Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur14-korr.doc
Литературное чтение Урок 14. Тема раздела: У истоков русской детской литературы. Тема: Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям) Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.   Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. –   Вспомним,   как   звучат   летописи.   (Чтение   наизусть   фрагментов   летописи учащимися.) II. Развитие  умений. 2  4  2  2  3  4  Чтение и работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 11) Беседа: – Когда и как начиналась русская детская литература? – Каковы её первые книги? – Интересны ли летописи сегодня? Чем? – Прокомментируйте слова академика Д.С. Лихачёва: «Я люблю Древнюю Русь. Я   эту   эпоху   очень   люблю,   потому   что   вижу   в   ней   борьбу,   страдания народные…» – А что вы видите в этой эпохе? Чем она вам интересна? – Расскажите, что вы запомнили о деятельности Ярослава. 2) Обсуждение заглавия нового фрагмента летописи. – Что знаете о Владимире Мономахе? (Русский князь, внук Ярослава Мудрого, был грамотным, оставил потомкам завещание­поучение.) – Встречались ли раньше с таким жанром, как поучение? Чего ждёте от этого текста? – Чему мог поучать великий князь детей в конце XI века? – Интересно ли будет читать поучение спустя почти 900 лет? –   Попробуйте   «угадать»   язык   поучения,   составьте   1–2   предложения   в   этом жанре. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение текста летописи учащимися (с. 42–43). – Такого ли содержания ждали? – Какое наставление особенно запомнилось, почему? 2) Комментированное чтение «Поучения» вслух. – «Поучение» адресовано вам, детям. Попробуйте сами, без помощи учителя, прочитать его и прокомментировать.  Дети читают по одному предложению и комментируют, как могут. 3) Вопрос к тексту в целом: 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  © ООО «Баласс», 2014 2– Есть ли в «Поучении» устаревшие мысли? 3. Работа с текстом после чтения. 1) Постановка проблемного вопроса: – Почему же не стареют наказы Владимира Мономаха?  Учитель открывает тему урока, заранее записанную на доске. 2) Составление плана­конспекта «Поучений». –   Перечитайте   «Поучение»   и   зафиксируйте   все   основные   наставления Мономаха: 1. Не ленитесь дома. 2. Не ленитесь на войне. 3. Живите скромно, будьте строги к себе. 4. Будьте всегда бдительны и т.д. – Какие наставления даёт князь? Какие – отец? Какие – хозяин дома? Какие – мудрый человек? – Выделите самые важные, с вашей точки зрения, наставления (см. задание в тетради – урок 14, III.1). 3) – Что нового вы узнали о Владимире Мономахе? Докажите текстом «Поучений», что он: – человек большого ума, широко образованный; – знает религиозную литературу; – обладает литературным талантом, может выражать мысль точно и поэтично; – сам живёт по законам нравственности; – любящий и благодарный сын. 4) Подведение итогов – возвращение к проблемному вопросу, ответы на него. – А как до Владимира Мономаха родители учили своих детей? – Как это делают сейчас? действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2014 3– Есть ли смысл в подобном чтении для сегодняшних школьников? – Сравните свои ответы с точкой зрения Оли и Игоря (чтение авторского текста на с. 44). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Самостоятельное чтение сказки Д. Герасимова «О поселянине и медведице», пересказ текста современным языком (как сказки или как информации в газете). © ООО «Баласс», 2014 4

Посмотрите также