Планирование уроков литературы в 5 классе
Данное планирование рассчитано на 34 учебные недели (3часа в неделю), всего 102 урока в соответствии с учебным планом школы. При планировании использовался УМК под редакцией В.Ф. Чертова:
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В.Ф. Чертов. Л.А. Трубина. Просвещение 2017 г.
Уроки литературы. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией В.Ф. Чертова, Просвещение.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Тема урока |
Кол-во час |
Дата |
Форма проведения |
Планируемые результаты (предметные) |
1 |
Литература как искусство слова |
Литература как искусство слова |
1 |
2.09 |
Лекция |
Представление о художественном образе и литературе как искусстве слова |
2 |
Мифология |
Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве». |
1 |
4.09 |
Беседа |
Рассказывать об образах в художественной литературе. Давать развернутые ответы о мифе. Формулировать вопросы по анализу мифа. Устно и письменно излагать мифы. Называть и рассказывать о героях мифа. Объяснять мифологические выражения.
|
3 |
Художественный образ в мифе
|
1 |
5.09 |
Беседа, работа с источниками |
||
4 |
Славянская мифология. |
1 |
9.09 |
|
||
5 |
Фольклор |
Фольклор и народная словесность. Русские пословицы из собрания В. И. Даля. |
1 |
11.09 |
Презентациясообщения, лекция |
Навык устного пересказа, словесного рисования Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. Создавать работы разных жанров с включением пословиц, поговорок, загадок. Различать сказки волшебные, бытовые, о животных.
|
6 |
Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль». |
1 |
12.09 |
|
||
7 |
Творческая работа с использованием пословиц, поговорок или загадок. |
1 |
16.09 |
Сочинение |
||
8 |
Литературная сказка |
Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». |
1 |
18.09 |
Комментированное чтение, |
Умение выразительно читать с листа Навык устного представления любимой книги, устного отзыва о |
9 |
|
Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». |
1 |
19.09 |
беседа |
любимом произведении Отличать литературную сказку от фольклорной. Сочинять сказки. Выделять признаки литературной сказки Описывать сказочных героев и происходящие с ними события. Писать отзыв о прочитанной литературной сказке. |
10 |
Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева». |
1 |
23.09 |
комментированное чтение, |
||
11 |
Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева». |
1 |
25.09 |
письменный ответ на вопрос |
||
12 |
Литературная сказка |
1 |
26.09 |
тест |
||
13 |
Практикум Аннотация |
Аннотация.
|
1 |
30.09 |
Практикум |
Подбирать аннотации различного вида. |
14 |
Из Повести временных лет |
Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке». |
1 |
2.10 |
Лекция, сообщения |
Сопоставлять мифологию, фольклорные произведения и литературу Древней Руси. Создавать иллюстрации к страницам древнерусских памятников. Устно воссоздавать образ летописца. |
15 |
Сказание о белгородском киселе |
1 |
3.10 |
беседа |
||
16 |
Жанр басни в античной литературе |
Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра. |
1 |
7.10 |
Лекция с элементами беседы |
Выразительно читать басню наизусть, по ролям. Объяснять переносные значения басенных выражений. Характеризовать басенные образы. Готовить сообщения о баснописцах. Выделять художественные приемы и черты малых фольклорных жанров в басне. Сочинять басню или рассказ на основе басенной морали. Сравнивать развитие басенных сюжетов у разных авторов. Умение характеризовать героев-персонажей |
17 |
Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга. |
1 |
9.10 |
беседа |
||
18 |
Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева |
1 |
10.10 |
практикум |
||
19 |
И.А.Крылов |
Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне» |
1 |
14.10 |
Комментированное чтение |
|
20 |
Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом». |
1 |
16.10 |
Чтение наизусть |
||
21 |
Выразительное чтение басен И. А. Крылова. |
1 |
17.10 |
викторина |
||
22 |
А.С.Пушкин |
Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». |
1 |
21.10 |
практикум |
Определение темы и основной мысли произведения Навык создания связного устного рассказа о литературном персонаже Выразительно читать стихотворения. Представлять биографическую основу и художественную картину, нарисованную поэтом. |
23 |
Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. |
1 |
23.10 |
Аналитическая бесед |
||
24 |
Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. |
1 |
24.10 |
Аналитическая беседа |
||
25 |
|
Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина. |
1 |
6.11 |
беседа |
Анализировать стихотворения. Проводить устное словесно рисование образов природы и человека в стихотворениях А.С. Пушкина Устно и письменно рассказывать о сказочных персонажах. Составлять план сообщения о герое. |
26 |
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. |
1 |
7.11 |
Сообщения групповой проект |
||
27 |
Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина. |
1 |
11.11 |
Конкурс чтецов |
||
28 |
М.Ю.Лермонтов |
Стихотворение М. Ю. Лермонтова |
1 |
13.11 |
беседа |
Выразительно читать стихотворения наизусть. Готовить сообщения об историческом событии, описанном в стихотворении. Объяснять значение устаревших слов. |
29 |
Образ исторического события в стихотворении. |
1 |
14.11 |
Аналитическая беседа |
||
30 |
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана». |
1 |
18.11 |
Практикум |
||
31 |
Н.В.Гоголь |
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». |
1 |
20.11 |
презентация |
Навык выразительного чтения с листа Составлять цитатный план, вопросы и задания к повести. Подробно пересказывать понравившиеся фрагменты. Обосновывать выбор фрагмента повести для пересказа. Искать в тексте картины реальной жизни и фантастические события. |
32 |
Фантастические события в повести
|
1 |
21.11 |
Беседа |
||
33 |
Мир Диканьки. |
1 |
25.11 |
Беседа |
||
34 |
Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место». |
1 |
27.11 |
|
||
35 |
Образ времени года в литературном произведении |
Образ
времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета |
1 |
28.11 |
Лекция с элементами беседы |
Навык выразительного чтения наизусть стихотворений. Описывать времена года с использованием цитат из литературных произведений. Составлять поэтическую антологию об одном из времен года. |
36 |
Описание любимого времени года с использованием цитат. |
1 |
2.12 |
практикум |
||
37 |
И.С.Тургенев |
Повесть
И. С. Тургенева «Муму». |
1 |
4.12 |
лекция |
Навык выразительного чтения с листа . Давать характеристику образам героев в повести с использованием портрета, предметов интерьера, пространства, пейзажа. Кратко пересказывать фрагменты. Объяснять значение историзмов и архаизмов в тексте. |
38 |
Образ
Герасима. |
1 |
5.12 |
беседа |
||
39 |
Образ исторического времени в повести |
1 |
9.12 |
Комментированное чтение |
||
40 |
Смысл названия повести |
1 |
11.12 |
Аналитическая беседа |
||
41 |
Н.А.Некрасов |
. Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». |
1 |
12.12 |
Анализ эпизода по группам |
Наблюдать над ритмом стихотворения, содержанием и формой речи героев. Выявлять авторскую позицию, обозначать тему и проблемы в произведении. |
42 |
Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова. |
1 |
16.12 |
Конкурс выразительного чтения |
||
43 |
Практикум Заглавный образ в литературном произведении |
Заглавный
образ в литературном произведении. |
1 |
18.12 |
Практикум |
Навык анализа художественных образов Характеризовать заглавный образ. |
44 |
Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат |
1 |
19.12 |
Практикум |
Навык письменной характеристики заглавного образа литературного произведения |
|
45 |
Л.Н.Толстой |
Рассказ
Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». |
1 |
23.12 |
Беседа |
Первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев Пересказ от лица одного из персонажей Писать сочинение-миниатюру по цитате. Давать сравнительную характеристику двух героев. Создавать киносценарий. |
46 |
Образы
горцев. |
1 |
25.12 |
Анализ произведения |
||
47 |
Образы Жилина и Костылина.
|
1 |
26.12 |
Анализ произведения |
||
48 |
|
Промежуточная аттестация (тест) |
1 |
26.12 |
тест |
|
49 |
А.П.Чехов |
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики». |
1 |
9.01 |
Беседа |
Навык письменной характеристики заглавного образа литературного произведения Описывать героя, используя цитаты из текста. |
50 |
Рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». |
1 |
13.01 |
Аналитическая беседа, эссе |
||
51 |
Практикум. Отзыв о литературном произведении |
Письменный отзыв о литературном произведении. |
1 |
15.01 |
Практикум |
|
52 |
Анализ письменных отзывов о самостоятельно прочитанном произведении. |
1 |
16.01 |
Коррекция |
|
|
53 |
Образ родины в русской поэзии |
Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого) |
1 |
16.01 |
Проект |
Навык выявления в литер. произведении художественных образов, помогающих создать образ родины. Готовить краткие сообщения или пересказы статей учебника о поэтах. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять репродукции картин и стихотворения, а также сходные образы из двух стихотворений. |
54 |
Образ родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова). |
1 |
20.01 |
Проект |
||
55 |
Урок внеклассного |
1 |
22.01 |
Сообщения |
Описывать образы, |
|
|
|
чтения по произведениям русской поэзии. |
|
|
учащихся |
раскрывающие неповторимость Руси и черты характера русского человека. |
56 |
И.А.Бунин |
Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». |
1 |
23.01 |
Практикум |
Навык выразительного чтения наизусть стихотворений Готовить рассказ об авторе. Наблюдать за передачей лирического настроения, переживания в стихотворении. |
57 |
Стихотворение И. А. Бунина «Няня». |
1 |
27.01 |
Аналитическая беседа |
||
58 |
С.А.Есенин |
Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...». |
1 |
29.01 |
Анализ стихотворений, сообщения учащихся |
Навык выявления эпитетов, сравнений, метафор, навык выявления фольклорных образов в литер. тексте |
59 |
Образ родины в поэзии С. А. Есенина. |
1 |
30.01 |
Проект |
||
60 |
Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина. |
1 |
3.02 |
практикум |
||
61 |
Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи |
Поэзия и проза как формы художественной речи. |
1 |
5.02 |
лекция |
Определять стихотворный размер, рифму в стихотворениях. Сочинять собственный монорим, стихотворные загадки |
62 |
Сочинение стихотворных загадок, моноримов. |
1 |
6.02 |
практикум |
||
63 |
П.П.Бажов |
Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». |
1 |
10.02 |
беседа |
Описывать героев сказа. Объяснять значения незнакомых слов с помощью словаря. |
64 |
Образ рассказчика в сказе. |
1 |
12.02 |
беседа |
||
65 |
Образы детей в мировой литературе |
«Приключения Тома Сойера» М. Твена. |
1 |
13.02 |
лекция |
Навык анализа художественных образов |
66 |
Мир детства в повести. |
1 |
17.02 |
Сообщения, презентации |
||
67 |
«Вождь краснокожих» О. Генри. |
1 |
19.02 |
беседа |
||
68 |
Урок внеклассного чтения по произведениям о детях. |
1 |
20.02 |
Практиткум |
||
69 |
А.С.Грин |
Повесть А. С. Грина «Алые паруса». |
1 |
26.02 |
Лекция |
Навык выразительного чтения с листа Навык анализа художественных образов Навык устного пересказа |
70 |
Образ
Ассоль. |
1 |
27.02 |
Практикум |
||
71 |
Образ Грэя. |
1 |
2.03 |
Практикум |
||
72 |
Описание первой встречи героев.
|
1 |
4.03 |
Беседа за круглым столом |
||
73 |
Финал повести. |
1 |
5.03 |
беседа |
||
74 |
А.П.Платонов |
Рассказ А. П. Платонова |
1 |
11.03 |
Урок-исследование |
Навык устного пересказа |
75 |
Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле». |
1 |
12.03 |
Аналитическая беседа |
||
76 |
С.Я.Маршак |
Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». |
1 |
16.03 |
Инсценирование |
Чтение наизусть, чтение по ролям |
77 |
Письменная характеристика заглавного образа (по выбору учащихся) |
1 |
18.03 |
|
||
78 |
Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа |
Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа. |
1 |
19.03 |
практикум |
Начальный навык составления речевой характеристики персонажа |
79 |
Работа над речевой характеристикой героя. |
1 |
30.03 |
практикум |
||
80 |
Работа над речевой характеристикой героя. |
1 |
1.04 |
|
||
81 |
Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны |
Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста». |
1 |
2.04 |
Лекция с элементами |
Навык работы с большим по объему художественным текстом Навык анализа художественных образов Навык устного пересказа |
82 |
Повесть В. П. Катаева «Сын полка». |
1 |
6.04 |
беседа |
||
83 |
Образ Вани Солнцева. |
1 |
8.04 |
беседа |
||
84 |
Смысл названия повести. |
1 |
9.04 |
практикум |
||
85 |
Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. |
1 |
13.04 |
проект |
||
86 |
В.П.Астафьев |
Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро». |
1 |
15.04 |
беседа |
Навык анализа образа персонажа Навык выразительного чтения с листа Навык устного пересказа |
87 |
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». |
1 |
16.04 |
беседа |
||
88 |
Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?». |
1 |
20.04 |
практикум |
||
89 |
Образы животных в мировой литературе |
Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка». |
1 |
22.04 |
беседа |
Навык выразительного чтения прозаического текста Готовить отзыв об одном из произведений о животном. Давать письменный ответ на вопрос об образе животного в произведении с использованием цитат. |
90 |
Образы животных и образы людей в рассказе |
1 |
23.04 |
беседа |
||
91 |
Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес» |
1 |
27.04 |
практикум |
||
92 |
Образ Арктура |
1 |
29.04 |
практикум |
||
93 |
Урок внеклассного чтения по произведениям о животных |
1 |
30.04 |
проект |
||
94 |
Письменный отзыв с использованием цитат. |
1 |
6.05 |
практикум |
||
95 |
Практикум. Тема и идея литературного произведения |
Тема
и идея литературного произведения. |
1 |
7.05 |
практикум |
|
96 |
Тема природы в художественной литературе |
1 |
13.05 |
беседа |
||
97 |
Жанр рассказа в мировой литературе |
Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини» один день». |
1 |
14.05 |
беседа |
Навык выразительного чтения с листа
|
98 |
Юмористический
рассказ М. М. Зощенко «Галоша». |
1 |
18.05 |
беседа |
||
99 |
Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день». |
1 |
20.05 |
беседа |
||
100 101 |
Письменные отзывы о прочитанном рассказе. |
2 |
21.05 25.05 |
практикум |
Навык создания письменного отзыва |
|
102 |
|
Промежуточная аттестация (тест) |
1 |
27.05 |
тест |
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ(промежуточная аттестация) |
|
||||
№ |
№ урока |
Тема |
Дата проведения |
||
план |
факт |
||||
1 |
12 |
Литературная сказка (тест) |
28.09 |
|
|
2 |
48 |
Промежуточная аттестация по литературе за 1 полугодие (тест) |
26.12 |
|
|
3 |
77 |
Творческая работа (письменная характеристика заглавного образа) |
13.03 |
|
|
6 |
102 |
Промежуточная аттестация по литературе за год (итоговый тест). |
24.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.