Тест «Человек: 1/13-1/16» Вариант 1
1. Галина работала над рефератом о религиозном типе мировоззрения. Найдите в приведённом списке признаки, отличающие религиозное мировоззрение, и запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) Опора на производственный опыт человека.
2) Признание естественных причин происхождения человека.
3) Ориентация на решение проблем, связанных с духовным миром человека.
4) Научная обоснованность.
5) Вера в сверхъестественное.
6) Теоцентрическая картина мира.
2. Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ А) ислам Б) анимизм В) буддизм Г) синтоизм Д) индуизм |
ХАРАКТЕРИСТИКА 1) первобытная 2) мировая 3) национальная
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
3. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ А) логическая стройность Б) аллегоричность В) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез |
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ 1) искусство 2) наука
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
4. Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.
2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.
3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.
4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.
5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.
5. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования
6) поддерживаются силой государственного принуждения
6. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «нормы морали»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права;
− одно предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
7. Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
8. В стране Z проводится ряд реформ. Какие факты свидетельствуют о том, что реформы направлены на укрепление института брака и семьи, материнства и детства? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) увеличен размер минимального прожиточного минимума
2) в стране снижен пенсионный возраст
3) установлена величина прожиточного минимума в стране
4) при парламенте создан Комитет по делам семьи, женщин и детей
5) увеличена материальная поддержка женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми
6) учреждены новые формы жизнеустройства детей-сирот
9. При обсуждении проблем социальной динамики участники научной конференции обратили внимание на противоречивость общественного прогресса. Найдите в приведённом списке подтверждения указанной особенности и запишите цифры, под которыми указаны эти подтверждения.
1) Современный мир характеризуется как целостная система.
2) Высокие темпы развития промышленности Китае привели к экологическим проблемам.
3) Возрастает роль информации, знаний и информационных технологий в жизни людей.
4) Изменения в разных сферах жизни общества могут быть разнонаправленными.
5) Сохраняется воздействие природы на жизнь общества.
6) Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия.
10. Укажите три критерия общественного прогресса и каждый из них проиллюстрируйте конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
11. Мораль является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
12. Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
13. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Искусство как форма духовной культуры». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Тест «Человек: 1/13-1/16» Вариант 2
1/ Игорь подготовил выступление о функциях и роли религии в обществе. Найдите в приведённом списке функции религии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Поиск объективных знаний о природе и обществе.
2) Формирование мировоззрения.
3) Удовлетворение потребности людей в материальных благах.
4) Создание художественных произведений.
5) Снятие стресса и психологической напряжённости.
6) Участие в процессе социализации личности.
2. Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ А) иудаизм Б) индуизм В) буддизм Г) христианство Д) тотемизм |
ХАРАКТЕРИСТИКА 1) первобытная 2) мировая 3) национальная
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
3. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ А) эстетические интерпретации объектов, явлений Б) аллегоричность В) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез |
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ 1) искусство 2) наука
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
4. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Искусство представляет собой форму практической деятельности.
2) Искусство предполагает эмоционально-чувственное отражение реальности.
3) Искусство неразрывно связано с верой в сверхъестественное.
4) Искусство направлено на создание эстетических ценностей.
5) Искусство предполагает рациональное объяснение явлений.
5. Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В основе моральных норм лежат общественные представления о добре и зле.
2) Нормы морали складываются постепенно в процессе развития общества.
3) Нормы морали формализуются в нормативно-правовых актах.
4) Нормы морали различаются в разных социальных группах.
5) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государственного принуждения.
6. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;
− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
7. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совершенствование техники
2) культурная унификация
3) рост влияния транснациональных корпораций
4) повышение уровня образованности населения
5) расширение рынка рекламы
6) рост продолжительности жизни людей
8. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий
3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества
4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр
5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства
6) проведение успешных исследований в области ядерной физики привело к созданию ядерного оружия
9. Установите соответствие между характеристиками и видами социальной динамики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ А) коренным образом меняет общественное устройство Б) отражает интересы социальных групп В) осуществляется правящими кругами Г) успешное осуществление зависит от соотношения сил сторонников и противников изменений Д) воплощает эволюционные изменения
|
ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ 1) реформа 2) революция 3) и реформа, и революция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
|
10. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
11. В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.
12. Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
13. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общественное развитие». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Ключ к тесту
№ |
1 |
2 |
балл |
1 |
356 |
256 |
|
2 |
21233 |
33221 |
|
3 |
21212 |
11212 |
|
4 |
134 |
124 |
|
5 |
245 |
124 |
|
6 |
1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества». |
1) смысл понятия, например: нормы морали - один из видов социальных норм, основанных на представлении человека о добре и зле, справедливом и несправедливом, хорошем и плохом, предписывающий должные правила поведения; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о любом отличии норм морали от норм права, опирающейся на знание курса, например: Моральное регулирование основывается на самоконтроле человека и общественном мнении, а правовое - на авторитете и принудительной силе государства; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность совести как категории (понятия) морали, например: Совесть - нравственная самооценка и самоконтроль человека и связанные с ними чувства и переживания. |
|
7 |
145 |
146 |
|
8 |
456 |
456 |
|
9 |
246 |
23131 |
|
10 |
1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей; 2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами; 3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания. |
1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер; 2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим: — египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей; — прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды; — рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрес¬сы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. |
|
11 |
1) регулятивная. (Например, ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу); 2) мировоззренческая. (Например, во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашистов); 3) воспитательная. (Например, родители объясняют своим детям, что такое хорошо и что такое плохо); 4) оценочно-императивная. (Например, ученик, глядя, как его одноклассник подложил кнопку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кнопку убрал.); Могут быть указаны иные функции морали, приведены другие примеры.
|
1) общество не одобряет такого отношения к детям и родителям, в данной ситуации негативное отрицательное мнение может стать сильным внешним раздражителем; 2) такие меры могут воздействовать на совесть гражданина, ему может быть стыдно, и он пересмотрит своё отношение к выполнению своих обязанностей по отношению к содержанию своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей; 3) такие меры могут послужить своего рода предупреждением для других неплательщиков, и они, чтобы избежать, негативного общественного мнения, станут выполнять свои обязанности. Могут быть приведены другие уместные объяснения. |
|
12 |
1. Воспитание нравственных качеств. Например, читая великое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», школьница Варя поняла, что такое честь, достоинство, мораль. 2. Воспитание патриотизма. Например, Варя посмотрела художественный фильм «Брестская крепость» и стала еще больше любить и уважать свою страну, гордиться великим подвигом ее предков. 3. Воспитание культуры поведения и этикета. Например, группа младших школьников, посещая театр, усвоила, что нельзя шуметь и вставать во время сеанса.
|
1) познавательная (мировоззренческая). (Например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека); 2) компенсаторная (утешительная). (Например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы); 3) коммуникативная. (Например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников); 4) воспитательная. (Например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе). |
|
13 |
план по искусству |
план по общественному развитию |
|
«5» -
«4» -
«3» -
«2» -
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.