План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
Оценка 4.7
Разработки уроков
обществознание
11 кл
24.01.2017
Данный урок был задуман как урок решения частной задачи (комплексное применение знаний), а так же самостоятельная творческая работа учащихся по умению работать с текстом, поиску проблем и умению решать эти проблемы. Урок проводился в рамках блока уроков по обществознанию «Проблемы социально-политической и духовной жизни». Современная концентрическая форма обучения в средней школе и ФГОС требуют от учащихся второго концентра, к которому относятся учащиеся 11 класса, умения думать, анализировать, находить пути решения проблем, слаженно работать в коллективе, творчески подходить к выполнению задания, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. Данная форма урока позволяет успешно развивать у учащихся необходимые навыки и умения, а также развивает творческие способности и самостоятельность. Современный ученик должен уметь отбирать в тексте фактический материал и уметь его аргументировать. Это умение проверяется при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Прием технологии развивающего мышления позволяет развивать именно эти умения. На данном этапе работы ребята успешно справились с заданием, выявив проблемы и доказав их существование приведенными фактами и аргументами.
Например, учащиеся обозначив проблему «Кризис семьи». Привели факты:
1) Увеличивается число разводов в стране. Аргумент – по данным статистики в среднем в России ежедневно регистрируется 3616 браков и 15345 развода, в результате без одного из родителей остаются 1288 детей.
2) Численность женщин превышает численность мужчин. Аргумент – по переписи 2002 г. численность женщин превышала численность мужчин на 10 млн, что неизменно приводит к увеличению неполных семей, в которых мать воспитывает ребенка одна. На данном этапе было проведено сравнение с данными переписи 2010 года.
3) Увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребенка. Аргумент – современные молодые люди откладывают рождение ребенка, стремясь сначала сделать карьеру, добиться материального благополучия.
4) Увеличивается число людей, которые никогда не состояли в браке. Аргумент – по переписи 2002г из 1000 человек 210 никогда не состояли в браке (в 1989 г. – 161), состоят в браке 572 человека ( в 1989 г. – 653).
Был привлечён краеведческий материал, т.е. данные по Обливскому району.
Вывод: институт семьи в современной России переживает кризис. Сокращение среднего размера семьи, ослабление внутрисемейных связей негативно сказываются на ее стабильности. Кроме того, происходят функциональные сдвиги: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье в связи с изменениями в характере и размерах источников благополучия, снижение семейной воспитательной функции.
На следующем этапе (проблемно-информационный блок. Организация совместной деятельности) учащимся было предложено найти ещё проблемы, которые переживает современная семья и учащиеся попытались предложить пути решения демографических проблем в стране, используя кейс технологию и метод составления мини-проекта. Проанализировав демографическую ситуацию в России, ребята искали пути ее решения.
Подобная технология учит ребят рациональному решению поставленной проблемы, и вполне может быть применима в простых жизненных ситуациях.
Данная тема органично перекликается с предыдущими темами уроков обществознания при изучении политических и общественных аспектов современного общества, опираясь на модель общественного сознания, понятия «свободы» и «ответственности». Учащиеся получили знания, необходимые им при изучении вопросов экономики, а также на уроках истории при изучении современного этапа развития российского общества и существующих в нем проблем. Приобретенные умения и навыки учащиеся успешно могут применять на всех остальных уроках, а также при решении жизненных проблем, с которыми они могут столкнуться после окончания школы.
Подобные формы уроков очень нравятся учащимся, так как они получают возможность проявить свою самостоятельность и творческий подход, высказать свою точку зрения. К тому же разнообразные формы работы на уроке вызывают у них заинтересованность, погружение в изучение проблемы, вследствие чего урок проходит для ребят быстро и незаметно. После таких уроков дети, как правило, испытывают эмоциональное и творческое удовлетворение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.