Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Литературное чтение
Урок 14.
Тема раздела: У истоков русской детской литературы.
Тема: Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
– Вспомним, как звучат летописи. (Чтение наизусть фрагментов летописи
учащимися.)
II. Развитие
умений.
2 4 2 2 3 4
Чтение и работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
11) Беседа:
– Когда и как начиналась русская детская литература?
– Каковы её первые книги?
– Интересны ли летописи сегодня? Чем?
– Прокомментируйте слова академика Д.С. Лихачёва: «Я люблю Древнюю Русь.
Я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания
народные…»
– А что вы видите в этой эпохе? Чем она вам интересна?
– Расскажите, что вы запомнили о деятельности Ярослава.
2) Обсуждение заглавия нового фрагмента летописи.
– Что знаете о Владимире Мономахе? (Русский князь, внук Ярослава Мудрого,
был грамотным, оставил потомкам завещаниепоучение.)
– Встречались ли раньше с таким жанром, как поучение? Чего ждёте от этого
текста?
– Чему мог поучать великий князь детей в конце XI века?
– Интересно ли будет читать поучение спустя почти 900 лет?
– Попробуйте «угадать» язык поучения, составьте 1–2 предложения в этом
жанре.
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение текста летописи учащимися (с. 42–43).
– Такого ли содержания ждали?
– Какое наставление особенно запомнилось, почему?
2) Комментированное чтение «Поучения» вслух.
– «Поучение» адресовано вам, детям. Попробуйте сами, без помощи учителя,
прочитать его и прокомментировать.
Дети читают по одному предложению и комментируют, как могут.
3) Вопрос к тексту в целом:
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
© ООО «Баласс», 2014
2– Есть ли в «Поучении» устаревшие мысли?
3. Работа с текстом после чтения.
1) Постановка проблемного вопроса:
– Почему же не стареют наказы Владимира Мономаха?
Учитель открывает тему урока, заранее записанную на доске.
2) Составление планаконспекта «Поучений».
– Перечитайте «Поучение» и зафиксируйте все основные наставления
Мономаха:
1. Не ленитесь дома.
2. Не ленитесь на войне.
3. Живите скромно, будьте строги к себе.
4. Будьте всегда бдительны и т.д.
– Какие наставления даёт князь? Какие – отец? Какие – хозяин дома? Какие –
мудрый человек?
– Выделите самые важные, с вашей точки зрения, наставления (см. задание в
тетради – урок 14, III.1).
3) – Что нового вы узнали о Владимире Мономахе?
Докажите текстом «Поучений», что он:
– человек большого ума, широко образованный;
– знает религиозную литературу;
– обладает литературным талантом, может выражать мысль точно и поэтично;
– сам живёт по законам нравственности;
– любящий и благодарный сын.
4) Подведение итогов – возвращение к проблемному вопросу, ответы на него.
– А как до Владимира Мономаха родители учили своих детей?
– Как это делают сейчас?
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
© ООО «Баласс», 2014
3– Есть ли смысл в подобном чтении для сегодняшних школьников?
– Сравните свои ответы с точкой зрения Оли и Игоря (чтение авторского текста
на с. 44).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Самостоятельное чтение сказки Д. Герасимова «О поселянине и медведице»,
пересказ текста современным языком (как сказки или как информации в газете).
© ООО «Баласс», 2014
4