План урока + презентация по литературе на тему «Честь и предательство, жестокость и справедливость в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан по школьной программе для учащихся 6 класса. В разработке представлен план с полной опорой на презентацию. Урок проводится в игровой форме. Также у некоторых учащихся есть опережающее задание, которое они в течение урока демонстрируют классу. В ходе урока прослеживается связь с такими дисциплинами как история и география.
Иконка файла материала Честь и предательство, жестокость и справедливость в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе.doc
22.04.19 Класс: 6 Предмет: литература Тема: «Честь и предательство, жестокость и справедливость в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Цель урока:  Познакомить   с   личностью   французского   писателя   П.Мериме,   его   новеллой   «Маттео   Фальконе». Формировать УУД:  Личностные:  ­ умение оценивать жизненные ситуации,  поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  Регулятивные:  ­ умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё мнение на   основе   работы   с   выборочным   чтением   текста   художественного   произведения;     вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану;  Коммуникативные:   ­   умение   оформлять   свою   мысль   в   устной   форме;   слушать   и   понимать   речь   других;     уметь доказывать свое мнение, приводя доводы, опираясь на текст;  Познавательные:  ­ умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт.   Планируемые результаты: Предметные: ­ уметь определять художественную деталь в произведении; ­  уметь выявлять смысловую и идейно­эмоциональную роль ключевых слов в произведении;   ­ уметь оценивать поступки героев. Личностные:   уметь   давать   самооценку   на   основе   критерия   успешности   учебной   деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Метапредметные:  Регулятивные УУД: уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника; вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту.  Познавательные УУД: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета.  Задачи урока:  Образовательные: обобщать  знания, полученные в процессе изучения новеллы. Формировать умение оценивать поступки героев. Способствовать развитию связной речи, логического мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах. Тип урока: анализ художественного произведения Основные понятия: новелла Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа (в парах) Межпредметные связи: история, география 1Действия обучающихся: ответы на вопросы, работа со словарём, чтение с комментарием, пересказ текста Рефлексия (итог урока): составить кластер ­ Зачитать несколько заполненных Листков – помощников ­ Оцените свою деятельность на уроке: заполните Листки – помощники. Домашнее   задание:  письменный   ответы   на   вопрос,  почему   новелла     названа   именем   Маттео Фальконе Оборудование:  текст,   компьютер,   проектор,   экран,   слайды   с   иллюстрациями   к   произведению, портрет писателя, оценочные листы. . Ход урока: I. Мотивация Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, у вас были задания для группы «Географов», «Историков» и «Литераторов», и все должны были прочитать произведение французского писателя. Надеюсь, что все готовы, т.к. урок ведёте вы, а я только помогаю. На столах перед вами листки – помощники, вы их заполняете на протяжении урока, затем сдаёте.                                                              Листок ­ помощник   понравилось…,   я Мне задумался (лась) о том, что… Я не согласен(а) Вопрос,   на   который хочу получить ответ: Моя оценка за урок II. Целеполагание  Сформулируйте цели и задачи урока, используя слова  «узнать», «научиться» Ученики Из сообщений узнать сведения об авторе произведения, месторасположение Корсики, особенности жизни корсиканцев. Научиться анализировать прозаическое произведение, высказывать свои мысли о характерах героев и причинах их поступков.  Запишите число и тему урока в тетрадь . Урок начинает группа «Литературоведов» III. Сообщение группы «Литераторов» о писателе, о жанре «новелла». Ученик Перед вами выдающийся французский писатель­реалист, мастер новеллы Проспер Мериме. Родился он в Париже  в семье  художника  и получил  прекрасное  и разностороннее  образование.  Получил образование юриста, долгое время служил, был чиновником, хотя   политика и  служебная карьера, которая складывалась очень успешно,  в жизни Мериме играли не первостепенную роль. Это было сложное     время   в   истории   Франции,   ознаменовавшееся   разными     драматическими,   а   то   и трагическими событиями: Великая французская революция, наполеоновские походы, в том числе и в Россию   в   1812   году,   восстановление   королевской   династии   Бурбонов,   пожизненная   ссылка Наполеона   на о. Святой Елены. Во всей Франции образованные люди напряженно раздумывали над судьбой своей страны. Среди них был и Проспер Мериме, литературный дебют которого состоялся уже в 20 лет. П. Мериме в конце 20­ых гг. обратился к жанру новеллы, среди них  самые известные  — «Кармен», «Таманго» и «Маттео Фальконе».    Умер   писатель в 1870 году, не дожив нескольких дней до 67­летия.  Ученик (задаёт вопросы, помогает ответить, если возникают затруднения)   Какой жанр принёс наивысшую славу П.Мериме? (новелла) 2 Что   же   такое   новелла?   (ответы   учащихся)   Предлагаю   заглянуть   в   словарь литературоведческих терминов.  НОВЕЛЛА   (итал.   novella),   малый   повествовательный   жанр,   разновидность   рассказа,   отмеченная строгостью сюжета и композиции, необычностью события и неожиданной концовкой.   Маки   –   участок,   покрытый   густым   кустарником,   потом   так   стали   называть   партизан, скрывающихся в маки.  Экю – старинная французская монета.  Обыватель – здесь: мирный житель, не участвующий в военных действиях. Учитель.  Что же необычного, непривычного есть в сюжете прочитанной нами  новеллы? Для того чтобы понять это, предлагаю переместиться в 19 век. Сегодня мы с вами отправимся на остров Корсика во Францию. Сообщение группы «Географов» о Корсике. Действие новеллы «Маттео Фальконе» не случайно происходит на острове Корсика. Корсика —  гористый остров в Средиземном море. Гора Мон­Сенто достигает высоты 2706 метров. Склоны гор  покрыты средиземноморскими кустарниками, лесами.  Весь остров делился на кантоны, т. е. на  несколько областей, выборная власть была сосредоточена в небольших городках. Города  располагались в основном на побережье, горные районы были труднодоступны.             ( ученики показывают на карте, где находится Корсика) Сообщение группы «Историков» о Корсике           Корсика является департаментом Франции, но населяют его не французы, а корсиканцы —  народ, который говорит на различных диалектах итальянского языка. Большинство корсиканцев —  католики. Жизнь на острове отличается тем, что за столетия создалась особая, довольно замкнутая  культура и традиция неприятия нового.       В годы жизни П. Мериме французы считали корсиканцев дикарями, но интерес к культуре этого  острова постоянно поддерживался тем, что человек, которым многие французы восхищались,  несмотря на его поражение, — Наполеон Бонапарт — был родом с Корсики. Некоторые  современники П. Мериме считали, что разумнее возвратиться к первобытным нравам, которые  казались проще и даже лучше, чем нравы их общества.       Описывая случай, который произошел на Корсике, П. Мериме обращает читателей — своих  современников — к мыслям о том, на каких основах нужно строить человеческие отношения,  заставляет думать о нравственных основах поступков и ценности человеческой жизни. Учитель    ( напоминает о необходимости заполнять Листки ­ помощники)  Чтобы разобраться в тех событиях, о которых написал Проспер Мериме, обратим внимание на   стихотворение   русского   поэта   А.Яшина,   слова   испанца   Лопе   де   Вега   и   француза Александра Дюма. Прочтите их. В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность,                            Братство. И есть ещё: Совесть, Честь.     А.Яшин                        Кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст… 3Лопе де Вега «…самое великое, самое божественное в человеке ­ способность жалеть и прощать…»,.                                                                                                                  Александр Дюма.  Как вы думаете, почему разговор о новелле французского автора мы начинаем с этих строк?  Обратите внимание на подчёркнутые слова. Можем ли мы применить эти слова к новелле П.Мериме? Сформулируйте тему урока. Запись в тетрадь. («   Честь,   предательство,   жестокость   и   справедливость   в   новелле   Проспера   Мериме   «Маттео Фальконе» ) III. Создание проблемной ситуации. Учитель  Понравилась ли вам новелла? Всё ли было понятно?   Прежде чем мы приступим к анализу произведения, я хотела бы услышать ответ на вопрос, на который вы должны были ответить – правильно ли поступил Маттео Фальконе, убив своего сына?                                      (учащиеся дают ответы)  Ну а теперь попробуем разобраться в происходящем.  IV. Работа с текстом новеллы. Учитель Каково место действия новеллы? Найдите описание в тексте. (В   глубине   острова   среди   диких   скал   и   ущелий   частые   побеги   вырубленных   и   выжженных крестьянами деревьев образуют густые заросли – маки. Человек может проложить в них дорогу лишь с топором в руках, а иные маки так разрастаются, что образуют неприступные джунгли (читать до муфлонов) Таково место действия новеллы П. Мериме.  Работа в группах: ( класс разделён на 4 группы, каждая группа получает свои вопросы и готовит ответы  с опорой на текст)  Какие же люди живут здесь и какими чертами характера обладают?  (вспомнить сообщение группы «Историков»)  Каким вы увидели главного героя?    Кто он такой?                Расскажите о нём:  Социальное положение; Маттео Фальконе был довольно богатый человек по   тамошним местам; он жил честно, то   есть ничего  не  делая,  на  доходы  от  своих многочисленных стад, которые пастухи­кочевники пасли в горах, перегоняя  с места  на  место.     Портрет; На вид не более 50 лет.      Человек   небольшого  роста,  но крепкий, с вьющимися черными, как смоль,   волосами,   орлиным   носом,   тонкими   губами,   большими   живыми   глазами   и   лицом   цвета невыделанной кожи.  Его прошлое; В   Корте,   откуда   он   взял себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл   за человека опасного, как на войне, так и в любви. Когда   эту   историю   замяли,   Маттео женился. 4Жена   Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что   приводило его в ярость) и наконец сына, которому он дал  имя  Фортунато,  ­  надежду семьи и продолжателя рода.   Отношение к нему людей. Его считали таким же хорошим другом, как  и  опасным  врагом; впрочем, услужливый для друзей и щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе Порто­Веккьо. Учитель   подводит   итог.  Итак,   Маттео   Фальконе   ­   типичный   корсиканец,   умеющий   метко стрелять,  решительный,  гордый,  смелый,  сильный,  соблюдает  законы  гостеприимства  и  готов прийти на помощь любому, кто её попросит. Об этом мы узнаём из первой части новеллы.  это сильный, героический характер, не способный на компромиссы, не отступающий от жизненных правил, по которым живет в обществе. И даже среди прочих людей, храбрых и сильных, Маттео Фальконе исключительный. Также мы узнали, что у Маттео есть долгожданный, единственный и очень любимый им сын, надежда и наследник. Продолжение работы в группах.  Как звали мальчика? (Фортунато – счастливчик «Литераторы» объясняют, что означает имя Фортунато в переводе с итальянского.).  Какую историю, произошедшую с Фортунато, рассказывает нам автор? (пересказ)  В   каком   эпизоде   наиболее   ярко   проявились   черты   характера   Фортунато?   (история   с Джанетто)   Вдумайтесь в слова и поступки мальчика.   Какие черты его характера раскрывает автор? (Сообразительный; хитрый; осторожный; помог человеку, извлекая собственную выгоду).  Что придумал мальчик, чтобы жандармы не заметили человека, которого он спрятал? (кошка)  Как разговаривает мальчик с жандармами? (Ведёт себя уверенно, хладнокровно, пытается их запутать, не боится, даже подсмеивается).  Почему   десятилетний   ребёнок   так   уверенно   ведёт   себя   с   жандармами?   (Его   отец   очень сильный и уважаемый человек, его многие боятся. Мальчик чувствует его силу и защиту, поэтому так ведёт себя с жандармами).  Вы осуждаете поступок Фортунато? Почему?  Поступил бы так его отец Маттео? Почему?  Как отнесётся к такому поступку своего сына человек, с которым мы познакомились в начале новеллы (человек достоинства, чести, смелый, гордый…).   Кем он считает своего сына? (предателем) Из чьих уст слышит отец это страшное для себя слово? Как показаны его чувства в тексте?                                  (Ответы учащиеся  подтверждают отрывками из текста ). Вывод: отец был поражён поступком сына, никогда ещё в роду Фальконе не было предателей.  Вы могли предположить, чем закончится произведение? Как поведёт себя Фортунато и как поведёт себя его отец после произошедшего случая? Ведь дом многоуважаемого Маттео – теперь дом предателя! Учитель. Произошло ужасное: отец убил своего единственного сына, маленького мальчика, которому всего лишь десять лет. Дикие нравы на Корсике диктуют Маттео жестокую расправу с ребенком.  «Дом предателя» ­ фраза обожгла  необузданного корсиканца, кровью родного сына он смывает «позор» с себя и своего дома. В таких закрытых обществах, каким     являлось корсиканское общество в то время,  очень сильны  семейные  связи,  чем больше  семья,  тем  больше  ружей,  на  которые  можно 5рассчитывать в случае чего, кровная месть считалась делом чести, огромное значение имеет позиция силы. Разве Маттео для кого­то является другом? Он хороший друг в той же мере, что и опасный враг. Вопросы для всех групп:  Осуждаете ли вы поступок Маттео?   Почему мать Фортунато не остановила мужа?                          Кто же такой Маттео Фальконе: герой или убийца? Человек с огромной силой воли,  железным характером, сумевший убить даже собственного сына, чтобы наказать  предательство… или жестокий убийца, который, чтобы сохранить своё доброе имя, убил  своего маленького сына?   А разве Маттео не любит Фортунатто? Почему же тогда решается на убийство?  Можно ли, по мысли П.Мериме, простить предательство?                               (Представитель каждой группы высказывает коллективное мнение.) V. Итог урока  Учитель  О чести люди задумывались во все времена, считая, что это главная черта любого человека. Свои  взгляды народ отразил в пословицах.  Какие пословицы о чести хранит народная память? Какая из них может послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку? Запишите её.  Почему такое большое значение придаётся чести?  На доске  слова поэта  Е. Евтушенко Честь – главная черта человека, она является мерилом его человеческого достоинства. На чьей же стороне правда? Вопрос остаётся открытым. Наш урок подходит к концу. Заполните Листки – помощники. ( учитель предлагает прочитать записи, сделанные в Листках, нескольким ученикам VI. Рефлексия: составить кластер.                                                                                                      не прощает предательства любит сына Маттео  Фальконе суровый                                                                                      жестокий человек                                                                                                                                необычность концовки необычный сюжет  Новелла «Маттео Фальконе» заставляет задуматься о жизненных ценностях Домашнее задание: 6Дома   вы   поразмышляете   над   двумя   высказываниями:   французского   писатель   А.Дюма,   который говорил, что «самое великое, самое божественное в человеке ­ способность жалеть и прощать», и Лопе де Вега, который считал, что «кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст…»,   ответите на вопрос, почему новелла П.Мериме  названа именем Маттео Фальконе. Свои размышления можно оформить в виде кластера или написать миниатюру.  ОЦЕНКИ будут выставлены с помощью листков­помощников.  7