ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Планета детства" разработана для детей дошкольного возраста, желающих научиться рисовать, лепить, делать аппликации. Актуальность программы в том, что она создана по социальному заказу родителей. Рынок образовательных услуг предлагает широкий спектр разнообразных студий подготовки детей к школе: обучение чтению и письму, счету и английскому языку. Однако, ученые-психологи напоминают, что готовить ребенка к школе надо, не только загружая его новой информацией, но и развивая у него творческие, созидательные способности, мышление. Детям 4 -6 лет свойственно познавать окружающий мир непосредственно, эмоционально, а значит практическое знакомство с различными материалами и способами их преобразования наиболее прямой путь к развитию мышления ребенка. Каждый материал (глина, бумага, ткань…) дает ребенку возможность прочувствовать многообразие окружающего мира, ведь в малом всегда содержится часть большого. Каждый материал позволяет ребенку обнаружить особые его свойства, его отличия от других материалов. Развитие мелкой моторики руки ребенка в процессе лепки, плетения, вырезания, рисования способствует более легкому обучению письму в школе. В этом целесообразность программы.. В дошкольном возрасте у ребенка процесс познания происходит эмоционально- практическим путем. Каждый ребенок- исследователь, открывающий многообразие окружающего мира. Важно создать условия, чтобы стремление ребенка к активной деятельности не иссякло, чтобы деятельность развивала его как можно гармоничнее. Наиболее близкие и естественные для ребенка 4 -6 лет виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная, художественно- трудовая деятельность. В этих видах деятельности происходит как интеллектуальное, так и эмоционально-личностное развитие ребенка. Программа «Планета детства» построена на синтезе изобразительной деятельности и интеллектуального развития.
Логика построения программы позволяет каждому воспитаннику проявить наблюдательность, поскольку систематически обращается к опыту ребенка, воплощая его в практических работах. Знакомство с образцами народного декоративно-прикладного искусства дает возможность детям научиться видеть красоту в родной природе, ценить ее, беречь. Подготовка сувениров для родных и близких развивает у детей заботливость, уважение к труду своему и других людей. Программа предназначена детям в возрасте 4 – 6 лет. Срок реализации 1 год. Программа состоит из четырех блоков: рисование, лепка, оригами, конструирование и ручной труд. Набор в группы производится по результатам собеседования с родителями. Отношения педагогов с родителями воспитанников регулируются «Договором о предоставлении дополнительных образовательных услуг».
Программа Планета детства.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Планета детства" разработана для детей дошкольного
возраста, желающих научиться рисовать, лепить, делать аппликации.
Актуальность программы в том, что она создана по социальному заказу
родителей. Рынок образовательных услуг предлагает широкий спектр
разнообразных студий подготовки детей к школе: обучение чтению и письму,
счету и английскому языку. Однако, ученыепсихологи напоминают, что
готовить ребенка к школе надо, не только загружая его новой информацией,
но и развивая у него творческие, созидательные способности, мышление.
Детям 4 6 лет свойственно познавать окружающий мир непосредственно,
эмоционально, а значит практическое знакомство с различными материалами
и способами их преобразования наиболее прямой путь к развитию мышления
ребенка. Каждый материал (глина, бумага, ткань…) дает ребенку
возможность прочувствовать многообразие окружающего мира, ведь в малом
всегда содержится часть большого. Каждый материал позволяет ребенку
обнаружить особые его свойства, его отличия от других материалов. Развитие
мелкой моторики руки ребенка в процессе лепки, плетения, вырезания,
рисования способствует более легкому обучению письму в школе. В этом
целесообразность программы.. В дошкольном возрасте у ребенка процесс
познания происходит эмоционально практическим путем. Каждый ребенок
исследователь, открывающий многообразие окружающего мира. Важно
создать условия, чтобы стремление ребенка к активной деятельности не
иссякло, чтобы деятельность развивала его как можно гармоничнее. Наиболее
близкие и естественные для ребенка 4 6 лет виды деятельности – игра,
общение со взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная,
художественно трудовая деятельность. В этих видах деятельности
происходит как интеллектуальное, так и эмоциональноличностное развитие ребенка. Программа «Планета детства» построена на синтезе изобразительной
деятельности и интеллектуального развития.
Логика построения программы позволяет каждому воспитаннику
проявить наблюдательность, поскольку систематически обращается к опыту
ребенка, воплощая его в практических работах. Знакомство с образцами
народного декоративноприкладного искусства дает возможность детям
научиться видеть красоту в родной природе, ценить ее, беречь. Подготовка
сувениров для родных и близких развивает у детей заботливость, уважение к
труду своему и других людей. Программа предназначена детям в возрасте 4 –
6 лет. Срок реализации 1 год. Программа состоит из четырех блоков:
рисование, лепка, оригами, конструирование и ручной труд. Набор в группы
производится по результатам собеседования с родителями. Отношения
педагогов с родителями воспитанников регулируются «Договором о
предоставлении дополнительных образовательных услуг».
. Цель программы: развить способности ребенка посредством вовлечения в
изобразительную деятельностью различного характера (рисование, лепка,
аппликация)
Задачи:
I.
II.
III.
Развивающие: развивать у ребенка наблюдательность, эстетическое
восприятие, понимания красоты природы и произведений искусства,
творческое мышление.
Воспитательные: познакомить детей с правилами поведения в
учреждении, студии; пробудить бережное отношение к своим работам и
произведениям других людей.
Обучающие: познакомить с особенностями изобразительной
деятельности красками и кистями, карандашами, фломастерами;
познакомить с приемами лепки: «из целого комка», соединение
деталей, пластовая лепка, жгуты, рельефные работы; познакомить с приемами создания аппликации из бумаги и картона; научить различать
основные (красный, синий, желтый, зеленый) и дополнительные цвета
(коричневый, оранжевый, фиолетовый, розовый); научить различать
форму предмета (круглые, прямоугольные, овальные, квадратные).
Формы и методы реализации программы В процессе реализации
программы обучения педагог использует комплекс форм и методов обучения.
Наиболее часто применяется форма учебнопрактических занятий. В
процессе таких занятий учащиеся усваивают новые теоретические знания и
овладевают новыми навыками работы. Для этого применяются такие методы,
как объяснение и практический показ. Например, для того чтобы
познакомить учащихся с приемом лепки «рельеф», педагог сначала вербально
поясняет ученикам, какие операции предстоит выполнить, а затем наглядно
показывает процесс реализации приема, накладывая слои пластилина на лист
картона, в соответствии с замыслом.
Режим занятий Занятия проходят в постоянных группах по утвержденному
расписанию: один раз в неделю по 1 часу. Набор в группы происходит 115
сентября ежегодно. Наполняемость группы 8 человек.
Ожидаемый результат:
. Данная программа построена согласно принципу обучения «от
простого к сложному» и принципу сотворчества педагога и воспитанника.
Малыши, знакомясь с наиболее легкими приемами обработки материалов,
постепенно переходят к более уверенному выполнению простых операций, а
затем к быстрому и качественному выполнению достаточно сложных
практических приемов обработки материалов. Педагог не просто дает детям
информацию, но вовлекает их в заинтересованное, активное создание каждой
поделки, помогая проявлять в труде способности каждого воспитанника.
Воспитанник должен уметь: изобразить овощи, фрукты, деревья,
цветы, домашних птиц, животных героев сказок, простые орнаменты; слепить овощи и фрукты, животных – героев сказок, домашних любимцев
(кошка, собака, хомяк, рыбки). знать: как следует обращаться с кистями и
красками, карандашами и фломастерами, ножницами и клеем, пластилином,
тестом, глиной.
Форма подведения итогов программы. На последнем занятии в группе
проводится итоговое мероприятие, на которое приглашаются родители
воспитанников. Кабинет оформляется наиболее качественными рисунками
детей. В ходе занятия дети создают коллективную композицию (аппликацию с
дорисовкой) «Скоро лето!». В процессе работы педагог и родители отмечают
не только уровень практических навыков создания изобразительной
композиции, но и качество коммуникативных, моральноволевых качеств
ребенка.
II. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов
Общее
Теория Практик
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вводные занятия
Рисуем карандашами и красками
Сложи – ка (оригами)
Лепим красоту
Конструирование и ручной труд
Итоговые занятия
4
34
34
34
34
4
144
2
17
17
17
17
2
72
а
2
17
17
17
17
2
72
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Водные занятия. Теория. Знакомство с кабинетом, с учреждением.
Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопосности.
Знакомство педагога с детьми. Беседа о том, что дети делали летом.
2.
ИЗОдеятельность. Рисуем карандашами. Теория. «Что умеет
карандаш?» беседа с детьми о правилах работы карандашами
(фломастерами). Введение понятий «форма», «цвет» предмета. Практика. «Что нам осень принесла» ягоды, овощи, фрукты (с натуры). «Осенние
листья», «Веточка еловая» (с натуры). «Снежинки – льдинки» зимние
пейзажи, елочные шарики.
Кисточка – красавица Теория. Знакомство с кисточкой. Беседа о том,
как надо обращаться с кисточкой, красками. Практика – животные, рыбки,
звездное небо, солнце и облако.
3. Сложи ка (оригами). Теория. Ножницы – инструмент особенный.
Правила безопасной работы. Беседа о «можно или нельзя». Практика.
Оригами – бабочки, рыбки, животные, птицы.
4. Лепим красоту. Теория. «Как разбудить пластилин» беседа об
особенностях работы с пластилином. Особенности работы с тестом. Глина и
керамика как они рождаются. Практика. Овощи и фрукты. Ягоды.. Улитки
и червячки. Ежик с грибами. Колобок (соленое тесто). Звери зимой (медведь,
заяц, лиса). Домашние любимцы. «Кто же это?» персонаж – фантазия (глина).
Котик домашний любимец. Игрушки (пирамидка, неваляшка, самолет,
вертолет).
5. Конструирование и ручной труд. Теория. Правила бережного сбора и
хранения природного материала. Различия в форме, цвете, фактуре листьев
разных пород деревьев. Теплые и холодные цвета. Изготовление поделок из
подручного материала – яичная скорлупа, вата, лоскутки из ткани. Практика.
Знакомство с различным природным материалом (травы, цветы, ветки,
листья, соломка, злаки, плоды). Игры на знание детьми листьев деревьев
(клен, липа, осина, береза, дуб).
6. Итоговое занятие. Стихи о лете.. Демонстрация родителям итоговой
работы. Подведение итогов.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Организационнопедагогические условия реализации образовательной
программы Реализация образовательной программы требует наличия
учебного помещения, соответствующего санитарногигиеническим нормам. Освещение кабинета должно обеспечиваться люминесцентными лампами,
дающими бестеневое, близкое к спектру естественного света свечение.
Кабинет должен быть оборудован необходимой мебелью: столы, стулья,
шкафы и полки для хранения поделок воспитанников, расходных материалов,
методических, наглядных, дидактических пособий. Необходим мультимедиа
аппаратура (DVD) набор записей, используемые для развития кругозора и
образного мышления воспитанников. Для дошкольников свойственно
непосредственноэмоциональное познание новой информации, поэтому
большинство занятий сопровождаются наглядными пособиями. На занятиях
педагогом могут использоваться следующие наглядные пособия: «Олень»,
«Медведь» как пример глиняной народной игрушки; лепные фигурки
животных и птиц; таблицы полиграфические («Овощи», «Фрукты»,
«Животные», «Времена года». Флористический набор засушенных листьев
деревьев (береза, осина, дуб, ясень, клен, ольха, рябина); В качестве
наглядных пособий возможно использование наиболее качественных учебных
произведений учащихся.
В течение учебного года педагог ведет наблюдение за развитием каждого
воспитанника. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет
достичь положительных результатов в освоении программы, а вариативность
форм диагностики позволяет каждому ребенку почувствовать себя
успешным.
Литература для педагога:
1. Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребенка, Ярославль: «Академия
развития», 1997 г.
2. С. Соколова, Школа оригами, Эксмо, Москва, 2004г.
3. М.И.Нагибина, Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль»
«Академия развития», 1997г.
4. Н.В. Величко, Поделки из пластилина, Белгород, 2011г. 5. А. Диброва, Поделки из соленого теста, Белгород, 2011г.
6. М.В.Бедина, Поделки из лоскутков, Белгород, 2011г.
7. Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Коллективное творчество детей, М:
«Российское педагогическое агенство»,1998г.
8.Т.Н. Проснякова, Азбука мастерства, М.: Академкнига, 2005г.
9. К. Чарнер, Большая энциклопедия развивающих игр и поделок для детей,
Мн: ООО «Попурри», 2005г.
Планета детства
Планета детства
Планета детства
Планета детства
Планета детства
Планета детства
Планета детства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.