План – конспект урока по теме «Человек и атмосфера»
Тема: «Человек и атмосфера» 6 класс
Тип урока: урок - вернисаж (оргдеятельностного типа)
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная ,фронтальная, создание эвристической ситуации, метод гипотез, метод придумывания
Оборудование: учебник, презентация учителя, листы ватмана, фломастеры, заготовка для рефлексии «Цветограмма»
Цель:
образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;
развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать;
воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку
Задачи:
Планируемый результат обучения.
1)Предметные результаты:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
2)Метапредметные результаты
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.
7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
3)Личностные результаты:
1.Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
3.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
4.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
5.Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
|
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для учащихся |
|||
1.Организационно - мотивационный этап урока |
||||
Приветствие. Угадайте загадку: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, не развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?! Определение темы урока |
Да, это атмосфера. Мы изучили ее состав и строение. Но человек живет на планете Земля и значит теперь нам нужно…
Сформулируйте цели урока |
Учащиеся предполагают, что тема урока будет связана с влиянием атмосферы на организм человека и наоборот.
Формулируют цели: узнать, как влияет атмосфера на здоровье людей, как люди могут влиять на атмосферу |
||
Формулирование задач урока |
Что нам необходимо сделать, чтобы добиться выполнения цели |
Называют задачи: прочитать текст учебника, выяснить влияние человека на атмосферу и др. |
||
Создание мотивационной установки. Учитель объявляет, что сегодня урок будет необычный. Учитель говорит о том, что лучшие шедевры будут высоко оценены |
Называется наш урок – вернисаж. Что означает это слово? Как вы думаете, что вам предстоит делать? |
Учащиеся высказывают свое мнение. Говорят о том, что им предстоит что-то делать своими руками, а затем устроить выставку своих работ. |
||
2.Процессуально - содержательный этап урока |
||||
Влияние атмосферы на человека
|
Первые картины в нашем вернисаже выставляю для вас я. Вам предстоит ответить на вопросы: Кто изображен на этих фотографиях? Почему именно эти фотографии выставлены на обсуждение? Дайте им название. Объясните, как атмосфера может влиять на человека и его здоровье?
|
Ученики обсуждают фотографии, высказывают мнение о воздействии атмосферного давления на здоровье человека. Говорят о необходимости заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т.д. Говорят о том, что человек живет в разных климатических областях, что погодные условия могут влиять на здоровье людей. |
Формирование ценностного отношения к своему здоровью |
|
Влияние атмосферы на человека |
Человек может влиять на атмосферу. Давайте попробуем определить – всегда ли это влияние со знаком +? Каковы причины загрязнений? |
Ученики называют факты, свидетельствующие о загрязнениях атмосферы Перечисляют известные им причины загрязнения атмосферы, последствия, среди которых могут быть кислотные дожди, «парниковый эффект» и др. |
||
Работа в группах - творческих мастерских |
Задание: 1. Творческая мастерская №1 готовит на выставку работу, которая покажет, как деятельность человека может повлиять на атмосферу 2. Творческая мастерская №2 готовит картину, на которой будут отражены опасные явления в атмосфере 3. Творческая мастерская №3 готовит картину, которая расскажет о редких явлениях в атмосфере |
Выполняют работу в группах |
Развитие коммуникативной компетенции |
Возможность проявить творчество при выполнении рисунка, отборе нужного материала, компоновке элементов рисунка |
Организация выставки |
Задание группам: защитить свою работу |
Защита рисунков Каждая группа рассказывает о своей картине |
Возможность проявить творчество при защите, возможно использование стихотворений |
|
Минутка релаксации - игра «Постройся по росту, алфавиту, цвету волос» |
Учитель объясняет принцип активной минуты релаксации, проводит ее |
Дети играют |
Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности |
|
Решение эвристической задачи |
Ответьте на вопрос задачи, обсудив его в группах. Если кому-либо из жителей, обитающих на северо-западе китайской провинции Юньнань, нужен дождь, то они просто выходят из дома на улицу и начинают кричать: «Дождик! Дождик! Пуще!» И дождь на самом деле не заставляет себя ждать. Причем чем сильнее кричит человек, тем сильнее сыплет дождик, чем дольше кричит, тем дольше идет. Такой феномен наблюдается высоко в горах Гаолигуншань, где расположена группа озер под названием «Заколдованные». Если на берегу любого из этих озер кто-нибудь громко заговорит или закричит - тут же с неба проливается вода. Как объяснить этот феномен? |
Учащиеся высказывают свои гипотезы. Учитель предлагает свой ответ: Ученые полагают, что воздух в этой местности настолько насыщен влагой, что малейшее сотрясение его вызывает образование из паров воды дождевых капель. |
Развитие коммуникативной компетенции |
Возможность проявить творческие способности при решении задачи, показать умения составлять гипотезы |
Обсуждение Промежуточная рефлексия |
Учитель задает вопросы: Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал? Как распределяли роли в группе творческой мастерской? Кто был лидером? Кто выполнял основную работу? Кто устранялся от обсуждения и выполнения задания? |
Ученики отвечают на вопросы промежуточной рефлексии |
Возможность выразить свои чувства |
|
3.Этап закрепления |
||||
Закрепление |
Игра «Блиц – турнир»
|
Углекислый
Извержение вулканов, пыльные бури, лесные пожары 22-24
Кучево-дождевые
Уничтожает посевы, ломает виноградники, сбивает плоды, вызывает гибель животных Радуга, мираж Необычная, сложная форма миража |
||
Подведение итогов |
Как вы думаете, сумели ли мы справиться с целью урока? Решили ли мы его задачи? Оценивается работа учеников учителем, проводится взаимооценка работы групп |
Учащиеся отвечают на вопросы |
Возможность критически оценивать деятельность друг друга |
|
4.Рефлексивный этап урока |
||||
Рефлексия деятельности |
Оцените урок соответствующим цветом
|
Делают соответствующие действия с цветограммой
|
Оценка актуальности, новизны изучаемых вопросов |
|
5. Объяснение домашнего задания |
||||
Обязательное задание |
Параграф 14 стр.76-80 |
Внести в словарик слова и их объяснение: Парниковый эффект Гроза Град Мираж Радуга |
||
Дополнительное задание (по выбору) |
Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Мираж» |
|||
Творческое задание |
Составить кроссворд «Явления в атмосфере» Напишите памятку «Как вести себя во время грозы» |
Возможность проявить творческие способности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.