План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Оценка 4.6

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
24.10.2017
План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Вашему вниманию предлагается план - конспект урока литературы по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон", в котором прописаны тип и форма урока, применяемые методы обучения и технологии, формируемые компетенции и опорные понятия. межпредметные связи и формы организации учебной деятельности, а также материально - техническое и дидактическое оснащение урока и список использованных источников.
Тихий Дон.docx
Министерство образования и науки Пермского края ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж» ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «Донское казачество в романе М.А.  Шолохова «Тихий Дон» Разработчик: Грошева Т.М., преподаватель русского языка и литературы Губаха  2017 ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока: Донское казачество в романе М. Шолохова «Тихий Дон» Дисциплина: Русский язык и литература. Литература  Количество обучающихся: 25 Время: 45 минут Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний  Форма урока: повторительно ­ обобщающий Методы обучения:  ­ по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические; ­  по   степени   взаимодействия   со   студентами:   индивидуальные, групповые, коллективные; ­  по   степени   самостоятельности   и   активности     познавательной деятельности обучающихся:  частично­поисковый, проблемный Технологии: информационно ­ коммуникационные, личностно ориентированные Формируемые компетенции: ­ коммуникативная,  ­ языковая,   ­ лингвистическая (языковедческая),  ­ культуроведческая,  ­ читательская. Опорные понятия:  казачий быт, диалектные слова, казачья свадьба, казачья песня, духовно – нравственные традиции, дом, семья, труд, Гражданская война. Цели урока:  Обучающие: ­ обобщить и систематизировать знания по роману «Тихий Дон»; ­ организовать работу с текстом литературного произведения. Развивающие:  ­ развивать умения анализировать текст литературного произведения; ­ развивать речевую культуру обучающихся; ­ развивать умения работать индивидуально, в группах и в коллективе; ­ стимулировать субъективную позицию обучающихся, их инициативу и самостоятельность. Воспитательные:  ­способствовать формированию навыков культуры труда, ответственности за его результаты, общения и самоорганизации; ­   продолжить  воспитание   гражданских,   патриотических,   духовно   – нравственных качеств личности обучающихся; ­   продолжить  развитие   интеллектуальных   способностей   обучающихся, требующих переноса полученных знаний и умений в жизненную ситуацию. ­ способствовать созданию атмосферы взаимоуважения, толерантности и ситуации успеха. Материально   –   техническое   оснащение:  компьютер,   экран,   проектор, колонки. Дидактическое оснащение:  ­ тексты романа «Тихий Дон»; ­   видеофрагменты   х/ф   «Тихий   Дон»,   «Донские   казаки.   История   и традиции», «Обычаи, обряды и язык донских казаков»; ­ словарь диалектных слов М.Г. Павловец, Т.В. Павловец; ­ аудиозапись (казачьи народные песни). Межпредметные связи: история, русский язык. Формы   организации   учебной   деятельности:  индивидуальная,   групповая, коллективная. Диагностика результатов деятельности: 1. Самооценка. 2. Оценка со стороны преподавателя. 3. Рефлексия. Список использованных источников: 1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. ­ М: «ВАКО», 2007г. 2. Павловец  М.Г., Павловец Т.В. Словарь диалектных слов, встречающихся в «Тихом Доне». 3. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.­ М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008г. 4. http://www.npi­tu.ru/assets/files/kazaki/HTML/55.html   ­   Обычаи,   обряды   и язык донских казаков. 5. http://www.youtube.com/watch?v=W3J­oNV6RD8   –   «Донские   казаки. История и традиции».  Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово преподавателя:  Донские, сердцу милые пейзажи! Луга, изгибы берегов крутых… Я изменился, стал с годами старше, Но мне и часа не прожить без них. Уже в Базках волнуешься немножко, И в душу веет свежею волной Паром пересекает Дон. Здесь Вёшки Раскинули сады передо мной. Слепят пески, влекут деревьев шорохи, Зеленокрылых елей торжество. Здесь «Тихий Дон» писал Волшебник Шолохов, И мы во власти волшебства его.  «Тихий   Дон»   ­   это   книга   о   донском   казачестве,   которое   М.   Шолохов стремился показать как огромный мир. Его историческая судьба   неразрывно связана   с   судьбой   всего   русского   народа.   В   период   огромных   общественно­ исторических   потрясений   в   простом   человеке   отчетливо   проявлялось   его внутреннее богатство и сложность. Именно это было интересно М. Шолохову. Так кто они такие, донские казаки? 3. Просмотр видеофрагмента «Донские казаки. История и традиции».  4. Доклад обучающегося: историческая справка о донских казаках.            5.  Коллективная работа  по тексту романа. Беседа.  Ответы на вопросы преподавателя:  ­ Какую роль играет описание быта казаков в начале романа? (Примерные   ответы:   внимание   М.А.   Шолохова   к   быту   казаков   не случайно.   Обычная   жизнь,   мелочи   быта   подчиняют   человека   сложившимся обычаям, нравам, привычкам. Именно в быту проявляется традиционный уклад жизни). ­ Каков язык донских казаков? (Примерные ответы: язык донского казачества своеобразный. Он получил название донских говоров. Эта народная речь, или донской диалект, относится к русскому   языку,   но   в   то   же   время   имеет   значительные   особенности. В традиционном диалекте   употребляются   специфические   донские   слова   и выражения,   военные   занятия, складывавшиеся общественные отношения).   отражающие   старинный   казачий   быт, ­ Какие диалектные слова встретились вам на страницах романа? Все ли слова вам понятны?  Приведите примеры. (Примерные ответы: зачитывают диалектные слова. Понятно не всё, но о значении большинства слов можно было догадаться по контексту). 6. Выступление обучающегося: краткая характеристика словаря диалектных слов М.Г. Павловец, Т.В. Павловец.   Если значение каких – либо диалектных слов вам  не понятно, можно обратиться вот к этому словарю.          7.  Слово   преподавателя:  привольная   жизнь   сильно   привязала   казаков  к родине. Они славили свой Тихий Дон, называя его «кормилец родимый». В плену ли, на смертном ли одре казак, прощаясь со всем, что имел драгоценного в своей жизни, всегда обращался к Дону: «Ты прости, мой Тихий Дон Иванович! Мне по тебе не ездити, дикого зверя не стреливати, вкусной рыбы не лавливати».  А.С. Пушкин сумел передать эти чувства в стихотворении «Дон». 8.  Выступление   обучающегося:   выразительное   чтение   отрывка   из   стихотворения А.С. Пушкина «Дон».             9.  Слово   преподавателя:  свои   чувства   казаки   выражали   и   в песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят вглубь столетий. В песнях рассказывалось   о   героях­донцах,   прославивших   себя   и   своих   сподвижников на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к своей главной реке — Дону, к щедрой природе родного края.         10.  Аудиозапись: звучит «Гимн Донского казачьего войска «Взволновался казачий Дон».               11.  Слово   преподавателя:   песня   сопутствовала   казаку   всю   жизнь. Обрядовые, бытовые, исторические, походные, хороводные...Не без основания один из первых собирателей донских песен в прошлом веке Андроник Савельев, говоря   о   природном   даровании   донцов,   назвал   их   «народом   в   высшей степени певучим». Тексты старинных песен выказывают душу казачью со всей ее многогранностью.       12. Аудиозапись: звучит казачья песня «Тихий Дон наш батюшка».       13.  Слово преподавателя: без песен не обходилась ни одна казачья свадьба.    Беседа по вопросу – заданию: ­   Найдите   в   романе   описание   сватовства   и   свадьбы   главного   героя Григория Мелехова. Как данные эпизоды характеризуют нравы казаков? 14.  Слово преподавателя: основная   идея романа – идея дома, святости семейного   очага,   его   защиты.  Не   случайно   роман   начинается   с   предыстории семьи Мелеховых. 15. Беседа по вопросам (анализ эпизода «История семьи Мелеховых»): ­ На каких принципах строятся отношения в казачьей семье? ­ Какие этические нормы лежат в основе этих отношений? ­ Какие еще семьи находятся в центре повествования? 16. Просмотр видеофрагмента «Обычаи, обряды и язык донских казаков». 17. Слово преподавателя: в заповедях казака сказано: «Будь трудолюбив, не бездействуй!» Попробуем это доказать на примере семьи Мелеховых. 18.  Деятельность   обучающихся:   Анализ   эпизода   «Утро   в   семье Мелеховых». 19. Слово преподавателя: какие чувства испытывают казаки от общения с землей   и   друг   с   другом?   Свой   ответ   подтвердите   цитатами   из   текста.          20. Деятельность обучающихся: Анализ эпизода «На сенокосе». 21. Слово преподавателя: обратимся к эпиграфу романа «Тихий Дон»: Не сохами­то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен­то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории   государства,­   Гражданскую   войну.   Это   война,   которая   идёт   внутри страны, заставляет отца убивать сына, а брата­брата. Война сломала казачество, разбила   его   крепкие   и   трудолюбивые   семьи,   разрушила   вековые   традиции   и устои. Внесла разногласия война и в семейные отношения Мелеховых. Семья Мелеховых   ­   своего   рода   микромир,   в   котором,   как   в   зеркале,   отразилась страшная трагедия войны. Трагизм положения Григория Мелехова и всех казаков можно передать словами С.А. Есенина: «...в сплошном дыму, в развороченном бурей быте  оттого и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий». Как личность, Григорий многое взял из историко­социального и нравственного опыта казаков, хотя сам автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество». ­   Меняется   ли   авторское   повествование,   когда   заходит   речь   о Гражданской войне? (Примерные ответы обучающихся: в эпическое повествование врывается голос автора: «Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что   могла   бы   удержать   казаков   от   стихийного   влечения   домой».   Каждому хотелось дома побывать, «хучь одним глазком глянуть». И, словно выполняя это желание,   Шолохов   рисует   хутор,   «по­вдовьему   обескровленный»,   где   «шла жизнь на сбыв ­ как полая вода в Дону». Авторский текст звучит в унисон со словами старинной казачьей песни, которая стала эпиграфом романа). Мирный   труд   казаков,   жизнь,   наполненная   повседневными   заботами, запутанные   сложные   отношения   обрываются   войной.   Великая   российская революция изменила веками устоявшийся уклад жизни казачества.  22. Доклад обучающегося: причины участия казаков в Гражданской войне.  23.  Слово   преподавателя:   найдите   в   первой   книге   романа   примеры жестокости, изуверства, нравственной развращенности казаков. 24. Работа с текстом: (Примерные ответы: ­ разъяренная толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова; ­ сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню (1­1­I); ­ пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти; ­   Степан   Астахов   «обдуманно   и  страшно»  бьет   молодую   жену   на   сле­ дующий   день   после   свадьбы   (1­1­VII),   а   затем   вновь,  вернувшись   с  военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у равнодушно улыбающегося Алешки Шамиля; ­ братья Мелеховы вступают  в  драку  со  Степаном, «клюют»  его, «как стервятники падаль» (1­1­XIV); ­   с  дикой   яростью   набрасываются   казаки   на   ни   в   чем   не   повинных тавричан, приехавших на мельницу (1­2­V); ­   немало   среди   казаков   и   нечистых   на   руку,   причем   во   время   войны воровство, мародерство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости). 25.  Слово преподавателя:   М.А.  Шолохов не скрывает дикости нравов, которая   подчас   царила   в   казачьей   среде,   но   не   она,   по   мысли   писателя, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор,   курень   ­   вот   его   важнейшие   составляющие,   вот   условия,   которые сформировали характер настоящего казака Григория Мелехова. Тяжелый путь пролег   между   начальной   и   конечной   точкой   жизни   Григория   Мелехова.   От начала до конца романа Мелеховы существуют как целое: семья, дом. Из таких кирпичиков и был построен мир казака, бывший долгое время несокрушимым.  26.  Вывод   по   уроку:  казачество   представляло   собой   относительно обособленное   сословие,   отличавшееся   стремлением   к   независимости, своеобразной трудолюбием, дисциплинированностью, почитанием старших. Казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, языком. свободолюбием,     замкнутостью,

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

План - конспект урока литературы по теме "Донское казачество в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2017