Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс
Оценка 4.9

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
24.06.2018
Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс
«Итоговое сочинение: секреты написания». Мастер – класс Щербак Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 Дата проведения: 02.11.17г. Цели мастер - класса: 1) подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе; 2) развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения; 3) развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное; 4) воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.Конспект урока по подготовке к итоговому сочинению
Подготовка к итоговому сочинению мастер-класс.doc
«Итоговое сочинение: секреты написания». Мастер – класс                              Щербак Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ  №4 Дата проведения: 02.11.17г. Цели мастер ­ класса: 1) подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе; 2) развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания  сочинения; 3) развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное;  4) воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру  обучающихся.  Оборудование: выставка книг, портреты писателей, таблицы, бланки, цитаты,  видеозапись фильмов «Тарас Бульба» и «Судьба человека», аудиокнига  «Старуха Изергиль» Ход занятия 1. Вступительное слово учителя. ­Сегодня мы проводим необычное занятие. Это мастер­класс, на котором  мы все вместе отработаем все этапы написания итогового сочинения по  литературе, которое  предстоит  писать 6­го декабря  выпускникам. Это  очень важный экзамен, он проводится четвертый год. Его цель ­  выявление читательского кругозора учащихся, умение рассказать о прочитанном в  рамках заданной темы. Этот экзамен является допуском к сдаче ЕГЭ. 2. Беседы об особенностях проведения экзамена.  Какова продолжительность экзамена?  Где проводится экзамен?  Что разрешается брать с собой, что запрещается?  Каковы правила проведения экзамена?  Каков объем сочинения?  Каковы главные критерии оценивания работы?  По каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2017­18  учебном году? 3. Работа над направлениями. ­Вы правильно назвали пять основных тематических направлений,  по  которым проводится итоговое сочинения в этом году. Это такие направления: • «Верность и измена», • • • • «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». ­Как вы понимаете главную мысль каждого направления?  Ответы.   Учитель.  Итак сегодня мы обсуждаем такой «пакет» тем: номер 101 202 303 404 505 тема Какое предательство самое страшное? Какого человека можно назвать «отзывчивым»? Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши? Что значит быть храбрым? В чем проявляется конфликт между человеком и обществом? ­ Что самое главное при подготовке и написании сочинения? ­ Какой должна быть композиция сочинения?  (Учащийся отвечает, что главное требование при написании сочинения­опора  на литературное произведение. Композиция сочинения должна быть такой: 1. Рассуждения учащегося о том,  как он понимает тему (примерно 1/3 всего  объема всего сочинения). 2. Литературный пример или примеры, как аргумент, подтверждающий  рассуждения ученика. 3. Краткое заключение, выводы по всему сочинению) Еще раз звучит напоминание о том, что рекомендуемый объем сочинения – 350 слов. Учитель. Давайте обсудим, как вы понимаете каждую из предложенных  тем.  Ответы. 4. Работа над сочинением. ­ Итак, мы приступаем к главной части нашего мастер­класса ­ написанию  сочинения. Сегодня мы будем работать над одной из тем – «Что значит  быть храбрым?» Приступаем к работе, четко определяя для себя ее этапы. Работу начинаем на черновике, затем переписываем в бланк записи. 1. Выбор и обдумывание темы. 2. Начало сочинения. ­ Хочу предложить поработать с цитатами по этому направлению. В  этом блокноте цитаты из толкового словаря Ожегова, словаря  синонимов, высказывания знаменитых людей,   они нам помогут  написать эпиграф и тезис. Что такое эпиграф? Какую цитату  возьмем в качестве эпиграфа? Начать сочинение можно с  вопросительного предложения «Что же такое храбрость?», затем  ответить на вопрос или просто начать с повествовательного  предложения – определения. После определения обратимся к  шаблону сочинения. Обратите внимание на мостики – переходы  жирным шрифтом. По ним пишем сочинение (см. шаблон) и  осуществляем переход ко второй части.  ­  Какие литературные произведения можно привести в качестве примера для  раскрытия нашей темы? Учащиеся называют «Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя,  «Судьбу человека»  М. Шолохова,  «Старуху Изергиль» М. Горького.  ­ Давайте допишем вступление и прочтем вслух. Беседа по содержанию произведений,  просмотр кинофрагментов. (Предлагаю детям прослушать и посмотреть). 3. Написание второй части сочинения.  (Обращаю  внимание на то, что во второй части, как и во всем сочинении,  должна звучать формулировка темы). Мысли для аргументации: - Мне на ум приходит произведение «Судьба человека». Его автор – Шолохов. Главный  герой этого рассказа – Андрей Соколов, человек, который был вынужден расстаться с  семьёй и уйти на войну. Немало он пережил, пока воевал, прошёл всю войну и сохранил  свою честь и достоинство. Только вспомните ту часть рассказа, где шесть немцев заметили  главного героя, а тот, понимая, что ему никуда не уйти, встал на обе ноги, хотя и стоять то  ровно не мог, и стал ждать своей участи, не теряя своего мужества. И вообще на  протяжении всего рассказа мы убеждаемся, что Андрей Соколов поистине храбрый  человек, который даже перед лицом смерти способен перебороть свой страх, показать себя  с наилучшей стороны. Подводя итог, хочу сказать, что быть храбрым – значит не обладать  мужеством, решительностью, стойкостью и смелостью, но и проявлять их. Неважно, где: в  повседневной жизни или же в экстремальных ситуациях. Храбрый человек никогда не  изменит себе и всегда проявит своё положительное качество, невзирая ни на что.         ­ В образе Тараса Бульбы главенствующая психологическая черта — его беззаветный  патриотизм. Этот прекрасный мир и защищают запорожские казаки. Тарас не зря гордится  своим старшим сыном. Остап — истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению  Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд.  Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских  дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют  восхищаться им. Во время пыток и казни Остап стойко держится, он настоящий герой. И  только желает знать, видит ли отец его, оценен ли этот последний подвиг:  “— Батько! где ты? Слышишь ли ты?  — Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины...”  Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к  товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не  чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников,  попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат  святое дело, на которое он жизнь положил. Андрей  умер как предатель! Остап умер как  герой и верный патриот!       Я считаю, что Данко совершил очень самоотверженный и храбрый поступок. Он повел  людей, но люди испугались опасного пути и начали винить во всех бедах единственного,  кто попытался спасти их. Они боялись любых трудностей и пытались убить его, найдя в  нем виновника всех проблем. Но Данко все равно любил людей, ему было жаль  их, и он  пожертвовал своей жизнью ради таких,  как они. Он разорвал грудь, вынул сердце, чтобы  осветить путь – спасение. Далеко не каждый смог бы пожертвовать самим собой ради  других. 4. Написание заключения.  ­ Давайте обратимся к шаблону для того, чтобы написать вывод.  Для  вывода берем мысли из тезиса. И заканчиваем сочинение цитатой,  можно той, которая взята в качестве эпиграфа. (Сочинение в целом написано в черновике. Ученики обращаются к  орфографическому словарю за помощью в корректировке написанного.  Сочинение переписывается на бланк). 5. Заключительное слово.   ­Сегодня мы справились с очень важной задачей – написали тренировочное  сочинение. По такому же принципу  будут  писать итоговое сочинение 11  класс 6 декабря. Спасибо за внимание!

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс

Подготовка к итоговому сочинению. Мастер - класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2018