Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Оценка 4.6

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Оценка 4.6
Памятки +2
pptx
русский язык
11 кл
27.08.2018
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Публикация является частью публикации:
Синтаксические-нормы.pptx

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Синтаксические нормы Нормы согласования Нормы управления

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Формат задания, проверяющий знание синтаксических норм, норм согласования и управления очень изменился в сравнении с предыдущими годами, но теоретический материал, необходимый для успешного решения этой части ЕГЭ нужен тот же. Мы повторим и систематизируем его. Учтём, что за выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
В демоверсии задание выглядит так:

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Вспомним главное! 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются ТОЛЬКО с  сущ. дательного падежа.  ПРАВИЛЬНО: НЕПРАВИЛЬНО: благодаря прогнозА вопреки указаниЯ согласно приказА Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа. благодаря прогнозУ вопреки указаниЮ согласно приказУ

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Вспомним главное! 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа. НЕПРАВИЛЬНО: Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда. По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками. НЕПРАВИЛЬНО: Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда. По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
БЛАГОДАР Я ВОПРЕКИ СОГЛАСНО ПОДОБНО чему? непогоде ожиданиям приказу облаку ВВИДУчего?предстоящег о мероприятия ПО = после чего-либо+ предложный падеж (в чём?) по приезде по прибытии ПО + вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, тосковать + дательный падеж (кому? чему?) Тосковать по жене

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Скучать по вас (местоимения в предложном падеже)

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Чаще всего такие грамматические ошибки встречаются в сложноподчиненных предложениях и могут быть допущены в следующих случаях: Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто .Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п. Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Нормы согласования Согласование подлежащего, выраженного числительным и существительным, и сказуемого  1. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика (Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
2. При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три дома на вечер зовут (А. С. Пушкин); За коляской бежали четыре пса (А. П. Чехов); Кроме воинского эшелона, на станции ожидали оче реди на отправление еще два состава (Н. Островский). При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе. Двадцать один ученик участвовал в турпоходе. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).  1)  В вузы поступили сорок один человек.  2)  Слово взяла профессор Сотникова  3)  Он был командирован в Москву согласно приказу.  4)  Девочка надела новое пальто. 1

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько сказуемое, как правило, ставится в единственном числе, например: Много книг стояло на полках; Немало детей ежегодно отдыхает на даче; Сколько учеников присутствовало на занятиях по физкультуре? Ср. у писателей: Уже много карет проехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Как мало нас от битвы уцелело (А. С. Пушкин); Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Горький). Реже в этих случаях употребляется форма множественного числа сказуемого: Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью (В. Г. Короленко); Много глаз смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (М. Горький)

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
В предложения, включающих в свой состав собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, часть т пр.), чаще всего сказуемое употребляется в формах единственного числа, если: 1. Существительное обозначает неодушевленный предмет: Большинство комнат уже было отремонтировано. 2. Собирательное существительное имеет при себе определение: Подавляющее большинство школ приняло участие в этой олимпиаде.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
 Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если: 1. Существительное обозначает одушевленный предмет, а сказуемое указывает на то, что действия, совершаемые этим предметом, интенсивны и энергичны: Несколько школьников бросились догонять лидера соревнований. 2. В предложении есть однородные подлежащие: Несколько мальчиков и девочек с интересом отнеслись к появлению котенка в классе. 3. В предложении есть однородные сказуемые: Еще до поступления в школу большинство первоклассников любили читать и умели считать. 4. При подлежащем, стоящем перед сказуемым, есть причастный оборот (с причастием во множественном числе) или определительное придаточное предложение с союзным словом которые: Большинство родителей, принимавших (мн. ч.) участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия. Большинство родителей, которые принимали участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
 Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если: 5. Главные члены предложения оторваны друг от друга: Несколько учеников первого класса петербургской гимназии по ехали на международную конференцию в Испанию. Некоторые трудности вызывают также задания, связанные с согласованием в сложноподчиненных предложениях с сочетаниями тот, кто…, те, кто…: Те, кто занимается плаванием, меньше подвержены простуде» а также упражнения, которые связаны с использованием однородных членов предложения с парными союзами как…, так и.., не только…, но и..: Это было интересно не только детям, но и взрослым.) Сказуемое ставится во множественном числе, если оно выражено именем прилагательным: Большая часть домов в этом районе каменные. Ср.: Большинство дверей были низки для его роста I (Л.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Сравним три предложения: 1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. НЕПРАВИЛЬНО: Встретившись на вокзале, слёзы сами показались на глазах. ПРАВИЛЬН О: Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз. Встретившись, мы заплакали.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:  Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже. оно может стоять только перед ним или после. Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его  Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, собственную жизнь. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом  Необходимо правильно найти определяемое слово. В данном предложении определяемым является слово сына, а не лицо, следовательно, верный вариант:

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Попробуем решить это задание 7-1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОШИБКИ А) Бла го да ря по вы ше ния уров ня сер ви са в фир мен ных ма га зи нах стало боль ше по ку па те лей. Б) В своих ста тьях этот жур на лист по ста вил во про сы, вол ну ю щих мно гих его со вре мен ни ков. В) Те, кто с дет ства стре мит ся к мечте, часто ре а ли зу ет свои жиз нен ные планы. Г) Хи ми че ская ре ак ция по ка зы ва ет и по мо га ет разо брать ся в со ста ве ве ще ства. Д) Создавая живописное полотно, работа велась несколько дней. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д 7) неправильное построение предложения с косвенной речью 5 А 1 Б 6 В 2 Г 4

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7-2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОШИБКИ А) Де ле га ция на прав ля лась к дому из вест но го учёного, на хо див ший ся не да ле ко от глав ной пло ща ди. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Зим няя сес сия сту ден тов про хо ди ла со глас но рас пи са ния. В) Впер­вые оперу «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­ те­ля­ми. Г) Все, кто рано на чи на ет учить ино стран ный язык, овла де ва ет им в со вер шен стве. Д) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д 7) неправильное построение предложения с косвенной речью 7 А 6 Б 1 В 3 Г 2

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7-3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОШИБКИ А) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». Б) Уезжая в путешествие, вдруг к нам пришли гости. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке. Г) Все, кто бы ни писал о рус ской при ро де, от ме чал её по э тич ность и жи во пис ность Д) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д 7) неправильное построение предложения с косвенной речью 1 А 3 Б 5 В 4 Г 2

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7-4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Учёный обратился к представителям стран Африки, присутствовавшими на конгрессе. Б) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка» 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб ляют тире вместо двоеточия. Г) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества. Д) )Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д 7) неправильное построение предложения с косвенной речью 7 А 6 Г 4 Б 3 В 1

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
7-5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало. Б) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам». В) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. Г) Студенты помогали группе геологов, прибывшим из Петербурга. Д) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение Д предложения с косвенной речью 4 А 5 Г 6 Б 1 В 3

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
! ! ! и ч у д а а ю л Ж е
Скачать файл