поурочное планирование по алгебре 8-9 класс для занятий углубленного изучения, кружковой работы, при подготовке к ЕГЭ ОГЭ по теме решение систем уравнений,по учебнику Алгебра. 8-9 класс. Учебник. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. 21-е изд. - М.: 2014.— 271 с.
внеурочка.docx
Дата: 15.01 (9А); 09.01 (9Б)
Тема: “Системы уравнений”.
Тип урока – прессконференция.
Цели:
1. поиск различных способов и методов решения систем уравнений, умение выступать
перед аудиторией с подготовленными сообщениями.
2. стимулирование творческого мышления нестандартными методами.
3. обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме, приучать работе со
справочной и дополнительной литературой.
4. развитие математического мышления, взаимовыручки, взаимопомощи, умению вести
культурную дискуссию, правильной математической речи.
5. воспитание чувства ответственности.
Оборудование: таблицы, схема, карточки
План занятия:
1. Решение систем методом подстановки /Хохлов Д./ 9 класс
2. Системы симметричных уравнений /Троянова К./ 9 класс
3. Системы линейных уравнений с параметрами /Заблоцкий Н./ 7 класс
4. Геометрические приемы решения систем уравнений /Кравец В./ 9 класс
Решение (Заключение)
1. Решение систем методом подстановки.
С системами уравнений мы познакомились в курсе алгебры 7го класса, но это были
системы специального вида – системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Алгоритм, который был выработан в 7 классе, вполне пригоден для решения систем любых
двух уравнений с двумя переменными х и у.
1. Выразить у через х из одного уравнения системы.
2. Подставить полученное выражение вместо у в другое уравнение системы.
3. Решить полученное уравнение относительно х. 4. Подставить поочередно каждый из найденных на 3 шаге корней уравнения вместо х
в выражение у через х, полученное на первом шаге.
5. Записать ответ в виде пар значений (х;у).
Покажу как работает этот метод при решении более сложных систем. /Кравец В./
х2 – ху – 2у2 = 0
решим полученное уравнение относительно х
Д = у2 4•1 ( 2у2) = 9у2 ,
= 3 | y |
2. Решение систем симметрических уравнений.
1)
Существует универсальный метод решения: вводится подстановка
Преобразуем первое уравнение системы, прибавив к обеим частям ху х2 + ху + ху + у2 = 4 + ху
х2 + 2ху + у2 = 4 + ху
( х + у)2 = 4 + ху
Получим систему
Применим универсальную подстановку
Рассмотрим решение еще одной системы
( х + у)5 = х5 + 5х4у + 10х3у2 + 10х2у3 + 5ху4 + у5 = ( х5 + у5) + 5ху (х3 + у3) + 10х2у2(х + у)
х3 + у3 = ( х + у)3 – 3ху ( х + у), используем формулу (2)
55 = 275 + 5z • 53 – 15z2 •5 + 10z2 + 5 / : 25
53 = 11 + 25z – 3z2 + 2z2, z2 – 25z + 114 = 0
Д = 169, z1 = 19 z2 = 6
3. Системы линейных уравнений с параметром
Напомню на примерах три случая:
а) когда коэффициенты при х и у не пропорциональны
б) когда коэффициенты все пропорциональны
в) коэффициенты при х пропорциональны коэффициентам при у, но не пропорциональны
свободным членам. Эти знания необходимы при решении следующих заданий:
*Определите все значения параметра а, при которых система уравнений
Решение
4. Геометрический прием решения систем уравнений
Решение
По теореме обратной теореме Пифагора, из уравнения х2 + у2 =32 , числа х и у являются
катетами АBD ( D – прямой) с гипотенузой АВ = 3.
Рассматривая второе уравнение у2 + z2 = 16, построим
– гипотенуза.
BDC, где у и z – катеты, а ВС = 4 Третье уравнение y2 = xz подсказывает, что число у есть среднее пропорциональное чисел х
и z.
По теореме обратной теореме о пропорциональных отрезках АВС = 900
АС = ( х + z ) =
= 5,
Тогда AB2 = AD • AC, 9 = х • 5, х =
BC2 = DC • AC, 16 = z • 5, z =
BD2 = y2 = x • z = ∙
= y.
BD =
Такой прием дает потерю корней, легко убедиться,
что х = ± 9/5; у = ± 12/5; z = ± 16/5.
Для данной системы задания могут быть и другие.
Например, чему равно значение выражения
ху + уz ; х + у + z; х + у; х + z;
Заключение: Творческая работа по карточкам взаимотренажера “Рисуем координатами”.
План урока
План урока
План урока
План урока
План урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.