План-конспект урока по русскому языку, 3 класс.
Урок составлен по УМК Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Русский язык 3 класс часть1, Москва, «Просвещение» 2012
Тема: Основа слова.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: попрактиковаться в поиске окончаний слова, сформировать понятие основа слова, практиковаться в поиске основы слова, формировать коммуникативные учебные действия, воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
I. ЭУ МОТИВАЦИОННЫЙ
Дидактическая задача: сообщить учащимся цели и задачи урока, создать положительную мотивацию
Учебная задача: Сегодня мы с вами, ребята, понаблюдаем и узнаем, какая часть слова называется основой слова
Практическая задача: Будем учиться выделять основу слова, объяснять, как найти основу слова.
В результате мы станем более образованными а, значит более взрослыми.
II. ЭУ АКТУАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВ УСВОЕНИЯ
Первое учебное задание
Вид задания: Работа с текстом на доске
Дидактическая задача учителя: потренировать в выделение окончания существительных.
Учебная задача: давайте вспомним, как мы научились выделять окончания существительных на прошлом уроке.
Практическая задача: Для этого прочитайте предложение, найдите в предложении все существительные. Запишите их в тех формах, которые нужны для того, чтобы выделить окончание. Выделите окончания.
Содержание: Стоит в лесу избушка на курьих ножках.
Организация деятельности: Списывание с доски. Фронтально, метод практический комментированное письмо.
Второе учебное задание
Вид задания: Выделение окончаний.
Дидактическая задача: Потренировать в выделении окончаний существительных.
Учебная задача: Давайте теперь выделим окончания существительных в упражнении 16.
Практическая задача: Для этого откройте учебник на стр. 107. В упражнении 16 прочитайте строки из сказки А. Пушкина. Выпишите существительные, выделите в них окончания.
Содержание: В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывет.
Организация деятельности: дети работают фронтально, списывая с учебника, комментированное письмо.
III. ЭУ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Первое учебное задание:
Вид задания: выделение окончаний в существительных.
Дидактическая задача: выделить окончания, далее работать со словами.
Учебная задача: А теперь выделим окончания существительных в упражнении 17.
Практическая задача: Для этого сначала прочитайте стихотворения С. Михалкова. Затем найдите в тексте существительные.
Содержание: Я карандаш с бумагой взял,/Нарисовал дорогу./На ней быка нарисовал,/ А рядом с ним корову.
Организация деятельности: Совместная деятельность учителя и учащихся в виде диалога.
Учитель: Маша, прочитай стихотворение.
Маша читает.
Учитель: Коля назови существительные.
Коля: Карандаш, бумагой, дорогу, быка, корову.
Учитель пишет слова на доске.
Учитель: Лена назови окончания.
Лена: Карандаш – окончание нулевое, бумагой – окончание ой, дорогу – окончание у, быка – окончание а, корову – окончание у.
Учитель на доске выделяет окончания слов.
Второе учебное задание:
Вид задания: работа со словами.
Дидактическая задача: Учить видеть часть слова без окончания.
Учебная задача: А теперь давайте посмотрим, что осталось от слов после того, как мы выделили окончания.
Практическая задача: Для этого прочитайте ту часть каждого существительного которая остаётся если отделить окончания.
Содержание: Карандаш, бумагой, дорогу, быка, корову.
Организация деятельности: коллективная деятельность детей, дети хором читают слова на доске.
Третье учебное задание:
Вид задания: Знакомство с новым определением.
Дидактическая задача: Сформировать новое понятие.
Учебная задача: Сейчас мы познакомимся с новым определением.
Практическая задача: Для этого прочитайте определение в учебнике.
Содержание: Часть слова, которая остаётся, если отделить окончание, называется основой.
Организация деятельности: Коллективная, дети вслух читают определение.
Четвёртое учебное задание:
Вид задания: Разбор слов.
Дидактическая задача: Учить видеть особенности основы слова.
Учебная задача: Давайте внимательно посмотрим на основу и найдём её особенность.
Практическая задача: Для этого прочитайте текст упражнения 18, и найдите окончание в формах слова ель. Скажите, изменяется ли основа слова при изменении окончания?
Содержание: Ель в лесу, под елью белка.
Организация деятельности: Совместная деятельность учителя и учащихся в виде диалога.
Учитель: Коля, прочитай предложение.
Коля читает.
Учитель: Катя, найди окончания в формах слова ель и выдели основу.
Катя: Ель – нулевое окончание, елью – окончание ю, основа слова – ель.
Учитель: подумайте и скажите, изменяется ли основа при изменении слова?
Дети : нет.
Учитель: Правильно, основа слова не изменяется, она остаётся постоянной.
Пятое учебное задание:
Вид задания: Поиск основы слова.
Дидактическая задача: Учить видеть основу слова.
Учебная задача: Подумайте и скажите, как найти основу слова.
Практическая задача: Прочитайте данные существительные и найдите основу слова.
Содержание: Морозы, кормушка, синицы.
Организация деятельности: Совместная деятельность учителя и учащихся в виде диалога.
Учитель: Даша, прочитай слова, выдели окончания, найди основу.
Даша: Морозы – окончание ы, основа мороз; кормушка – окончание а, основа кормушк; синицы – окончание ы, основа синиц.
Учитель: Максим, скажи как Даша нашла основу слова.
Максим: Даша убрала окончания и осталась основа слова.
Учитель: Ребята, вы согласны с Максимом?
Дети: Да, согласны.
Шестое учебное задание:
Вид задания: Знакомство с новым правилом.
Дидактическая задача: Сформулировать новое правило.
Учебная задача: А теперь давайте познакомимся с новым правилом.
Практическая задача: Для этого откройте страницу 108 и прочитайте правило.
Содержание: Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание: уточк а, сосед и.
Организация деятельности: Чтение правила коллективно и индивидуально.
ЭУ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Первое учебное задание.
Вид задания: Работа с текстом.
Дидактическая задача: Тренировать в применении нового правила.
Учебная задача: А теперь давайте поищем основу слова существительных.
Практическая задача: Прочитайте стихотворение Юрия Разумовского на странице 107. Спишите стихотворение, отделите основу от окончания во всех существительных.
Содержание: Мы гладили снежную бабу лопаткой.
И стала спина её круглой и гладкой.
А чтобы у бабы красивый был нос,
Ей Вова большую морковку принёс.
Организация деятельности: Дети работают фронтально, метод практический, комментированное письмо.
Учитель: Вадим, прочитай первую строчку, найди существительные, выдели в них основу и окончание.
Вадим: Мы гладили снежную бабу лопаткой. Существительные – бабу, лопаткой. Бабу – окончание у, основа баб; лопаткой – окончание ой, основа – лопатк.
Учитель: Света, так же как Вадим, разбери вторую строчку.
Света: И стала спина её круглой и гладкой. Существительное – спина. Окончание а, основа – спин.
Учитель: Денис разбери третью строчку.
Денис: А чтобы у бабы красивый был нос. Существительные – бабы, нос. Бабы – окончание ы, основа баб. Нос – окончание нулевое, основа нос.
Учитель: Даша, разбери последнюю строчку.
Даша: Ей Вова большую морковку принёс. Существительные – Вова, морковку. Вова –окончание а, основа вов; морковку – окончание у, основа морковк.
Второе учебное задание:
Вид задания: Разбор домашнего задания.
Дидактическая задача учителя: Добиться понимания выполнения домашнего задания.
Учебная задача: Чтобы хорошо выполнить задание дома, давайте его разберём.
Практическая задача: Для этого посмотрите на упражнение 20 на странице 108. Прочитайте задание.
Содержание: 21 Выполните самостоятельно. Прочитайте стихотворение.
Под плотиною в турбину/ Шумно падает вода.
Шлют могучие машины/Ток в электропровода.
Он бежит по проводам/ К лифтам и троллейбусам,
Он электропоезда/ Мчит по звонким рельсам.
(Г. Ладонщиков)
Спишите стихотворение. Во всех существительных отделите основу от окончания.
Организация деятельности: Совместная деятельность учителя и учеников в виде диалога.
Учитель: Все прочитали задание?
Дети: Да.
Учитель: Кристина, скажи нам как ты начнёшь выполнять упражнение.
Кристина: Сначала я прочитаю стихотворение.
Учитель: Хорошо, дальше.
Кристина: Потом спишу стихотворение в тетрадь. Потом найду все существительные, и затем в существительных отделю основу от окончания.
ЭУ ИТОГ УРОКА.
Дидактическая задача: Придать логическую завершённость уроку, оценить свои действия на уроке, составить прогноз на выполнение домашнего задания.
Учебная задача: Ребята, ответьте на вопросы.
Содержание: Чему мы с вами научились сегодня? Как мы найдём основу слова существительных? Легко ли было искать основу слова? Всё ли у нас получилось? Как вы думаете, легко ли вы справитесь с заданием дома? Можно ли сказать, что мы сегодня молодцы?
Организация деятельности: Совместная деятельность учителя и учеников в виде диалога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.