Разработка урока по теме
«Климатические пояса» 7 класс
Цель урока: сформировать представление о климатических поясах Земли и факторах их образования.
Задачи урока:
– Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции
воздушных масс на Земле.
– Познакомить учащихся с понятием “климатический пояс” и картой климатических
поясов мира.
– Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их
формирования.
– Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
– Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических
поясов, систематизирующей таблицей.
– Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.
Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый урок.
Оборудование: климатическая карта мира, атласы и учебники 7 класс.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят ученики в ходе урока:
Актуализируют:
Знания:
– о распределении на Земле температуры, атмосферного давления, осадков;
– о причинах образования системы постоянных ветров на Земле;
– о воздушных массах.
Умение:
– сравнивать свойства воздушных масс Земли.
Навыки:
– работы с тематической картой;
– работы с систематизирующей таблицей.
Приобретут:
Знания:
– о климатических поясах и особенностях их географии;
– о климатообразующих факторах и механизме их действия.
Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– объяснять причины формирования климата посредством нахождения
климатообразующих факторов.
– определять климатический пояс по климатограмме.
Закрепят:
Знания:
– о климатических поясах и их особенностях;
– о влиянии климатообразующих факторов на климат на примере юга Африки.
Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– описывать климат по климатической карте;
– объяснять причины формирования климата в данном месте Земли.
Навыки:
– работы с климатической картой, картой климатических поясов;
– поисковой деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного
Задания на проверку знания понятий и фактического материала
- Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным:
муссон, пассат, северо-восточный бриз, стоковые, западные ветры
-Что такое воздушные массы ?
-Расскажите об основных типах воздушных масс и их свойствах.
-Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:
а) жаркая и влажная;
б) жаркая и сухая
в) холодная и сухая
г) свойства меняются по сезонам года.
Задания на проверку понимания причинно-следственных связей
-При каком условии исчезла бы сила Кариолиса, какого бы направления были постоянные ветры?
-Объясните причину преобладания ясной погоды на полюсах
-От каких условий зависит свойство воздушных масс?
Задания на проверку знания закономерностей
-Назовите основные климатообразующие факторы
Задания на проверку умений
-Сравните пассаты и муссоны
Для учеников, испытывающих трудности в изучении предмета, можно дать план ответа на вопрос в виде таблицы
Черты сравнения |
Пассаты |
Муссоны |
Закономерности появления |
Возникают из-за разницы атмосферного давления на экваторе и тропических широтах |
Рождаются на берегах океанов и морей. Возникают из-за разницы в давлении на суше и море. |
Постоянные , временные |
Постоянные ветры |
Направление меняется по сезонам года: летом дуют на сушу, зимой – на море |
3. Изучение нового материала
Учитель задает вопрос:
-В какой сезон года все стремятся отдохнуть?(Летом)
-А если у вас такая специфика работы, что летом вам отпуск не дают? Например, геологи работают в основном летом, а отпуск у них зимой. Как им поступить , где отдохнуть?(Поехать туда, где погода теплая в зимние месяцы)
Далее учитель предлагает заполнить схему на доске или составить рассказ по готовой схеме
Неравномерное нагревание земной поверхности
Различие климатов земли
13 климатических поясов
-Попробуйте сформулировать определение термина «климатический пояс» (Широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс.)
Климатические пояса формируются под действием определенных воздушных масс
Существует два вида климатических поясов: постоянные и переходные
Постоянными климатическими поясами называются климатические пояса, в которых преобладает один тип воздушных масс, а переходными – те, в которых воздушные массы меняются по сезонам года. В переходных климатических поясах летом воздушные массы двигаются на север, а зимой -на юг.
-Выберите из климатических поясов постоянные и переходные пояса обоснуйте свой ответ и составьте схему в тетрадях
Климатические пояса
Постоянные Переходные
примеры: примеры:
… …
… …
4. Проверка понимания изученного
-Какие силы заставляют перемещаться воздушные массы ?
-В каком направлении перемещаются воздушные массы летом?
-Какие воздушные массы господствуют в тропическом поясе?
-Какие воздушные массы господствуют в субэкваториальном поясе?
5. Практическая работа
- Заполните таблицу:
Климатический пояс |
Воздушные массы |
Температура |
Количество осадков |
Режим осадков |
Занимаемая территория |
|
января |
июля |
|||||
Экваториальный |
Экваториальные |
+240С |
+240С |
Более 2000 мм |
Круглый год |
Бассейн реки Конго. Экваториальная часть Ю. Америки, острова Юго – восточной Азии |
……. |
|
|
|
|
|
|
Учитель:
-“Как работать с климатограммой?”.
-Какому климатическому поясу относятся климатограммы?” (рис. в учебнике; поисковая работа по группам).
6. Закрепление
-В каком климатическом поясе вы живете?
-Каковы закономерности распределения температур на земле?
-Определите тип климата: температура января -100…-150С, температура июля +200…+250С. Осадки выпадают в течение всего года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен этот тип климата?
Создание проблемной ситуации: Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Лондоне. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города Латинской Америки с целью изучения культуры народов. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на данной территории вы не сможете, так как ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома”. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: “Какие вещи взять с собой”? Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: – определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится ваш город; – найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится город, изучить погодные условия 4 –х времен года города; – из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям города и сложить в “чемоданчик”.
6. Рефлексия (самоанализ знаний, действий на уроке).
7. Домашнее задание.
1.Параграф 6.
2.Нанести на контурную карту климатические пояса Земли.
3.Охарактеризовать климатический пояс, в котором вы живете.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.