План-конспект урока
по математике
в 5 классе МБОУ «СОШ №24», г. Кемерово
на тему «Плоскость. Прямая. Луч.»
Кемерово, 2017 г.
| Ф.И.О. учителя | Бурмакина Наталья Викторовна | 
| Должность, категория | учитель | 
| Место работы | МБОУ «СОШ№ 20», г. Кемерово | 
| Предмет | Математика | 
| Класс | 5 | 
| Тема урока, место в изучаемой теме, разделе | «Плоскость, прямая, луч» (Урок из раздела «Натуральные числа») | 
| Тип урока | Урок изучения нового материала | 
| Цели урока | Предметные – познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире – объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями. Личностные – проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни. | 
| Задачи урока | Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся пространственного воображения; научить различать простые геометрические фигуры Развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы; Воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении задач из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы. | 
| Планируемые результаты | Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч | 
| Основные понятия | Плоскость, прямая, свойство прямой, луч | 
| Формы организации образовательного пространства на уроке | Фронтальная и индивидуальная работы; работа с учебником. | 
| Средства обучения | Учебник, письменные принадлежности, презентация, компьютер, интерактивная доска. ресурсы сети Интернет: http://school-collection.edu.ru; http://www.mathvaz.ru Методическое пособие для учителей по математике 5-6 классы/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 5-е изд., - М: Мнемозина, 2017. – 156 с. | 
| Используемые технологии | Здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества. | 
| Базовый учебник | Учебник 5 класс /И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 14-е изд., - М: Мнемозина, 2013. – 270 с. | 
План- конспект урока.
| Этап урока, продолжительность 
 | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приёмы, средства обучения | Формируемые УУД | 
| 1. Организационный, 1 мин | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, мобилизирует внимание. Создать благоприятный психологический настрой на работу. - Зачитывает строки с презентации: Ну-ка, проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка… Проверили? Вот здорово! К уроку всё готово! - Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке и думаю, что мы все с вами справимся с заданиями | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. «Ребята, проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку?» Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. | Словесный, наглядный. | Регулятивные: прогнозирование своей деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения; самоопределение 
 | 
| 2. Мотивация учебной деятельности, 7 мин 
 | - Предлагает решить устно примеры Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003 (фронтально) Какое число нужно вписать в последнюю клетку? (индивидуально по цепочке) Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м. (фронтально) Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм 
 
 | Слушают, объясняют смысл прочитанного четверостишия; смотрят на доску, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. | Метод стимулирования положительной самооценки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других; Личностные: умение проявлять познавательную инициативу | 
| 3. Актуализация знаний, 5 мин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | - Ставит проблему Расшифруйте слова: КОСТЬПЛОС, МАЯПРЯ, РЕЗООТК, КАТОЧ, ЧУЛ, ТКИНИ. -Это слова"плоскость", «прямая», «отрезок», «точка», «луч», «нитки». -Все ли расшифрованные слова вам знакомы? -А где вы с ними встречались? -Какое слово лишнее? -Все эти слова сегодня помогут на открытие. 
 
 
 
 | -Актуализируют необходимые установки; -выполняют задания и вписывают результаты в листы самоконтроля; 
 -проводят подсчёт баллов за устную работу 
 - анализируют, отвечают на вопросы учителя, предлагают способы решения проблемы | Фронтальный опрос с элементами тестирования с применением листа самоконтроля (приложение № 1) (слайды №2-5) из презентации «Устный счет. Арифметические действия» Частично поисковая, исследовательская деятельность; 
 
 
 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы; удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация; формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты. Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. | 
| 4. Изучение нового материала, 10 мин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | - Как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем изучать? - Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать; -подводит к тому, что плоскость бесконечна - Предлагает начертить прямую через одну точку, две точки, три точки, 4 точки и сделать вывод - дает понятие луча; отрабатывается взаимное расположение изучаемых фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку. 
 | - находят в окружающих предметах плоскость -свободно обмениваются мнениями, делают выводы - в тетрадях чертят прямую, проходящую через две точки, 3 точки, 4 точки делают самостоятельные выводы 
 Смотрят, выполняют задания , оценивают, делают выводы 
 | Частично поисковая, исследовательская деятельность; Презентация «Плоскость. Прямая. Луч» 
 
 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов; Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, оценивать полученные результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: проявление внимания, интереса, желания больше узнать Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме согласно речевому этикету и понимать речь других; | 
| 5. Физминутка, 2 мин | Даёт рекомендации по выполнению. Ведёт счёт. | Выполняют гимнастику 
 | Здоровьесберегающие 
 | Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ | 
| 6. Первичное закрепление изученного материала 6 мин | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. -организует работу с учебником: предлагает устно ответить на вопросы на стр. 24 - решение №70 в тетрадях; к интерактивной доске вызывается 1 ученик 
 | - Отвечают на вопросы - Выполняют задания; - учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске - записывают решение в тетрадь, советуются с соседом по парте 
 | Фронтальная работа с классом по заданиям в презентации 
 Индивидуальная работа 
 
 
 
 | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; | 
| 7. Домашнее задание 1 мин | Учитель предлагает дозированное домашнее задание 1. Выучить правила в тетради. 2. Выполнить №72, №78 
 | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание | 
 | Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности | 
| 8. Рефлексия 8 мин | Обобщение материала: -Какие фигуры изображены на рисунке? -Что общего между отрезком и прямой? -Чем отличается отрезок от прямой? -Какие точки принадлежат прямой и какие не принадлежат? Подведение итогов урока: - Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Какая была сегодня тема урока? Какую цель ставили? Достигли цели? Расскажите по схеме, чему научились на уроке: я – знаю я – запомнил я – смог Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся). 
 | Учащиеся отвечают | Фронтальная работа с классом по презентации к уроку 
 
 
 
 | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: умение оценить свои знания и возможности Регулятивные: формирование умений оценивать полученные результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 
 | 
Организационная структура урока.
1. Организационный этап. (СЛАЙД 2)
Ну-ка, проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово!
2 Активизация знаний обучающихся. (СЛАЙД 3, 4)
Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003 (фронтально)
Какое число нужно вписать в последнюю клетку? (индивидуально по цепочке)
 /2 +3232 *12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
| 
 | 
 | ||||||||||||||
|  |  |  |  |  |  | ||||||||||





(СЛАЙД 5, 6)
Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м. (фронтально)
Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм.
3. Мотивация урока. Анаграммы. (СЛАЙД 7)
Расшифруйте слова: КОСТЬПЛОС, МАЯПРЯ, РЕЗООТК, КАТОЧ, ЧУЛ, ТКИНИ.
-Это слова"плоскость", «прямая», «отрезок», «точка», «луч», «нитки».
-Все ли расшифрованные слова вам знакомы?
-А где вы с ними встречались?
(На уроке математики, а нитки на уроке труда).
-Какое слово лишнее?
(Нитки. Они не относятся к уроку математики).
-Но все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие.
4. Сообщение темы и цели урока. (СЛАЙД 8)
5. Изучение нового материала. (СЛАЙД 9-15)
- Понятие плоскости, примеры плоскостей;
- Прямая, свойства прямой;
-Луч, примеры.
6.Физкультминутка (коррекция зрения). (СЛАЙД 16-26)
7. Первичное закрепление нового материала. (СЛАЙД 27-32)
- Начертите три пересекающиеся прямые.
- Сколько способов пересечения этих прямых может быть?
- Найдите и запишите два отрезка, две прямые.
- Назовите точки пересечения прямых АВ и МР, ДВ и РМ, ВЕ и АС.
- Сколько лучей лежат на прямой АВ, назовите их.
8. Домашнее задание. (СЛАЙД 33)
1. Выучить правила в тетради.
2. Выполнить №72, №78
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. (СЛАЙД 34, 35)
-Какие фигуры изображены на рисунке?
-Что общего между отрезком и прямой?
-Чем отличается отрезок от прямой?
-Какие точки принадлежат прямой и какие не принадлежат?
Задача: Определите скорость улитки, если известно, что за одинаковое время в соревнованиях с черепахой, двигающейся со скоростью 6 м/с и прошедшей 12 м, улитка преодолела расстояние – 30 см.
Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся).
Спасибо всем! Урок окончен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.