Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Формат задания, проверяющий знание
синтаксических норм, норм согласования и
управления очень изменился в сравнении с
предыдущими годами, но теоретический
материал, необходимый для успешного решения
этой части ЕГЭ нужен тот же. Мы повторим и
систематизируем его.
Учтём, что за выполнение задания 7 может быть
выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую
верно указанную цифру, соответствующую
номеру из списка, экзаменуемый получает по 1
баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена
1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2
балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно
указана только одна цифра; 0 баллов:
полностью неверный ответ, т.е. неверная
последовательность цифр или её отсутствие.
Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
В демоверсии задание выглядит
так:
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются ТОЛЬКО с
сущ. дательного падежа.
ПРАВИЛЬНО:
НЕПРАВИЛЬНО:
благодаря
прогнозА
вопреки указаниЯ
согласно приказА
Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по
исключении, по приезде имеют форму предложного
падежа.
благодаря прогнозУ
вопреки указаниЮ
согласно приказУ
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по
исключении, по приезде имеют форму предложного
падежа.
НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут
продаваться по
прибытиЮ поезда.
По приездУ в город
Чичиков познакомился
с городскими
чиновниками.
НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут
продаваться по
прибытиЮ поезда.
По приездУ в город
Чичиков
познакомился с
городскими
чиновниками.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
БЛАГОДАР
Я
ВОПРЕКИ
СОГЛАСНО
ПОДОБНО
чему?
непогоде
ожиданиям
приказу
облаку
ВВИДУчего?предстоящег
о
мероприятия
ПО
= после чего-либо+ предложный падеж
(в чём?)
по приезде
по прибытии
ПО
+ вздыхать, горевать,
грустить, плакать,
скучать, тосковать
+ дательный падеж
(кому? чему?)
Тосковать
по жене
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Скучать по
вас
(местоимения
в
предложном
падеже)
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в
тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров
предложного управления.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
2. Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Чаще всего такие грамматические ошибки встречаются в
сложноподчиненных предложениях и могут быть допущены в следующих
случаях:
Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью
союзного слова кто .Обычно такие предложения начинаются со слов: все,
кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.
Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в
форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на единство
грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части
предложения.
Данное предложение построено грамматически верно.
Ошибочными были бы следующие варианты такого
предложения:
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Нормы согласования
Согласование подлежащего, выраженного
числительным и существительным, и
сказуемого
1. Обычно сказуемое ставится в форме
множественного числа при подлежащем,
обозначающем одушевленный предмет,
например: Через полчаса восемь
вооруженных человек вошли в дом
трактирщика
(Н. Островский); А в лесу десять всадников
нахлестывали лошадей (он же). То же при
подлежащем - неодушевленном
предмете, если указывается активное
действие: Восемь самолетов полка взлетели
попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
2. При числительных два, три, четыре, входящих в состав
подлежащего, сказуемое обычно ставится во
множественном числе: Три дома на вечер зовут (А. С.
Пушкин); За коляской бежали четыре пса (А. П. Чехов); Кроме
воинского эшелона, на станции ожидали оче реди на
отправление еще два состава (Н. Островский).
При составных числительных, оканчивающихся на один,
сказуемое ставится в единственном числе. Двадцать один
ученик участвовал в турпоходе.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с
нарушением синтаксической нормы).
1) В вузы поступили сорок один человек.
2) Слово взяла профессор Сотникова
3) Он был командирован в Москву согласно приказу.
4) Девочка надела новое пальто.
1
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
При словах много, мало, немного, немало,
сколько, столько сказуемое, как правило,
ставится в единственном числе, например:
Много книг стояло на полках; Немало детей
ежегодно отдыхает на даче; Сколько учеников
присутствовало на занятиях по физкультуре?
Ср. у писателей: Уже много карет проехало по
этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Как мало нас от
битвы уцелело (А. С. Пушкин); Сколько еще
сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М.
Горький). Реже в этих случаях употребляется
форма множественного числа сказуемого: Много
огней и раньше и после манили не одного меня
своею близостью (В. Г. Короленко); Много глаз
смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной
линии солдат с холодным молчаливым
любопытством, с презрением, гадливостью (М.
Горький)
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
В предложения, включающих в свой
состав собирательное существительное с
количественным значением (большинство,
меньшинство, часть т пр.), чаще всего
сказуемое употребляется в формах
единственного числа,
если:
1. Существительное обозначает
неодушевленный предмет: Большинство
комнат уже было отремонтировано.
2. Собирательное существительное имеет
при себе определение: Подавляющее
большинство школ приняло участие в
этой олимпиаде.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Сказуемое употребляется в формах множественного
числа, если:
1. Существительное обозначает одушевленный предмет, а
сказуемое указывает на то, что действия, совершаемые этим
предметом, интенсивны и энергичны: Несколько школьников
бросились догонять лидера соревнований.
2. В предложении есть однородные подлежащие: Несколько
мальчиков и девочек с интересом отнеслись к появлению
котенка в классе.
3. В предложении есть однородные сказуемые: Еще до
поступления в школу большинство первоклассников любили
читать и умели считать.
4. При подлежащем, стоящем перед сказуемым, есть
причастный оборот (с причастием во множественном числе)
или определительное придаточное предложение с союзным
словом которые: Большинство родителей, принимавших (мн. ч.)
участие в организации праздника, остались в школе после
мероприятия. Большинство родителей, которые принимали
участие в организации праздника, остались в школе после
мероприятия.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Сказуемое употребляется в формах множественного
числа, если:
5. Главные члены предложения оторваны друг от
друга: Несколько учеников первого класса
петербургской гимназии по ехали на международную
конференцию в Испанию.
Некоторые трудности вызывают также задания,
связанные с согласованием в
сложноподчиненных предложениях с
сочетаниями тот, кто…, те, кто…: Те, кто
занимается плаванием, меньше подвержены
простуде» а также упражнения, которые связаны с
использованием однородных членов предложения с
парными союзами как…, так и.., не только…, но и..:
Это было интересно не только детям, но и взрослым.)
Сказуемое ставится во множественном числе, если
оно выражено именем прилагательным: Большая
часть домов в этом районе каменные. Ср.:
Большинство дверей были низки для его роста I (Л.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
3. Нарушение в построении предложения с
несогласованным
приложением
Сравним три предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось
передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю
прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось
передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в
третьем содержится грамматическая ошибка, так как при
наличии имени нарицательного собственное должно стоять в
и.п. (см. предложение 1).
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
4. Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
4. Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
4. Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
5.Неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
Глагол-сказуемое и деепричастие не должны
обозначать действия разных предметов и
лиц.
НЕПРАВИЛЬНО:
Встретившись на
вокзале, слёзы
сами показались
на глазах.
ПРАВИЛЬН
О:
Когда мы
встретились на
вокзале, слёзы
сами показались из
глаз.
Встретившись, мы
заплакали.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
6. Нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо
обращать внимание на следующие моменты:
Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и
падеже.
оно может стоять только перед ним или после.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его
собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие
созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение
построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ
поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот,
собственную жизнь.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении
причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом
предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные
варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего
на дереве. Мне было поручено
уничтожить засевшего на дереве снайпера.
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
6. Нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
Необходимо правильно найти определяемое слово.
В данном предложении определяемым является
слово сына, а не лицо, следовательно, верный
вариант:
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7. Неправильное построение предложения с
косвенной речью
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Попробуем решить это задание
7-1. Установите соответствие между предложениями и
допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОШИБКИ
А) Бла го да ря по вы ше ния уров ня сер ви са в
фир мен ных ма га зи нах стало боль ше по ку па
те лей.
Б) В своих ста тьях этот жур на лист по ста вил
во про сы, вол ну ю щих мно гих его со вре мен
ни ков.
В) Те, кто с дет ства стре мит ся к мечте,
часто ре а ли зу ет свои жиз нен ные планы.
Г) Хи ми че ская ре ак ция по ка зы ва ет и по мо га
ет разо брать ся в со ста ве ве ще ства.
Д) Создавая живописное полотно, работа
велась несколько дней.
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с
предлогом
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения с
несогласованным приложением
4) ошибка в построении
предложения с однородными
членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Д
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью
5
А
1
Б
6
В
2
Г
4
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7-2. Установите соответствие между предложениями и
допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОШИБКИ
А) Де ле га ция на прав ля лась к дому из вест но
го учёного, на хо див ший ся не да ле ко от глав
ной пло ща ди.
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с
предлогом
Б) Зим няя сес сия сту ден тов про хо ди ла со
глас но рас пи са ния.
В) Впервые оперу «Хованщину» я слушал вместе с роди
телями.
Г) Все, кто рано на чи на ет учить ино стран
ный язык, овла де ва ет им в со вер шен стве.
Д) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул,
что я очень рад всех нас видеть.
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения с
несогласованным приложением
4) ошибка в построении
предложения с однородными
членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Д
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью
7
А
6
Б
1
В
3
Г
2
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7-3. Установите соответствие между предложениями и
допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОШИБКИ
А) Проблемы экономики и бизнеса были в
центре внимания ведущего телепередачи
«Деловой Москвы».
Б) Уезжая в путешествие, вдруг к нам
пришли гости.
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с
предлогом
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
В) Сестры увлекались и хорошо
разбирались в современной музыке.
Г) Все, кто бы ни писал о рус ской при ро де,
от ме чал её по э тич ность и жи во пис ность
Д) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о
путешествии в ботанический сад.
3) нарушение в построении
предложения с
несогласованным приложением
4) ошибка в построении
предложения с однородными
членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Д
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью
1
А
3
Б
5
В
4
Г
2
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7-4. Установите соответствие между предложениями и
допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Учёный обратился к представителям
стран Африки, присутствовавшими на
конгрессе.
Б) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева
прежде всего следует упомянуть его книгу
«Историческую грамматику русского языка»
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с
предлогом
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
В) Вопреки правил пунктуации,
журналисты часто употреб ляют тире вместо
двоеточия.
Г) Химическая реакция показывает и
помогает разобраться в составе вещества.
Д) )Водитель маршрутного такси сказал
вновь вошедшим пассажирам, что оплатите
проезд.
3) нарушение в построении
предложения с
несогласованным приложением
4) ошибка в построении
предложения с однородными
членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Д
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью
7
А
6
Г
4
Б
3
В
1
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7-5. Установите соответствие между предложениями и
допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Отогнав акул далеко в море, спасателей
уже ничто не волновало.
Б) Благодаря статьи в газете мы узнали о
возобновлении туристского теплоходного
маршрута к «Северным островам».
В) В апрельском номере журнала «Юности»
были опубликованы стихи молодого
талантливого поэта.
Г) Студенты помогали группе геологов,
прибывшим из Петербурга.
Д) Международная общественность
понимает и озабочена проблемами
экономики развивающихся стран.
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с
предлогом
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения с
несогласованным приложением
4) ошибка в построении
предложения с однородными
членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение
Д
предложения с косвенной речью
4
А
5
Г
6
Б
1
В
3
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
!
!
!
и
ч
у д а
а ю
л
Ж е
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.