Базовый учебник: Кошевой В.А. География («Мир Земли»). Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы/ В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина.- М.: Баласс, 2011.- 192 с., ил. (образовательная система «Школа 2100»). Всего 34 часа, в неделю 1 час. Рабочая программа составлена на основе примерной и соответствует требованиям ФГОС ООО.
Данная методразработка апробирована в 5 классе. Состав класса разнообразный: есть учащиеся с сильной подготовкой, есть с более слабой. Это первый урок в году, поэтому призван, прежде всего, выявить исходный уровень знаний учащихся для изучения географии. Предмет география также нов для учеников, но у них имеется запас знаний из курса «Окружающий мир», а также жизненный опыт, который так необходим при изучении географии.
На уроке используются методы эвристической беседы, самостоятельная работа учащихся с текстом, рисунками. Учащиеся на уроке учатся, ставить цель своей деятельности, планировать способы ее достижения, анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение, находят в учебнике достоверную информацию, отбирают источники географической информации
Пояснительная записка
Тема урока: Почему нужно изучать географию?
Базовый учебник: Кошевой В.А. География («Мир Земли»). Учебник для 5-го
класса общеобразовательной школы/ В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина.-
М.: Баласс, 2011.- 192 с., ил. (образовательная система «Школа 2100»). Всего 34 часа,
в неделю 1 час. Рабочая программа составлена на основе примерной и соответствует
требованиям ФГОС ООО.
Данная методразработка апробирована в 5 классе. Состав класса
разнообразный: есть учащиеся с сильной подготовкой, есть с более слабой. Это
первый урок в году, поэтому призван, прежде всего, выявить исходный уровень
знаний учащихся для изучения географии. Предмет география также нов для
учеников, но у них имеется запас знаний из курса «Окружающий мир», а также
жизненный опыт, который так необходим при изучении географии.
На уроке используются методы эвристической беседы, самостоятельная работа
учащихся с текстом, рисунками. Учащиеся на уроке учатся, ставить цель своей
деятельности, планировать способы ее достижения, анализируют, классифицируют
свои знания, делают выводы, излагают свое мнение, находят в учебнике
достоверную информацию, отбирают источники географической информацииПлан-конспект урока:
Цель и задачи урока
Цель урока: сформировать представление о важности науки географии в жизни
человека.
Задачи урока:
1. Обучающие:
выяснить значение профессии географа в изучении нашей планеты;
познакомить со структурой науки, источниками географической информации;
сформировать представление о значении географии в жизни человека.
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Развивать навыки по самостоятельному поиску информации, ее обработке и анализу;
Развивать навыки самостоятельной и групповой работы;
Развивать интерес к предмету, образное мышление.
Воспитывать коммуникационную культуру при групповых формах работы;
Воспитывать уважение к профессии географа.
Тип урока: проблемно-диалогический
Формы работы учащихся: индивидуальные, парные, групповые.
Необходимое техническое оборудование: учебники, атласы, физическая
карта полушарий, учебные картины или слайды с изображением путешественников,
портреты географов.
2Сценарий урока:
Этапы
урока
1.Созда
ние
проблем
ной
ситуаци
и
5-7
минут
2.Выдви
жение
версий
решени
я
проблем
ы
2-3
Действия учителя Действия учащихся
«Считается, что на
карте мира уже
нет «белых» пятен
–
неизвестных
морей и земель.
Согласны ли вы с
этим
утверждением?
Какой вопрос у вас
возникает?»
Учитель
наводящими
вопросами
подводит учеников
к проблеме: не
получается
ответить? В чем
затруднение?
Каких знаний не
хватает?
Следовательно,
как
сформулируем
тему
урока?
Учитель
спрашивает:
Подумайте,
необходимо
сделать на уроке,
чтобы ответить на
поставленный
вопрос?
нашего
что
мы
Осмысливают сказанное,
анализируют,
обобщают,
выдвигают гипотезы.
С помощью учителя делают
вывод, что «белых пятен»
на карте не осталось, тогда
зачем же нужна наука
география?
Таким образом, школьники
формулируют проблему
зачем нужно
урока:
изучать географию?
версии,
Выдвигают
излагают свое мнение.
(Нужно узнать, что такое
география, что она изучает,
какова ее история, кто
считается
географами,
какими
проблемами
занимается наука и т.д.)
Предметные
результаты
Личностные
результаты
Овладение
навыками
применения
имеющихся
знаний
различных
жизненных
ситуациях
в
Смыслообразова
ние.
3Личностное
самоопределени
е.
Формирование
первичных
представлени
й
географическо
й науке
Смыслообразова
ние.
минуты
3.Актуа
лизация
знаний
5-7
минут
Учитель
спрашивает:
что
мы уже знаем по
данной проблеме?
(вопросы
для
актуализации
знаний на с. 8
учебника),
демонстрирует
учебные картины
или слайды с
изображением
путешественников
и
географов,
корректирует и
направляет ответы
учеников.
4.Состав
ление
плана
решени
я
проблем
ы
2-3
минуты
Учитель
спрашивает:
что
нам надо узнать,
чтобы
решить
поставленную
проблему? Какова
будет
последовательност
ь наших действий
на уроке?
Создают устный текст
самостоятельно или с
помощью
учителя,
используя
имеющиеся
знания, слайды, а также
оформление
кабинета
(портреты
географов).
Отвечают на вопросы:
Что в переводе на русский
язык означает слово
«География»?
Когда возникла эта наука?
Каких великих географов
вы знаете?
При ответах пользуются
настенной
картой
показывая
полушарий,
открытые
путешественниками земли,
т.е.
пользуются
различными источниками
информации, представляют
информацию наглядно.
Планируют
деятельность,
устанавливают причинно-
следственные связи на
простом уровне, излагают
свое мнение,
создают
несложный письменный
(план работы),
текст
выбирают
возможные
источники информации.
свою
План работы на уроке
(примерный):
41. Кто такие географы.
науки,
2. Структура
источники
географической
информации.
3. Значение
науки
географии.
с
с
по плану,
Работают
целью.
сверяясь
версии,
Выдвигают
работают
текстом
учебника (с. 8-9, «Кто они –
географы?»), анализируют,
обобщают,
формулируют
первый
урока:
географы – это те, кто
изучает
Землю для
получения
новых
географических знаний о
ней (записывают вывод в
тетрадь)
вывод
Анализируют,
классифицируют
свои
знания, делают выводы,
излагают свое мнение,
находят в учебнике
достоверную информацию,
отбирают
источники
географической
информации
(Типичные
ответы детей: география
изучает моря, реки, страны,
материки,
природные
космическое
явления,
пространство,
занятия
населения и т.д. Учитель
Формирование
представлени
й о роли
географии в
развитии
знаний
Земле.
Осознание
ценности
географического
знания
как
важнейшего
компонента
научной картины
мира.
Нравственно-
этическое
оценивание
вклада
географов
в
развитие знаний
о Земле
5
5.Поиск
решени
я
проблем
ы
–
открыти
е нового
знания
15-20
минут
Учитель
спрашивает:
говоря
о
географии,
чаще
всего, вспоминают
путешественников,
открывавших
новые земли. Но
всех
ли
путешественников
можно
назвать
географами?
Учитель
предлагает
ученикам подумать
над тем,
что
включает понятие
«географические
знания», отправляя
их
к
актуализированно
му
понятию
«география».
Какие знания о
дает
Земле
(о
география
природе,
озанятиях
населения и т.д.)?
В каком виде чаще
всего доходят до
нас
географические
знания? ( в виде
карты). А еще как?
ученики
Если
затрудняются,
учитель отсылает
их к схеме на с.9
учебника и просит
ее
прокомментироват
ь.
Учитель
предлагает
подумать
над
вопросом: каково
значение
географии в жизни
человеческого
общества? Делит
класс на группы по
интересам:
физикогеографы,
экономгеографы,
картографы.
группа
Каждая
получает задание:
с
помощью
различных
источников
информации
роль
выяснить,
каждой
ветви
науки в жизни
дополняет и направляет
ответы.).
Формулируют
урока:
вывод
второй
география – комплексная
наука, включающая в себя
физическую, социальную и
экономическую географию
и
картографию
(записывают в тетрадь или
рисуют схему).
Находят в учебнике (с.8-10,
вопрос «Ветви географии»)
и атласе достоверную
информацию, вычитывают
фактуальную информацию,
представляют информацию
в виде текста, выдвигают
версии,
излагают свое
мнение в группе, совместно
обсуждают версии, учатся
понимать позицию другого,
корректировать
свое
мнение,
учатся
речевые
использовать
средства в соответствии с
ситуацией
общения,
организовывать работу в
группе. Осваивают новые
социальные
–
географов.
роли
Группа физикогеографов
добывает
информацию:
6общества.
После групповой
работы учитель
организует отчет
групп,
помогает
сформулировать
общий вывод и
предлагает
привести примеры
современных
географических
чем
открытий:
сейчас занимаются
географы?
физическая
география
изучает природу нашей
планеты.
Природные
явления и т.д.). Группа
экономгеографов добывает
география
информацию:
различные
изучает
государства,
жизнь
населения
этих
в
государствах, отношения
людей с природой.
картографов
Группа
работают с атласом и
добывают информацию: в
картах можно узнать о том,
где какие природные
объекты расположены, где
государства
какие
расположены,
какие
течения есть в океане и т.д.
В конце работы ученики
обмениваются
результатами
исследований групп и
вывод
делают третий
урока: география изучает
разнообразие
и
неповторимость природы
земного шара, ее влияния
на занятия и быт
населения,
учит нас
пользоваться картами и
другими
моделями.
Географические знания,
накопленные предыдущими
поколениями помогают
осваивать
сейчас
природные
богатства
7Учитель
спрашивает:
так
как же мы теперь
ответим на вопрос:
зачем нам нужно
изучать
географию?
6.Выраж
ение
решени
я
проблем
ы
и
примене
ние
нового
знания
на
практик
е
5-10
минут
Учитель
предлагает
оценить
свою
работу по поиску
решения проблемы
(
используя
алгоритм
самооценивания)
Учитель
предлагает
географический
диктант на знание
новых понятий.
Организует
самопроверку
(диктует ответы).
Затем предлагает
ученикам подумать
выводы
рациональным способом
для все увеличивающегося
населения природы.
Делают
в
соответствии с целью.
Например, географию нам
нужно изучать,
для
современных
решения
проблем
людей6
нехватка
перенаселение,
ресурсов,
экологические
проблемы и т.д. Географию
нам нужно изучать, для
того, чтобы больше знать и
природе различных стран,
о том, как природу лучше
использовать.
Овладение
знанием
роли
географическо
й науки.
Осознание
ценности
географического
знания
как
важнейшего
компонента
научной картины
мира
Учатся оценивать степень и
способы достижения цели,
аргументировано
оценивать свои поступки.
Нравственно-
этическое
оценивание
своей
деятельности
Ученики письменно в
тетрадях отвечают на
вопросы диктанта,
т.е.
обобщают изученное.
Осознание
целостности
мира.
выполняют
Далее
творческие
задания
учебника, которые учат
работать с информацией и
познавать мир. При этом
осознают
целостность
8с
свои
учитель
над
вопросами
4,5,6 (по выбору)
рубрики
«Применяем новые
знания»,
предварительно
познакомив
правилами
решения
творческих задач
(с.6 учебника)
Учитель
предлагает
оценить
ответы,
консультирует,
выставляет оценки
(за
степень
участия в решении
проблем, а не за
правильные
ответы)
Учитель
предлагает
сравнить
выводы,
записанные
тетради,
авторскими
выводами учебника
(с.11).
Учитель
предлагает
домашнее задание
в зависимости от
ситуации:
если
ребенок
самостоятельно
свои
в
с
мира. Учатся осмысливать
информацию,
объяснять,
главное,
выделять
формулировать
свои
выводы.
Учатся аргументировано
оценивать себя.
Сравнивают и делают
выводы. Оценивают свою
работу
позиций
полученных на уроке новых
знаний.
с
Оценивают себя, выбирают
задание.
Нравственно-
этическое
оценивание
себя.
Самоопределени
е,
смыслообразова
ние.
Нравственно-
этическое
оценивание
себя.
Самоопределени
е,
смыслообразова
ние.
Познание
научной
картины мира.
9
7.Итог
урока
2-3
минуты
8.Домаш
нее
задание
2-3
минутыпришел к выводам
урока,
то ему
предлагается
выполнить
творческое
задание из рубрики
«Применяем новые
знания» (из тех,
не
которые
выполнили
на
уроке).
Если
ребенок испытывал
трудности
на
уроке,
ему
предлагается
прочесть
учебника
ответить
репродуктивные
вопросы рубрики.
текст
и
на
10Алгоритм самооценивания
Приложение
(на первых уроках должен быть наглядно представлен на доске):
1 шаг. В чем заключалось задание? Какова была цель, что нужно было получить в
результате?
2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в
чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто
помогал, в чем)?
5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6 шаг Какую сам выставляешь себе отметку?
(источник: Сборник «Образовательные технологии»)
Географический диктант на проверку усвоения новых понятий урока.
1. Люди, которые изучают Землю, чтобы получить новые знания о ней,
называются….(географы).
2. Например, известный русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-
Маклай исследовал природу и жизнь коренных жителей острова ….. (Новая
Гвинея).
3. Наука география делится на три ветви: физическую, ….. и …... (социальную и
экономическую), (картографию).
4. Изучением природных объектов и явлений на Земле занимается …. география
(физическая).
5. Изучением жизни населения и хозяйства занимается ….. география
(социальная и экономическая).
1112