ПО СЛЕДАМ ВОЛШЕБНОГО ЦВЕТКА
Педагог-психолог
Пономарева Е.Ю.
«По следам волшебного цветка »
Конспект развивающего занятия включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, внимания и памяти, обогащение словарного запаса у детей с овз старшей школы.
Цель: Развитие познавательных процессов с помощью специально подобранных игр, упражнений. Формирование учебно-познавательных мотивов у старших дошкольников, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи:
1) Научить учеников выполнять устные инструкции взрослого.
2) Познакомить с новыми играми по развитию познавательной деятельности.
3) Развивать когнитивные процессы старших школьников.
4) Научить детей работать со схемой — картой.
Подготовка к занятию:
Сделать карточки по количеству детей со специальными заданиями, необходимыми для работы. Сделать конверты для заданий — 5 штук.
Сделать карту схему класса, в котором будет проходить игра-путешествие.
Разделить её на 5 частей и положить в конвертики.
Подобрать «волшебную вещь» для учеников (цветок)
Оформить для учеников задания.
Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству учеников.
ХОД ЗАНЯТИЯ // В ходе занятия ученикам предстоит участвовать в различных соревнованиях, выполняя задания//
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила странное письмо от Весны. «Один мой любопытный Цветок, захотел учиться. И отправился в вашу школу. И сейчас, когда настало время уступать лету, я хотела бы забрать его с собой, я хочу посадить его в землю, чтобы он цвел и радовал мир вокруг своей красотой. Но ему так понравилось в вашей школе, что цветок не захотел возвращаться и спрятался. Дорогие мои ребята, помогите, пожалуйста, мне его найти! И тогда я посажу его на клумбе рядом с вашей школой, чтоб он радовал вас».
Что же нам делать, ребята? Придется нам с вами отправиться на поиски волшебного цветка. Путешествие это не простое, а необычайно интересное.
Путешествие наше мы назовем «По следам волшебного цветка».
В пяти конвертиках лежат обрывки карты, по которой мы сможем найти цветок. Каждый конверт можно открыть, выполнив какое-то задание.
ИТАК, нам многое надо успеть сделать, давайте отправимся в путь. Проверим готовность всех участников игры. А для этого посмотрим, какие вы дружные, внимательные и сообразительные.
Игра «Ищи безостановочно» Цель: Развитие воображения, мыслительных операций, активизация словаря. В течение 10–15 сек. увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют. Победителем игры станет тот участник, который последним назовёт предмет или вещь, ему предоставляется право открыть первый конверт с кусочком карты.//
Психолог: Вы успешно прошли разминку, проявили себя как команда и все готовы прийти на помощь Весне.
ИТАК, мы отправляемся в путь! Каждый из вас знает, что для поиска предметов нужно внимательно изучить следы. Давайте поиграем в игру «Колобок идет по следу».
Цель: развитие зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта. //Каждому ребенку психолог раздает карточки с заданием.// Реши примеры, пользуясь подсказкой в рамке. Таблица 1
Задание «Колобок идет по следу»
Психолог: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием, а сейчас давайте откроем второй конвертик. Право вскрыть предоставляется (называет ребенка), который первым справился с заданием. //Ребенок открывает второй конверт//
Психолог: Для того чтобы открыть следующий конверт вам надо выполнить следующее задание: называется оно «Графический диктант».
Упражнение «Графический диктант».
Цель: Коррекция внимания, произвольности психических процессов, умения работать под диктовку взрослого. Таблица 2 Задание «Графический диктант» //Упражнение графический диктант выполняется каждым ребенком на специально приготовленных листочках под диктовку психолога//
Отгадайте загадку: Заворчал живой замок, Лег у двери поперек, Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. //Собака// //
После выполнения данного задания ребенок, который первым сдал свою работу, получает право открыть четвертый конверт, в котором дети находят часть схемы группы//
Психолог: Ребята, давайте немного отдохнем
Упражнение-релаксация «ВАРВАРА».
ЦЕЛЬ: освоение и закрепление позы покоя, расслабление мышц шеи и спины.
Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох — пауза! Выдох — пауза!"
Любопытная Варвара, смотри влево, смотрит вправо
А потом опять вперед – тут немного отдохнет (вдох-выдох)
А Варвара смотрит вверх, дальше всех и дольше всех
Возвращается обратно – расслабление приятно (вдох-выдох)
А теперь посмотрим вниз- мышцы шеи напряглись
Возвращаемся обратно – расслабление приятно (вдох-выдох)
Психолог: Итак, мы с вами успешно справились с несколькими заданиями, но нам предстоит открыть ещё 2 конвертика, прежде чем мы узнаем, где же находится потерянная вещь. Давайте приступим к выполнению следующего задания. //Каждому ребенку психолог раздает карточки с заданием.// Таблица 3
Задание «Цветок» Возьмите карандаш и слушайте меня внимательно: слева от цветок нарисуйте квадрат, справа — круг, над цветком — овал, а под цветком треугольник.
Психолог: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием, а сейчас давайте откроем пятый конвертик. Право вскрыть печать предоставляется (называет ребенка), который первым справился с заданием. //Ребенок открывает пятый конверт//
Психолог: Ну что ж, вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями и нам осталось открыть последний конверт, чтобы узнать, куда же спрятался цветок. Давайте посмотрим, какое же задание нам предстоит выполнить?
Упражнение Ассоциации //Каждому ребенку психолог раздает чистый лист бумаги// Возьмите чистый лист бумаги и карандаш. Я сейчас назову слово, а вы, чтобы лучше его запомнить, должны этот предмет быстро зарисовать. Ясно? Тогда попробуем — «гора», как можете, так и нарисуйте и запомните, что это гора (дети выполняют тренировочное задание) —
Теперь приготовьтесь, я буду быстрее говорить слова: снег, дождь, солнце, дорога, елка, трава, мяч, дом. Теперь давайте посмотрим, кто больше слов вспомнит с помощью рисунков (в конце упражнения каждый ребенок воспроизводит ряд слов, используя опорные рисунки).
Дети открывают последний конверт. Складывают из частей карту и узнают, где спрятался цветок. Все участники отправляются на ее поиски. Когда цветок найден, проходит заключительная часть занятия//.
Психолог: Вы все — молодцы! Задания выполнили, ВЕСНЕ помогли вернуть сбежавший цветок. И теперь пора возвращаться в класс. Давайте встанем и попрощаемся. Наше занятие подошло к концу. До следующей встречи.
Литература: Литвинова М. Ф. Русские
народные подвижные игры. М, 1986; Детские подвижные игры народов СССР. М.,
1988. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:
Пособие для родителей и педагогов — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 Шарохина
В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. — М.: Книголюб, 2007.
Широкова Г. Н. Справочник дошкольного психолога — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.