План-конспект урока по истории изобразительного искусства "Мир искусства"" (4 класс ДХШ)

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 06.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Мир искусства» - это идейно – художественное объединение, сформировавшееся в конце 19 века (1898 – 1899 гг.) в Петербурге. Как возникло это объединение? А.Бенуа вместе со своими друзьями Д.Философовым, А.Бакстом, К.Сомовым, С.Дягилевым и другими устроили нечто вроде кружка самообразования. Друзья читали друг другу лекции на темы живописи, музыки, литературы, истории; слушали музыку в собственном исполнении. На уроке дети изучают какую роль сыграло объединение "Мир искусства" в обществе.Мирискусники считали необходимым, чтобы прекрасное вошло в жизнь людей, окружало их дома и на улице.
Иконка файла материала Мир искусства.Урок..rtf
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ Починковского района» План­конспект урока  по истории изобразительного искусства "Мир искусства"" (4 класс ДХШ) Разработчик: преподаватель художественного отделения  МБУ ДО «ДХШ Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2016Тема урока: Русская живопись 19 – 20 веков. «Мир искусства». Цели урока: ­ дать представление о новом явлении в русской культуре конца 19 в.  деятельности объединения «Мир искусства»; ­ определить, какое влияние оказала деятельность «Мира искусства» на развитие мировой культуры; Формируемые УУД: метапредметные:  ­ сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;  ­ анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы  ,использовать современные источники информации; ­ решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; ­ проявлять готовность к сотрудничеству, коллективной работе, осваивать  основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; личностные: ­ осваивать гуманистические традиции и ценности общества; ­ формировать чувство гордости за достижения российской культуры; ­ осмысливать социально­ нравственный опыт предшествующих поколений. Оборудование ­ альбом «Третьяковская галерея» №2. Репродукции художников­ передвижников; ­ альбом «Третьяковская галерея» №3. Репродукции художников­ мироискусников. ­ альбом «Мир искусства». Объединение русских художников начала 20 века. ­ видеофильм «Азбука в картинках» (фрагменты) ­ видеофильм «М.Врубель» (фрагменты) ­ Гусарова А. «Мир искусства» Л.:­ 1979. ­ Дмитриев С.Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.: ­ 1985. ­ Энциклопедический словарь юного художника. М.: ­ 1983. ­ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России 19 век. Просвещение. М.:­ 2009. План урока: Основные направления деятельности объединения «Мир искусства». Краткое знакомство с творчеством некоторых художников, принадлежащих к  этому объединению. Тип урока Изучение нового материала Организационный момент. Мотивационно­целевой этап.  Ход урока:Фронтальная беседа. Предложить детям выделить картины, написанные в стиле реализма ( на доске  помещены репродукции картин художников двух объединений – передвижников и мирискусников). Кого называли передвижниками? Как возникло это объединение? Что считали важным в своем творчестве художники – передвижники? Какие жанры представлены в творчестве этих художников? Какой музей сформировался на основе собрания картин художников –  передвижников?     «Мир   искусства»   ­   это   идейно   –   художественное   объединение, сформировавшееся в конце 19 века (1898 – 1899 гг.) в Петербурге. Как возникло это   объединение?   А.Бенуа   вместе   со   своими   друзьями   Д.Философовым, А.Бакстом, К.Сомовым, С.Дягилевым и другими устроили нечто вроде кружка самообразования. Друзья читали друг другу лекции на темы живописи, музыки, литературы, истории; слушали музыку в собственном исполнении. Самый загадочный художник, примкнувший к «Миру искусства» ­  трагический Михаил Врубель. Каждый мазок – обнаженные нервы, страдания, боль.         Мотивируя   возникновение   «Мир   искусства»   А.Бенуа   писал:   «Нами   руководили не столько соображения «идейного порядка», сколько что – то вроде практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий… И   вот   почему   Врубель   у   нас   оказался   рядом   с   Бакстом,   а   Сомов   рядом   с Малявиным…»           Главная   задача   искусства,   по   мнению   мирискуссников,   не   в   отражении действительности,  а  в  том,  чтобы   нести   людям   непреходящие   ценности.  При этом   единственным   чистым   источником   творчества   признавалась   красота. «Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном   смятении   у   нас   остается   один   абсолют,   одно   безусловное божественное откровение – это красота». (А.Бенуа).            Художники – глаза человека. Они идут впереди толпы людей по темной пустыне,   наполненной   миражами   и   привидениями,   тщательно   ощупывают   и исследуют каждую пядь пространства. Они открывают в мире образы, которых Сомова характеризуют как художника изысканного, хрупкого, чуточку вялого. Сомовские герои назначают свидания, обмениваются записочками, целуются.        Но как не похожа на все это картина «Дама в голубом»(портрет художницы Е.Мартыновой). Обратите внимание на контрасты.                                 Видеофрагмент о К.Сомове.Лев Бакст начал с книжной графики, создав замечательные иллюстрации в журналах «Аполлон», «Мир искусства», «Золотое руно». Он оставил после себя картины,   ставшие   частью   серебряного   века   русской   культуры.   Бакст дебютировал   в   знаменитых   Дягилевских   «сезонах»   в   качестве   создателя декараций и костюмов к балету «Клеопатра». Работы его вызывали всеобщее восхищение, а постановки с его оформлением Огюст Роден назвал «образцом истинной   красоты».   У   Бакста   на   картинах   разливается   «бездумная, обволакивающая, ласкающая стихия цвета».                              Видеофрагмент о Баксте.    Художник Лансере любит природу, солнце, ветер. Свою любовь он раскрывает, обращаясь чаще всего к темам, посвященным эпохе Петра1.                             Видеофрагмент о Лансере.    Валентин Серов прожил жизнь, полную напряженных творческих исканий. Но  неизменным будет успех Серова на выставках передвижников, а затем и  мирискусников, но никогда не будет существовать для него окончательно  найденной манеры. Все его творчество отмечено поиском нового   художественного языка.                           Видеофрагмент о В.Серове.          Немного позже зародилась мечта о том, чтобы, воспитав вкусы русского общества в области изобразительного искусства, музыки, литературы, поднять и прославить ее на Западе.        Для осуществления этой мечты понадобилось вмешательство С.Дягилева. С.Дягилев отличается незаурядной энергией, способностью преодолевать любые препятствия на пути к цели, умением сплачивать вокруг себя людей. Первым шагом «Мира искусства» на общественной арене была устроена С.Дягилевым выставка английских и немецких акварелистов (1897г.), затем в том же году – скандинавских художников.                    Видеофрагмент о С.Дягилеве.        Объединение «Мир искусства» издавало журнал с таким же названием. Это был   своеобразный   литературно   –   художественный   альманах,   в   котором сотрудничали  художники, поэты,  философы. Само  название  намечало  задачу: охватить все области художественной культуры в России и Европе – живопись, скульптуру, графику, архитектуру, литературу. Не прошли мимо журнала новые веяния в театре, музыке. Ряд исследований был посвящен анализу творчества Вагнера,   Ницше,   Толстого,   Достоевского,   Пушкина.   Самый   широкий   круг вопросов посвящался живописи.                   В 1906г. Друзья решили осуществить одну из своих идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуре», где наряду с художниками 18 столетия были широко представлены самые значительные мастера конца 19 – начала 20в. Такначинается покорение Парижа русским искусством. В 1907г. парижан знакомят с русской музыкой. Программа пяти концертов была составлена таким образом, чтобы   музыку,   корни   которого   уходят   в   русскую   народную   песню  –   музыку Глинки, Чайковского, Римского – Корсакова, Мусоргского, Бородина и других Следующим   шагом   будет   организация   «балетных   сезонов»   в   Париже. Французская критика объявляет русские спектакли «открытием нового мира», «революцией   в   балете»,   «откровение».   На   весь   мир   гремят   имена   артистов Павловой,   Красавиной,   Нижинского,   художников   Бакста,   Бенуа,   Головина, Рериха,   Серова   и   других.   Русское   искусство   оказывает   влияние   на формирование мировой художественной культуры, его воздействие испытывает на себе не только танец, но и драматургия, опера, музыка, живопись. Именно в эти   годы   прочно   устанавливается   сохранившийся   до   наших   дней   авторитет русской балетной школы, русской музыки, русской театрально – декарационной живописи.                         Видеофрагмент о парижских сезонах. На   выставках   «Мир   искусства»,   наряду   с   картинами   и   рисунками,   стали появляться   вышивки,   мебель,   ковры   и   декоративное   панно,   выполненное   по эскизам Головина, Малютина, Врубеля, Коровина, Поленовой, Якунчиковой. Художник не должен разделять свое искусство на высокое (живопись, рисунок, скульптура и т. д.) и низкое, связанное с ежедневными потребностями людей. Мирискусники считали необходимым, чтобы прекрасное вошло в жизнь людей, окружало их дома и на улице.  Еще одно направление деятельности художников «Мира искусства» ­ книжное оформление,где они выступали подлинными реформаторами. Этап закрепления урока: 1.Что такое «Мир искусства?» Когда возникло это объединение? 2.Какую цель преследовали основатели объединения? 3.Перечислите художников, входивших в объединение. 4.Каким из предложенных высказываний можно охарактеризовать творчество  передвижников, каким мирискусников? А) Художники при помощи живописи отражают окружающую действительность; Б) Художники при помощи живописи выражают свой мир, себя. 5)Что, по­вашему, объединяет творчество художников «Мира искусства» и  передвижников? Подведение итогов урока: Учитель заканчивает урок, оценивает детей Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируют его; определяют и  оценивают наиболее удачные ответы друг друга. Домашнее задание:Подготовить сообщение о любом художнике из «мира искусников» или его  прозведении.