План-конспект урока
по математике
в 5 классе МБОУ «СОШ №24», г. Кемерово
на тему «Плоскость. Прямая. Луч.»
Кемерово, 2017 г.
Ф.И.О. учителя |
Бурмакина Наталья Викторовна |
Должность, категория |
учитель |
Место работы |
МБОУ «СОШ№ 20», г. Кемерово |
Предмет |
Математика |
Класс |
5 |
Тема урока, место в изучаемой теме, разделе |
«Плоскость, прямая, луч» (Урок из раздела «Натуральные числа») |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Цели урока |
Предметные – познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире – объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями. Личностные – проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни. |
Задачи урока |
Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся пространственного воображения; научить различать простые геометрические фигуры Развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы; Воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении задач из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы. |
Планируемые результаты |
Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч |
Основные понятия |
Плоскость, прямая, свойство прямой, луч |
Формы организации образовательного пространства на уроке |
Фронтальная и индивидуальная работы; работа с учебником. |
Средства обучения |
Учебник, письменные принадлежности, презентация, компьютер, интерактивная доска. ресурсы сети Интернет: http://school-collection.edu.ru; http://www.mathvaz.ru Методическое пособие для учителей по математике 5-6 классы/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 5-е изд., - М: Мнемозина, 2017. – 156 с. |
Используемые технологии |
Здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества. |
Базовый учебник |
Учебник 5 класс /И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 14-е изд., - М: Мнемозина, 2013. – 270 с. |
План- конспект урока.
Этап урока, продолжительность
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приёмы, средства обучения |
Формируемые УУД |
1. Организационный, 1 мин |
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, мобилизирует внимание. Создать благоприятный психологический настрой на работу. - Зачитывает строки с презентации: Ну-ка, проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка… Проверили? Вот здорово! К уроку всё готово! - Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке и думаю, что мы все с вами справимся с заданиями |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. «Ребята, проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку?» Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. |
Словесный, наглядный. |
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения; самоопределение
|
2. Мотивация учебной деятельности, 7 мин
|
- Предлагает решить устно примеры Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003 (фронтально) Какое число нужно вписать в последнюю клетку? (индивидуально по цепочке) Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м. (фронтально) Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм
|
Слушают, объясняют смысл прочитанного четверостишия; смотрят на доску, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. |
Метод стимулирования положительной самооценки
|
Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других; Личностные: умение проявлять познавательную инициативу |
3. Актуализация знаний, 5 мин
|
- Ставит проблему Расшифруйте слова: КОСТЬПЛОС, МАЯПРЯ, РЕЗООТК, КАТОЧ, ЧУЛ, ТКИНИ. -Это слова"плоскость", «прямая», «отрезок», «точка», «луч», «нитки». -Все ли расшифрованные слова вам знакомы? -А где вы с ними встречались? -Какое слово лишнее? -Все эти слова сегодня помогут на открытие.
|
-Актуализируют необходимые установки; -выполняют задания и вписывают результаты в листы самоконтроля;
-проводят подсчёт баллов за устную работу
- анализируют, отвечают на вопросы учителя, предлагают способы решения проблемы |
Фронтальный опрос с элементами тестирования с применением листа самоконтроля (приложение № 1) (слайды №2-5) из презентации «Устный счет. Арифметические действия» Частично поисковая, исследовательская деятельность;
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы; удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация; формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты. Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. |
4. Изучение нового материала, 10 мин
|
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем изучать? - Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать; -подводит к тому, что плоскость бесконечна - Предлагает начертить прямую через одну точку, две точки, три точки, 4 точки и сделать вывод - дает понятие луча; отрабатывается взаимное расположение изучаемых фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку.
|
- находят в окружающих предметах плоскость -свободно обмениваются мнениями, делают выводы - в тетрадях чертят прямую, проходящую через две точки, 3 точки, 4 точки делают самостоятельные выводы
Смотрят, выполняют задания , оценивают, делают выводы
|
Частично поисковая, исследовательская деятельность; Презентация «Плоскость. Прямая. Луч»
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов; Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, оценивать полученные результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: проявление внимания, интереса, желания больше узнать Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме согласно речевому этикету и понимать речь других; |
5. Физминутка, 2 мин |
Даёт рекомендации по выполнению. Ведёт счёт. |
Выполняют гимнастику
|
Здоровьесберегающие
|
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
6. Первичное закрепление изученного материала 6 мин |
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. -организует работу с учебником: предлагает устно ответить на вопросы на стр. 24 - решение №70 в тетрадях; к интерактивной доске вызывается 1 ученик
|
- Отвечают на вопросы - Выполняют задания; - учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске - записывают решение в тетрадь, советуются с соседом по парте
|
Фронтальная работа с классом по заданиям в презентации
Индивидуальная работа
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
7. Домашнее задание 1 мин |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание 1. Выучить правила в тетради. 2. Выполнить №72, №78
|
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание |
|
Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности |
8. Рефлексия 8 мин |
Обобщение материала: -Какие фигуры изображены на рисунке? -Что общего между отрезком и прямой? -Чем отличается отрезок от прямой? -Какие точки принадлежат прямой и какие не принадлежат? Подведение итогов урока: - Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Какая была сегодня тема урока? Какую цель ставили? Достигли цели? Расскажите по схеме, чему научились на уроке: я – знаю я – запомнил я – смог Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся).
|
Учащиеся отвечают |
Фронтальная работа с классом по презентации к уроку
|
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: умение оценить свои знания и возможности Регулятивные: формирование умений оценивать полученные результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Организационная структура урока.
1. Организационный этап. (СЛАЙД 2)
Ну-ка, проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово!
2 Активизация знаний обучающихся. (СЛАЙД 3, 4)
Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003 (фронтально)
Какое число нужно вписать в последнюю клетку? (индивидуально по цепочке)
|
|
|
|
|
||||||||||||||
(СЛАЙД 5, 6)
Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м. (фронтально)
Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм.
3. Мотивация урока. Анаграммы. (СЛАЙД 7)
Расшифруйте слова: КОСТЬПЛОС, МАЯПРЯ, РЕЗООТК, КАТОЧ, ЧУЛ, ТКИНИ.
-Это слова"плоскость", «прямая», «отрезок», «точка», «луч», «нитки».
-Все ли расшифрованные слова вам знакомы?
-А где вы с ними встречались?
(На уроке математики, а нитки на уроке труда).
-Какое слово лишнее?
(Нитки. Они не относятся к уроку математики).
-Но все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие.
4. Сообщение темы и цели урока. (СЛАЙД 8)
5. Изучение нового материала. (СЛАЙД 9-15)
- Понятие плоскости, примеры плоскостей;
- Прямая, свойства прямой;
-Луч, примеры.
6.Физкультминутка (коррекция зрения). (СЛАЙД 16-26)
7. Первичное закрепление нового материала. (СЛАЙД 27-32)
- Начертите три пересекающиеся прямые.
- Сколько способов пересечения этих прямых может быть?
- Найдите и запишите два отрезка, две прямые.
- Назовите точки пересечения прямых АВ и МР, ДВ и РМ, ВЕ и АС.
- Сколько лучей лежат на прямой АВ, назовите их.
8. Домашнее задание. (СЛАЙД 33)
1. Выучить правила в тетради.
2. Выполнить №72, №78
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. (СЛАЙД 34, 35)
-Какие фигуры изображены на рисунке?
-Что общего между отрезком и прямой?
-Чем отличается отрезок от прямой?
-Какие точки принадлежат прямой и какие не принадлежат?
Задача: Определите скорость улитки, если известно, что за одинаковое время в соревнованиях с черепахой, двигающейся со скоростью 6 м/с и прошедшей 12 м, улитка преодолела расстояние – 30 см.
Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся).
Спасибо всем! Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.