Этот материал содержит информацию по проведению открытого урока по предмету "Сольное пение" с учетом методической темы "Раскрытие творческого потенциала учащихся посредством приобщения к коллективному творчеству". В материале раскрыты цели и задачи данного урока, а так же план проведения этого урока.открытый урок по предмету "Сольное пение"
Урок по предмету «Сольное пение»
Данный урок построен в соответствии с единой методической темой
«Раскрытие творческого потенциала учащихся посредством приобщения к
коллективному творчеству»
1. Группа, класс, отделение. 3 класс, ДПОП «Фортепиано», предмет по
выбору «Сольное пение»
2.Тип урока: урок усвоения новых навыков и применения их на
практике.
3.Тема урока. «Вокальнохоровые упражнения, как важный фактор в
работе над двухголосием»
4. Цели урока:
обучающие: а) добиваться чистого унисона как основы для развития
гармонического слуха;
б) развитие навыков пения двухголосием;
в) развитие слуха учащихся;
г) выработать у учащихся умение четко провести свою партию при
одновременном звучании другой партии;
д) добиваться сознательного усвоения музыкального произведения.
развивающие: а) стимулировать интерес к многоголосному пению;
б) стимулировать практическую деятельность учащихся;
в) знакомство с произведениями вокальной ансамблевой литературы,
способствующее значительному расширению кругозора учеников и
повышению их общего музыкального уровня;
воспитывающие: а) развивать чувства ансамбля, коллектива;
б) развивать эстетический вкус у учащихся;
в) воспитывать интерес к ансамблевому пению.5.Задачи урока.
а) формирование новых умений и навыков;
б) применение новых навыков на практике;
в) активизация образовательного процесса с помощью новых форм работы;
г) формирование позитивных отношений в ансамбле;
д) формирование активности учащихся.
6.Ход урока.
1. Вводная беседа, прослушивание романса «Мне грустно», исполняемого
двухголосием.
2. Подготовительная работа. Работа над дикцией, интонацией и дыханием.
3.Пение упражнений в унисон.
4.Пение упражнений на основе мажорного трезвучия в унисон с элементами
двухголосия (остинато 1 ступени) с перестановкой голосов.
5.Пение упражнений в терцию с перестановкой голосов.
6. Пение упражнений, состоящих из диатонических интервалов в пределах
кварты с перестановкой голосов.
7. Пение упражнений, подготавливающих к работе над произведением.
8. Работа над отдельными фразами, мелодическими оборотами.
9. Применение навыков на практике, работа с произведением.Конспект урока.
Педагог: Ребята, в течение нескольких уроках, мы слушали с вами различные
музыкальные произведения. Иногда мы сразу знали название этих
произведений, иногда сами старались представить, о чем нам хотел сказать
композитор. Героями наших произведений были дюймовочка, солдатик,
бабочка, кузнечик, лесные птицы, бармалей, гномы и другие герои. Давайте
вспомним, какими выразительными средствами пользовались авторы этих
произведений. (можно включить запись некоторых из этих произведений)
Ученики: на основе пройденного материала, рассказывают о динамике,
штрихах, регистре, темпе, мелодической линии, характере, ладе в данных
произведениях.
Педагог: Скажите, пожалуйста, рисуя одних и тех же героев, ваши рисунки
были все одинаковыми или отличались? Если да, то почему?
Ученики: дают свои ответы.
Педагог: А как вы думаете, сочиняя произведения об одних и тех же героях,
композиторы одинаково изображают их? Могут ли они использовать
одинаковые штрихи, регистр, темп, динамику и т.д.? Ученики: дают свои
ответы.
Педагог: Сегодня я хочу предложить вам новый образ это образ БабыЯги.
Давайте охарактеризуем его, попробуем представить, какие средства
музыкальной выразительности мы использовали и какой бы была музыка?
Ученики: дают свои ответы.Хорошо. Сейчас мы послушаем несколько произведений,
Педагог:
написанных композиторами Мусоргским, Чайковским и Лядовым. (после
прослушивания каждого произведения обсуждаем образ). А теперь давайте
вспомним, как мы обрисовали БабуЯгу и какую музыку представили и
сравним наши представления и прослушанные произведения.
Ученики: дают свои ответы.
Педагог: Мы с вами на прошлых уроках рисовали тех героев, о которых
слушали произведения. Легко ли справиться вам было с этим заданием и
почему?
Ученики: дают свои ответы, аргументируя их.
Педагог: На прошлом уроке, я дала вам задание нарисовать музыку, которую
мы не слушали. Вы должны были представить каждый свою музыку,
охарактеризовать её и изобразить в рисунке. Давайте посмотрим, что у вас
получилось, и расскажите, легко ли было справиться с этим заданием.
Ученики: представляют свои домашние работы.
Педагог: Задание было не простым. А как вы думаете, имеет ли цвет музыка?
От чего зависит цвет музыки? Давайте рассмотрим «Цветовой круг» и
послушаем произведения П.И. Чайковского и сравним его музыку с цветами
этого круга. (Слушание произведений (фрагментов) «Осенняя песнь»,
«Подснежник», «Сладкая греза», «Тройка»).
. Закрепление пройденного материала на новом музыкальном материале.
Предложить детям послушать произведение и представить о чем могла бы
быть написана эта музыка. Всегда ли одинаково мы слышим и видим одни и те
же явления природы, предметы. (сравнение образа природы, предметов в пр
ях Чайковского, Свиридова, Лядова).
6. Обобщающая беседа «Можно ли нарисовать музыку?».7. Активизация самостоятельной деятельности учащихся на основе
пройденного материала. (Изобразительная деятельность под музыку, рассказы
учащихся о своих образах и рисунках).
8. Коллективное формулирование выводов по теме урока. Можно ли
нарисовать музыку? Имеет ли она цвет? Можно ли её назвать «живописью»? и
т.д.