К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
Планирование деятельности Школы Молодого Учителя
Работу Школы молодого учителя целесообразно проводить по
следующим направлениям:
1. организационные вопросы;
2. планирование и организация работы по предмету;
3. организация воспитательной работы;
4. работа со школьной документацией;
5. работа по самообразованию учителей;
6. контроль за деятельностью молодых специалистов.
Организационные вопросы
включают в себя ознакомление с
образовательным учреждением, его традициями, правилами внутреннего
трудового распорядка, должностными инструкциями учителя – предметника
и классного руководителя, Коллективным договором, Положениями об
организации образовательного процесса в школе.
В разделе «Планирование и организация работы по предмету» большая
роль отводится учителям – наставникам и заместителям директора по УВР.
Начинать эту работу нужно с изучения программ, методических записок,
учебных пособий, стандартов, составления тематических планов. В этом
разделе планируются открытые уроки молодых специалистов, их наставников,
анализ и самоанализ уроков, анализ контрольных работ, система их проверки
и работы над ошибками. В совместную работу с наставниками входит и
опережающее изучение трудных тем, подготовка наглядности, технических
средств обучения, подбор дидактического материала.
Раздел «Планирование и организация воспитательной работы»
включает в себя планирование начинающими классными руководителями
воспитательной работы на год, консультации по методике проведения
родительских собраний. Сюда входит посещение родительских собраний у
наставников, их анализ, изучение методики проведения воспитательных
мероприятий разных форм, создание банка сценариев проведенных
мероприятий, накопление материала для классных часов, родительских
собраний и т. д.
В разделе «Работа со школьной документацией» планируются
практические занятия «Как вести классный журнал, журналы кружков,
факультативов, консультаций», «Как работать с тетрадями и дневниками
учащихся». На них молодые специалисты учатся выполнению единых
требований к ведению тетрадей и дневников, изучают Положение о текущем и
итоговом контроле за знаниями учащихся, знакомятся с оформлением
протоколов родительских собраний, «Личного дела» ученика, с составлением
характеристики на учащихся. Проводить такие занятия рекомендуется
заместителям директора по УВР и ВР, председателям методических
объединений учителей – предметников. Такая работа очень важна, так как уначинающих учителей часто возникают трудности именно при работе со
школьной документацией.
Раздел «Работа по самообразованию» является обязательной
составляющей стажировки молодого специалиста. Каждый молодой
специалист в начале года выбирает тему по саморазвитию, включается в
работу методических объединений, теоретических семинаров, изучает
психологопедагогическую литературу по проблеме саморазвития. В середине
года на заседании предметных МО учителя – стажеры рассказывают о своих
наработках и начинают внедрять результаты деятельности в практику своей
работы.
Содержание стажировки молодого учителя.
В процессе стажировки молодой учитель должен обнаружить степень
владения знаниями в области своего предмета, методики его преподавания,
педагогики и психологии, воспитательной работы.
За время прохождения стажировки молодой учитель должен проявить
себя во всех формах работы учителя.
1 Учебная работа.
СТАЖЕР должен:
изучить принципы перспективного и текущего планирования учебно
воспитательного процесса в школе и принять посильное участие в
планировании работы школы;
в течение учебного года планировать учебновоспитательную работу
по своему предмету;
разрабатывать поурочные планы и представлять их на утверждение
своему руководителю;
в учебной работе на уроке использовать различные методы,
методические приемы,
активизирующие
познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, лекция,
самостоятельная работа учащихся,
лабораторное занятие,
эксперимент,
использование учебного фильма,
магнитофонных записей, компьютерных программ и др.);
формы и средства,
демонстрация,
оказывать индивидуальную помощь учащимся по своему предмету;
организовывать и проводить внеклассную работу по предмету в форме
фронтальной (экскурсии, просмотр учебнопопулярных фильмов,
конференции, лекции и др.) и индивидуальной работы с учащимися;
принимать участие в организации и проведении факультативных
занятий по своему предмету;
принимать участие в оформлении кабинетов школы и привлекать к
этой работе учащихся.2 Методическая работа.
СТАЖЕР – МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ:
входит в состав школьного и городского методических объединений и
принимает участие в их работе;
с помощью своего наставника выбирает и разрабатывает одну
методическую тему и пишет по ней реферат, который обсуждается на
заседании школьного МО;
изучает лабораторное оборудование, ТСО, наглядные пособия школы с
последующим использованием их в учебной работе;
посещает уроки учителей по своему и другим предметам, участвует в
их анализе;
за время стажировки проводит не менее двух открытых уроков;
проводит анализ знаний учащихся, использует различные формы
опроса (контрольные работы, зачеты, устный индивидуальный и
фронтальный опросы, тесты и др.), оформляет результаты анализа;
систематически знакомится с педагогической и методической
литературой и участвует в ее обсуждении.
3 Работа классного руководителя.
СТАЖЕР:
изучает состав класса (документацию, состав родителей и др.) и
индивидуальные особенности учащихся, составляет психолого
педагогическую характеристику класса;
добивается единства педагогических требований со стороны учителей
и родителей;
организует детский коллектив с учетом возрастных и психологических
особенностей, добивается сплоченности, активности, инициативы и
творчества учащихся;
проводит ученические и родительские собрания, организует
педагогическое образование родителей;
проводит индивидуальные и спортивные мероприятия;
организует профориентационную работу с учащимися;
организует различные формы общественно полезного труда учащихся
Формы организации деятельности.
В своей работе гимназия применяет следующие формы организации
деятельности:
семинары;
практикумы;
встречи с опытными учителями; консультации;
собеседования;
творческие встречи;
тематические беседы, проводимые специалистами Дома работников
образования;
посещение уроков опытных учителей;
проведение открытых уроков учителями – стажерами.