План-конспект открытого занятия по русскому языку
Тема: Тема текста. Структура и смысл текста.
Группа: студенты гр. ОПД-11
Дата проведения: 02.03.17 г.
Ответственный: ст.преподаватель Кушкарбаева Г.О.
SMART-цель: уметь определять тему текста, анализировать научный текст, выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи.
Форма занятия: занятие-практикум
Тип занятия: закрепление изученного материала.
Методы: технология развития критического мышления
Используемое оборудование: мультимедиа, презентации, слайды.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач занятия.
Группа разделена на 3 группы( каждой группе раздается оценочный бланк).
Стадия вызова
1. «Ассоциограмма». Что связывает все эти слова? Найдите ключевое слово?(Презентация 1)
2. Фронтальный опрос «Мозговой штурм»
1. Что такое текст?
2.Что такое тема текста?
3. Чем научный текст отличается от других текстов?
4. Назовите элементы научного текста.
5. Что такое связность текста?
6. Какие средства связности текста вы знаете?
7. Что такое цельность научного текста?
8. Каковы особенности модальности научного текста?
9. Какие функционально-смысловые типы речи вы знаете?
10. Назовите функциональные стили речи.
II. Основная часть. Закрепление изученного материала.
Стадия осмысления
1. «Определи стиль» (Видеоролик)
2. Работа с текстами. Задание. Командам раздаются тексты, за определенное время должны передать содержание, используя данные речевые клише.
Речевые клише
• Текст … посвящён такому актуальному вопросу, как …
• В тексте рассматривается (что?)…, говорится (о чём?)…
• Текст … посвящен проблемам …
• В центре внимания находится …
• В тексте … даётся истолкование (чего?) …
• Проблема, обсуждаемая (поставленная) в тексте, связана с …
• Актуальность проблемы …. обусловлена …
• Автор текста … обращается к актуальной проблеме …
• На первый план автором выдвигаются …
1 группа
Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Найдите ключевые слова и словосочетания. Составьте вопросы к тексту. Перескажите текс, используя .
ИЗ ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Автомобиль (в переводе с греческого означает «самодвижущийся») – самое распространенное ныне средство механического транспорта.
Попытки создать самодвижущуюся повозку делались еще 2 века назад. В России в 80-е гг. XVIII века над проектом такой трех- и четырехколесной повозки работал русский изобретатель И.П.Кулибин.
В 1769-1770 гг. французский изобретатель Н.Ж.Кюньо построил паровой трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. Эту «тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза.
Появление двигателя внутреннего сгорания, легкого, компактного и достаточно мощного, открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Г.Даймлер создал первый мотоцикл с бензиновым двигателем, а в 1886 году патент на трехколесный автомобиль получил немецкий изобретатель К. Бенц.
Началось промышленное производство автомобилей в Германии и во Франции. В 1892 году построил автомобиль американский изобретатель Г.Форд, впоследствии основатель крупнейшей автомобильной фирмы.
2 группа
Прочитайте текст. Определите стиль, подстиль текста. Охарактеризуйте синтаксические особенности текста.
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
Дорожные знаки являются наиболее простым и самым распространенным средством организации дорожного движения. Они облегчают работу водителя, помогая ему своевременно разобраться в дорожной обстановке, оповещают об опасных участках дороги, необходимости изменения скорости или направления движения, а также о других условиях на пути следования.
Знаки различаются размерами, формой, цветом и изображениями (символами).
Дорожные знаки одинаковы во многих странах мира. Это облегчает работу водителей на международных перевозках, создает благоприятные условия для иностранных туристов и в целом повышает безопасность дорожного движения.
Дорожные знаки следует, как правило, устанавливать с правой стороны дороги, вне проезжей части и обочины. Знаки, содержащие важную для местных условий информацию, дублируют, если водители могут их своевременно не заметить. Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе, а при ее отсутствии – на левой стороне дороги.
3 группа
Прочитайте текст. Относится ли этот текст к вашей специальности? Какие проблемы затрагивает текст? К какой разновидности научного стиля относится данный текст? Какую роль в тексте выполняют термины?
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
Значительная масса вредных примесей, рассеянных в атмосфере, является результатом работы автомобилей. Источник загрязнения двигатель, топливный бак и агрегаты трансмиссии.
Основными токсическими веществами являются: углеводороды (CH ), оксид углерода (СО), окислы азота. (NO). Отработанные газы, смешиваясь с туманом, образуют плотную завесу смога, против которого еще не найдено средств. В дни смога резко увеличивается число аллергических заболеваний, инсультов, нервных припадков.
Под действием солнечных лучей углеводороды и окислы азота, содержащиеся в атмосфере, вступают в фотохимическую реакцию, образуя соединения, вызывающие резь в глазах. Особенно велик уровень загазованности в местах скопления автомобилей.
Пути решения проблемы загрязненности различны – от архитектурно-планировочных и методов организации движения до создания принципиально новых видов нетоксичных двигателей.
4. «Восстановите текст»
Задание. Восстановите текст, исходя из признаков, характерных для текста. Дайте ему название
КАРТОЧКА № 1
1. Она состоит из корпуса, отражателя, рассеивающего стекла, ободка, токоподводящих проводов и патрона с лампой. 2. Фара служит для освещения участка пути, находящегося впереди движущейся машины. 3. Оптический элемент, кроме того, прикреплен к основному корпусу фары пружинами и регулировочными винтами. 4. Рассеивающее стекло, отражатель и лампа образуют оптический элемент, который соединен с ободком пружинными защелками, а ободок – с корпусом соединительным винтом.
Правильный вариант: Фара служит для освещения участка пути, находящегося впереди движущейся машины. Она состоит из корпуса, отражателя, рассеивающего стекла, ободка, токоподводящих проводов и патрона с лампой. Рассеивающее стекло, отражатель и лампа образуют оптический элемент, который соединен с ободком пружинными защелками, а ободок – с корпусом соединительным винтом. Оптический элемент, кроме того, прикреплен к основному корпусу фары пружинами и регулировочными винтами.
КАРТОЧКА № 2
1. Из него можно вытягивать проволоку более тонкую, чем самые тонкие волосы, и изготавливать пластины толщиной с чертежный лист. 2. Алюминий – серебристо-белый блестящий металл, который примерно в три раза легче, чем железо. 3. Он составляет примерно 8 процентов от всей массы земной коры. 4. Возможно, вас несколько удивит тот факт, что он является самым широко распространенным металлом на Земле.
Правильный вариант: Алюминий – серебристо-белый блестящий металл, который примерно в три раза легче, чем железо. Из него можно вытягивать проволоку более тонкую, чем самые тонкие волосы, и изготавливать пластины толщиной с чертежный лист. Возможно, вас несколько удивит тот факт, что он является самым широко распространенным металлом на Земле. Он составляет примерно 8 процентов от всей массы земной коры.
КАРТОЧКА № 3
1. С тех самых пор логистика стала активно развиваться. 2. Это закономерный процесс, так как без логистики невозможно себе представить перемещение товаров. 3. Транспортная логистика, как наука и как неотъемлемая часть многих рыночных механизмов появилась в нашей стране сравнительно недавно, в 90 -е годы прошлого века. 4. С развитием логистики из нее выделилось насколько видов: транспортная логистика, складская логистика, информационная логистика, закупочная логистика, производственная логистика, промышленная логистика и другие.
Правильный вариант: Транспортная логистика, как наука и как неотъемлемая часть многих рыночных механизмов появилась в нашей стране сравнительно недавно, в 90 -е годы прошлого века. С тех самых пор логистика стала активно развиваться. Это закономерный процесс, так как без логистики невозможно себе представить перемещение товаров. С развитием логистики из нее выделилось насколько видов: транспортная логистика, складская логистика, информационная логистика, закупочная логистика, производственная логистика, промышленная логистика и другие. В процессе управления логистикой стало очевидным, что все они взаимосвязаны между собой, как и все отрасли рыночной экономики.
5. Тест (С помощью iSpring QuizMaker составлен тест по данной теме).
IV. Подведение итогов. Стадия рефлексии
Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.