«Итоговое сочинение: секреты написания». Мастер – класс
Щербак Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4
Дата проведения: 02.11.17г.
Цели мастер - класса:
1) подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе;
2) развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения;
3) развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное;
4) воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.Конспект урока по подготовке к итоговому сочинению
Подготовка к итоговому сочинению мастер-класс.doc
«Итоговое сочинение: секреты написания». Мастер – класс
Щербак Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
№4
Дата проведения: 02.11.17г.
Цели мастер класса:
1) подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе;
2) развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания
сочинения;
3) развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное;
4) воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру
обучающихся.
Оборудование: выставка книг, портреты писателей, таблицы, бланки, цитаты,
видеозапись фильмов «Тарас Бульба» и «Судьба человека», аудиокнига
«Старуха Изергиль»
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим необычное занятие. Это мастеркласс, на котором
мы все вместе отработаем все этапы написания итогового сочинения по
литературе, которое предстоит писать 6го декабря выпускникам. Это
очень важный экзамен, он проводится четвертый год. Его цель выявление
читательского кругозора учащихся, умение рассказать о прочитанном в
рамках заданной темы. Этот экзамен является допуском к сдаче ЕГЭ.
2. Беседы об особенностях проведения экзамена.
Какова продолжительность экзамена?
Где проводится экзамен?
Что разрешается брать с собой, что запрещается?
Каковы правила проведения экзамена?
Каков объем сочинения?
Каковы главные критерии оценивания работы?
По каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 201718
учебном году?
3. Работа над направлениями.
Вы правильно назвали пять основных тематических направлений, по
которым проводится итоговое сочинения в этом году. Это такие направления:
•
«Верность и измена», •
•
•
•
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Как вы понимаете главную мысль каждого направления?
Ответы.
Учитель. Итак сегодня мы обсуждаем такой «пакет» тем:
номер
101
202
303
404
505
тема
Какое предательство самое страшное?
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Что значит быть храбрым?
В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
Что самое главное при подготовке и написании сочинения?
Какой должна быть композиция сочинения?
(Учащийся отвечает, что главное требование при написании сочиненияопора
на литературное произведение. Композиция сочинения должна быть такой:
1. Рассуждения учащегося о том, как он понимает тему (примерно 1/3 всего
объема всего сочинения).
2. Литературный пример или примеры, как аргумент, подтверждающий
рассуждения ученика.
3. Краткое заключение, выводы по всему сочинению)
Еще раз звучит напоминание о том, что рекомендуемый объем сочинения –
350 слов.
Учитель. Давайте обсудим, как вы понимаете каждую из предложенных
тем.
Ответы.
4. Работа над сочинением.
Итак, мы приступаем к главной части нашего мастеркласса написанию
сочинения. Сегодня мы будем работать над одной из тем – «Что значит
быть храбрым?» Приступаем к работе, четко определяя для себя ее этапы.
Работу начинаем на черновике, затем переписываем в бланк записи. 1. Выбор и обдумывание темы.
2. Начало сочинения.
Хочу предложить поработать с цитатами по этому направлению. В
этом блокноте цитаты из толкового словаря Ожегова, словаря
синонимов, высказывания знаменитых людей, они нам помогут
написать эпиграф и тезис. Что такое эпиграф? Какую цитату
возьмем в качестве эпиграфа? Начать сочинение можно с
вопросительного предложения «Что же такое храбрость?», затем
ответить на вопрос или просто начать с повествовательного
предложения – определения. После определения обратимся к
шаблону сочинения. Обратите внимание на мостики – переходы
жирным шрифтом. По ним пишем сочинение (см. шаблон) и
осуществляем переход ко второй части.
Какие литературные произведения можно привести в качестве примера для
раскрытия нашей темы?
Учащиеся называют «Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя, «Судьбу человека»
М. Шолохова, «Старуху Изергиль» М. Горького.
Давайте допишем вступление и прочтем вслух.
Беседа по содержанию произведений, просмотр кинофрагментов.
(Предлагаю детям прослушать и посмотреть).
3. Написание второй части сочинения.
(Обращаю внимание на то, что во второй части, как и во всем сочинении,
должна звучать формулировка темы).
Мысли для аргументации:
- Мне на ум приходит произведение «Судьба человека». Его автор – Шолохов. Главный
герой этого рассказа – Андрей Соколов, человек, который был вынужден расстаться с
семьёй и уйти на войну. Немало он пережил, пока воевал, прошёл всю войну и сохранил
свою честь и достоинство. Только вспомните ту часть рассказа, где шесть немцев заметили
главного героя, а тот, понимая, что ему никуда не уйти, встал на обе ноги, хотя и стоять то
ровно не мог, и стал ждать своей участи, не теряя своего мужества. И вообще на
протяжении всего рассказа мы убеждаемся, что Андрей Соколов поистине храбрый
человек, который даже перед лицом смерти способен перебороть свой страх, показать себя
с наилучшей стороны. Подводя итог, хочу сказать, что быть храбрым – значит не обладать
мужеством, решительностью, стойкостью и смелостью, но и проявлять их. Неважно, где: в
повседневной жизни или же в экстремальных ситуациях. Храбрый человек никогда не
изменит себе и всегда проявит своё положительное качество, невзирая ни на что.
В образе Тараса Бульбы главенствующая психологическая черта — его беззаветный
патриотизм. Этот прекрасный мир и защищают запорожские казаки. Тарас не зря гордится
своим старшим сыном. Остап — истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению
Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд.
Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских
дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют
восхищаться им. Во время пыток и казни Остап стойко держится, он настоящий герой. И
только желает знать, видит ли отец его, оценен ли этот последний подвиг:
“— Батько! где ты? Слышишь ли ты?
— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины...”
Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к
товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не
чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников,
попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат
святое дело, на которое он жизнь положил. Андрей умер как предатель! Остап умер как
герой и верный патриот!
Я считаю, что Данко совершил очень самоотверженный и храбрый поступок. Он повел
людей, но люди испугались опасного пути и начали винить во всех бедах единственного,
кто попытался спасти их. Они боялись любых трудностей и пытались убить его, найдя в
нем виновника всех проблем. Но Данко все равно любил людей, ему было жаль их, и он
пожертвовал своей жизнью ради таких, как они. Он разорвал грудь, вынул сердце, чтобы
осветить путь – спасение. Далеко не каждый смог бы пожертвовать самим собой ради
других.
4. Написание заключения.
Давайте обратимся к шаблону для того, чтобы написать вывод. Для
вывода берем мысли из тезиса. И заканчиваем сочинение цитатой,
можно той, которая взята в качестве эпиграфа.
(Сочинение в целом написано в черновике. Ученики обращаются к
орфографическому словарю за помощью в корректировке написанного.
Сочинение переписывается на бланк).
5. Заключительное слово.
Сегодня мы справились с очень важной задачей – написали тренировочное
сочинение. По такому же принципу будут писать итоговое сочинение 11
класс 6 декабря. Спасибо за внимание!
Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс
Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс
Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс
Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.