Тема урока: Древние образы в народном искусстве
Цели деятельности учителя |
Формировать художественную культуру учащихся через восприятие и деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства; познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества. |
Тип урока |
Изучение новых знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: научатся знать и понимать специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки). Метапредметные: научатся определять цели и задачи в учебной деятельности (древние знаки-символы декоративно-прикладного искусства, рассказывающие о мире) и что они выражают, излагать свое мнение в диалоге. Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная индивидуальная |
Образовательные ресурсы |
http://ru.wikipedia.org/wiki http://vmdpni.ru/ |
Оборудование |
Гуашь или акварель, бумага, кисти |
Наглядно-демонстрационный материал |
Солярные знаки, варианты изображения коня, птицы, дерева, народная музыка или звуки природы, презентация «Древние образы в народном искусстве» |
Основные понятия и термины |
Декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор, берегиня, древо жизни, конь, птицы |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Формируемые умения (УУД) |
|
I. Орг. момент пппОрга |
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Знаете ли вы, как жили наши предки? С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы, старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов (слайд 1). Так появилось декоративно-прикладное искусство. |
Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности. |
Фронтальная работа |
Регулятивные: Определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать образный язык и почему этому надо учиться?) |
|
II.Изучение нового материала |
Объяснительно-иллюстративный |
Помогите мне дать определение: Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру в людей в добро, счастье, в основе мышления, их взаимоотношений с природой лежала яркая образность, поэтичность. Древние люди в своем стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков. Такие изображения называются солярными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая или зигзагообразная линия – воду, вертикальные линии превращались в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом (слайд 2). Из этих знаков выстраивали узор. ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет (слайд 3 или рис на стр12). Узоры на нем как бы рисуют картину мира. Вверху зигзагообразная линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущиеся линии – дождевые струи. Внизу параллельные линии – земля. Как вы думаете, что хотел сказать наш древний предок этим орнаментом? - «Пусть прольется дождь». Древний земледелец, выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Тем самым человек выражал свои представления в образах. Эти образы сохранились в народном крестьянском искусстве до сих пор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Мать-сыра земля, конь, птица – все образы стали элементами древнего языка символов народного искусства (слайд 3). Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери-сырой земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая» (слайд 5). Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Как условно решена женская фигура! Вместе головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Посмотрите, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной фигурки, тот же жест поднятых к небу рук. В нижней части таких глиняных фигур изображались символы солнца, проросшие зерна. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества. Образ солнца, света соединился с образом матери-земли. В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках (слайд 6, 7). - Это древо жизни. -Молодцы. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Слайд 8, 9. Конь – первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных. Конь имеет разнообразные пластические решения в крестьянском пластическом искусстве: - конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья; - двуглавые кони на каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие); - образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю; -«конюх» - тверской деревянный ковш с конскими головами – воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце; - узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, - символ молодого, нарождающегося солнца; - изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. Слайд 10,11. - Взгляните, какие разные птицы! Вот торжественно-нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света, солнца! В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужуи приносят на крыльях весну красную, теплое летушко. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц – жаворонки. С песнями-закличками обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на хвосте. Жаворонки – жаворонки, Прилетите к нам, Принесите весну На своем хвосте. Цвет тоже имел символическое значение: черный – символизировал землю; желтый – солнце; красный – жизнь; белый - связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. - Определите, как отразились в древних образах народного крестьянского искусства поэтические представления наших предков об устройстве мира, земле, ее плодородии. - Образы связаны с восприятием мира крестьянином-земледельцем, для которого засеянная земля была как благо, подаренное землей и небом. Люди в старину были мыслителями, и поэтому в эти образы они вкладывали свои поэтические представления о мире, в котором жили и который осваивали.
|
Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины. Знакомятся древними знаками-символами декоративно-прикладного искусства. |
Фронтальная, индивидуальная работа |
Познавательные: переводят на язык образных знаков; сравнивают по заданным критериям; делают выводы
|
|
III. творческая практическая деятельность |
Практический. Творческий поиск. |
Итак, форма и цвет в народном искусстве это знаки, которые не изображают конкретную реальность, а обозначают ее, символизируя определенную идею, связанную с земледельческим укладом наших далеких предков, с обожествлением солнца, неба, земли, от которых зависела их жизнь (слайд 12). Выполните рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки полотенца. Превратите реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщенного изображения, исключая мелкие, ненужные подробности. Смело украшайте, фантазируйте! Создавая свой образ в орнаменте народной вышивки, включайте в работу красный цвет, а красный доминирующий цвет в вышивке может быть дополнен другими цветами (слайд 13). |
Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Выполняют задания. Ищут пути решения предложенной проблемы |
Индивидуальная работа |
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. Коммуникативные: наблюдают окружающие предметы, используют ассоциативные качества мышления; используют выдумку, неординарный образ мышления |
|
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Выставка работ учащихся. |
- Полюбуйтесь на прекрасные рисунки, которые вы сегодня создали. - Какие возникли трудности? - Понравилось ли вам рисовать знаками-символами? Что они выражают? -Закончите фразу: Образному языку свойственны: (конструктивная ясность формы, обобщенность, выразительная условность изображений и орнаментальность). -Для меня было открытием…
Домашнее задание: найти и принести материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.
|
|
|
Коммуникативные: излагают свое мнение, самостоятельно задают вопросы. Регулятивные: оценивают степень достижения цели. Личностные: критически оценивают свою деятельность
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.