Тема занятия:
«Грамматические
ошибки в
структуре
предложения»
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Цель занятия:
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Ошибки в структуре предложения.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым.
Примеры
1) Те, кто настойчиво
стремится к своей цели,
достойны уважения.
2) Те, кто побывали в
Антарктиде, могли видеть
действующий вулкан
Эребус,
расположенный на одном из
прибрежных островов.
Комментарий
1) Находим основы: те достойны
уважения (основа главной части),
кто стремится (основа
придаточной части). При
местоимении кто глагол
всегда стоит в ед.ч. Это
предложение построено
правильно.
2) Находим основы: те могли
видеть, кто побывали (глагол
при местоимении кто стоит во
мн.ч.). Это неправильно
построенное предложение.
Нужно сказать кто побывал.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Ошибки в построении предложений с однородными
членами.
Пример предложения с ошибкой
Комментарий
1) Эта книга адресована не только
специалистам, а также широкому кругу
зрителей.
2) Писатель тщательно изучил и рассказал об
этом историческом факте.
2)
3) Я взял книгу, лежащую на столе и которая
принадлежала учителю.
1) Второй частью союза НЕ ТОЛЬКО
является НО И, а не А ТАКЖЕ. Поэтому
правильное предложение звучит так: Эта
книга адресована не только
специалистам, но и широкому кругу
зрителей.
Глаголы изучил и рассказал управляют
разными падежами. Изучил (кого? Что?)
В.п., рассказал (о чем?) П.п.
Предложение нужно строить так:
Писатель тщательно изучил этот
исторический факт и рассказал о нем.
3) Союз И не может соединять определение
и придаточную часть. Предложение
нужно строить так: Я взял книгу,
лежащую на столе и принадлежащую
учителю. (однородные определения) Или Я
взял книгу, которая лежала на столе и
которая принадлежала учителю.
(однородные придаточные)
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Ошибки в построении сложных предложений.
Предложение с ошибкой
Комментарий
1) Одна из картин Левитана висит на
стене, которая называется «Весна».
2) Эти слова заключают в себе всю
силу памяти и как мы от нее
зависим.
1) Придаточное определительное всегда
стоит после слова (группы слов), к
которому относится. Правильный
вариант: Одна из картин Левитана,
которая называется «Весна», висит на
стене.
2) В этом предложении для присоединения
придаточной части необходимо
использование указательного
местоимения ТО.
Правильное предложение: Эти слова
заключают в себе всю силу памяти и то,
как мы от нее зависим.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Смешение прямой и косвенной речи.
Пример с ошибкой
Игорь сказал, что хочу
лучше быть убитым,
чем полоненным.
Комментарий
Предложение с косвенной
речью представляет собой
сложноподчиненное
предложение. При замене
прямой речи косвенной
меняются местоимения и
формы глагола.
Правильный вариант: Игорь
сказал, что хочет лучше быть
убитым, чем полоненным.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Ошибки в построении предложений с причастным
оборотом.
Пример с ошибкой.
Насыщенная
удивительными фактами
«Большая книга леса» Юрия
Дмитриева —
произведение
энциклопедического
характера, в то же время
проникнутая
необычайной поэзией.
Комментарий
Причастие проникнутая
относится к существительному
произведение.
Правильный вариант:
Насыщенная удивительными
фактами «Большая книга леса»
Юрия Дмитриева —
произведение
энциклопедического
характера, в то же время
проникнутое
необычайной поэзией.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Ошибки в построении предложений с
приложением.
Повторим теорию.
Комментарий
Проблемы экономики и бизнеса были в
Приложение – это определение, выраженное
существительным и согласующееся с
определяемым словом в падеже.
Нр: Единственным попутчиком была Наташа,
застенчивая худенькая девушка.
Наташа (какая?) , застенчивая худенькая девушка.
Застенчивая худенькая девушка – это приложение.
Особым видом приложений являются собственные
наименования, обозначающие названия газет,
журналов, худ. произведений и т.п.
В журнале «За рулем» много интересного.
«За рулем» приложение. Если перед приложением
стоит определяемое существительное , то
приложение сохраняет начальную форму во
всех падежах. Если перед приложением нет
определяемого существительного, то
приложение меняет форму.
Нр: В «Известиях» мы прочитали о происшествии.
центре внимания ведущего телепередачи
«Деловой Москвы».
Это предложение построено
неправильно. Название телепередачи
должно стоять в начальной форме, так
как перед приложением стоит
определяемое существительное.
Правильный вариант: Проблемы
экономики и бизнеса были в центре
внимания ведущего телепередачи
«Деловая Москва».
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Домашнее задание.
Выполните задания теста. Прокомментируйте свой ответ.
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
а) Фёдор Михайлович Достоевский писал, что высшая и самая характерная черта российского народа —
это чувство справедливости.
б) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.
в) А.П. Чехов вспоминал о том, что он и его сестры знали французский, немецкий и английский языки
благодаря их отцу.
г) Те, кто читал критическую статью Н.А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
а) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.
б) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.
в) Древнегреческий философ Сократ когдато произнёс, что «он знает, что ничего не знает».
г) Те, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должны
мириться с некомпетентностью других.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
а) Согласно распоряжения директора школы в спортивных играх могут принять
участие все учащиеся.
б) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог
остаться равнодушным.
в) Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.
г) На картине «Три богатыря» В.М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца,
Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
а)На картине «Алёнушка» В.М. Васнецов изобразил девушкукрестьянку, пришедшую к лесному
озеру, чтобы поделиться с природой своей печалью.
б) В конце XVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего,
откладывающего яйца и насиживающего их: это был утконос.
в) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.
г) Те, кто не отступает перед трудностями, всегда будут примером для подрастающего поколения.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
а) Если бы не нашлись свидетели, неизвестно, как обернулось бы дело.
б) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном
из прибрежных островов.
в) Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о его владельце, заполнят методом
лазерного гравирования.
г) Благодаря Галилея человечество получило первый в своей истории оптический астрономический
инструмент — телескоп.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
а) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
б) Из всех, кто играл в спектакле, на меня особое впечатление произвёл Андрей Миронов.
в) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.
г) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
а) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик».
б) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
в) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием.
г) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
а) Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.
б) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
в) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя
осень.
г) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в
особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом текстах.
9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
а) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным
островам».
б) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
в) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.
г) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве
великого композитора Чайковского.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.