Врать – значит говорить то, чего не было или нет. Это трудно, ведь прежде чем соврать, нужно очень много всего продумать, учесть и запомнить. Поэтому обманывать – слишком сложное занятие. Умение врать приходит к ребенку вместе с жизненным опытом – по ходу взросления. И этому искусству дети учатся у нас, взрослых.
Ребенок лжет .docx
Ребенок лжет в чем причина? Детская ложь, какая она?
Отличать правду от лжи – великое искусство.
Врать – значит говорить то, чего не было или нет. Это трудно, ведь прежде
чем соврать, нужно очень много всего продумать, учесть и запомнить.
Поэтому обманывать – слишком сложное занятие. Умение врать приходит к
ребенку вместе с жизненным опытом – по ходу взросления. И этому
искусству дети учатся у нас, взрослых.
Причин детских врак много, они разные, и побуждения ко лжи у детей
ничего общего не имеют с побуждениями взрослых. Но и ложь, детей разного
возраста, к примеру, у четырехлетнего ребенка имеет одни основания,
десятилетний врет иначе, и совсем другие причины у пятнадцатилетнего.
Иначе говоря, разбираться, что побудило ребенка ко лжи надо в каждом
отдельном случае. Не обязательно разбираться с ним самим, и, кстати, частые
разбирательства не приносят ничего хорошего. Внимательные и терпеливые
родители, чтобы понять причины обмана, прежде всего смотрят на
самочувствие ребенка и пытаются оценить мотивы его поведения.
Детская ложь – серьезная проблема. Каждая детская ложь должна быть
расшифрована и понята взрослыми. Мотивы, по которым врут дети, не имеют
ничего общего с мотивами взрослых людей, они связаны с развитием сознания
ребенка. Детская ложь своим источником имеет свою внутреннюю правду,
правду своего эмоционального переживания… “Дети лгут, и это есть общий
закон детского поведения даже тогда, когда ложь не несет им никакой
выгоды. Причина детской лжи кроется в повышено эмоциональном характере
детской жизни”
В детстве у ребенка еще не выработались сдерживающие силы,
регулирующие его поведение. Поэтому его фантазия не знает самоконтроля,
она импульсивна и послушно реализует каждое хотение ребенка. Ребенок очень часто рассказывает не то, что было и есть в реальности, а то, что ему бы
хотелось видеть. Итак, детская ложь носит скорее фантастический и
героический характер, чем эгоистический. Ребенку требуется время, чтобы
понять разницу между реальностью и фантазией. У него преобладает
стремление разрешить реальные проблемы фантастическими способами.
Психологи и педагоги разводят понятия “детская ложь” и “детская
фантазия”. До 8 лет детская фантазия – это источник полноценного
психического развития ребенка. Проявление фантазий, которые становятся
внутренними историями, характерны для детей 9 10 года жизни, когда
ребенок отделяет себя от окружающего мира, начинает к нему критически
относиться. Игры и разговоры детей показывают, что фантастическое
восприятие мира – нормальное явление. Ложь от десяти лет и старше требует
уже не юмористического и снисходительного отношения: взрослому
необходимо постараться узнать и понять мотивы лжи. И если для ребенка
ложь становится привычкой, то могут возникнуть сложные проблемы,
требующие особого вмешательства взрослых. С возрастом ребенок начинает
осознавать, насколько важно, чтобы ему доверяли. Дети должны усвоить, что
ложь вредит отношениям между людьми, встает преградой к доверию.
“Маленькие дети, когда говорят неправду, обычно быстро прикрывают
ручкой рот, а затем прячут руку за спину”. Лжеца, как правило, можно
распознать по чрезмерному возбуждению или испуганному виду. Иногда ключ
к разгадке непосредственно в том, о чем говорит ребенок. Разоблачив
ребенка, можно породить в нем страх наказания, позволяющий подумать,
прежде чем произнести новую ложь. Ложь – порождение безысходности
положения ребенка перед нереальностью требований взрослых.
Ложь рождает в ребенке, те отрицательные качества, которые
неприемлемы для восприятия их родителями, такие качества как скрытность,
недоверие, замкнутость, могут сформироваться в сознании ребенка если с этим не бороться. Если родители вовремя обнаружили эту проблему в своем
ребенке, то это поможет преодолеть огромные трудности во взрослой жизни
ребенка. Родители должны воспитывать уверенных в себе детей, которые с
легкостью смогут жить в социальном окружении, быть открытыми и
целеустремленными.
Детская ложь.
Ложь – это раздвоение человека. И как всякое раздвоение – неприятно и
приносит человеку страдание. Раздвоение вносит тревогу, ослабляет
физические силы, пагубно действует на нервную систему. Лживость – не
первоначальное состояние человека, естественный человек правдив, мир лжи
и выдумки ему неизвестен. Так и детям, как существам непосредственным –
ложь чужда и неприятна. Первобытные люди и дети поддаются обману
чрезвычайно легко. При этом «дикари» учатся лгать от цивилизованных
людей, дети – от взрослых.
Ложь – это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно
больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми
причинами, от которых она возникла. Ложь – это намеренное введение
человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной
информации с целью получения выгоды: 4 года – время, когда ребенок
пробует лгать и 56 лет – это уже активные детишки, которые лгут, чтобы
избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье
все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно.
В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто
лгут от того, что не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова,
придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся,
то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию
понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи
такими, какими они видятся взрослому. Так ребенок плохо понимает время,
для него нет различия между сегодня и завтра.
Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу
между миром внутренним и внешним они различаю плохо, поэтому дети часто
принимают сон за действительность, фантазии за реальность.
Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно
быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и
т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень
лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства. Более ловкими и
искусными во лжи дети делаются под действием страха– именно страх
заставляет детей лгать. Ребенок – слабое существо, он боится всего: темноты,
грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий и
прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи.
Нигде так не лгут, как в семье, где родители строги, где наказывают
детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как
хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев
родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть
особый вид лжи – подлаживание, когда распознают слабые стороны
человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети
копируют их. Иногда дети, желая получить что – либо от родителей,
фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах – это уже ложь
политическая, а политика – наука многоумная.
Высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для того
притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль,
для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются
раньше 56 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет. Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид
лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней.
Обман захватывает их так, что они его не осознают.
Бессознательная ложь пройдет сама. Для этого надо, чтобы ребенок
развивался. Рассказы ребенка, склонного к бессознательной лжи, надо
проверять, и, если они невероятны, показать, в чем ошибка (создать перед
ребенком ту картину, которую он рисует себе иначе, чем следует).
При борьбе с сознательной ложью надо обратить внимание ребенка на то
неудовольствие, которое причиняет ложь, внося смятение в его душу.
Стараться, чтобы неприятное чувство, сидящее в его совести, не угасало,
сохраняло свою остроту – это сможет предохранить в будущем от скверных
поступков.
Надо быть осторожным, когда ребенок еще не солгал, но близок ко лжи,
когда он хитрит. Хитрость бывает, остроумна, красива, что вызывает смех
родителей, но она ведет ко лжи. Жить без запретов ребенку нельзя, но надо
позаботится, чтобы запрещалось как можно меньше. Слишком легко
запретить, сказав ребенку «нельзя», но надо прежде подумать, легко ли это
«нельзя» исполнить.
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо
изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем
себя. Как средство против лживости важным является воспитание
нравственного мужества. Мы живем в обществе, где конкуренция и
соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что
многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и
хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и
успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок
начинает обманывать. Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только
потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских
задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает
недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение
к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с
тем, кто постоянно лжет.
Много ли в нашем окружении людей, которые ни разу в жизни не солгали?
Наверное, таких людей практически нет. Но если человек солгал однажды,
это не значит, что он будет лгать постоянно. Истоки лжи самые различные.
Отношение к детской лжи также различное. Однако следует помнить, что
если ребенок начинает лгать постоянно, то потом ему очень сложно
остановиться. Сначала нас забавляет детская ложь, а потом начинает
огорчать. Давайте разберемся в истоках этого явления.
Что приводит детей к тому, что они начинают лгать? Это значит, что у
ребенка живой, любознательный ум. И необходимо эту замечательную
способность развивать и поощрять, можно и пофантазировать вместе с
ребенком. Общение с ребенком поможет лучше понять его желания
фантазировать, приблизить нас к ребенку.
Мы взрослые, привыкли осуждать лгунов. Однако для ребенка границы
между правдой и ложью не столь явные. Он настолько же верит в свой
вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду. Порой маленькие дети
при помощи лжи «лакируют» действительность, силой фантазии восполняя то,
чего им недостает в реальности. Так у ребенка может появиться невидимый
для взрослых друг, который везде его сопровождает. Ребенок с легкостью
выходит за границы реальности, создавая себе друга, с которым можно играть,
о котором можно заботиться, с которым можно разделить ответственность за
поступки, вызывающие недовольство у родителей. Пространство фантазии
является для ребенка тем спасательным местом, где он может получить то, в чем остро нуждается и что недоступно для него в обычной жизни. Маленьким
детям свойственно магическое мышление, законы реальности для них
неочевидны, а научиться отделять воображаемое от действительности им еще
предстоит. Пока же они мечтают. Фантазирование для ребенка – это и способ
взаимодействия с реальностью, и возможность защищаться от нее.
Даже когда малыши отрицают очевидное, они делают это искренне. И
столь же искренне готовы обидеться, если вы им не верите. Взрослея, дети
начинают использовать ложь более сознательно и уже испытывают неловкость
и стыд, обманывая нас. Тем не менее они не прекращают рассказывать всякие
небылицы, иногда чтобы сделать нам приятное, а порой – не желая огорчать
нас. Если малыш, вернувшись из сада, расскажет вам, что побил приятеля или
плевался за обедом, вы наверняка будете не довольны, ребенку это прекрасно
известно. Поэтому наиболее очевидным для него будет попотчевать вас
историями, далекими от не всегда приглядной действительности. Он не
стремится вас обмануть, он лишь не хочет вас разочаровывать, желая
оправдать ваши ожидания.
Если ребенок начал лгать, он будет стоять на своем и без малейших
колебаний отрицать очевидное. Особенно если пытается избежать выговора
или наказания. Любимый довод – «это не я!». Бесполезно пытаться доказать
малышу, что это не мог быть никто другой – он не сдастся. В некоторых
случаях ребенок прибегает ко лжи, чтобы скрыть реальные факты, которых он
стыдится или которые для него слишком болезненные. Это может быть какое
то неблагополучие в семье: шаткое финансовое положение, отсутствие одного
из родителей, их алкоголизм.
Очень часто цель лжи – заинтересовать собой людей. Посредством лжи
ребенок зачастую пытается сказать нам правду, что его тревожит. Наша
задача – понять, что ему мешает сказать об этом подругому. Зачастую
переживания ребенка настолько глубоки, что не поддаются осознанию, он может поведать о них только с помощью лжи. По сути, это не выдумки, а
некий миф, с помощью которого ребенок пытается справиться с ситуацией и
негативными чувствами, которые она вызывает.
Особенности и причины детской лжи
Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что
далеко не всегда то, что выглядит как осознанная "ложь", является ею на
самом деле. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель
получить от этой какойто выгоды. Но гораздо чаще ребенок может привирать
совершенно "бескорыстно". Почему так происходит? Малыш, таким образом,
может просто реализовывать свою склонность к фантазированию.
Поначалу дети совсем не различают сказку и быль. Детская фантазия
одушевляет животных и предметы, наделяет реальность чертами сказки, и
наоборот. Поэтому с точки зрения ребенка, иногда ситуация может выглядеть
парадоксально: сначала родители описывают чьито волшебные приключения,
заставляя малыша активно сопереживать происходящему, а через некоторое
время заявляют, что "это просто сказка, и ничего подобного на самом деле не
бывает". А ребенку хочется верить в то, что любимые персонажи живые и
реальные. Он верит, что и к нему в гости может прилететь Питер Пен, хочет
попасть в любимый мультик и т.п. Не имея возможности — это сделать в
реальности, малыш может прибегнуть к помощи своей фантазии и придумать
целый мир, в котором он будет действовать как герой волшебной сказки.
Ребенок с хорошо развитым воображением естественным образом
оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории –
как небылицы, так и очень реалистичные "случаи". А поскольку игра для
дошкольника – самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно
неуместной для этого ситуации, подводя при этом когото из знакомых ему
людей или ставя под удар самого себя. Среди причин детской лжи можно выделить:
∙ Недоверие ребенка к взрослым. Ребенок лжет, потому что боится, что его
накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно
– в нем виноваты мы, взрослые.
∙ Вторая причина детской лжи – это желания самоутвердиться. Это
болезненное желание порой тоже развивается в ребенке изза
антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих
черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за
действительное.
∙ Третья причина детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на
заданную тему и без всякой темы.
Если же ребенок 7 лет продолжает хронически лгать, то это может
свидетельствовать о какихто внутренних его проблемах, и может быть, ему
даже понадобиться помощь детского психолога. Кроме этого, причины
детской лжи могут быть следующими:
∙ Ребенок хочет избежать наказания;
∙ Хочет привлечь к себе внимание;
∙ У него есть проблемы, требующие решения;
∙ Избегает стрессовых ситуаций;
∙ Берет пример с окружающих его взрослых и детей.
Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им
усвоить, что ложь выгодна.
Рассказывая немыслимые истории и наблюдая, какое впечатление они
производят на окружающих, дети учатся отличать правду от вымысла.
Зачастую дети лгут потому, что их знания об окружающей действительности недостаточны, фрагментированы, и им приходиться заполнять пробелы
собственными выдумками. По мере взросления «белых пятен» становится все
меньше, и большинство детей меньше фантазируют и выдумывают. Мы можем
помочь ребенку разграничить мечты и действительность, но важно не
перестараться и дать ребенку возможность создавать свою альтернативную
реальность в игре, в сочинении волшебных историй. Надо показать ребенку,
что существуют ситуации, где не стоит прибегать ко лжи, и ситуации, в
которых он может замечательно проявить себя благодаря развитому
воображению. Постарайтесь понять, почему ребенок иногда не в состоянии
сказать правду, вспомните ситуации, в которых и нам, взрослым, приходилось
лукавить: все те застрявшие лифты, снежные заносы и прорыв батареи,
помешавшие нам вовремя добраться до работы. Как правило, многие из нас не
раз жертвовали истиной, оправдывая себя тем, что пытались избежать
неприятностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и ребенок порой
следует этому правилу. Мы всегда должны помнить одну важную истину для
успеха разоблачения лжеца: ни один лжец, никогда, не получает удовольствие
от процесса лжи.
Ложь рано или поздно выявится, как бы старательно ты не скрывал
правду. Мы обычно врём, а наше тело выдаёт нас само по себе, оно
показывает, что мы говорим неправду. Запреты в раннем детском возрасте
учат не порядку и аккуратности, совсем другому – боязни наказания. А от
страха до обмана рукой подать. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок. Не
атакуйте в ярости лгунишку. И прежде чем его разоблачить, задумайтесь, как
это лучше сделать, доброжелательнее и тактичнее. Список литературы:
1. Богданова, Н. Ты мне веришь или нет? // Счастливые родители – 2005. №4
2. Букин, А. Исправленные лгуны// Семья – 2001. №26
3. Вагин, И.О. Психология выживания в современной России/ 2е изд. – СПб.
АСТ. 2004.
4. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое
развитие ребенка до поступления в школу/3е изд., испр. и доп. – М.:
Педагогическое общество России, 2000.
5. Зеньковский, В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1996.
6. Матвеева, М. Милый лжец// Мама, папа, я – 2004. №7
7. Экман, П. Психология лжи. – СПб. «Питер», 2001.
8. Электронный ресурс «http://www.detochka.ru/children/psychology/»
9. Электронный ресурс «http://www.passion.ru/baby/lie.htm» 10. Электронный ресурс «http://www.nest.host.net.kg/talks09.htlm»
11. Электронный ресурс «http://www.kindereducation.com/psychology18. htlm»
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Почему ребенок лжет?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.