План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство
9 кл
09.08.2018
Урок направлен на выявление синтеза научных и художественных знаний, роли талантливых личностей, опережавших своё время, в предсказаниях будущих открытий; повторение видов симметрии и способов построения фигур, симметричных относительно оси и центра симметрии; применение умений и навыков построения симметричных фигур в художественно-проектной деятельности, предоставление возможности для творческого самовыражения средствами изобразительного искусства.План - конспект к уроку по искусству в 9 классе на тему: "Художник и учёный"
искусство 9класс.doc
Искусство ( 9класс)
Тема: "Художник и учёный".
Цели урока: выявление синтеза научных и художественных знаний, роли
талантливых личностей, опережавших своё время, в предсказаниях будущих
открытий; повторение видов симметрии и способов построения фигур,
симметричных относительно оси и центра симметрии; применение умений и
навыков построения симметричных фигур в художественнопроектной
деятельности, предоставление возможности для творческого самовыражения
средствами изобразительного искусства.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступление.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем тему раздела «Искусство
предвосхищает будущее». Культура и все ее высшие достижения, точно так
же как все произведения искусства, созданы отдельными гениальными и
талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса.
Это они могут предвосхищать будущее!
– А что это значит?
(Опережать своё время, предсказывать и предугадывать…)
– Каким Вы представили это будущее?
(Краткий анализ работ учащихся)
Время покажет, насколько Вы правы…
Многие выдающиеся учёные ценили искусство и признавались, что без занятий
музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих
открытий в науке. Мы говорили с вами о гениальных и талантливых учёных.
Я предлагаю вам вспомнить гениальных творцов мировой культуры,
опередивших своё время и предсказавших будущие открытия и события.
Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству и, конечно
же, именно искусство вдохновило их на это. Ещё один пример слияния искусства с наукой.
(сообщение учащихся)
Русский инженер, изобретатель Лев Сергеевич Термен в 1920 г. изобрёл
терменвокс – электромузыкальный инструмент, прототип синтезатора, на
котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в
электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может
звучать как скрипка, виолончель, флейта; исполнять любые (классические,
эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать
различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.).
Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались
Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение
человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и
Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи.
3. Работа над новой темой.
Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные
средства, открывать новые феномены и закономерности.
Сегодня мы с вами поговорим о художнике, который творил, используя не
только своё творческое воображение, фантазию, но и определённые научные
знания.
– Какова тема нашего урока?
Запись в тетрадь темы урока «Художник и учёный».
Синтез научных и художественных знаний в XX веке приводит к появлению
новых наук («синергетика», «фрактальная геометрия»), формирует новый
художественный язык искусства. (Новые термины остаются на доске для дом.
задания). Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (18981972)одним
из первых стал изображать в своих картинах фракталы. Только спустя
десятилетия учёные стали изучать свойства этих фигур и с помощью ЭВМ
создавать то, что Эшер рисовал вручную. Мауриц Эшер создал уникальные и
очаровательные работы, в которых использовал и показал широкий круг
математических идей. А свои декоративные работы он строил на
основе антисимметрии. Это понятие появляется в науке в середине XX в.
Определение: антисимметрия это симметрия с полярными и контрастными
свойствами. Антисимметрия понятие противопоставления. В жизни и в
искусстве – это извечные противоположности: добро – зло, жизнь – смерть,
«Принц и нищий», «Инь – Янь»… С творчеством Маурица Эшера, вы познакомились заочно, самостоятельно, используя интернет ресурсы.
Предлагаю поделиться своими впечатлениями от работ художника.
Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в
левой его части день, а в правой – ночь. Образы белых птиц, улетающих в
ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно
интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона
постепенно проявляются фигуры.
«Рисующие руки» Руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом
сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы.
«Звёзды» На гравюре мы видим тела, полученные объединением тетраэдров,
кубов и октаэдров. Эшер поместил внутрь центральной фигуры хамелеонов,
это затрудняет восприятие всей фигуры. Хочется отвлечься от привычного
восприятия картины и попытаться взглянуть на нее иначе, чтобы представить
фигуру целиком.
В гравюре "Рептилии" маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы
двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться
в двухмерные фигуры. В своих работах художник подробно исследует
постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой,
посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер
неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми
существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже “одушевлял”
в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их, в живые
существа. Метаморфоза – превращение, переход из одной формы в другую с
приобретением нового внешнего вида. «Ящерицы», «Бабочки». Эшер много
раз использовал рекурсивный метод в разных формах. Рекурсией называют
такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно.
При составлении паркетов из правильных многоугольников важно, чтобы
сумма углов, сходящихся в одной вершине, была равна 3600.
Обычно математики в качестве фигуры для составления мозаики используют
простые многоугольники. Эшер использовал базовые образцы мозаик,
применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются
симметрией, отражением, смещением и др. Он искажал базовые фигуры,
превращая их в животных, птиц, ящериц и проч.
В "Эволюции 1" можно проследить развитие искажения квадратной мозаики в
центральную фигуру из четырех ящериц. Фигура называется симметричной,
если её можно наложить саму на себя. Например, повернув сетку из вершин и
сторон, образующих паркет на этом рисунке, на 600 вокруг центра
шестиугольника, получим ту же самую сетку из вершин и сторон. Разглядывая мозаики, мы можем увидеть различные виды движения: параллельный
перенос, поворот, осевую и центральную симметрии.
«Ящерицы» Попробуем разобраться, как Эшер создавал свои орнаменты, на
примере паркета с ящерицами. За основу берется фигура, из которой можно
составить паркет – правильный шестиугольник. Если «кусочек» плоскости
вырезается из внутренней области этого шестиугольника, то такой же надо
добавить снаружи.
4. Творческая работа.
Если вам покажется, будто создание таких орнаментов — дело нетрудное, я
рекомендую попробовать свои силы и придумать хотя бы одну композицию!
А сегодня мы попробуем создать мозаики на основе работ Эшера, используя
шаблоны.
Цель нашей работы:
почувствовать себя в роли создателя мозаики;
осознать роль каждого в конечном результате работы группы;
обогатить визуальную среду нашей гимназии необычными зрительными
элементами.
Ведь орнаменты Эшера интересно рассматривать с разных точек зрения.
“Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию,
сказал как то Эшер, — и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе
стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в
воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут
одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и
непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону
линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в
этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства”.
Первые пункты алгоритма мы уже осилили. Все необходимые материалы у
вас имеются. Три первые группы продолжают работу над своим проектом по
образцам работ Маурица Эшера, используя различные виды движения.
Четвёртая группа создаёт два проекта – мозаику из геометрических фигур в
электронном варианте (программа Paint) и в технике аппликации. Интересоваться мозаиками Эшер начал в 1936 году. Во время путешествия по
Испании он зарисовывал арабские мозаики. Это было его «источником
вдохновения». Мусульманская религия запрещала мастерам использовать в
орнаментах изображения живых существ: человека, животных, рыб и птиц,
потому мусульманские орнаменты составлены из периодических повторений
абстрактных геометрических фигур. Мозаики, по своей выразительности,
служат непревзойденным символом извечного стремления человека к
гармонии и порядку.
Паркет из правильных шестиугольников можно встретить в мире природы.
Пчелы бессознательно решают математическую задачу – они стараются
придать сотам такую форму, чтобы при заданном объёме на них шло как
можно меньше воска. И хотя они не знают математики, но точно решают эту
задачу. Пчелам помогает решать эту задачу инстинкт.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: найдите понятия: «синергетика», «фрактал»,
«фрактальная геометрия». Подумайте, как эти новые науки
соотносятся с искусством; выполните декоративную работу, используя
антисимметрию, как принцип получения изображения.
План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
План - конспект урока по искусству на тему : "Художник и учёный"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.