Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Оценка 4.6

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Оценка 4.6
Памятки +2
doc
русский язык
11 кл
27.08.2018
Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Публикация является частью публикации:
задание 7 практикум.doc
Задание 7   КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Грамматические   ошибки  (Г)  –   это   ошибки   в   структуре   языковой   единицы:   слова, словосочетания   или   предложения,   т.   е.   нарушение   какой­либо   грамматической   нормы   – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  № Вид ошибки Примеры Ошибочное словообразование Г 1 Ошибочное образование форм  существительного Ошибочное образование форм  прилагательного Ошибочное образование форм  числительного Ошибочное образование форм  местоимения Ошибочное образование форм глагола  (личных форм глаголов,  действительных и страдательных  причастий, деепричастий) Г 2 Нарушение норм согласования Г 3 Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным  употреблением предлогов Г 4 Нарушение связи между подлежащим и  сказуемым или способа выражения  сказуемого Г 5 Ошибки в построении предложения с  однородными членами Г 6 Ошибки в построении предложения с  деепричастным оборотом Г 7 Ошибки в построении предложения с  причастным оборотом Г 8 Ошибки в построении сложного  Благородность, чуда техники, подчерк, удовольство  жить; бодровство; нет местов более интереснее, красивше; самый красивейший,   более строже с пятистами рублями; жонглировал обоими  руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет,  сколько нравственных принципов мы лишились из­за  утраты духовности; надсмехаться.  Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышев на сцену, певцы поклонились. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Из прочитанного мной части романа… Нужно сделать природу более красивую.  Все удивлялись его силой   Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это  художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады,  счастливы и веселые  .  Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе  толкаются и шумят. Страна любила и гордилась поэтом.  В сочинении я хотел сказать о значении спорта и  почему я его люблю. Читая текст, возникает такое чувство  сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела  голова. Читая книги, жизнь становилась  разнообразнее. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся  снегом под ногами. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, предложения Г 9 Смешение прямой и косвенной речи Г 10 Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении Г 11 Нарушение видовременной  соотнесенности глагольных форм которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.  Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. Автор сказал, что я не согласен с мнением  рецензента. Губернатор сказал нефтяникам, что мы  ценим ваш вклад в экономику области. Его не приняли в баскетбольную команду. Потому  что он был невысокого роста. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит  вновь. Она сидела за столом и не разговаривает со  мной. Г 12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник. Г 13 Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того  компонента предложения, к которому  она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы  подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы. ПРАКТИКУМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ОШИБКИ 1. Ошибки в употреблении имен существительных Задание: исправьте ошибки, связанные с употреблением имён существительных. 1. Мальчик рос круглой сиротой. 2. Наконец на подмосток вышел любимый всеми певец. 3. Красивое Тбилиси   приветливо   встречает   гостей.   4.   фирмой  были   заключены   договора   с  иностранцами.  5. Шимпанзе сидела в клетке. 6. Они принадлежат к разным социальным средам. 7.  В кафе нам могут предложить пирожки с повидлой. Пояснение: 1. Сирота – существительное общего рода. Они могут употребляться как в значении женского (круглая сирота), так и в значении мужского рода (круглый сирота). 2. В русском литературном языке слово подмостки не имеет формы единственного числа. 3. Тбилиси  ­ название города – мужского рода. 4. Договоры. 5. Шимпанзе мужского рода, так как одушевленные несклоняемые существительные, называющие представителей  фауны, кроме двух существительных (колибри, цеце – ж.р.), относятся к мужскому роду 6. Надо: к разной социальной среде 7. Пирожки с повидлом 2. Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных  (нарушение норм формообразования) Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. 1. Она более умнее, чем он. 2. Это самая высочайшая в городе башня. 3. Более легче сделать домашнее задание, если выучишь правило. 4. Самый чистейший снег украшал город. 5. Наиболее красивейший вид открывался с высокой горы.6. Кабаниха отличается от Дикого тем, что она более культурнее Дикого, но в её речи иногда  проскальзывают  грубые  выражения. 7. Самым прекраснейшим произведением Гоголя является поэма «Мёртвые души». 8. Позже он понял, что его путь более ошибочнее. 9. Эта книга более интересна и увлекательнее, чем та. Ответы: 1. Умнее  2. Самая высокая или высочайшая 5. Красивейший ли наиболее  красивый 6. Культурнее 2 3. Легче 4. Самый чистый или чистейший 7. Самым прекрасным или пр6екраснейшим 8. Более ошибочный, чем … Пояснение: 1. Недопустимо употребление в одном ряду полной и краткой форм прилагательных: Один брат шумный, другой — тих (правильно: тихий). Девушка была высокая, красива и весела (правильно: красивая и весёлая). 2. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной или превосходной степени: Дальнейшие опыты были более сложнее, чем предыдущие (правильно: более сложными или сложнее). Самый храбрейший из нас ­ Александр (правильно: самый храбрый или храбрейший). 3. При форме сравнительной степени должен указываться предмет сравнения (более интересный, чем...) 4. В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения: Эта книга более интересна и увлекательнее, чем та (правильно: интереснее). 3. Ошибки в употреблении имён числительных  (нарушение норм формообразования) Задание 1: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. 1.   Двухстам   выпускникам     были   выданы   аттестаты.   2.   Директор   доволен   семидесятью учениками,   которые   приняли   участие   в   соревнованиях   по   спортивному   ориентированию.   3.   В одной   тысячи   девятьсот   пятом   году   фашистская   Германия   потерпела   поражение.   4.   На строительство нового медицинского центра ушло около восьмиста миллионов рублей. 5. Этот экипаж сошёл со ста первого километра гонки. 6. Крепче держись!   Обоими руками! 7. Троим ученицам нашей школы вручены почётные дипломы. 8. По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья. 9.  Ответы: 1. Двумстам 2. Семьюдесятью 3. В тысяча девятьсот пятом 4. Около восьмисот 5. Со сто первого  6. Обеими руками 7. Трём ученицам 8. По обеим сторонам Пяснение: 1. Собирательные числительные используются ограниченно, а именно: ­ с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот. Следует  отметить, что в некоторых случаях собирательные числительные вносят сниженный стилистический оттенок (двое  генералов; следует сказать: два генерала); ­ с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, четверо суток (при  дальнейшем счёте предпочитаются формы с количественными числительными: пять суток); ­ с существительными дети, ребята, люди, а также с существительным лицо в значении «человек»: двое детей,  трое незнакомых лиц;  ­ с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;  ­ с субстантивированными (имеющими значение существительных) числительными и прилагательными, обозначающими  лица: вошли двое, трое больных. 2. Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: трое  работниц (правильно: три работницы), а также с существительными, обозначающими названия животных: двое  медведей (правильно: два медведя). 3. Употребляя собирательные числительные оба, обе, следует учитывать, что  ­ с существительными мужского пола сочетается числительное оба: обоим студентам выдали книги;  ­ с существительными женского пола сочетается числительное обе: обеим подругам приходилось рано вставать;  ­ с существительными женского и мужского пола ­ числительное оба: брат и сестра вошли в аудиторию. Оба  опоздали. 4. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них  отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот (нет формы именительного падежа: оба — обе ворота),  нужно: у тех и у других ворот. 5. Иногда с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать три, тридцать  четыре и т.п.) необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, не имеющими форму  3 единственного числа (ножницы, сутки, сани и др.). В таких случаях следует пользоваться синонимическими  выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки ­ день, двадцать четыре дня) или с  заменой падежа (в течение двадцати двух суток). 6. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова. В сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части слова. Падеж И.п Р.п Д.п В.п Т.п П.п Падеж И.п Р.п Д.п В.п Т.п П.п 50­80 пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью о пятидесяти 200­400 двести двухсот двумстам двести двумястами о двухстах Склонение числительных 40, 90, 100. 40 сорок сорока сорока сорок сорока о сорока 90 девяносто девяноста девяноста девяносто девяноста о девяноста 500­900 пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами о пятистах 100 сто ста ста сто ста о ста Склонение составных количественных числительных (на примере 5764). падеж И.п.  Р.п.  Д.п.  В.п.  Т.п.  П.п. число пять тысяч семьсот шестьдесят четыре пяти тысяч семисот шестидесяти четырёх пяти тысячам семистам шестидесяти четырём пять тысяч семьсот шестьдесят четыре пятью тысячами семьюстами шестьюдесятью четырьмя о пяти тысячах семистах шестидесяти четырёх 7. Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –А­.  8. Слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный. 9. При смешанном числе существительным управляет дробная часть, а не целое число. Существительное при этом  употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 и 2/3 кг. (семь и две третьих килограмма, НО: семь  килограммов).  10. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительном полтора (полторы)  ставится во множественном числе (полтора ведра; НО: более полутора вёдер). 11. Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей  (полтора, полтораста) и для всех остальных (полутора, полутораста). Задание 2:   определите, в каких случаях собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните, почему. 1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков, 6. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек  исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь.  Задание 3: найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных. 1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов. 4.  4 (нарушение связи между местоимениями и теми словами,  на которые они указывают) Ошибки в употреблении местоимений  найдите   предложения,   которые   содержат   двусмысленность   при   употреблении Задание   1: местоимений. Исправьте эти ошибки. 1. Добрыня Никитич сидит на своём боевом коне, грива его развевается по ветру. 2. Мама моей подруги,   когда   она   болеет,   никогда   не   обращается   в   поликлинику,   а   использует   средства нетрадиционной медицины. 3. Все ребята засмеялись, услышав такое нелепое объяснение моего опоздания. 4. Больной попросил медсестру налить себе воды. 5. Жилец позвал дворника и велел отнести чемодан к себе. 6. Зайцы сменили свои белые шубки для того, чтобы их не было видно. 7. Крестьянские выступления слабы и стихийны, они не знали, что надо делать дальше. 8. Вася и Валёк подошли к Марусе, хотели взять куклу, но она открыла глаза и тихонько заплакала. Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 Пояснение: 1. Как правило, местоимение замещает ближайшее к нему предшествующее существительное того же рода и числа.  Замещение существительного местоимением 3­го лица (он, она, оно, mm) не должно приводить к двусмысленности или  искажению смысла: Управление находится при министерстве, оно недавно было реорганизовано (управление или министерство?).  Следует сказать: Управление, находящееся при министерстве, недавно оно реорганизовано. 2. Не следует заменять в последующем предложении собирательные существительные (крестьянство, студенчество,  большинство, группа и т.п.) местоимением они, так как при этом нарушается соотношение в числе. Неверной  является фраза: «Крестьянство на протяжении столетий боролось против крепостного права; они  неоднократно восставали против своих угнетателей». Вместо слова крестьянство в первой части предложения  следует использовать слово крестьяне или местоимение оно – во второй части. 3. При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свой зачастую возникает  неясность в вопросе о соотнесенности местоимения и существительного: Отец просил сына провести гостей в свою  комнату (комнату отца или сына?). Следует учитывать, что местоимения себя и свой относятся к лицу,  производящему действие. Предложение можно не править в зависимости от вложенного в него смысла так: Отец просил сына, чтобы он провел  гостей в свою комнату. Или: Отец просил сына, чтобы он провел гостей в его комнату. 4. Определительное местоимение  САМ,  сочетаясь с одушевлёнными существительными и личными местоимениями, имеет   значение   «самостоятельно»   (Малыш   впервые   оделся   сам),   а   в   сочетании   с   неодушевленными существительными   может   использоваться   с   целью   уточнения   или   выделения   (Само   выступление   артиста   не вызвало у публики никаких эмоций). Данное местоимение изменяется по родам и числам, при этом форма женского рода в В.п. представлена двумя вариантами – САМОЁ  и САМУ. Первый вариант является книжным и устаревающим, второй – общеупотребительным и более современным. 5. К личным местоимениям 3­го лица (он, она, оно, они) в одних случаях прибавляется в начале слова звук Н, в других  не прибавляется. Звук  Н прибавляется: ­ после всех простых предлогов (без, в, для, до, из, с и др.): без него, для нее; ­ после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле, мимо, после и  др.): вокруг них, мимо неё. Звук Н не прибавляется: ­ после предлогов наречного происхождения, управляющих родительным падежом: вопреки ему, наперекор им; ­ после предлога благодаря и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного:  благодаря ему, по поводу их;  ­ после наречий и сравнительной степени прилагательных: сестра старше его; работает лучше её.  Правильными являются формы у неё, от неё. Формы у ней, от ней носят разговорный или устаревший характер.  6. Нормативным является употребление местоимения их. Форма ихний считается просторечной и находится за  пределами литературного языка. Задание 2: укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений   (искажение   смысла,   подмена   понятия   из­за   неправильного   порядка   слов,   введение местоимений  в текст при отсутствии существительных, которые они должны  замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения. 5 1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее   были   выставлены   динозавры,   которые   все   механически   двигались   и   издавали   звуки. 3) Чичикову   не   без   труда   удалось   убедить   Манилова,   что   ему   это   выгодно.   4)   В   этот   день Петров   вывел   Джека   на   прогулку   со   всеми   своими   медалями.   5)   В   кабинете   Плюшкина беспорядок   был   страшный,   даже   подумать   было   нельзя,   что   в   нем   могло   обитать   живое существо. Задание   3:  в   предложениях   исправьте   ошибки,   связанные   с   неправильным   употреблением местоимений себя и свой. 1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Класс просил поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение 5. Ошибки в употреблении глагольных форм Задание: исправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении различных форм глагола. 1. Когда наступил ноябрь, погода резко менялась. 2. Главный герой романа жаждает бурь и приключений. 3. Молодые поэты двигают направление символизма вперёд. 4. После ангины мой сосед сильно осипнул и охрипнул. 5. Будь осторожен, не махай руками! Рядом оса! 6. Не надо избегать домашних обязанностей! ты же знаешь, что по субботам мы убираемся в доме. 7. Каждое утро малыш сыпет горсть пшеничных зёрен в кормушку для птиц. 8. Мы игрались в лесу очень долго. 9.Мама мне говорит: «Едь, сынок, один в город». 10. Мама, я сейчас пропылесошу комнату. 11. Не ложи сюда свои вещи. 12. Развитие науки обуславливает технический прогресс. 13. При подготовке к занятиям необходимо сосредотачивать внимание на главном. Ответы: 1. Изменилась. 2. Жаждет 3. Продвигают 4. Осип и охрип 5. Не маши 6. Убираем 7. Сыплет 8. Играли 9. Поезжай 10. Буду пылесосить 11. Не клади 12. Обусловливает 13. Сосредоточивать Пояснение: 1. В русском языке не употребляются формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от глаголов  победить, пылесосить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. Отсутствующие формы выражаются описательно: буду пылесосить 2. В современном русском языке нет форм ложит, ездиет, только – кладёт, положит, ездит. 3.Некоторые глаголы на – СЯ имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создаёт неясность смысла. Например: Выпускники направляются в разные уголки нашей страны. (сами или их направляют?). 4.  Литературными считаются формы повелительного наклонения:  высунь, выставь, выправь,  высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, лакомься, закупорь, взгляни, выйди, не кради, положи. 5. В парах  видеть ­ видать, слышать ­ слыхать, мучить ­ мучать, лазить ­лазать первые глаголы – книжные, вторые – разговорные 6. Рекомендуются формы полощет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет). 7. Более распространёнными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул) 8. Возможны вариантные формы со смысловым различием: ­ брызгает (спрыскивает, окропляет) ­ брызжет (разбрасывает капли, сыплет брызгами); ­ двигает (перемещает, толкая или таща что­нибудь) ­ движет (побуждает, руководит); мечет (бросает с размахом, кидает; производит потомство) ­ метает (прошивает крупными стежками). 9. Глагол класть употребляется в формах несовершенного вида: не клади (что делай?) сюда свои вещи. Глаголы с  корнем ­лож­ употребляются в формах совершенного вида: куда ты положил (что сделал?) мою книгу?; и в формах  несовершенного вида с суффиксом ­ся, образованных от инфинитива лечь: снег (что делает?) ложится на поля. 10. Глаголы несовершенного вида, образованные от глаголов совершенного вида с помощью суффикса ­ыва (­ива),  6 условно делятся на две группы: ­ глаголы, сохраняющие корневой гласный ­о: отсрочить ­отсрочивать, узаконить — узаконивать, подытожить —  подытоживать, опорочить — опорочивать, приурочить — приурочивать, обусловить — обусловливать и др.; ­ глаголы, в которых чередуются гласные о ­ а: оспорить  — оспаривать, застроить  — застраивать, успокоить —  успокаивать, удостоить  — удостаивать и др. В разговорной речи чаще употребляются чередующиеся формы. Запомните: нормативными являются следующие формы глаголов: обезбОливать обуслОвливать приурОчивать просрОчивать рассредотОчивать узакОнивать уполномОчивать застрАивать затрАгивать освАивать оспАривать удвАивать удостАивать успокАивать УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ФОРМЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ инфинитив надо нельзя    лечь    положить    класть    ехать  ляг, лягте  положи, положите  клади, кладите  поезжай, поезжайте ляжь, ляжьте положь, положьте поклади, покладите едь, едьте, ехай, ехайте Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!! инфинитив глядеть ехать лазать лезть ед.ч. гляди поезжай лазай мн.ч. глядите поезжайте лазайте полезай, лезь полезайте, лезьте трогать    бриться трогай брейся, брейтесь трогайте бройся, бройтесь Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 6. Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. 1.   Образ   поэта­пророка,   созданного   Пушкиным,   определял   и   его   собственную     жизнь.   2.   Не подкреплённые   слова   фактами   ничего   не   стоят.   3.   Освещённый   город   яркими   огнями неожиданно   показался   на   горизонте.   4.   Концерт,   состоящийся   на   прошлой   неделе,   стал значительным событием в культурной жизни города. 5. Удивительно красива звучащая песня жаворонка в чистом и ясном небе. 6. Особый интерес посетителей вызвали новые экспонаты, разместившиеся   в  павильонах  выставки.   7.  Обе  команды,  участвующие  во   вчерашнем  матче, показали отличный уровень подготовки.  8. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.  9. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его. Пояснение: 1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом –  образ (какой?) созданный  2 Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Не подкреплённые фактами (какие?)   слова 3. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Освещённый яркими огнями (какой?) город 4. Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: состоявшийся. 7 5. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: песня жаворонка, звучащая в чистом и ясном небе 6. Неверное употреблением действительного причастия вместо страдательного. Правильно: размещённые 7.  Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: участвовавшие 8. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: на лугу,  покрытом свежей травой 9. С причастиями частица БЫ не употребляется, т. к. у причастий нет форм наклонений. 7. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом Задание 1:  выберите  один из вариантов А или Б, который вы считаете правильным.  Свой ответ обоснуйте. А 1. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. 2. Подъезжая к вокзалу, поезд замедлил ход. 3.   Закончив   школу,   моя   мечта   об   университете сбылась. 4.   Выбирая   профессию,   пред   тобой   открыт широкий путь. 5. Отправляясь в дальние страны, чувствуешь себя свободным и счастливым. Ответы: 1 Б, 2 А, 3 Б, 4 Б, 5 А Б 1.   Прочитав   подобную   клевету,   я   сильно разозлилась. 2. Подъезжая к вокзалу, у меня слетела шляпа. 3. Закончив школу, я поступила в университет. 4.   Выбирая   профессию, допустить ошибки. 5. Отправляясь в дальние страны, путешествия ждут каждого из нас.   постарайся   не Задание 2: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях 1. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки. 2. Я набирала номер, положа трубку на стол. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе   формул   выводится   сжатие   Земли.   4.  Сломав   крыло,   галка   была   вылечена.    5. Приближаясь   к   девяти   часам,   стало   смеркаться.  6.  Перелезая   через   забор,   случилось неприятное происшествие:  порвал  штаны. 7.  Приехав  в город  своего  детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей. 8. Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа. Пояснение: 1. Разнобой в употреблении видов деепричастий: читая (несов. в.) и отметив (сов.в.) Правильно: Читая статью и отмечая  нужный   материал,  я  делаю   выписки.  Прочитав  статью   и  отметив  нужный   материал,  я   сделал выписки. 2. Ошибкой при образовании деепричастий. Правильно: положив 3. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 4. Крыло сломала галка, а лечил её кто­то другой, так как вылечена – это страдательное причастие. 5. Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие. 6. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 7.  Не  рекомендуется   употребление   деепричастий   в  предложениях,  где   глагол­сказуемое   стоит   в   форме   будущего времени. 8. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя  с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом­сказуемым. Задание 3: найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения. 1.   Читая   «Грозу»   А.Н.   Островского,   перед   нами   встают   образы   представителей   «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 8 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города­спутника. 6. Прочитав рекомендованную   литературу,   студентам   стали   ясны   их   собственные   ошибки   в   построении предложений и употреблении иноязычных слов. Ошибки в согласовании определения с определяемым словом 8. Задание   1:  прочитайте   предложения.  Найдите   те,   в   которых   есть   ошибки,   связанные   с неправильным согласованием определения и определяемого слова, и исправьте их.  1.   Две   папины   тетради.   2.   Две   папиных   тетради.   3.   две   фарфоровые   чашки.   4.   Две фарфоровых чашек. 5. В поэме «Василии Тёркине» А.Т.Твардовский показал яркий характер. 6. Целых два дня. 7. Последние две страницы. 8. Оставшихся три куска. 9. Шары были разных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный.  Ответ: 2, 4, 5, 8, 9 Задание   2:   найдите   ошибки   в   согласовании   существительного   и   несогласованного определения 1.   Экспонаты   лучших   региональных   музеев   можно   увидеть   в   фотоальбоме   «Сокровищах русского   искусства».   2.   Открытое   письмо   деятелей   культуры   Правительства   России опубликовано в «Московском комсомольце». 3. По словам Крамского, у других художников на картинах тоже есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах» Саврасова. 4. В натюрморте И.И.Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся на столе караваи. 5. В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющих происхождение слова «Москва». Пояснение: Определения при количественно­именных оборотах (три окна, четыре комнаты и т.п.) имеют следующие  Согласование определения с определяемым словом формы согласования: а) при существительных мужского и среднего рода – в родительном падеже: три вкусных яблока, два больших  стола; б) при существительных женского рода – в именительном падеже множественного числа: две фарфоровые чашки; в) определение, стоящее перед количественно­именным оборотом, всегда употребляется в именительном падеже  множественного числа: последние две страницы, оставшиеся три куска.  Исключением являются прилагательные целый, полный, добрый, которые ставятся в родительном падеже: целых  два дня. г) притяжательные прилагательные на –ин, ­ов ставятся в форме родительного падежа: две папиных тетради; Согласование приложений с определяемым словом. а) приложения, заключённые в кавычки, употребляются с членами предложения, к которым они относятся, только в  именительном падеже: В поэме «Василий Тёркин» (не в «Василии Тёркине») А. Т. Твардовский показал яркий  характер.  б) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване­кровати. в) согласовываются с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия: В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии. г) Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими  названиями: В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера. 9. Нарушение норм управления. Ошибки, связанные  с неправильным употреблением предлогов Задание 1: найдите в предложениях нарушение норм управления 1. Л.Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда. 2. Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целенаправленности   и   глубоких   знаний.   3.   А.П.Чехов   в   письме   из   Ялты   описывает   о 9 3. Описывает путешествие 4. Вопреки ожиданиям 5. Подчёркивалось то, что  путешествии в ботанический сад. 4. Вопреки ожидания тропинка не привела нас к озерё. 5. Неоднократно   подчёркивалось   о   том,   что   прямолинейный   подход   к   предмету   обедняет результаты исследования. Ответы: 1. Пропорционален количеству 2. Благодаря… знаниям Задание   2:  найдите   в   словосочетаниях   нарушение   норм   управления   (неправильный выбор формы слова или предлога) Отзыв   на   статью;   рецензия   о   спектакле;   характеристика   на   ученика,   поделился   о   своих впечатлениях,   подтвердил   о   том,   доставил   для   нас   удовольствие,   по   прибытию   на конференцию. Ответы: 1. Отзыв о статье 2. Рецензия на спектакль 3. Характеристика ученика 4. Поделился своими впечатлениями 5. Подтвердил то… 6. Доставил нам  удовольствие 7. По прибытии  Пояснение: 1. Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы: —  нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом:  Согласно распоряжения  ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению); — нарушение управления в словосочетании "существительное + зависимое слово": Подруга интересуется о моем  здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем); — нарушение управления в словосочетаниях "глагол + зависимое слово": Надо срочно оплатить по счетам.  (Норма: оплатить счета). 2. Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное  управление: рассержен глупой шуткой ­ рассердиться на глупую шутку; удивлён его терпением ­ удивляться его терпению. Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В.п., как при глаголе, а Р.п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома. В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными  будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу  народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу). 3. Предлог ПО в значении «  после» управляет П.п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса  (книжные варианты),   после получения  и т.  д. (нейтральные варианты). В  значении же причины  (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или  цели  (работы по озеленению города) предлог  ПО управляет Д.п.  4. Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3­го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет дательным падежом, то в сочетании с личными местоимениями 1­го и 2­го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам). 5.  Предлоги  В  и  НА  имеют антонимы:  В — ИЗ, На — С.  Например:  поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.  Не   всегда,   правда,   это   противопоставление   выдерживается:  поехал   в   Поволжье   —   вернулся   с   Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны. 6. При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у  предлогов благодаря, ввиду, вследствие.   10 7. Предлог благодаря ввиду вследствие Ошибка Правильный вариант  Благодаря сильному урагану с дома сорвало  крышу (не имеет значения «благодарить»). Предоставить отпуск ввиду болезни (е имеет значения «результата »). Вследствие предстоящего военного парада  движение по центральной улице будет закрыто  (не имеет значения «результата»). Из­за сильного урагана  с дома сорвало  крышу. Предоставить отпуск вследствие  болезни. Из­за предстоящего военного парада  движение по центральной улице будет  закрыто. Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности: — нанизывание родительных падежей; — нанизывание дательных падежей; — нанизывание творительных падежей; — нанизывание предложных падежей; —нанизывание инфинитивов. а) нанизывание творительного падежа б) нанизывание родительного падежа в) нанизывание инфинитивов г) нанизывание дательного падежа Задание 3:  укажите соответствие ошибки ее типу. 1. На селе приступили к подготовке к посевной. 2. В целях ускорения решения этой процедуры открыты  дополнительные пункты по оформлению документов. 3. Оплата производилась заказчиком  безналичным расчетом. 4. Мы хотели пойти просить ее перенести нам  экзамен. Задание 4:  исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов. 1. Вопреки ожидания, вечер удался. 2. Поезд прибыл согласно расписания. 3. Оставшись одна, мама очень тоскует за нами. 4. Перед мной предстал прекрасный вид. 5. По окончанию учёбы он устроился   работать   учителем   в   местную   школу.   6.   Благодаря   повышения   уровня   сервиса   в фирменных магазинах стало больше покупателей. 7. Он шёл с товарищем со школы. 8. Мой отец возвратился с отпуска. 9.  Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника. 10. Согласно   распоряжения   мэра   города,   пострадавшим   будет   выплачена   компенсация.   11.   По приезду из города мы побежали на море. Ответы: 1. Вопреки ожиданию 2. Согласно расписанию 3. Тоскует по нас 4. Передо мной 5. По окончании 6. Благодаря повышению 7. Из школы 8. Из отпуска 9. Из­за небрежности… 10. Согласно распоряжению 11. По приезде Пояснение: 1. Предлоги  благодаря, вопреки, наперекор, подобно,  согласно, навстречу употребляются с Д.п. 2.  Предлог  ПО  при глаголах, выражающих чувства, употребляется с дательным падежом:  тосковать по родине, плакать по сыну. Личные местоимения при таких глаголах ставятся в предложном падеже: тоскует по нас, по вас. 3. Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. 4.  Непроизводные   предлоги  перед,   с,   к,   об  и   др.,   стоящие   перед   формами   косвенных   падежей   местоимения, употребляются с буквой О: со мной, обо мне 5. Необходимо запомнить: по прибытИИ по окончанИИ по приездЕ 6. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение "вместе с", должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая  связь в предложении, например: можно сказать Кроме сестры я люблю ещё и брата (то есть люблю и сестру, и брата). Помимо хоккея я увлекаюсь плаванием (то есть  Кроме рисования я ещё пою. нельзя сказать Помимо спорта я хожу в кино. 11 увлекаюсь хоккеем и плаванием). Ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим 10 Задание   1:  прочитайте   предложения   и   найдите   те,   в   которых   есть   ошибки,   связанные   с неправильным согласованием подлежащего и сказуемого. Исправьте их.  1. Молодёжь активно участвуют в общественной жизни. 2. Молодёжь активно участвует в общественной жизни. 3. Десять бойцов бросилось в атаку. 4. Эти шесть лампочек перегорели. 5. Три книги лежит на столе. 6. Четыре ученика вошли в класс. 7. Четыре ученика вошло в класс. 8. За моей тележкой четвёрка  быков тащила другую.  9. Петя, Серёжа и Кирилл играли   во   дворе.   10.   В   деревне   послышался   топот   и   крики.   11.   Пережитый   страх   или мгновенный испуг уже через минуту казались и смешными, и странными, и непонятными. 12. Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту казался и смешным, и странным, и   непонятным.   13.   Почти   все,   кто   прыгают   впервые,   утверждает,   что   очень   страшно смотреть на землю, когда стоишь на крыле самолета. 14. Все, кто видели море, не забывают его.15. Никто из девочек, даже старшая сестра, не знали об этом. Ответы: 2, 3, 5,7, 11, 13, 14, 15 Задание 2:  определите, в каких предложениях допущены ошибки. Исправьте их.  1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине   большой   комнаты.   5.   Большая   часть   домов   на   нашей   улице   каменная.   6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу.  Пояснение: СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО  При   построении   простого   предложения   довольно   часто   нарушаются   правила   согласования   сказуемого   с подлежащим. Чтобы избежать подобных ошибок, следует знать некоторые правила: 1.  Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова. 2. При местоимениях кто, некто, кто­то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского  рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место. 3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно. 4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт. 5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования: 1)     выборы); 2)     грамматическое:     сказуемое   ставится   в   единственном   числе   (Большинство  граждан   России  пришло  на  согласование по смыслу  (Большинство граждан России пришли на выборы) Форма множественного числа предпочтительна: 1) если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или   определительное   придаточное   (Большинство  российских   актёров,   получивших   национальную   премию «Кумир», приняли участие в торжестве); 2)  если в подлежащем имеется  перечисление (Множество  художников, декораторов, стилистов  театра создавали неповторимый облик спектакля); 3)  при   наличии   однородных   сказуемых   (Большинство  режиссёров  стремятся   сохранить  традиции     употребляется:  русского театра и ставят классику). 6.  В   тех   случаях,   когда   подлежащее   выражено   количественно­именным   сочетанием,  единственное   число сказуемого   1) при обозначении меры пространства, времени, веса (Для ремонта квартиры понадобится 8 банок краски); 2) при существительных с временным значением (Пробило одиннадцать часов); 3) при выражении приблизительного количества (Вечером подошло ещё человек пятнадцать) 4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол ­ (Полгода пролетело) 12 Форма множественного числа сказуемого употребляется 1) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника); 2) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию  вручения призов); 3) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами  мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит­парадах) 7. Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музей­квартира Владимира Высоцкого интересен всем) 8. При подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое­ глагол ставится только в единственном числе (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.) 9.  При однородных подлежащих возможна разная форма сказуемого: 1) множественное число – при прямом порядке слов в предложении 2) единственное число – при инверсии (Вышла новая повесть и рассказы) 10.  В   составном   именном   сказуемом   присвязочное   слово   может   выражаться   как   кратким,   так   и   полным прилагательным.  1)  Краткая форма прилагательного подчёркивает временное состояние (Рубашка  была мала, зато в пути не пачкалась), полная форма указывает на постоянный признак или качество (Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна). 2) Краткое прилагательное может входить в составное сказуемое со связкой, выраженной глаголами был, бывает, стал, становится и др. (Офицер был молод и красив) Ошибки в построении предложения с однородными членами 11.  Задание 1: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. 1. Было всего двадцать юношей, окончивших курсы и которые отправились на фронт. 2. Ученики, принимающие участие в олимпиаде и которые пройдут два тура, получат грамоты. 3. Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои и которая в свои 30 лет больна чахоткой. 4. Я познакомился с человеком, прочитавшим много книг и который собирал марки и значки. 5. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты не будет. 6. Он любил игру в шахматы и играть в волейбол. 7. Автор показывает героя своего времени и как общество влияет на него. 8. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах и который приняла комиссия. 9. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.  10. Родион Раскольников   придумал   и   восхищается   своей   теорией.   11.   Я   уважаю   и   восхищаюсь   своими родителями. 12. Она была  молода, умна, энергичная.  Ответы:  1. которые окончили и отправлялись 2. принимавшие и прошедшие 3. болеющей 4. собиравшим 5. о снижении и о задержке 6. игру в шахматы и волейбол Задание 2: найдите предложения с грамматическими ошибками и исправьте их. 7. и влияние общества… 8. принятый комиссией 9. которая сидела у окна и хорошо пела 10. придумал свою теорию и восхищался ею 11. уважаю родителей и горжусь ими. 1. Мой отец хорошо знал повадки не только зверей,  но и голоса птиц. 2. Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем. 3. Тире ставится не только перед обобщающим   словом,   но   и   между   подлежащим   и   сказуемым.   4.   Не   то   мысли,   не   то воспоминания,   не   то   мечты   бродили   в   голове   Оленина.   5.На   выставке   детского   творчества можно увидеть работы как совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13—15 лет. 6. Художники любуются природой и одухотворяют ее. 7. Поэт не сомневается и верит в победу над   самодержавием.   8.   Глава   администрации   имеет   право   распределять   и   управлять финансами.  Ответы:  1,  6, 7, 8  Пояснение: 13 1) Общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога: смотрит (что?) и  увлекается (чем?) сериалами 2) нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи: научился французскому языку и драться на дуэли 3) нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции:  в книге описывается происхождение религии и как она развивалась 4)  нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И:  В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность. 12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Задание 1:  выберите  один из вариантов А или Б, который вы считаете правильным.  Свой ответ обоснуйте. А 1. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. 2. Подъезжая к вокзалу, поезд замедлил ход. 3.   Окончив   школу,   моя   мечта   об   университете сбылась. 4.   Выбирая   профессию,   пред   тобой   открыт широкий путь. 5. Отправляясь в дальние страны, чувствуешь себя свободным и счастливым. Ответы: 1 Б, 2 А, 3 Б, 4 Б, 5 А Б 1.   Прочитав   подобную   клевету,   я   сильно разозлилась. 2. Подъезжая к вокзалу, у меня слетела шляпа. 3. Окончив школу, я поступила в университет. 4.   Выбирая   профессию, допустить ошибки. 5. Отправляясь в дальние страны, путешествия ждут каждого из нас.   постарайся   не Задание 2: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях 1. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки. 2. Я набирала номер, положа трубку на стол. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе   формул   выводится   сжатие   Земли.   4.  Сломав   крыло,   галка   была   вылечена.    5. Приближаясь   к   девяти   часам,   стало   смеркаться.  6.  Перелезая   через   забор,   случилось неприятное происшествие:  порвал  штаны. 7.  Приехав  в город  своего  детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей. 8. Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа. Пояснение: 1. Разнобой в употреблении видов деепричастий: читая (несов. в.) и отметив (сов.в.) Правильно: Читая статью и отмечая  нужный   материал,  я  делаю   выписки.  Прочитав  статью   и  отметив  нужный   материал,  я   сделал выписки. 2. Ошибкой при образовании деепричастий. Правильно: положив 3. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 4. Крыло сломала галка, а лечил её кто­то другой, так как вылечена – это страдательное причастие. 5. Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие. 6. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 7.  Не  рекомендуется   употребление   деепричастий   в  предложениях,  где   глагол­сказуемое   стоит   в   форме   будущего времени. 8. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя  с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом­сказуемым. Задание 3: найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения. 1.   Читая   «Грозу»   А.Н.   Островского,   перед   нами   встают   образы   представителей   «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 14 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города­спутника. 6. Прочитав рекомендованную   литературу,   студентам   стали   ясны   их   собственные   ошибки   в   построении предложений и употреблении иноязычных слов. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 13. Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. 1.   Образ   поэта­пророка,   созданного   Пушкиным,   определял   и   его   собственную     жизнь.   2.   Не подкреплённые   слова   фактами   ничего   не   стоят.   3.   Освещённый   город   яркими   огнями неожиданно   показался   на   горизонте.   4.   Концерт,   состоящийся   на   прошлой   неделе,   стал значительным событием в культурной жизни города. 5. Удивительно красива звучащая песня жаворонка в чистом и ясном небе. 6. Особый интерес посетителей вызвали новые экспонаты, разместившиеся   в  павильонах  выставки.   7.  Обе  команды,  участвующие  во   вчерашнем  матче, показали отличный уровень подготовки.  8. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.  9. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его. Комментарий: 1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом –  образ (какой?) созданный  2 Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Не подкреплённые фактами (какие?)   слова 3. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Освещённый яркими огнями (какой?) город 4. Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: состоявшийся. 5. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: песня жаворонка, звучащая в чистом и ясном небе 6. Неверное употреблением действительного причастия вместо страдательного. Правильно: размещённые 7.  Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: участвовавшие 8. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: на лугу,  покрытом свежей травой 9. С причастиями частица БЫ не употребляется, т. к. у причастий нет форм наклонений. Ошибки  в построении сложного предложения 14. Задание: исправьте ошибки в построении сложного предложения. 1. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 2. Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. 3. Андрей сравнивал свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал. 4. Снега было много в лесу, который лежал на ветках и деревьях. 5 К работе подключили и школьников, во главе которой был учитель математики. 6. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. 7. Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. Пояснение: 1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия 2. Неверное употребление союзов и союзных слов 3. Неоправданное повторение одинаковых союзов 4. Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного 5. Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного 6. Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного 7. Ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении. Ошибки при смешении прямой и косвенной речи Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. 15.  15 1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать. Комментарий: В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения  автора, а не лица говорящего. 16

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 7.
Скачать файл