Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Низамгалиева Ф.К.
Технологическая карта урока математики в 4 а классе.
Дидактическое обоснование: «Математика 4 класс» (2 часть) Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука, УМК «Перспектива».
Тема урока: «Умножение многозначного числа на трехзначное».
Дидактическая цель:
создать условия для усвоения письменного алгоритма умножения многозначного числа на трехзначное число;
провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное.
Тип урока: открытие нового знания
Задачи урока:
Метапредметные:
Личностные:
- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе;
- определять правила работы в парах, группах;
- положительное отношение к изучению математики.
Регулятивные:
- адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности;
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала.
Познавательные:
- развивать творческое мышление, внимание, память;
- проводить классификацию изучаемых объектов;
- проводить сравнение;
- проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные:
- работать в группе,
-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,
- формулировать своё мнение и выражать с точностью свои мысли,
- слушать и понимать речь других, воспринимать различные точки зрения.
Предметные: выполнять письменно действия умножения на трёхзначное число в пределах 10 000;
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная.
Оборудование:,
Интерактивная доска, проектор, конверты с заданиями, учебник, рабочая тетрадь
Технологическая карта урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
|
Слайд Прозвенел звонок весёлый, начинается урок Будем старательны, внимательны У нас всё получится! По приветствовали друг- друга, пожелала удачи! Слайд - Ребята, девизом урока математики сегодня я предлагаю выбрать такую китайскую мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» - Как, вы понимаете эти слова? - А на уроке математики часто приходится думать? - Зачем нужно думать? Слайд - Вы, ребята знаете, что выполняя различные действия мы можем выбрать три пути: - Путь Опыта - Путь Размышления - Путь Подражания - Какой путь вы выберете? По какому пути вы бы пошли и почему?
-Я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше по выбранному пути за новыми знаниями!
|
(Лучше и быстрее понимаешь и запоминаешь, если сам ищешь ответы на вопросы, а не когда тебе просто говорят) (Да) (Чтобы развивать ум, сообразительность)
Предположительные ответы детей: выберем путь Размышления, это даст нам возможность самим справляться с трудными заданиями или выберем путь Опыта, т.к. будем опираться на свои имеющиеся знания. Путь Подражания не подходит, так как подражая нельзя затем самому справиться с поставленной проблемой, привыкаешь действовать по образцу. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Р: целепологание, прогнозирование. Л: смыслообразование. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Слайд - Ребята, скажите, пожалуйста, какие устройства придумали люди для быстрого счёта? - Представьте, что все электронно-вычислительные машины сломались, а нам надо срочно что-то посчитать. - Как быть? - Как будем считать, если нет ничего под рукой? - Без устного счёта не сдвинется с места любая работа! - Начинаем математическую разминку. 1) «Цепочка» 520 – 310 : 30 Х 60 – 209 370 + 130 : 50 Х 70 – 677 280 + 80 : 60 Х 90 – 230 216 – 184 : 4 Х 30 + 360 289 – 169 : 2 Х 4 +91 2) Найдите площадь Если ширина 13 см, а длина 5 см. 3) Величины: - За сутки бамбук вырастает на 50 см. Какова высота бамбука через неделю? (Но есть разновидность бамбука – Медака. У него рекордная скорость роста - это 120 см в день.) - Масса слона 6т. Какова масса в кг, ц? - Длина бивней слона 1м 2дм. Выразите в см. (У индийских слонов длина бивней Би́вень — видоизмененный зуб, клык.достигает 160 см, вес 20-25 кг. А у африканских слонов длина – до 4 м, при весе около 148 кг.) - Масса жирафа 1т 69кг. Какова масса в кг? - Верблюд может нести груз, который равен половине своего тела – 350кг. Какова масса верблюда? - Молодцы! Слайд Посмотрите на примеры и решите. На доске запись: 435х7 659х23 3425х243
Решают примеры самостоятельно. Что вам помогло при решение этих примеров?
|
Калькулятор, компьютер…
150
10
350 600
156 65 см2 350 см 840 см 6000кг, 60 ц
120 см
1069 700 кг
Все примеры на умножение. Алгоритм решения - пишу двузначное число под многозначным, разряд под разрядом; умножаю многозначное число на единицы , результат пишу разряд под разрядом; - умножаю многозначное число на десятки, результат пишу под десятком складываю полученные произведения). - Объясните, почему, умножая на десятки, результат вы сдвигаете на один разряд влево? |
Л: умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве П: ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Все ли примеры решили? - Кто не справился? Почему не справились? (Записать на доске все варианты ответов.) -Почему разные ответы? П Посмотрите на примеры. Чем отличается решение первого примера от второго? -Где вы начинали записывать второе неполное произведение? -Что изменилось при умножении на трёхзначное число? - |
Не умеем решать такие выражения
Дети пытаются объяснять почему разные ответы. (Нет правила)
|
П: анализ, сравнение обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний. К: выражение своих мыслей с достаточной полной и точностью. Р: целепологание, волевая регуляция в ситуации затруднения. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
|
1) Постановка темы и целей урока. - Итак, какую цель вы перед собой поставите на этот урок? - Сформулируйте тему нашего урока? Слайд 2) Работа с моделями примеров конверт №1 - Что это за модели?
× ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ + ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆
× ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆
- Чем будет отличаться умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число?
3) Работа в группах. Составление модели умножения на трёхзначное число. Попробуйте в группах составить модель умножения многозначного числа на трёхзначное. Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе: Правила работы в группе Слайд Группы не соревнуются, а делают общее дело 1. Внимательно выслушай задание. 2. В группе нет главных, все члены команды равны. 3. Все члены команды должны принять участие в обсуждении. Никому «не спать»! 4. Выслушайте мнение каждого. 5. Выберите верную на ваш взгляд версию. 6. Выберите того, кто будет представлять решение группы. За результат работы отвечают ВСЕ! - На что надо обратить внимание при умножении на трёхзначное число? - Итак, вы составляете модель умножения на трёхзначное число и дополняете (устно) алгоритм решения примеров данного вида.
Представление группами результатов с пояснением алгоритма
Во время объяснения на слайде высвечивается план пошагового выполнения умножения. - Объясните, почему, умножая на сотни, результат сдвигаете на 2 разряда влево? Получаем сотни и на конце произведения надо было написать нули, а в этом нет необходимости, т.к. при сложении с нулем всегда получается число). Слайд Алгоритм |
(Составить алгоритм умножения на трехзначное число, научиться решать эти выражения). (умножение многозначных чисел на трехзначное число).- Первая модель – умножение на двузначное число. Вторая модель – умножение на трёхзначное число. Но она неполная. - При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трёхзначное число получается три неполных произведения.
Правила появляются на слайде презентации Просматривают глазами слайд, вспоминают правила работы в группе
- Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями второго неполного произведения).
(представители от групп выходят к доске со своими моделями × ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ + ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆
АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ТРЁХЗНАЧНОЕ 1. НАЧИНАЕМ УМНОЖАТЬ С ЕДИНИЦ – ПИШЕМ ПОД ЕДИНИЦАМИ. 2. НАЗЫВАЕМ ПЕРВОЕ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 3. УМНОЖАЕМ НА ДЕСЯТКИ – ПИШЕМ ПОД ДЕСЯТКАМИ. 4. НАЗЫВАЕМ ВТОРОЕ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 5. УМНОЖАЕМ НА СОТНИ – ПИШЕМ ПОД СОТНЯМИ. 6. НАЗЫВАЕМ ТРЕТЬЕ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 7. НЕПОЛНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СКЛАДЫВАЕМ. 8. НАЗЫВАЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, подведение под понятие, смысловое чтение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование различных диалоговых приёмов. Культура и поведение в учебном диалоге, умение выражать свои мысли. Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование. Прогнозирование.
П: анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование и преобразование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей. К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Р: познавательная инициатива
|
|
Физминутка
|
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Решение примера конверт №2 - Какой новый вид умножения вы сегодня для себя открыли? - А теперь потренируемся в закреплении нового правила.
примеры |
Берут примеры из конверта каждый решает свой пример, у кого не получается помогают друг-другу. Учащиеся работают в группах. Умножение на трёхзначное число |
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
|
- Вы поработали вместе, в группах , что должны сделать сейчас? - Для этого мы поработаем самостоятельно. №1 стр 96 по вариантам
- (Проверка) Сейчас мы будем проверять свою работу, с какой целью? - Возьмите там правильно решённые примеры. - Возьмите простой карандаш и проверьте свою работу по образцу. У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг. - Кто допустил ошибку на правило? В каком месте? - Над чем надо еще поработать? - У кого правильные результаты? Молодцы! |
Закрепить свои знания
Не допустили ли мы ошибки.
Не сместил разряды, стал умножать не с единиц, а с сотен и т.д.)
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение.
|
- При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? №4 стр 96
№2 стр.96 самостоятельно |
(При решении выражений, уравнений, задач, в жизни).
Активно участвуют в анализе и синтезе задачи. Доказывают правильность решения. Решение проверяют по электронному учебнику.
180х218=39240(кг)овца 140х147=20580 (кг)ячменя 39240+20580=59820(кг) семян Ответ: 59820 кг семян. 192х294=56448 (л) 183х330=60390(л) 56448+60390=116838(л) 116838:3=38946(л) Ответ: осталось 38946 литра |
П: выполнение действий по алгоритму, самостоятельное создание алгоритмов действий, построение логической цепочки рассуждений, доказательство. К: умение строить речь и грамотно выражать свои мысли. Р: контроль, оценка своих действий, прогнозирование. |
9. Рефлексия учебной деятельности.
|
1) Выводы по уроку - С каким новым способом умножения мы с вами сегодня познакомились? - Какие цели вы сегодня перед собой ставили?
- Достигли ли вы этих целей? - Каким путём вы сегодня шли? - Возвращаясь к нашей китайской мудрости: Слайд 16 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» - Что вы можете добавить к сказанному в начале урока? Самооценка. Конверт №4 Я всё понял, могу использовать этот алгоритм в дальнейшей работе- зелёные листочки. Я понял, но сомневаюсь. Что смогу применить этот алгоритм - желтые листочки. Я не понял - не смогу применять этот алгоритм. Вырастим дерево знаний по этой теме. Молодцы!
|
(Письменное умножение на трехзначное число). (Составить правило умножения на трехзначное число, научиться решать эти выражения). Путь Опыта, Путь Размышления Высказывания детей
Мы попробовали и поняли
На конверте красные, желтые, зелёные листочки.
|
Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, эмоционально-положительное восприятие учения. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения, Р: волевая саморегуляция, оценка-выделение того, что осознано и усвоено, и того, что предстоит усвоить |
10. Домашнее задание. |
Составить и решить 2 примера умножения многозначных чисел на трёхзначное, №6,7 по выбору стр.96 Слайд
|
На слайде
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.