«Мир искусства» - это идейно – художественное объединение, сформировавшееся в конце 19 века (1898 – 1899 гг.) в Петербурге. Как возникло это объединение? А.Бенуа вместе со своими друзьями Д.Философовым, А.Бакстом, К.Сомовым, С.Дягилевым и другими устроили нечто вроде кружка самообразования. Друзья читали друг другу лекции на темы живописи, музыки, литературы, истории; слушали музыку в собственном исполнении. На уроке дети изучают какую роль сыграло объединение "Мир искусства" в обществе.Мирискусники считали необходимым, чтобы прекрасное вошло в жизнь людей, окружало их дома и на улице.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Планконспект урока
по истории изобразительного искусства
"Мир искусства""
(4 класс ДХШ)
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДХШ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2016Тема урока: Русская живопись 19 – 20 веков. «Мир искусства».
Цели урока:
дать представление о новом явлении в русской культуре конца 19 в.
деятельности объединения «Мир искусства»;
определить, какое влияние оказала деятельность «Мира искусства» на развитие
мировой культуры;
Формируемые УУД: метапредметные:
сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы
,использовать современные источники информации;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;
проявлять готовность к сотрудничеству, коллективной работе, осваивать
основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
личностные:
осваивать гуманистические традиции и ценности общества;
формировать чувство гордости за достижения российской культуры;
осмысливать социально нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование
альбом «Третьяковская галерея» №2. Репродукции художников
передвижников;
альбом «Третьяковская галерея» №3. Репродукции художников
мироискусников.
альбом «Мир искусства». Объединение русских художников начала 20 века.
видеофильм «Азбука в картинках» (фрагменты)
видеофильм «М.Врубель» (фрагменты)
Гусарова А. «Мир искусства» Л.: 1979.
Дмитриев С.Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.: 1985.
Энциклопедический словарь юного художника. М.: 1983.
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России 19 век. Просвещение. М.: 2009.
План урока:
Основные направления деятельности объединения «Мир искусства».
Краткое знакомство с творчеством некоторых художников, принадлежащих к
этому объединению.
Тип урока
Изучение нового материала
Организационный момент.
Мотивационноцелевой этап.
Ход урока:Фронтальная беседа.
Предложить детям выделить картины, написанные в стиле реализма ( на доске
помещены репродукции картин художников двух объединений –
передвижников и мирискусников).
Кого называли передвижниками?
Как возникло это объединение?
Что считали важным в своем творчестве художники – передвижники?
Какие жанры представлены в творчестве этих художников?
Какой музей сформировался на основе собрания картин художников –
передвижников?
«Мир искусства» это идейно – художественное объединение,
сформировавшееся в конце 19 века (1898 – 1899 гг.) в Петербурге. Как возникло
это объединение? А.Бенуа вместе со своими друзьями Д.Философовым,
А.Бакстом, К.Сомовым, С.Дягилевым и другими устроили нечто вроде кружка
самообразования. Друзья читали друг другу лекции на темы живописи, музыки,
литературы, истории; слушали музыку в собственном исполнении.
Самый загадочный художник, примкнувший к «Миру искусства» трагический
Михаил Врубель. Каждый мазок – обнаженные нервы, страдания, боль.
Мотивируя возникновение «Мир искусства» А.Бенуа писал: «Нами
руководили не столько соображения «идейного порядка», сколько что – то вроде
практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было
деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую,
передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в
чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий…
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с
Малявиным…»
Главная задача искусства, по мнению мирискуссников, не в отражении
действительности, а в том, чтобы нести людям непреходящие ценности. При
этом единственным чистым источником творчества признавалась красота.
«Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом
чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловное
божественное откровение – это красота». (А.Бенуа).
Художники – глаза человека. Они идут впереди толпы людей по темной
пустыне, наполненной миражами и привидениями, тщательно ощупывают и
исследуют каждую пядь пространства. Они открывают в мире образы, которых
Сомова характеризуют как художника изысканного, хрупкого, чуточку вялого.
Сомовские герои назначают свидания, обмениваются записочками, целуются.
Но как не похожа на все это картина «Дама в голубом»(портрет художницы
Е.Мартыновой). Обратите внимание на контрасты.
Видеофрагмент о К.Сомове.Лев Бакст начал с книжной графики, создав замечательные иллюстрации в
журналах «Аполлон», «Мир искусства», «Золотое руно». Он оставил после себя
картины, ставшие частью серебряного века русской культуры. Бакст
дебютировал в знаменитых Дягилевских «сезонах» в качестве создателя
декараций и костюмов к балету «Клеопатра». Работы его вызывали всеобщее
восхищение, а постановки с его оформлением Огюст Роден назвал «образцом
истинной красоты». У Бакста на картинах разливается «бездумная,
обволакивающая, ласкающая стихия цвета».
Видеофрагмент о Баксте.
Художник Лансере любит природу, солнце, ветер. Свою любовь он раскрывает,
обращаясь чаще всего к темам, посвященным эпохе Петра1.
Видеофрагмент о Лансере.
Валентин Серов прожил жизнь, полную напряженных творческих исканий. Но
неизменным будет успех Серова на выставках передвижников, а затем и
мирискусников, но никогда не будет существовать для него окончательно
найденной манеры. Все его творчество отмечено поиском нового
художественного языка.
Видеофрагмент о В.Серове.
Немного позже зародилась мечта о том, чтобы, воспитав вкусы русского
общества в области изобразительного искусства, музыки, литературы, поднять и
прославить ее на Западе.
Для осуществления этой мечты понадобилось вмешательство С.Дягилева.
С.Дягилев отличается незаурядной энергией, способностью преодолевать любые
препятствия на пути к цели, умением сплачивать вокруг себя людей. Первым
шагом «Мира искусства» на общественной арене была устроена С.Дягилевым
выставка английских и немецких акварелистов (1897г.), затем в том же году –
скандинавских художников.
Видеофрагмент о С.Дягилеве.
Объединение «Мир искусства» издавало журнал с таким же названием. Это
был своеобразный литературно – художественный альманах, в котором
сотрудничали художники, поэты, философы. Само название намечало задачу:
охватить все области художественной культуры в России и Европе – живопись,
скульптуру, графику, архитектуру, литературу. Не прошли мимо журнала новые
веяния в театре, музыке. Ряд исследований был посвящен анализу творчества
Вагнера, Ницше, Толстого, Достоевского, Пушкина. Самый широкий круг
вопросов посвящался живописи.
В 1906г. Друзья решили осуществить одну из своих идей: прославить
русское искусство на Западе. Дягилев устраивает в Париже выставку «Два века
русской живописи и скульптуре», где наряду с художниками 18 столетия были
широко представлены самые значительные мастера конца 19 – начала 20в. Такначинается покорение Парижа русским искусством. В 1907г. парижан знакомят с
русской музыкой. Программа пяти концертов была составлена таким образом,
чтобы музыку, корни которого уходят в русскую народную песню – музыку
Глинки, Чайковского, Римского – Корсакова, Мусоргского, Бородина и других
Следующим шагом будет организация «балетных сезонов» в Париже.
Французская критика объявляет русские спектакли «открытием нового мира»,
«революцией в балете», «откровение». На весь мир гремят имена артистов
Павловой, Красавиной, Нижинского, художников Бакста, Бенуа, Головина,
Рериха, Серова и других. Русское искусство оказывает влияние на
формирование мировой художественной культуры, его воздействие испытывает
на себе не только танец, но и драматургия, опера, музыка, живопись. Именно в
эти годы прочно устанавливается сохранившийся до наших дней авторитет
русской балетной школы, русской музыки, русской театрально – декарационной
живописи.
Видеофрагмент о парижских сезонах.
На выставках «Мир искусства», наряду с картинами и рисунками, стали
появляться вышивки, мебель, ковры и декоративное панно, выполненное по
эскизам Головина, Малютина, Врубеля, Коровина, Поленовой, Якунчиковой.
Художник не должен разделять свое искусство на высокое (живопись, рисунок,
скульптура и т. д.) и низкое, связанное с ежедневными потребностями людей.
Мирискусники считали необходимым, чтобы прекрасное вошло в жизнь людей,
окружало их дома и на улице.
Еще одно направление деятельности художников «Мира искусства» книжное
оформление,где они выступали подлинными реформаторами.
Этап закрепления урока:
1.Что такое «Мир искусства?» Когда возникло это объединение?
2.Какую цель преследовали основатели объединения?
3.Перечислите художников, входивших в объединение.
4.Каким из предложенных высказываний можно охарактеризовать творчество
передвижников, каким мирискусников?
А) Художники при помощи живописи отражают окружающую действительность;
Б) Художники при помощи живописи выражают свой мир, себя.
5)Что, повашему, объединяет творчество художников «Мира искусства» и
передвижников?
Подведение итогов урока:
Учитель заканчивает урок, оценивает детей
Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируют его; определяют и
оценивают наиболее удачные ответы друг друга.
Домашнее задание:Подготовить сообщение о любом художнике из «мира искусников» или его
прозведении.