План конспект урока по обществознанию 11 класс.doc
План конспект урока по обществознанию 11 класс
Автор: учитель истории и обществознания Родина Л. И.
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».
Тип урока: решение частной задачи (комплексное применение знаний).
Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися сущности
демографической ситуации в России, развитие умения совместными усилиями
анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение.
Планируемые результаты ( предметные): владение базовыми понятиями. Умение
выявлять причинноследственные связи социальных процессов; сформированность
представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества;
навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках
различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений.
Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения
личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной
деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви,
равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи.
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную
деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты
деятельности; анализировать собственную работу.
Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения
демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности,
включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
разных источников.
Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со
сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно
разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой
проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации.
Образовательные ресурсы:
1. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений:
базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов; под ред Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение,
2013.
2. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей
истории и обществознания /под ред. Т. В. Болотина. – М.: АПК и ППРО, 2010.
Оборудование: кейсы (тексты 1, 2); листы ватмана, маркеры, старые журналы,
ножницы, клей. Эпиграф урока: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет». Дж. Голсуорси
(1867 – 1933), английский писатель.
Организационная структура урока
Вводная часть
I.
Мотивационный блок. Постановка учебной задачи.
Добрый день.
Сегодня у нас урок обществознания и проведу его я Родина Л. И.
Урок обществознания. Что изучает обществознание? А можно на уроке
обществознания спроектировать будущее? А вы хотели бы узнать своё будущее? Я
как конкурсант хотела бы знать своё будущее.
Вот сегодня мы с вами постараемся спроектировать будущее. Но сначала
проанализируем настоящее.
А теперь подробнее. Что мы с вами будем анализировать и что проектировать?
Будущее звучит заманчиво, но как то объёмно. Что из своего будущего вы хотели
бы знать? Это очень много.
Сейчас я вам предлагаю послушать отрывки из популярных во второй половине 20
века, песен и определить более конкретную тему нашего урока.
(звучат песни «.. на 10 девчонок 9 ребят» и «Я у бабушки живу…»)
Какая проблема затронута?
А что такое демография?
Демография это наука о закономерностях воспроизводства населения в
общественноисторической и социальной обусловленности этого процесса
Итак, тема нашего урока «Демографическая ситуация в современной России».
Что же сегодня мы с вами будем делать на уроке?
Проанализировать демографическую ситуацию в современной России на основе
имеющихся статистических данных.
Выявить негативные тенденции демографической ситуации в России, оценить
ситуацию.
Определить, как Правительство РФ решает демографические проблемы.
Эпиграф
А как мы это будем делать?
Будем работать все вместе, с учебником, с кейсами, по группам.
Итак, за работу.
СМИ пестрят заголовками (слайд)
«Кризис семьи»
«Вымираем»
«Депопуляция»
Так ли это?
Для этого откройте учебник с. 194 и найдите факты, подтверждающие это или
опровергающие?
Высокое число разводов (ежедневно регистрируется браков 3616, разводов – 1534
значит много детей остаются без одного родителя.
Численность женщин превышает численность мужчин (неполные семьи)
Увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребёнка.
(откладывается рождение ребёнка, сначала карьера, материальное благополучие)
Увеличивается число людей, которые никогда не состояли в браке.
Вывод: институт семьи переживает кризис. Сокращение численности населения.
Причины этого?
Депопуляция
Высокая смертность
Миграция
Знакомство со слайдами.
Обстановка в Обливском районе.
Основная часть
II.
Проблемноинформационный блок (этап организации совместной
деятельности).
Класс делится на 3 группы. 1 и 2 группы работают с кейсами, 3 группа работает над
проектом «Как помощь российской семье».
Учащиеся каждой из групп по очереди представляют свой вариант решения
проблемы. После каждого выступления возможна дискуссия с участием
представителей других групп. Учитель организует и направляет общую
деятельность групп.
Кейс №1
Растили себе на радость
Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершали завтрак. Папа, как
всегда, дожёвывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему
компьютеру. «Я женюсь, весело произнёс сын. – Надеюсь, вы не против»
Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта.
Компьютер, видимо, тоже потух. «Как … как женишься?» пролепетала
мама. «На Гале, вы её знаете». «Забеременела, догадался отец. – Но ведь
тебе всего 19, ты только поступил в институт». «Ты же ещё ребёнок»,
всхлипнула мама. «С ней я ребёнком себя не чувствовал, мгновенно
ответил сын. – К тому же у неё плохое здоровье, об аборте речи быть не
может. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочный. Работу уже
нашёл. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я её люблю».
(По П. Кудлаеву)
1) Как вы думаете, почему текст так называется?
2) Согласны ли вы с решением, которое принял сын?
3) Какой выход в данной ситуации видите вы?
Какие ещё вопросы возникли у вас по данному тексту?
Итак. Мы с вами выделили одну проблему: проблему ранних браков и
отсутствие помощи молодой семье.
1. Проблема неполных семей.
Идеальная семья – это какая семья?
Давайте вспомним, какие семьи называются неполными. Какие проблемы
они испытывают? (материальные проблемы, недостаток полноценного
общения, неполная социализация и т. д). Я предлагаю вам для обсуждения кейс №2. Время на обсуждения 5
минут.
Кейс №2
Воспитывал ребёнка, сажая в подвал
В Иваново завершился процесс по делу об издевательствах над ребёнком.
Обвиняемым по делу проходил родной отец пострадавшей. После развода
родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. С отцом встречалась
редко – тот о дочери не заботился, только ругал и бил.
В апреле 2008 года девочка пришла к отцу забрать велосипед. Однако
родитель встретил дочь враждебно, стал кричать и требовать, чтобы она не
медленно села за уроки. Получив отказ, отец закрыл девочку в подполье, а
чтобы она не выбралась из заточения, забил выход гвоздями и поставил
сверху бак с водой.
Следствие установило, что ребёнок просидел в подполье около часа, после
чего отец «сжалился» и отпустил дочь на свободу. Дома девочка рассказала
о происшествии бабушке и маме, а те написали заявление в милицию. Суд
признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.
(По материалам газеты «Моя семья»)
1) Как вы считаете справедливо ли был наказан отец девочки?
2) Какие методы воспитания не должны применяться к детям?
3) Как вы думаете, почему в нашем обществе растёт количество случаев
жестокого обращения с детьми? Кто и как должен с этим бороться?
Печальная статистика: увеличение случаев жестокого обращения с
детьми.
2. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Как выглядит современная демографическая ситуация в России?
(Таблица «Идеальное и реальное число детей на одну женщину»)
1) Сокращение населения. Почему? (Население не воспроизводится.)
Сколько детей должно быть в семье? (Не менее 23)
2) сокращение трудоспособного населения. (учебник, § 17. Современная
демографическая ситуация в РФ.) Чем это грозит в будущем?
3) Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности
населения.
4) Инфантилизация подрастающего поколения.
Это проблема государственной важности?
Есть ли выход из этой ситуации?
Слово 3 группе
На основе знаний, своего юношеского оптимизма и творческих
способностей вы должны составить и презентовать проект «Как помочь
российской семье?». Вы можете нарисовать плакат, составить коллаж,
написать тезисы. Используя старые газеты и журналы, фломастеры.
Презентация проекта – 2 минуты.
Презентация проекта.
Беседа: Только ли от государства зависит? Чтото зависит от нас самих?
(личные качества: доброта, милосердие, взаимопомощь, коллективизм,
сострадание, здоровый образ жизни)
Обращение к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием
английского писателя?
Заключительная часть.
III.
IV.
Аналитический блок.
Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями,
высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.
Рефлексия и оценивание.
Анализ проделанной работы и оценивание выступлений (презентации)
Не всё потеряно, будущее – за молодыми российскими семьями!
План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.