План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
Оценка 4.7

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
11 кл
24.01.2017
План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
презентация к уроку "Демографическая ситуация в современной России". В презентации используется краеведческий материал
План конспект урока по обществознанию 11 класс.doc
План конспект урока по обществознанию 11 класс Автор: учитель истории и обществознания Родина Л. И. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России». Тип урока: решение частной задачи (комплексное применение знаний). Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися сущности  демографической ситуации в России, развитие умения совместными усилиями  анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение. Планируемые результаты ( предметные): владение базовыми понятиями. Умение  выявлять причинно­следственные связи социальных процессов; сформированность  представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества;  навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках  различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития;  владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать  последствия принимаемых решений. Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения  личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной  деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания,  находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к  созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви,  равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи.  Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную  деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты  деятельности; анализировать собственную работу. Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения  демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности,  включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из  разных источников. Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со  сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно  разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно  излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой  проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации. Основное содержание темы, понятия и термины: Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная  демографическая ситуация в Российской Федерации.  Образовательные ресурсы: 1. Обществознание: учебник  для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений:  базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов; под ред Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение,  2013. 2. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей  истории и обществознания /под ред. Т. В. Болотина. – М.: АПК и ППРО, 2010. Оборудование: кейсы (тексты 1, 2); листы ватмана, маркеры, старые журналы,  ножницы, клей. Эпиграф урока: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет». Дж. Голсуорси  (1867 – 1933), английский писатель. Организационная структура урока Вводная часть I. Мотивационный блок. Постановка учебной задачи. Добрый день. Сегодня у нас урок обществознания и проведу его я Родина Л. И.  Урок обществознания. Что изучает обществознание? А можно на уроке  обществознания спроектировать будущее? А вы хотели бы узнать своё будущее? Я  как конкурсант хотела бы знать своё будущее. Вот сегодня мы с вами постараемся спроектировать будущее. Но сначала  проанализируем настоящее.  А теперь подробнее. Что мы с вами будем анализировать и что проектировать?   Будущее звучит заманчиво, но как то объёмно. Что из своего будущего вы хотели  бы знать? Это очень много. Сейчас я вам предлагаю послушать отрывки из популярных во второй половине 20  века, песен и определить  более конкретную тему нашего урока. (звучат песни «.. на 10 девчонок 9 ребят» и «Я у бабушки живу…») Какая проблема затронута? А что такое демография? Демография ­ это наука о закономерностях воспроизводства населения в  общественно­исторической и социальной обусловленности этого процесса Итак, тема нашего урока «Демографическая ситуация в современной России». Что же сегодня мы с вами будем делать на уроке?  Проанализировать  демографическую ситуацию в современной России на основе  имеющихся статистических данных.  Выявить негативные тенденции демографической ситуации в России, оценить  ситуацию.  Определить, как Правительство РФ решает демографические проблемы. Эпиграф А как мы это будем делать? Будем работать все вместе, с учебником, с кейсами, по группам. Итак, за работу. СМИ пестрят заголовками (слайд) «Кризис семьи» «Вымираем» «Депопуляция» Так ли это? Для этого откройте учебник с. 194 и найдите факты, подтверждающие это или  опровергающие? ­Высокое число разводов (ежедневно регистрируется браков 3616, разводов – 1534  значит много детей остаются без одного родителя. ­Численность женщин превышает численность мужчин (неполные семьи) ­Увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребёнка. (откладывается рождение ребёнка, сначала карьера, материальное благополучие) ­Увеличивается число людей, которые никогда не состояли в браке. Вывод: институт семьи переживает кризис. Сокращение численности населения. Причины этого? ­ Депопуляция ­Высокая смертность ­Миграция Знакомство со слайдами. Обстановка в Обливском районе. Основная часть II. Проблемно­информационный блок (этап организации совместной  деятельности). Класс делится на 3 группы. 1 и 2 группы работают с кейсами, 3 группа работает над  проектом «Как помощь российской семье».  Учащиеся каждой из групп по очереди представляют свой вариант решения  проблемы. После каждого выступления возможна дискуссия с участием  представителей других групп. Учитель организует и направляет общую  деятельность групп. Кейс №1 Растили себе на радость    Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершали завтрак. Папа, как  всегда, дожёвывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему  компьютеру. «Я женюсь, ­ весело произнёс сын. – Надеюсь, вы не против»  Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта.  Компьютер, видимо, тоже потух. «Как … как женишься?» ­ пролепетала  мама. «На Гале, вы её знаете». «Забеременела, ­ догадался отец. – Но ведь  тебе всего 19, ты только поступил в институт». «Ты же ещё ребёнок», ­  всхлипнула мама. «С ней я ребёнком себя не чувствовал, ­ мгновенно  ответил сын. – К тому же у неё плохое здоровье, об аборте речи быть не  может. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочный. Работу уже  нашёл. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я её люблю».                                                                                              (По П. Кудлаеву) 1) Как вы думаете, почему текст так называется? 2) Согласны ли вы с решением, которое принял сын? 3) Какой выход в данной ситуации видите вы? ­  Какие ещё вопросы возникли у вас по данному тексту? ­ Итак. Мы с вами выделили одну проблему: проблему ранних браков и  отсутствие помощи молодой семье. 1. Проблема неполных семей. Идеальная семья – это какая семья? ­ Давайте вспомним, какие семьи называются неполными. Какие проблемы  они испытывают? (материальные проблемы, недостаток полноценного  общения, неполная социализация и т. д). ­ Я предлагаю вам для обсуждения кейс №2. Время на обсуждения ­  5  минут. Кейс №2 Воспитывал ребёнка, сажая в подвал    В Иваново завершился процесс по делу об издевательствах над ребёнком.  Обвиняемым по делу проходил родной отец пострадавшей. После развода  родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. С отцом встречалась  редко – тот о дочери не заботился, только ругал и бил.    В апреле 2008 года девочка пришла к отцу забрать велосипед. Однако  родитель встретил дочь враждебно, стал кричать и требовать, чтобы она не  медленно села за уроки. Получив отказ, отец закрыл девочку в подполье, а  чтобы она не выбралась из заточения, забил выход гвоздями и поставил  сверху бак с водой.    Следствие установило, что ребёнок просидел в подполье около часа, после  чего отец «сжалился» и отпустил дочь на свободу. Дома девочка рассказала  о происшествии бабушке и маме, а те написали заявление в милицию. Суд  признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.                                            (По материалам газеты «Моя семья») 1) Как вы считаете справедливо ли был наказан отец девочки? 2) Какие методы воспитания не должны применяться к детям? 3) Как вы думаете, почему в нашем обществе растёт количество случаев  жестокого обращения с детьми? Кто и как должен с этим бороться? Печальная статистика: увеличение случаев жестокого обращения с  детьми. 2. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. ­ Как выглядит современная демографическая ситуация в России?  (Таблица «Идеальное и реальное число детей на одну женщину») 1) Сокращение населения. Почему? (Население не воспроизводится.) ­ Сколько детей должно быть в семье? (Не менее 2­3) 2) сокращение трудоспособного населения. (учебник, § 17. Современная  демографическая ситуация в РФ.) Чем это грозит в будущем? 3) Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности  населения. 4) Инфантилизация подрастающего поколения. Это проблема государственной важности? ­ Есть ли выход из этой ситуации? Слово 3 группе   На основе знаний, своего юношеского оптимизма и творческих  способностей вы должны составить и презентовать проект «Как помочь  российской семье?». Вы можете нарисовать плакат, составить коллаж,  написать тезисы. Используя старые газеты и журналы, фломастеры.  Презентация проекта – 2 минуты.  Презентация проекта. Беседа: Только ли от государства зависит? Что­то зависит от нас самих? (личные качества: доброта, милосердие, взаимопомощь, коллективизм,  сострадание, здоровый образ жизни) Обращение к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием  английского писателя? Заключительная часть. III. IV. Аналитический блок. Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями,  высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов. Рефлексия и оценивание. Анализ проделанной работы и оценивание выступлений (презентации) ­ Не всё потеряно, будущее – за молодыми российскими семьями!

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"

План конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017