить, что ваша работа будет
осуществляться в рабочих тетрадях.
На каждый этап работы отведено определенное количество
времени, по истечению которого будет осуществляться
самопроверка. По результатам самопроверки вы выбираете
фигурки разного цвета:
Высказывают предположения
(Изучить экономико
географическое положение,
рассмотреть природные
ресурсы, дать
характеристику населению и
отраслям мирового
хозяйства)
Восприятие и осмысление
информации
Доклад №1 (Европа,
география)
РУУД
РУУД
КУУД 5
А) Территория,
границы,
положение, ЭГП.,
природные ресурсы
Красного – задание выполнено полностью без ошибок;
Зеленого – при выполнении допущены незначительные ошибки;
Синего – задание выполнено не полностью, есть серьезные
недочеты, по количеству которых вы сможете оценить свою
деятельность в конце занятия.
(слайд 5)
Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг
на 5 тыс. км, а с запада на восток более чем на 3 тыс. км.
Среди европейских стран есть более и менее крупные [1], но в
большинстве своем они сравнительно нeвелики. (слайд 6)
Экономикогеографическое положение стран зарубежной
Европы определяется двумя главными чертами. Вопервых,
соседским положением этих стран по отношению друг к другу.
При сравнительно небольших размерах территории, малой ее
«глубине» [3] и xopoшей транспортной проходимости эти
страны либо непосредственно граничат, либо разделены
нeбольшими расстояниями. К тому же их границы проходят
преимущественно по таким природным рубежам, которые не
создают значительных препятствий для транспортных связей.
Bовторых,
приморским положением подавляющего
большинства стран, многие из которых расположены вблизи от
самых оживленных морских путей. В западной части региона
нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в
восточной на 600 км. Вся жизнь Великобритании,
Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии,
Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с
морем, «дочь моря» так можно сказать про каждую из них. [1]
Назовите особенности экономико – географического
положения стран Европы (слайд 7)
Осмысление информации и
выдвижение своих мнений
РУУД
КУУД
ПУУД Назовите отрицательные черты ЭГП Европы
Индивидуальная
работа с атласом
10
Сейчас с помощью карты атласа выполните задание.
1 этап работы направлен определение и составление
характеристики ЭГП и природных ресурсов
(Приложение 1)
Давайте проанализируем вашу деятельность.
Какими видами ресурсов обладают предложенные страны?
(слайд 89)
Оцените себя
КУУД
ЭГП определяется
приморским положением
большинства стран, также
положением на главных
мировых морских путях,
ведущих из Европы в
Америку, соседским
компактным положением
стран по отношению друг к
другу
Отрицательной чертой ЭГП
Европы является
неоднородная
обеспеченность природными
ресурсами.
Выполнение индивидуальных
заданий для закрепления
РУУД
ПУУД
Б) Население
Зарубежной Европы
5
2 этап позволит вам дать характеристику населению
Зарубежной Европы, для этого мы с вами обратимся к атласу
стр 9. (слайд 10)
1) Плотность населения
2) Уровень урбанизации
1)(более 100 чел на 1 км2).
2) высокий – доля городского
КУУД
представляют и защищают
работы,
результаты
оценивают
результат
деятельности Парная работа с
таблицей
В) Хозяйство стран
Европы
5
5
населения свыше 50 чел.
3) преобладание женского
населения (причины)
4) 1 тип воспроизводства
(демографическая зима)
5) индоевропейская языковая
семья
6) христианство
РУУД
ПУУД
Выполнение задания в
тетради
представляют и защищают
результаты работы,
оценивают результат
деятельности
Осмысление информации и
РУУД
Обратите внимание, что Южной Европе государства
менее урбанизированные, это связано с развитие с\х,
сохраняются традиции многодетности.
3)Половой состав населения
4) Возрастной состав населения
5) По национальному coставу население зарубежной
Eвропы.(слайд 11)
6) В зарубежной Европе господствующая религия
(слайд 12)
Работая в парах проанализируйте таблицу и найдите страны,
являющиеся лидерами по показателям рождаемости,
смертности и естественного прироста Проанализируйте
причины такого распределения. (приложение 2)
Оцените себя
Умение использовать навыки составления различных
характеристик по
атласу позволяет успешно соединять
различные виды деятельности. Чтобы разнообразить наш
учебный труд, на 3 этапе
по
составлению характеристики хозяйства стран Европы.
продолжим
работу
3apyбежная Европа как целостный регион занимает
первое место в мировом хозяйстве по размерам
промышленного производства, по экспорту товаров и услуг,
по развитию международного туризма. Понятно, что
экономическую мощь региона в первую очередь определяют
четыре страны, вxoдящuе в «большую семерку» стран Запада.
ФРГ, Франция, Великобритания и Италия.
Лицо зарубежной Eвропы в международном
географическом разделении труда в течение более 200 лет 5
Совместная работа
Поработайте с атласами и определите ведущие
определялось, да и теперь еще во многом определяется
развитием промышленности. [2]
промышленности стран Зарубежной Европы.
Назовите ведущие отрасли промышленности?(слайд 13
16)
Какие отрасли машиностроения имеют благоприятные
условия для развития в Европе, какие развиты на самом деле?
Назовите причины, по которым страны Европы уступают свои
позиций на рынке легкой промышленности.
По основным видам сельскохозяйственной продукции
большинство стран полностью обеспечивает свои потребности
и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках.
Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы
растениеводство и животноводство, которые распространены
повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под
воздействием природных и исторических условий в регионе
сложились три основных типа сельского хозяйства:
1) ceвероевропейский распространенного в Скандинавии,
Финляндии, а так же в Великобритании, xapaктep но
преобладание интенсивного молочного животноводства, а в
обслуживающем eгo растениеводстве кормовых культур и
ceрых хлебов
2) среднеевропейский Среднеевропейский тип отличается
выдвижение своих мнений
КУУД
машиностроение,
химическая, топливная,
энергетическая
промышленность
электротехника,
судостроение,
автомобилестроение
Продукция развивающихся
стран изза низкой цены
более конкурентоспособная,
чем продукция стран Европы.
В развивающихся странах
дешевая рабочая сила.
Осмысление информации
РУУД значительное
xaрактерное
преобладанием животноводства молочного и молочномясного
направления, а также свиноводства и птицеводства.
3) южноевропейский для южноевропейского типа сельского
хозяйства
преобладание
растениеводства,
тогда как животноводство играет
второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают
зерновые культуры, международная специализация Южной
Европы определяется в первую очередь производством
фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака,
эфиромасличных культур. Побережье Средиземнoгo моря
главный «сад Eвропы». [5](слайд 17)
Сейчас с помощью карты атласа выполните задание.
(Приложение 3)
Давайте проанализируем вашу деятельность.
Какой специализацией обладают предложенные страны?
Оцените себя
4 этап деятельности
Если говорить о транспорте, то в Европе преобладают все
виды транспорта и по обеспеченности транспортной сетью
стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень
высока и густота движения, велика роль международных и
транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния
стимулировали развитие автомобильного транспорта, который
играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и
грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран
сокращается. [2] (слайд 18 19)
Работая в парах заполните таблицу в парах
(Приложение 4)
Оцените себя
Индивидуальная
работа
Г) Транспорт.
Туризм
Парная работа с
атласом
10
2
8
Выполнение задания в
тетради
представляют и защищают
результаты работы,
оценивают результат
деятельности
РУУД
ПУУД
Выполнение задания в
тетради
представляют и защищают
РУУД,
ПУУД Текущая рефлексия
5
Заключительный
5
этап.
Итоговая
рефлексия
Давайте подведем итог по занятию и проговорим к каким
результатам мы пришли. Попробуйте сделать вывод об общей
характеристике Зарубежной Европы(слайд 20)
В результате выполненной работы вы получили жетончики
разного цвета. Попробуйте собрать из них квадрат.
Если квадрат у вас получился, значит, работа завершена и вы
можете выставить себе оценку за занятия по преобладающему
количеству цветов.
Если квадрат не получился, значит, работу нужно продолжить
дома.
Вы сами определяете объем домашнего задание и поработаете
только над теми вопросами, над которыми, как вы считаете
необходимо вам поработать.
Творческое задание на выбор:
1. сообщение «Горячие точки» на карте Зарубежной
Европы,
2. Опираясь на знания по курсам истории, объясните,
почему ни в одной другой части мира не сохранилось
столько конституционных монархий, сколько в
Зарубежной Европе. (слайд 21)
Вспомните свою работу над выполнением заданий! Что
удалось, что нет и почему? Каковы изменения в ваших
знаниях? Что вы поняли, чему научились? Как вы думаете,
наше сегодняшнее занятие достигло цели? Почему?
Спасибо за работу, помощь и сотрудничество! Мне было
приятно с вами общаться. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие
дало
вам возможность сделать пусть небольшой, но
самостоятельный шаг на пути становления вашей
результаты работы,
оценивают результат
деятельности
РУУД
Индивидуально анализируют
свою деятельность на
занятии, выставляют сами
себе оценку, определяют над
чем необходимо поработать
дома.
РУУД
осознают
Студенты
собственную деятельность,
обнаруживают её смысловые
особенности,
выявляют
образовательные приращения
(узнал, что…, узнал, как…,
узнал зачем…) профессиональной компетентности. До свидания! Всего
доброго!
Список использованной литературы
1. Александрова, А. С. Пособие по страноведению [Текст] / А.С. Александрова. – Москва : Академия, 2010. – 320 с.
2. Голиков, A. M. Введение в экономической и социальной географии [Текст]: учебник / А.М. Голиков, Я.В. Олейник.
– Москва : Просвещение, 2006 – 320 с.
3. Жижина Е.А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.10 класс. М.: ВАКО, 2014. С. 320.
4. Р один, И. О. Все страны мира. Энциклопедический справочник [Текст] / И. О. Родин, Т. М. Пименова. – Москва :
Вече, 2005. – 624 с.
5. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.12
е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2004. С.400.: ил., карт. (География). Приложение 1
Задание № 2 Установите, какими видами природных ресурсов обеспечены перечисленные страны Европы.
Виды ресурсов: железные руды, ртутные руды, нефть, каменный уголь, калийные соли, гидроэнергоресурсы.
ФРГ: каменный уголь, калийные соли Франция: железные руды, нефть, калийные соли
Швеция: железные руды Польша: нефть, каменный уголь, калийные соли
Финляндия: железные руды Великобритания: нефть, каменный уголь, калийные соли
Норвегия: гидроэнергетические ресурсы, Испания: железные руды, ртутные руды
нефть, железные руды Греция: железные руды
Италия: нефть, уголь, ртутные руды Задание 3: Проанализируйте таблицу и найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости,
смертности и естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения.
Приложение 2
Страны
Рождаемость
Смертность
Австрия
Албания
Бельгия
Босния
Герцеговина
Болгария
Великобритания
Венгрия
Греция
Дания
Ирландия
Италия
Исландия
Латвия
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Словакия
Финляндия
12
26
12,6
15,7
10,7
13,9
12,2
10,1
12,4
19,0
9,8
19,0
10,4
15,3
14,3
14,0
16,0
13,6
17,1
13,8
13,5
10,6
6,0
10,6
6,2
12,2
11,2
13,7
9,3
11,9
9,0
9,4
7,0
8,3
10,7
10,7
11,0
10,0
10,7
10,3
10,4
9,3
Естественный
прирост
1,4
20,0
2,0
9,1
1,5
2,7
1,5
0,8
0,5
10,0
0,4
12,0
2,1
4,6
3,6
3,0
6,0
2,9
6,8
3,4
4,2 Франция
ФРГ
Чехия
Швейцария
Швеция
10,1
13,0
12,3
14,5
14,1
11,1
11,1
9,3
11,1
12,3
1,0
1,9
3,0
3,4
1,8
(В албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства.
Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с эти в Европе есть страны с
очень низким показателем рождаемости – Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ)
Приложение 3
С помощью карты атласа стр. 2328 определите сельскохозяйственную специализацию для перечисленных
европейских стран.
Дания: крупный рогатый скот, свиньи, Франция: пшеница, картофель, сахарная свекла
сахарная свекла, картофель крупный рогатый скот, свиньи
Польша: картофель, сахарная свёкла, пшеница, Испания: цитрусовые, виноград, олива,
крупный рогатый скот, свиньи овцеводство, разведение коз
Греция: яблоки, цитрусовые, олива, Чехия: картофель, зерно, сахарная свекла, пшеница
разведение овец и коз крупный рогатый скот, свиньи
Болгария: пшеница, кукуруза, виноград, Италия: виноград, олива, табак, сахарная свекла
сахарная свекла, крупный рогатый скот
Приложение 4 С помощью карт атласа заполните таблицу
Портовые города: Гданьск, Роттердам, Гамбург, Гавр, Лондон, Щецин.
Реки: Висла, Одра, Сена, Рейн, Эльба, Темза
Страны
Портовые города
Реки
Польша
Германия
Нидерланды
Франция
Великобритания
Гданьск
Щецин
Гамбург
Роттердам
Гавр
Лондон
Висла
Одра
Эльба
Рейн
Сена
Темза
Самоанализ учебного занятия по теме: «Общая характеристика Европы»
Тип учебного занятия – изучение нового материала, вид учебного занятия – комбинированный. Специфика учебного
занятия состояла в организации индивидуальной и парной работы на деятельностной основе. Учебное занятие опирались
на знания, полученные обучающимися на предыдущих учебных занятиях географии и других учебных дисциплин:
истории, обществознания.
Учебное занятие ОУД.16 География проводилось на 1 курсе специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский
учет (по отраслям), в группе 23 девочки. Обучающиеся отличаются средними способностями, средней
работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и друг друга. В общении наблюдается сотрудничество, включенность
обучающихся в учебную деятельность.
Данное учебное занятие было направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель и задачи учебного занятия сформулированы с учетом учебного материала, уровня данного учебного занятия в
тематическом цикле.
Были использованы методы обучения :
по источнику знания: (словесные, наглядные, практические)
по характеру познавательной деятельности: (частичнопоисковый, объяснительноиллюстративный)
Педагогические технологии: Личностноориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТтехнологии,
коммуникативные технологии
Поставленные цели были достигнуты, девушки вели самостоятельный поиск, отбор информации, анализ,
самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные
рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности. Они объясняли значение понятия
«субрегионы», «макрорегионы», «урбанизация», «экономико – географическое положение», классифицировали страны по
экономикогеографическому положению, заполняли таблицу по обеспеченности стран природными, анализировали
таблицу и находили страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.
Давали характеристику развития мирового хозяйства стран Европы, а в частности промышленность , сельское хозяйство,
транспорт. Выбранная структура учебного занятия рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано
время для каждого этапа учебного занятия. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы работы –
фронтальная, парная и индивидуальная.
В ходе учебного занятия развивались навыки работы с атласом, умение работать в парах. Основной задачей на
учебном занятии являлось создание условий обучающимся для самостоятельной и парной работы и помощь обучающимся
при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно
познавательную деятельность, занимала большую часть учебного занятия, что является высоким показателем занятия.
Для повышения интереса к учебному занятию использовалась парная форма организации работы, что повысило учебную и
познавательную мотивацию у обучающихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности, страх
оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение. Применение на учебном
занятии практикоориентированного обучения способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и
мыслительной деятельности обучающихся, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны преподавателя и
сокурсниц. Использование на учебном занятии компьютера позволяло не только усилить наглядное представление
изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь
необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность занятия и оптимально
увеличить его темп.
Цели учебного занятия были достигнуты. На занятии происходило формирование личностных качеств
обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Эмоциональный настрой в начале занятия, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую
атмосферу на протяжении всего занятия, о чем свидетельствуют результаты рефлексии. Учебное занятие получилось познавательным, занимательным и интересным. Результативность учебного занятия
высокая, так как все обучающиеся работали и справились с предложенными заданиями. Учебное время на учебном
занятии использовалось эффективно, запланированный объём занятия в целом выполнен.
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
План-конспект учебного занятия по ОУД.16 География на тему: «Общая характеристика Европы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.