Презентация для проведения урока развития речи (сжатое изложение с элементами сочинения) по русскому языку (9класс) на тему «Хранитель Пушкиногорья».
Урок развития речи ( 7 класс )
Тема:«Подготовка к изложению с творческим заданием « Поговорим о
бабушках».
Цель: в процессе устной работы над текстом проверить усвоение учащимися
знаний об особенностях публицистического стиля и умение отыскать их в
тексте; воспитывать чуткое отношение к родным людям, пожилым на
примерах из художественных произведений и из жизни.
Ход урока.
Бабушка моя – лучшая на свете.
Т. Шорохова.
1. Организационный момент.
Ученик читает стихотворение Т. Шороховой.
Бабушка моя – лучшая на свете.
Доброта ее в нашем доме светит.
Огорчать ее никогда не буду,
Подмету полы, вымою посуду.
О тебе родной помолюсь пред Богом.
Посиди со мной, отдохни немного.
О ком мы сегодня будем говорить, ребята?
2. Беседа. (Открываю доску с записанной темой, эпиграфом, прикрепленны
ми увеличенными фотографиями моих родителей с внуками.)
Вопросы для беседы.
Кого считают бабушкой?
Молодые бабушки бывают?
Как вы относитесь к своим бабушкам?
Бывает иногда так, что вы обижаетесь на бабушку, ее действия вызывают у
вас недовольство?
Как вы поступаете в таких случаях?
3. Чтение текста И. Медведевой «Поговорим о бабушках» учителем.
Задание: выписать на листочках черновика слова, которые являются
самыми важными.
Давайте поговорим о стариках – о собственных родных бабушках. Ох,
уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не
хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает,
когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и
стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой?
И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно.Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть
возражения.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Онато сколько прощает
тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя
маленьким и беспомощным, тыто знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей,
шустрей.
Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке
твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно
тяжкое и печальное время жизни.
Все свое личное, у нее позади – забота, радости, тревоги, интересная
жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость,
ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков
они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться
на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всетаки попытайся.
4. Беседа по тексту.
К какому стилю относится текст?
Где используется этот стиль?
Задание: нарисовать на доске схему речевой ситуации публицистического
стиля.
5. Нахождение в тексте элементов публицистического стиля:
повторы слов, словосочетаний, предложений;
ряд однородных членов предложения;
инверсия;
восклицательные, вопросительные и побудительные предложения;
сочетание в тексте книжных и разговорных средств.
Почему автор часто в тексте использует местоимение СЕБЕ ?
6. Работа по содержанию текста.
Какие чувства вызывает у вас эта статья ?
Для чего автор напоминает нам о бабушках?
Зачем мы используем план ?
7. Составляем вместе цитатный план.
План.
1. Ох, уж эта бабушка! Во все вмешивается, делает замечания.
2. Ну что же делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом…
3. Надо прощать. Тыто сильнее ее, здоровей.
4. Ты – ее единственная забота.
5. У каждого возраста есть свои особенности.
6. Ты тоже когданибудь станешь стареньким.
7. Бабушки достойны любви и заботы о них.(Творческое задание)8. Групповая форма работы (всего 6). Пересказать текст, отвечая на один
пункт плана, используя слова статьи.
Д/з. На черновике ответить на последний пункт плана, в плане выделить
10 орфограмм, объяснить их, пользуясь словарем.
9. Слово учителя.
Встречали ли вы в художественных произведениях примеры
неуважительного отношения к бабушкам? (В.Осеева «Бабка»)
Чему учит этот рассказ?
Как же надо относиться к пожилым людям?
Почему так важно уважительно относиться к старым людям?
10. Лексическая работа.
Ребята, какие слова из текста вы считаете самыми важными?Вы должны
были выписать их на листе черновика. (Терпеть и прощать.)
Подберите синонимы к этим словам.
11. Итог. На доске записана пословица « Как аукнется – так и откликнется».
Как пословица связана с темой нашего урока? Объясните ее смысл.
12. Оценки. (Работа будет продолжена на следующем уроке)