План урока на тему: "Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической диссоциации".
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
математика +1
8 кл
10.05.2017
В ходе урока формируются у учащихся понятия: «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «степень электролитической диссоциации», «сильные электролиты» и «слабые электролиты», «гидратированные ионы»; представление о механизме диссоциации веществ с различными видами химической связи; начинается формирование умений учащихся записывать уравнения диссоциации веществ - электролитов.
Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической диссоциации.docx
Тема урока: Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической
диссоциации.
Задачи:
1. сформировать у учащихся понятия: «электролиты» и «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «степень электролитической диссоциации»,
«сильные электролиты» и «слабые электролиты», «гидратированные ионы»;
представление о механизме диссоциации веществ с различными видами химической
связи;
2. начать формирование умений учащихся записывать уравнения диссоциации
электролитов;
3. развивать умения наблюдать и делать выводы;
4. продолжить формирование коммуникативных умений учащихся.
Мотивация и целеполагание:
Проводим на основе создания проблемной ситуации.
Как вы знаете, одни вещества способны проводить электрический ток, другие нет.
Существует специальный прибор для определения электропроводности. Он состоит из
стакана, в который наливают исследуемый раствор. В стакан вставляются угольные
электроды. От клем электродов идут провода: один провод соединён с лампочкой, другой
– с источником тока. Если раствор проводит электрический ток, то лампочка загорается,
если нет, то лампочка не загорается. Чем ярче загорается лампочка, тем лучше раствор
проводит электрический ток, и наоборот.
Проведём эксперимент: опустим электроды в стакан с твердым хлоридом натрия и
в стакан с сахаром. Лампочка не загорается. Значит, эти вещества не проводят
электрический ток. Опустим электроды в стакан с дистиллированной водой, лампочка
тоже не загорается. Но если опустить электроды в стакан с водными растворами хлорида
натрия, сахара и в стакан с соляной кислотой, то лампочка загорается только тогда, когда
электроды были в стакане с раствором соляной кислоты и раствором хлорида натрия, а
водный раствор сахара не проводит электрический ток.
Почему кристаллический хлорид натрия не проводит электрический ток, а его
раствор проводит, тогда как у сахара, как в кристаллическом состоянии, так и в растворе
электропроводимость отсутствует? Как зависит электропроводность веществ от их
строения? Что такое «ион»? Как образуются ионы? Чему равен заряд иона? Какими
бывают ионы по знаку заряда? Какой тип связи и тип кристаллической решётки у воды?
Что такое диполь и почему молекулы воды представляют собой диполи?
Изучение нового материала:
Растворы сахара, спирта, глюкозы электрический ток не проводят, а растворы
Вещества, водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток,
называются электролитами. Вещества, водные растворы и расплавы которых не проводят
электрический ток, называются неэлектролитами.
солей, щелочей и кислот проводят электрический ток.
Шведский ученый Сванте Аррениус пришел к выводу еще в 1887 году, что вещества
проводят электрический ток за счет ионов, которые образуются в результате растворения
электролита в воде.
называется электролитической диссоциацией.
Этот процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении, Однако Аррениус считал, что в растворе находятся свободные ионы и не учитывал
взаимодействие электролита с водой.
В отличие от него, русские химики И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский, доказали,
что при растворении электролита происходит взаимодействие растворённого вещества с
водой, что приводит к образованию гидратов, которые затем распадаются на ионы. Т.е. в
растворе находятся не свободные ионы, а гидратированные.
Легче всего диссоциируют, т.е. распадаются на ионы, вещества с ионным типом
связи, т.к. они уже изначально состоят из ионов. При растворении таких веществ в воде,
молекулы воды, которые представляют собой диполи, окружают отрицательные ионы
своими положительными полюсами, а положительные ионы своими отрицательными
полюсами. Между ионами и диполями воды возникают силы притяжения, при этом
химическая связь между ионами ослабевает и происходит переход ионов из кристалла в
раствор. Эти ионы находятся не в свободном состоянии, они связаны с присоединившимися
к ним молекулами воды. Эти молекулы воды образуют гидратную оболочку иона. Ион в
таком случае называется гидратированным. Например, при диссоциации хлорида натрия
образуются ионы: ион натрия и ион хлора:
NaCl = Na+ + Cl.
При диссоциации веществ с ковалентным полярным типом связи, например, при
диссоциации хлороводорода – HCl, диполи воды также ориентируются своими
отрицательными полюсами к положительному иону Н+, а своими положительными
полюсами к отрицательно заряженному иону Cl. Происходит взаимодействие молекул
воды с молекулами электролита. Под влиянием воды происходит превращение
ковалентной полярной связи в ионную, а затем распад электролита на гидратированные
ионы:
HCl = H+ + Cl.
Т.о. последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с
ионной связью, будет состоять из трех стадий:
1 Ориентация диполей воды около иона кристалла;
2 Взаимодействие (гидратация) диполей воды с противоположно заряженными ионами
кристалла;
3 Распад (диссоциация) кристалла на гидратированные ионы.
При диссоциации веществ с ковалентной полярной связью последовательность
процессов состоит из 4 стадий:
1 Ориентация диполей воды вокруг противоположных полюсов электролита;
2 Взаимодействие (гидратация) молекул воды с молекулами электролита;
3 Ионизация молекул электролита, т.е. превращение ковалентной полярной связи в
ионную;
4 Распад (диссоциация) молекул электролита на гидратированные ионы.
Если в растворе электролита происходит объединение гидратированных ионов, то
этот обратный процесс называется ассоциация.
Свойства гидратированных и негидратированных ионов могут отличаться:
негидратированный ион меди (Cu2+) бесцветный в безводных кристаллах сульфата меди
(II), а в гидратированных ионах имеет голубой цвет (Cu2+ ∙ nH2O).
В растворах электролитов помимо ионов присутствуют и молекулы, поэтому
растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации. Степень диссоциации
обозначается греческой буквой «альфа»
распавшегося на ионы (nД), к общему количеству растворенного вещества (nР).
Степень диссоциации – это отношение количества вещества электролита,
.α
= α nД/nР Степень диссоциации определяют опытным путем и выражают в долях или
= 1, то электролит полностью
= 0, то диссоциация отсутствует, если
α
процентах. Ели
диссоциирует на ионы.
α
Степень диссоциации зависит от:
1. Природы растворителя. Например, водный раствор хлорида натрия обладает
электропроводностью, т.к. вода – полярный растворитель, а бензольный раствор
хлорида натрия не проводит электрический ток, т.к. бензол – неполярный
растворитель. Следовательно, чем полярнее растворитель, тем больше степень
диссоциации;
2. Концентрации электролита: в разбавленных растворах она увеличивается, т.к. ионы
больше отдаляются друг от друга, что мешает им связаться в молекулы.
3. Температуры. Как правило, при повышении температуры увеличивается степень
электролитической диссоциации.
4. Природы самого электролита.
По степени диссоциации электролиты делятся на сильные и слабые. Сильные
электролиты в растворах и расплавах почти полностью распадаются на ионы, степень их
диссоциации стремится к единице. Слабые электролиты почти не распадаются на ионы в
растворах и расплавах, степень их диссоциации стремится к нулю. К сильным
электролитам относятся: практически все соли, сильные кислоты, как H2SO4, HNO3, HCl,
все щёлочи. К слабым электролитам относятся: вода, слабые кислоты, как H2S, HNO2,
H2CO3 и др., водный раствор аммиака NH3 ∙ H2O, нерастворимые основания.
Обобщение и систематизация знаний:
Расскажите друг другу изученное на уроке, используя ваши схемыконспекты, и
осуществите взаимооценку уровня усвоения учебного материала.
Закрепление и контроль знаний:
4. Почему хлороводород при растворении в воде диссоциирует на ионы, а при
1. Почему металлы проводят электрический ток в любом состоянии, а электролиты –
только в растворах или расплавах?
2. Проведение растворами электролитов электрического тока – это следствие или
причина электролитической диссоциации?
3. При одинаковой концентрации растворов степень диссоциации серной кислоты равна
60%, а уксусной – 1,4%. Что вы можете сказать о силе этих кислот?
растворении в бензоле (органический растворитель) не диссоциирует?
5. Объясните различия в состоянии ионов в узлах кристаллической решётки сульфата
калия и в водном растворе этого вещества?
6. Жидкие хлороводород, сероводород и оксид серы (VI) не проводят электрический ток,
а их растворы проводят. Как бы вы это объяснили?
7. Дополните предложенную схему:
?
?
? Ответ: полярная молекула, гидратированная молекула, гидратированные ионы, диполи
воды, ионный кристалл.
8. Будет ли являться электролитом водородное соединение элемента Х, в атомах
которого все электроны расположены на трёх энергетических уровнях, а семь из всех
электронов расположены на последнем уровне.
Ответ: этим водородным соединением будет HCl, т.к. хлор находится в третьем периоде
VII A группы, у него семь электронов на внешнем уровне, но сам хлороводород
электролитом не является, а его водный раствор будет проводить электрический ток и
является электролитом.
Рефлексия и подведение итогов:
1. Выставьте на рефлексивный листок вашу отметку согласно взаимооценке.
2. Отметьте ваше состояние в начале, середине и конце урока с помощью данных ниже
рожиц, а также подчеркните соответствующее вам по достижении целей.
Цель: достигнута, частично, нет.
Домашнее
задание: §36, упр. 15.
План урока на тему: "Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической диссоциации".
План урока на тему: "Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической диссоциации".
План урока на тему: "Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической диссоциации".
План урока на тему: "Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической диссоциации".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.