План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
10 КЛАСС
АВТОР: Кунахова Светлана Леоновна
учитель химии и биологии МКОУ СОШ №3
г. Россоши Воронежской обл.
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Какие вещества
выполняют в
клетке функции,
обозначенные в
схеме?
Дайте
определение
белков.
Где происходит
синтез белков в
клетке?
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Вспомни!
Система записи информации о
последовательности расположения аминокислот
в белках с помощью последовательности
расположения нуклеотидов в информационной
РНК
Принцип комплементарности
В молекуле нуклеиновой кислоты одна
аминокислота кодируется сочетанием трёх
последовательно расположенных нуклеотидов
Аминокислотам соответствует не один, а
несколько кодонов, что повышает надёжность
хранения и передачи наследственной
информации
Один нуклеотид не может входить одновременно
в состав нескольких триплетов
Один триплет (кодон) всегда кодирует только
одну аминокислоту
Генетический код един для всех живущих на
Земле существ
В ДНК содержатся сотни генов, не кодирующие
Генетический код
Избирательное
соединение
нуклеотидов
Триплетность
Избыточность
(вырожденность)
Неперекрываемость
Однозначность
Универсальность
Наличие
Вспомни!
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Цель урока:
Изучение
процесса
синтеза белков
в клетке
Задачи:
Закрепить знания о
свойствах
генетического кода;
Сформировать
знания о
механизмах
трансляции и
транскрипции;
Рассмотреть
принцип, лежащий
в основе процесса
синтеза
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
СЛОВАРЬ
Синтез белка – это сложный
многоступенчатый процесс
образования белковой
молекулы (полимера) из
аминокислот (мономеров),
который подразделяется на
несколько этапов.
СЛОВАРЬ
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Этапы синтеза белка
Транскрипция
(синтез и-РНК
в ядре)
Трансляция
(синтез белка
на рибосоме)
Посттрансляционна
я модификация
(в комплексе
Гольджи)
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Транскрипци
я
Транскрипция –
процесс
образования и-
РНК на
молекуле ДНК
(матрице).
Порядок
чередования
групп А, У, Г и
Ц в получаемой
РНК полностью
зависит от
строения
исходной ДНК
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Транскрипция
Молекула
ДНК
Помни!
Генетическая
информация
записана только в
одной (кодогенной,
информативной или
значащей) цепи
ДНК, вторая цепь не
несет генетической
информации.
Белок
Комплементарна
я мРНК (иРНК)
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Трансляция
Трансляция — синтез полипептидной
цепи на матрице и-РНК.
Синтез белковых молекул
может происходить в
свободных рибосомах
цитоплазмы или
на шероховатой
эндоплазматической
сети.
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Транспортные РНК
Для транспорта
аминокислот к рибосомам
используются
т-РНК.
В т-РНК различают:
• антикодоновую петлю
• акцепторный участок
В антикодонной петле РНК
имеется антикодон,
комплементарный кодовому
триплету определенной
аминокислоты. Акцепторный
участок на 3'-конце способен с
помощью фермента присоединять
именно свою аминокислоту
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Транспортные РНК
Таким образом, у каждой аминокислоты
есть свои т-РНК и свои ферменты,
присоединяющие аминокислоту к т-РНК.
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Полисома
Через и-РНК могут
одновременно проходить
несколько рибосом,
последовательно
транслирующие один и тот
же белок. Такую структуру
называют полисомой
(полирибосомой).
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Посттрансляционная модификация
Формирование
вторичной,
третичной и
четвертичной
структуры белка при
участии ферментов и
с затратой энергии
вторичн
ая
АТФ
третична
я
четвертична
я
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Задача
В трансляции участвовали т-РНК , имеющие
антикодоны АЦЦ, УАУ, АГГ, ААА, УЦА.
Определите аминокислотный состав полипептида и
участок ДНК, кодирующий данный полипептид.
Этапы решения:
1. По принципу комплементарности
определяем последовательность
нуклеотидов и-РНК.
2. По таблице генетического кода
определяем последовательность
аминокислот.
3. По принципу комплементарности
определяем последовательность
нуклеотидов в ДНК.
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Решение
1. Последовательность нуклеотидов и-
РНК
АУГ УГГ АУА УЦЦ УУУ АГУ УАГ
2. Последовательность аминокислот в
полипептиде:
мет – три – иле – сер – фен – сер
3. Участок 1 цепи ДНК имеет вид:
Т А Ц А Ц Ц Т А Т А Г Г А А А Т Ц
А А Т Ц
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Прокомментируйте процессы, которые
вы наблюдаете в видеофрагменте
План - конспект урока на тему "Биосинтез белка" (10 класс, биология)
Домашнее задание
1. *16.
2. Составить задачу на механизм
транскрипции и трансляции с
использованием таблицы
генетического кода, записать её в
тетрадь с решением и листе
формата А 3 только условие (без
решения).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.