План-конспект урока по ИЗО 5 класс "Древние образы в народном искусстве"
Оценка 4.8

План-конспект урока по ИЗО 5 класс "Древние образы в народном искусстве"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
16.01.2017
План-конспект урока по ИЗО 5 класс "Древние образы в народном искусстве"
Формировать художественную культуру учащихся через восприятие и деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства; познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества.План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
План-конспект 5 класс Древние образа в народном искусстве.doc

Тема урока: Древние образы в народном искусстве

Цели деятельности учителя

Формировать художественную культуру учащихся через восприятие и деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства; познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества.

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся знать и понимать специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки).

Метапредметные: научатся определять цели и задачи в учебной деятельности (древние знаки-символы декоративно-прикладного искусства, рассказывающие о мире) и что они выражают, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная индивидуальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://vmdpni.ru/

Оборудование

Гуашь или акварель, бумага, кисти

Наглядно-демонстрационный материал

Солярные знаки, варианты изображения коня, птицы, дерева, народная музыка или звуки природы, презентация «Древние образы в народном искусстве»

Основные понятия и термины

Декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор,  берегиня, древо жизни, конь, птицы

Организационная структура (сценарий)  урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения

(УУД)

 

I. Орг. момент

пппОрга

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Знаете ли вы, как жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы, старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на  стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов (слайд 1).

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности.

Фронтальная работа

Регулятивные:

Определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные:

осознают свои интересы (что значит понимать образный язык и почему этому надо учиться?)

 

II.Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Помогите мне дать определение: Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру в людей в добро, счастье, в основе мышления, их взаимоотношений с природой лежала яркая образность, поэтичность. Древние люди в своем стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков.  Такие изображения называются солярными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая или зигзагообразная линия – воду, вертикальные линии превращались в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом (слайд 2). Из этих знаков выстраивали узор.

ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет (слайд 3 или рис на стр12). Узоры на нем как бы рисуют картину мира. Вверху зигзагообразная линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущиеся линии – дождевые струи. Внизу  параллельные линии – земля.

Как вы думаете, что хотел сказать наш древний предок этим орнаментом?

- «Пусть прольется дождь».

Древний земледелец, выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Тем самым человек выражал свои представления в образах. Эти образы сохранились в народном крестьянском искусстве до сих пор.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Мать-сыра земля, конь, птица – все образы стали элементами древнего языка символов народного искусства (слайд 3).

 Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери-сырой земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая» (слайд 5).

Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Как условно решена женская фигура! Вместе головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Посмотрите, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной фигурки, тот же жест поднятых к небу рук. В нижней части таких глиняных фигур изображались символы солнца, проросшие зерна. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. 

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества. Образ солнца, света соединился с образом матери-земли.

  В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках (слайд 6, 7).

- Это древо жизни.

-Молодцы.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Слайд 8, 9. Конь – первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных.

Конь имеет разнообразные пластические решения в крестьянском пластическом искусстве:

- конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья;

- двуглавые кони на каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);

- образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;

-«конюх» - тверской деревянный ковш с конскими головами – воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;

- узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, - символ молодого, нарождающегося солнца;

- изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли.

Слайд 10,11. - Взгляните, какие разные птицы! Вот торжественно-нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света, солнца! В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужуи приносят на крыльях весну красную, теплое летушко. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц – жаворонки. С песнями-закличками обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на хвосте.

Жаворонки – жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите весну

На своем хвосте.

Цвет тоже имел символическое значение:

черный – символизировал землю;

желтый – солнце;

красный – жизнь;

белый - связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

- Определите, как отразились в древних образах народного крестьянского искусства поэтические представления наших предков об устройстве мира, земле, ее плодородии.

- Образы связаны с восприятием мира крестьянином-земледельцем, для которого засеянная земля была как благо, подаренное землей и небом. Люди в старину были мыслителями, и поэтому в эти образы они вкладывали свои поэтические представления о мире, в котором жили и который осваивали.

 

Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.

Знакомятся древними знаками-символами декоративно-прикладного  искусства.

Фронтальная, индивидуальная работа

Познавательные: переводят на язык образных знаков; сравнивают по заданным критериям; делают  выводы

 

 

III. творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск.

Итак, форма и цвет в народном искусстве  это знаки, которые не изображают конкретную реальность, а обозначают ее, символизируя определенную идею, связанную с земледельческим укладом наших далеких предков, с обожествлением солнца, неба, земли, от которых зависела их жизнь (слайд 12).

    Выполните рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки полотенца. Превратите реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщенного изображения, исключая мелкие, ненужные подробности. Смело украшайте, фантазируйте! Создавая свой образ в орнаменте народной вышивки, включайте в работу красный цвет, а красный доминирующий цвет в вышивке может быть дополнен другими цветами (слайд 13).

Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Выполняют задания. Ищут пути решения предложенной проблемы

Индивидуальная работа

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Коммуникативные: наблюдают окружающие предметы, используют ассоциативные качества мышления; используют выдумку, неординарный образ мышления

 

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся.

- Полюбуйтесь на прекрасные рисунки, которые вы сегодня создали.

- Какие возникли трудности?

- Понравилось ли вам рисовать знаками-символами? Что они выражают?

-Закончите фразу: Образному языку свойственны: (конструктивная ясность формы, обобщенность, выразительная условность изображений и орнаментальность).

-Для меня было открытием…

 

Домашнее задание: найти и принести материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.

 

 

 

Коммуникативные: излагают свое мнение, самостоятельно задают вопросы.

Регулятивные: оценивают степень достижения цели.

Личностные: критически оценивают свою деятельность

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Древние образы в народном искусстве

Тема урока: Древние образы в народном искусстве

Так появилось декоративно-прикладное искусство

Так появилось декоративно-прикладное искусство

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине - продолжательнице рода

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине - продолжательнице рода

Слайд 10,11. - Взгляните, какие разные птицы!

Слайд 10,11. - Взгляните, какие разные птицы!

IV . Итоги урока. Рефлексия

IV . Итоги урока. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017