План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
Оценка 5

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство
9 кл
09.08.2018
План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
Урок направлен на выявление синтеза научных и художественных знаний, роли талантливых личностей, опережавших своё время, в предсказаниях будущих открытий; повторение видов симметрии и способов построения фигур, симметричных относительно оси и центра симметрии; применение умений и навыков построения симметричных фигур в художественно-проектной деятельности, предоставление возможности для творческого самовыражения средствами изобразительного искусства.План - конспект к уроку по искусству в 9 классе на тему: "Художник и учёный"
искусство 9класс.doc
Искусство ( 9класс)                                                                             Тема: "Художник и учёный". Цели   урока:  выявление   синтеза   научных   и   художественных   знаний,   роли талантливых личностей, опережавших своё время, в предсказаниях будущих открытий;   повторение   видов   симметрии   и   способов   построения   фигур, симметричных относительно оси и центра симметрии; применение умений и навыков построения   симметричных   фигур в   художественно­проектной деятельности, предоставление возможности для творческого самовыражения средствами изобразительного искусства. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступление. ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем тему раздела «Искусство  предвосхищает будущее». Культура и все ее высшие достижения, точно так  же как все произведения искусства, созданы отдельными гениальными и  талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса.  Это они могут предвосхищать будущее!  – А что это значит?  (Опережать своё время, предсказывать и предугадывать…) – Каким Вы представили это будущее?  (Краткий анализ работ учащихся) Время покажет, насколько Вы правы… Многие выдающиеся учёные ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих  открытий в науке. Мы говорили с вами о гениальных и талантливых учёных. ­ Я предлагаю вам вспомнить гениальных творцов мировой культуры,  опередивших своё время и предсказавших будущие открытия и события. ­ Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству и, конечно  же, именно искусство вдохновило их на это. Ещё один пример слияния искусства с наукой.  (сообщение учащихся) Русский инженер, изобретатель Лев Сергеевич Термен в 1920 г. изобрёл  терменвокс – электромузыкальный инструмент, прототип синтезатора, на  котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в  электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может  звучать как скрипка, виолончель, флейта; исполнять любые (классические,  эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать  различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.). Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались  Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение  человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и  Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи. 3. Работа над новой темой.        Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные  средства, открывать новые феномены и закономерности. Сегодня мы с вами поговорим о художнике, который творил, используя не  только своё творческое воображение, фантазию, но и определённые научные  знания.  – Какова тема нашего урока?  Запись в тетрадь темы урока «Художник и учёный». Синтез научных и художественных знаний в XX веке приводит к появлению новых   наук   («синергетика»,   «фрактальная   геометрия»),   формирует   новый художественный язык искусства. (Новые термины остаются на доске для дом. задания).  Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898­1972)одним из   первых   стал   изображать   в   своих   картинах   фракталы.   Только   спустя десятилетия учёные стали изучать свойства этих фигур и с помощью ЭВМ создавать то, что Эшер рисовал вручную. Мауриц Эшер создал уникальные и очаровательные   работы,   в   которых   использовал   и   показал   широкий   круг математических   идей.   А   свои   декоративные   работы   он   строил   на основе антисимметрии.   Это   понятие   появляется   в   науке   в   середине XX в. Определение: антисимметрия ­ это симметрия с полярными и контрастными свойствами.  Антисимметрия ­ понятие противопоставления.  В жизни и в искусстве – это извечные противоположности: добро – зло, жизнь – смерть, «Принц   и   нищий»,   «Инь   –   Янь»…   С   творчеством   Маурица   Эшера,   вы познакомились   заочно,   самостоятельно,   используя   интернет   ресурсы. Предлагаю   поделиться   своими   впечатлениями   от   работ   художника.  Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, а в правой – ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь,   формируют   силуэты   черных   птиц,   устремившихся   в   день.   Особенно интересно   наблюдать,   как   из   неправильных   асимметричных   форм   фона постепенно проявляются фигуры.  «Рисующие руки» Руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом  сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы.  «Звёзды» На гравюре мы видим тела, полученные объединением тетраэдров,  кубов и октаэдров. Эшер поместил внутрь центральной фигуры хамелеонов,  это затрудняет восприятие всей фигуры. Хочется отвлечься от привычного  восприятия картины и попытаться взглянуть на нее иначе, чтобы представить  фигуру целиком.  В гравюре "Рептилии" маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы  двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры. В своих работах художник подробно исследует  постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой,  посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер  неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми  существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже “одушевлял”  в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их, в живые  существа. Метаморфоза – превращение, переход из одной формы в другую с  приобретением нового внешнего вида. «Ящерицы», «Бабочки». Эшер много  раз использовал рекурсивный метод в разных формах. Рекурсией называют  такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно. При составлении паркетов из правильных многоугольников важно, чтобы  сумма углов, сходящихся в одной вершине, была равна 3600.  Обычно математики в качестве фигуры для составления мозаики используют  простые многоугольники. Эшер использовал базовые образцы мозаик,  применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются  симметрией, отражением, смещением и др. Он искажал базовые фигуры,  превращая их в животных, птиц, ящериц и проч. В "Эволюции 1" можно проследить развитие искажения квадратной мозаики в  центральную фигуру из четырех ящериц. Фигура называется симметричной,  если её можно наложить саму на себя. Например, повернув сетку из вершин и  сторон, образующих паркет на этом рисунке, на 600 вокруг центра  шестиугольника, получим ту же самую сетку из вершин и сторон. Разглядывая мозаики, мы можем увидеть различные виды движения: параллельный  перенос, поворот, осевую и центральную симметрии.   «Ящерицы» Попробуем разобраться, как Эшер создавал свои орнаменты, на  примере паркета с ящерицами. За основу берется фигура, из которой можно  составить паркет – правильный шестиугольник. Если «кусочек» плоскости  вырезается из внутренней области этого шестиугольника, то такой же надо  добавить снаружи. 4. Творческая работа. Если вам покажется, будто создание таких орнаментов — дело нетрудное, я  рекомендую попробовать свои силы и придумать хотя бы одну композицию! А сегодня мы попробуем создать мозаики на основе работ Эшера, используя  шаблоны. Цель нашей работы:  почувствовать себя в роли создателя мозаики;  осознать роль каждого в конечном результате работы группы;  обогатить визуальную среду нашей гимназии необычными зрительными  элементами. Ведь орнаменты Эшера интересно рассматривать с разных точек зрения. “Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, ­  сказал как то Эшер, — и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе  стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в  воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут  одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и  непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону  линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства”.  Первые пункты алгоритма мы уже осилили. Все необходимые материалы у  вас имеются. Три первые группы продолжают работу над своим проектом по  образцам работ Маурица Эшера, используя различные виды движения.  Четвёртая группа создаёт два проекта – мозаику из геометрических фигур в  электронном варианте (программа Paint) и в технике аппликации. Интересоваться мозаиками Эшер начал в 1936 году. Во время путешествия по  Испании он зарисовывал арабские мозаики. Это было его «источником  вдохновения». Мусульманская религия запрещала мастерам использовать в  орнаментах изображения живых существ: человека, животных, рыб и птиц,  потому мусульманские орнаменты составлены из периодических повторений  абстрактных геометрических фигур. Мозаики, по своей выразительности,  служат непревзойденным символом извечного стремления человека к  гармонии и порядку. Паркет из правильных шестиугольников можно встретить в мире природы.  Пчелы бессознательно решают математическую задачу – они стараются  придать сотам такую форму, чтобы при заданном объёме на них шло как  можно меньше воска. И хотя они не знают математики, но точно решают эту  задачу. Пчелам помогает решать эту задачу инстинкт. 5. Итог урока. 6. Домашнее задание: найдите понятия: «синергетика», «фрактал»,  «фрактальная геометрия». Подумайте, как эти новые науки  соотносятся с искусством; выполните декоративную работу, используя  антисимметрию, как принцип получения изображения.

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"

План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2018