В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889, от 1 февраля 2012 г.№74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объём недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов введен третий час физической культуры. Содержание образования по физической культуре с учётом введения третьего часа, определяется общеобразовательнымиВ соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889, от 1 февраля 2012 г.№74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объём недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов введен третий час физической культуры. Содержание образования по физической культуре с учётом введения третьего часа, определяется общеобразовательными
Программа третьего урока
физической культуры для 111 классов
общеобразовательных учреждений
«ПЛАВАНИЕ»
Пояснительная записка
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2010 г. № 889, от 1 февраля 2012 г.№74 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования» в объём недельной учебной нагрузки
общеобразовательных учреждений всех видов и типов введен третий час физической культуры.
Содержание образования по физической культуре с учётом введения третьего часа, определяется
общеобразовательными программами,
разрабатываемыми образовательным учреждением
самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта общегообразования и примерных основных образовательных программ, Приказа Министерства образования и
науки РФ от 27.09.2010 № 966/1009 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийских
спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и
Порядка проведения
Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»,
Письма
Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № ИК1374/19 «О
методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров
для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»,
методическими рекомендациями министерства образования Ставропольского края по организации
учебного процесса в образовательных учреждениях в 20122013 учебном году по предмету
«Физическая культура».
Программа третьего урока физической культуры для 111 классов общеобразовательных
учреждений (далее – программа) разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы по предмету. При её составлении учитывалась главная цель развития
системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и отвечающей потребностям
современного общества.
Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое
развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их
повседневной жизни. Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно
организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию
силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств. Регулярные занятия плаванием
положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в
воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела,
горизонтальное положение в воде раскрепощают опорнодвигательный аппарат, способствуют
развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода,
очищая кожу, улучшает кожное дыхание. При правильном проведении занятий у детей повышаются
функциональные возможности сердечнососудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура,
увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние
центральной нервной системы.
Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки,
прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным
простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.
Начинать заниматься плаванием лучше с первого класса. Дети быстро овладевают техникой плавания
спортивными способами. Этому способствует лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость их
тела.
Реализация данной программы стала возможной в результате заключения договора с
Муниципальным учреждением дополнительного образования плавательный бассейн «Дельфин».
Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося в
рамках реализации третьего часа физической культуры. За время занятий учащиеся должны овладеть
основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами,
правильно дышать и плавать несколькими способами спортивного плавания.
Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1
11 классов» (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич).
Цель программы: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение
учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в
частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:1.Укрепление физического здоровья, развитие основных физических качеств, закаливание
организма.
2.Освоение знаний о физической культуре и спорте и их роли в формировании здорового
образа жизни.
3.Формирование здорового образа жизни, положительного интереса к занятиям плаванием.
4.Привитие необходимых теоретических знаний в области гигиены, медицины, физической
культуры и плавания.
5.Обучение учащихся технике двухтрех способов спортивного плавания, совершенствование
разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, повороты, финиш).
6.Овладение жизненно необходимым навыкам плавания.
7.Развитие у обучающихся способностей коллективного взаимодействия с другими
обучающимися. Ожидаемый результат.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим
занятиям плавания детей и подростков.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.
Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.
Место
«Физическая культура»
программы
в
учебном
плане
по
предмету
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных
учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в
воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объёма двигательной
активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической
подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и
рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на
образование обучающихся в области физической культуры.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, на преподавание
учебного предмета «Физическая культура» отводится 405 часов на ступени начального общего
образования (по 99 часов в 1классах, по 102 часа в 24 классах), 525 часов на ступени основного
общего образования (по 105 часов в 5 9 классах) и 210 часов на базовом уровне на ступени среднего
(полного) общего образования (по 105 часов в 10 и 11 классах).
Программа рекомендуется для использования в рамках преподавания предмета
«Физическая культура» из расчета 1 час в неделю. Общее количество часов в течение учебного года
на реализацию программы составляет в 1 классах 30 часов, во 24 классах – 32 часа, в 59 классах –
32 часа, в 1011 классах – 32 часа.
Результаты освоения программы
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают
требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования по предмету «Физическая культура». Результаты освоения содержания данного
предмета определяют те результаты, которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении
обучения в школе.Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности. Системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностными результатами освоения, обучающимися, содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования
и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися, содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической
культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности
и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области. Виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно
проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметными результатами освоения, обучающимися, содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее
напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений,
учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной
деятельности;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных
изменяющихся, вариативных условиях;
расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных
физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Методика реализации программы
Программа ориентирована на плавательную подготовку учащихся школы.
Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки проводятся так же, как и по
другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с
учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки учащихся, их
количества в группе (классе), от бассейна, отведенного для занятий.
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно
быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.
К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически подготовить учеников,
учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность.
Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация
обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока,
выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами
техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает благоприятные условия
для функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем организма и подготавливает
учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и
совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце
урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок подведением
итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.
При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять
играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с
водой, а плавающим – с успехом закрепить пройденное. На занятиях с не умеющими плавать играм в
воде отводится значительное место.Игры в воде можно условно разделить на игры
для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных движений;
совершенствование в технике.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической
последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:
Положение тела.
Дыхание.
Движения ногами.
Движения руками.
Общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся
условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном
безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах, без отработки деталей,
поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
изучение движений в воде с неподвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве
опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в
воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами широко
применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну
или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
изучение движений в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении
и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в
целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
движения ногами с дыханием;
движения руками с дыханием;
движения ногами и руками с дыханием;
плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения
необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом насколько позволяет
уровень подготовленности занимающихся.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания рекомендуется метод
целостного выполнения техники. С этой целью применяются следующие варианты плавания:поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек
бассейна);
проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по
элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес
к занятиям, что особенно важно в плавании;
умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями
телосложения и уровнем физической подготовленности.
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
сознательности и активности;
наглядности;
доступности и индивидуальности;
систематичности и постепенности в повышении требований.
Содержание программы плавания
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (IIV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в
области физической культуры и плавания и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень
(VIX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к
занятиям плавания. На заключительной ступени обучения (XXI классы) главным становится
формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий. Теоретический материал тесно связан с
практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от 1 до 11 класса. Программа
предлагает для изучения темы, связанные с историей плавания, личной гигиеной, организации
самостоятельных занятий плаванием.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности,
предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим
физическим развитием и плавательной подготовленностью, оказания первой помощи. Эти умения
соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных
знаний.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых
общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений,
которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для
функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников
к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых
двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные
упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В
конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения.
Контроль
В течение года проведение соревнований:
«веселые старты» в спортивном зале;
скоростное плавание в конце каждой четверти;
«веселые старты» на воде;
соревнования по прикладному плаванию.
В конце года результаты обучения детей оцениваются на контрольном занятии. Критерии
оценивания:
14 классы – преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди;
59 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем;
1011 классы – преодоление дистанции 100 м избранным стилем или комплексным способом.
Контрольные нормативы сдают учащиеся 411 классов.
Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 14 классов
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма,
обеспечение жизни и здоровья учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как
средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий
плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на
водоемах.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»;
скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине,
движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании
кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для
освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в
воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование
движения рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в
каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с
последующими движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой»,
«Пятнашки с поплавками», «Водолазы».
Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой;
согласование движений рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание
отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25 м в первом классе, 50 м
во втором классе, 100 м в третьем классе и 200 м в четвертом классе. Выполнить стартовый прыжок и
повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.
Контрольные нормативы: в четвертом классе преодоление дистанции 25 м. вольным стилем.
Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 59 классов
Теоретический раздел
Названия упражнений и основные признаки техники спортивных способов плавания. Влияние
плавания на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и
определение победителя. Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Практический раздел
Плавание способом «дельфин» (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после
скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование движений руками с дыханием.
Проплывание отрезков до 15 метров способом «дельфин» с задержкой дыхания; транспортировка
«тонущего»).
Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый
прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.
Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег» и др.
Комплекс специальных упражнений пловца. Имитация поворота при плавании способом
«дельфин». Техника выполнения непрямого массажа сердца. Ныряние брассом и кролем.
Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным
способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча,
поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча. Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде.
Развитие выносливости: проплывание отрезков 2550 м по 26 раз, 100150 м по 34 раза, 400 м.
Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила
проведения соревнований по плаванию. Освоить технику плавания способом «дельфин». Преодоление
дистанции 50 м любым стилем.
Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 1011 классов
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические
особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме.
Теоретический раздел
Практический раздел
Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Транспортировка
пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание брассом на боку и на спине. Плавание в
одежде, освобождение от одежды в воде. Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы
фигурного плавания (девушки). Выполнение обязанностей судьи. Основы методики и организации
занятий с младшими школьниками.
Развитие выносливости: плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м,. Проплывание
отрезков 25100 м по 26 раз.Контрольные нормативы: транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного
дыхания и непрямого массажа сердца. Преодоление дистанции 50 м любым стилем.
Рекомендуемые контрольные нормативы
25 м, вольный стиль, сек
50 м, вольный стиль, сек
мальчики
девочки
3334
3238
2834
2632
2230
2128
2026
1822
3334
3240
3036
2834
2632
2430
2228
2026
мальчики
1,201,40
1,181,35
1,101,32
1,041,20
0,581,10
0,561,08
0,541,04
0,501,00
девочки
1,201,40
1,201,38
1,161,36
1,101,25
1,041,20
1,021,16
1,001,10
0,561,06
Класс
4
5
6
7
8
9
10
11
Список литературы:
“Комплексная программа физического воспитания учащихся I–XI классов”. В.М. Лях, Л.Б.
Кофман, Г.Б. Мейксон 2010 г.
Типовая сквозная программа “Юный пловец” А.Никулин, Е. Никулина 2006 г.
Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000
г.