План-конспект проведения урока по теме:
«Техника вышивания швом крест по горизонтали, по вертикали, по диагонали».
Цель: создать красивые подарки, сувениры в технике вышивки ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.
Задачи:
- расширить знания учащихся о шве крест, выполняемый по горизонтали, во вертикали, по диагонали;
- отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
- закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
- развивать сноровку, координацию движений;
- прививать аккуратность и терпение в работе;
- развивать мышление;
- способствовать развитию компетенций;
- соблюдать правила техники безопасности;
- воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.
Планконспект проведения урока по теме:
«Техника вышивания швом крест по горизонтали, по вертикали, по диагонали».
ФГОС II поколения 7 класс ( 2 часа)
Учителя технологии: Перепелюк Ирины Викторовны
Цель: создать красивые подарки, сувениры в технике вышивки ткани, расширить возможности и умения учащихся при
создании индивидуальных форм рукотворчества.
Задачи:
расширить знания учащихся о шве крест, выполняемый по горизонтали, во вертикали, по диагонали;
закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
развивать сноровку, координацию движений;
прививать аккуратность и терпение в работе;
развивать мышление;
соблюдать правила техники безопасности;
способствовать развитию компетенций;
воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
расширить знания учащихся о шве крест;
закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий
Метапредметные результаты: (развивающие)Регулятивные УУД:
научить развивать образность, внимание, речь;
Познавательные УУД:
уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет
ресурсы, энциклопедии и т.д.);
Коммуникативные УУД:
развить навык работы в группах при выполнении практических работ;
находить способы созидательного труда внутри группового общения;
соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;
уметь обобщать и делать выводы.
Личностные результаты:
умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность,
инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;
воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.
Тип урока: урокисследование.
Материалы для учителя:
1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица,
В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «ВентанаГраф», 2014.
2. сеть Интернет.
Оборудование: образцы вышивок, ткань, нитки мулине, иглы, ножницы, пяльцы, калька, копировальная бумага, простой
карандаш.
Подготовительный этап: Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:
температура – 18220С;
соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха 1–10 мин. на малой
перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.
Деятельность
обучающихся
Дети проверяют наличие
необходимых учебных
принадлежностей.
Отвечают на вопросы.
Учащиеся кратко
записывают основные
термины в тетрадь.
Этапы урока, время
1.Организационный
5 мин.
Деятельность учителя
Проверка присутствующих, их готовность к уроку.
Вопросы на повторение предыдущей темы:
2.Изложение нового
материала
теория 30 мин.
1.Какую ткань используют для вышивки?
2.Зачем ткань натягивают в пяльцах?
3.Назовите основные стежки и швы на их основе.
4.Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса вышивания?
1.Актуализация опорных знаний и умений.
Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту пробле
му можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием.
Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не
купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души
её создателя.
Сегодня мы ознакомимся с одним из распространённых видов рукоделия
вышивкой.
Вышивка — один из древнейших видов декоративноприкладного искус
ства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта,
для создания декоративных панно. Узор на тканях, коже и других
материалах выполняется льняными, хлопчатобумажными, шерстяными,
шёлковыми, металлическими нитями, бисером, жемчугом или блёстками.
Вышивку выполняют вручную или с помощью вышивальной машины. До
XVIII в. все виды вышивки назывались «шитьё».
Вышивание счётными швами
В народных вышивках большое распространение получили счётные
швы (счётная вышивка). Популярны они и в наше время.Материалы и оборудование для счётной
вышивки
Для выполнения счётной вышивки в старину использовали домотканое
полотно, у которого легко было считать нити. Современная ткань для вы
шивки по счёту нитей — канва с чёткой сеткообразной структурой. Такая ткань
• может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков размеща
ется на 1 см ткани, тем «тоньше», сложнее и меньше по размеру будет работа.
Остриё иглы для вышивки по канве должно быть закруглённым, чтобы игла
легко проскальзывала в нужное отверстие, не раскалывая нити ткани.
Для счётной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например
хлопчатобумажное мулине, шёлк, шерсть. Толщина ниток зависит от плотно
сти ткани и величины стежка.
При вышивании счётными швами пользуются схемой для вышивки —
листом бумаги в клетку, на котором с помощью цвета или условных значков
нанесён рисунок (рис. 93).
1 '— светлозелёный
2 — тёмнокрасный
+— тёмнозелёный
[•] — светлокрасный
— розовый
коричневыйПодготовка к вышивке
Обработать края канвы, как было описано выше. Определить центр ткани,
сложив её пополам по длине и ширине. Разметить центральные линии
прямыми стежками ниткой контрастного цвета или специальным маркером
(следы со временем исчезнут). Натянуть ткань в пяльцах.
Вышивание швом крест
Шов крест — самый любимый и распространённый из всех вышивальных
швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик
состоит из двух пересекающихся косых стежков (рис. 94). Если в
горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков ниткой одного
цвета, то сначала выполняют все косые стежки, двигаясь от точки 1 слева на
право (рис. 95, а), а затем покрывают их косыми стежками, двигаясь справа
налево (рис. 95, б).На лице вышивки эти швы выглядят одинаково, основное их отличие в
изнаночных стежках. При вышивке полукрестом на изнанке получаются
вертикальные стежки, а вышивая гобеленовый стежок диагональные.
Переход к следующему горизонтальному ряду, такому же по длине, вы
полняют по вертикали вниз (рис. 96, а). Переход к следующему ряду, сме
щённому на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или
вправо вниз (рис. 96, б, в).При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полно
стью (рис. 98).
При выполнении шва крест по диагонали каждый крестик также вышивают
полностью (рис. 99).
Необходимо следить, чтобы во всей работе наклон верхних покрываю
щих стежков был одинаковым, иначе вышивка будет выглядеть неряшливо.
При этом с изнаночной стороны все стежки должны быть вертикальными, за
исключением переходов с одного ряда на другой.Динамическая
пауза
— белый; коричневый, оранжевый, черный, розовый, красный.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Бабочка летала, над цветком порхала
Села, посидела и нектар поела
Два своих больших крыла опустила, подняла
Полетела дальше, чтобы мир был краше!
1. Вводный инструктаж.
2.Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Текущий инструктаж.
5.Заключительный инструктаж.
Самостоятельная работа
учащихся.
3. Рефлексия учебной деятельности.
Учащиеся отвечают на
3.Практическая
работа
«Вышивание швом
крест»
практика 30 мин
4.Рефлексияпройденного урока
5мин.
Повторим новые слова: Счётные швы, схема для вышивки, шов крест
Закрепление изученного материала.
1. Какую ткань используют для вышивки счётными швами и почему?
2. Что представляет собой схема для вышивки?
3. Как изготовить схему рисунка или фотографии с помощью компью
тера?
4. Какие вы знаете старинные счётные швы? Какие из них были рас
пространены в вашем регионе?
вопросы.
Выставление оценок за
урок.
5.Домашнее задание
5мин.
Найдите информацию об истории счётной вышивки в России и о народных
промыслах, связанных с ней
Дети записывают
домашнее задание в
дневники.