ПОДХОДЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Педсоветы
  • docx
  • 27.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопросы современного образования рассматриваются везде и публично. Вопросы подготовки кадров, переход на ГОС, внедрения инноваций в образовательной среде, стоят ещё более остро. Педагоги обсуждают их на Педсоветах, круглых столах, Научно-практических конференциях, КПК, КПП, и в СМИ. Становление глобального рынка труда и политические изменения предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов. На первое место выходит такая качественная характеристика результата обучения, как актуальность приобретенных знаний и навыков, т.е. конкурентоспособность выпускника. Вследствие этого возникает потребность в изменении традиционной стратегии организации обучения на инновационную. Поэтому перед учебным заведением возникает задача подготовки специалистов с актуальными знаниями, гибкостью и критичностью мышления, творческой инициативой, высоким адаптационным потенциалом. Коренное изменение традиционного образа жизни порождает новые требования, которые побуждают человека лучше понимать других и мир вообще. С учетом этого приоритетными задачами системы современного образования является обучение учебе, обучение работе, обучение сосуществованию, обучение жизни
Иконка файла материала статья-ПОДХОДЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx
1 Гавриловчук Елена Алексеевна  преподаватель социально­ экономических дисциплин ГОУ «ТСВУ» ПОДХОДЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Становление   глобального   рынка   труда   и   политические   изменения предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов. На первое место   выходит   такая   качественная   характеристика   результата   обучения,   как актуальность   приобретенных   знаний   и   навыков,   т.е.   конкурентоспособность выпускника. Вследствие этого возникает потребность в изменении традиционной стратегии   организации   обучения   на   инновационную.   Поэтому   перед   учебным заведением возникает задача подготовки специалистов с актуальными знаниями, гибкостью   и   критичностью   мышления,   творческой   инициативой,   высоким адаптационным потенциалом. Коренное изменение традиционного образа жизни порождает   новые   требования,   которые   побуждают   человека   лучше   понимать других   и   мир   вообще.   С   учетом   этого   приоритетными   задачами   системы современного образования является обучение учебе, обучение работе, обучение сосуществованию, обучение жизни. Поэтому,   особенностью   современной   системы   образования   является сосуществование   двух   стратегий   организации   обучения   ­  традиционной  и инновационной.  Определения «традиционное (нормативное) обучение» и «инновационное обучение»   предложены   группой   ученых   в   докладе   Римскому   клубу   (1978г.), который обратил внимание, мировой научной общественности на неадекватность принципов традиционного обучения. К тому времени инновационное обучение трактовалось как процесс и результат учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует новаторские изменения в культуре, социальной среде. Оно2 ориентировано   на   формирование   готовности   личности   к   динамическим изменениям   в   социуме,   за   счет   развития   способностей   к   творчеству, разнообразным   формам   мышления,   а   также   способности   к   сотрудничеству   с другими   людьми.   По   утверждению   одной   группы   ученых   инновационное обучение   ориентировано   на   динамические   изменения   в   окружающем   мире, учебной   и   образовательной   деятельности,   которая   основывается   на   развитии разнообразных форм мышления, творческих способностей, высоких социально­ адаптационных   возможностей   личности.   По   мнению   другой   ­   инновационное обучение предусматривает активное участие студента в процессе обучения (а не пассивное   усвоение   информации);   акцентирование   внимания   на   результате обучения.   Учитывая   это,   можно   определить   инновационное   обучение   –   как взаимодействие   инновационной  деятельности   преподавателя  и  инновационной учебной деятельности студента. В   научной   литературе   понятие   «инновационная   деятельность» употребляется   во   многих   значениях.   С   нашей   точки   зрения,   инновационную деятельность   можно   рассматривать   как   высшую   ступень   управленческого творчества,   введения   нового   в   управленческого   изобретательства, управленческую практику. В   основу   построения   концепции   подготовки   выпускников   к инновационной деятельности, положены 3 основных подхода:  I.   С   позиции   системного   подхода   все   звенья   образования   должны максимально   стимулировать   проявление   всех   компонентов   инновационной деятельности   в   их   единстве.   Например,   внедрение   методов   обучения   всеми преподавателями образовательного заведения. II. Реализация рефлексивно­деятельностного подхода допускает развитие способности   специалиста/выпускника   входить   в   активную   исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе, как ее субъекта, с целью3 критического  анализа, осмысления  и оценки  ее  эффективности  для  развития личности. Например, познавательные, поисковые, исследовательские методы. III. Индивидуально­творческий подход выводит на личностный уровень, который   обеспечивает   выявление   и   формирование   в   выпускнике   творческой индивидуальности,   неповторимой   развитие   инновационного   сознания, технологии деятельности. На основании наших исследований, можно добавить подходы. IVподход. Использование новых знаний, приёмов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. В   последние   десятилетия   в   педагогической   практике   начали   широко применяться   различные   образовательные   технологии,   хотя   мысль   о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех. Проблема ­ что не все знания усвоены, либо пригодятся. Vподход.   Необходимо   описать   планируемый   результат,   и   оценить необходимые для его достижения условия.  В   настоящее   время   сам   термин   инновации,   перебравшись   в   социальную сферу,   потерял   свое   первоначальное   четкое   значение.   Ввели   этот   термин   в практику   экономисты.   Они   понимали   под   инновацией   воплощение   научного открытия   в   конкретной   технологии   или   продукте.   Основным   измерителем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В сфере образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно.  Однако,   исследования   педагогических   технологий,   позволяют   выделить противоречия  внедрения инноваций в образовательной системе. К ним можно отнести: I. Инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. Можно выделить ряд конкретных противоречий, которые присущи и для4 отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. Противоречия: ­между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся; ­между   тенденциями   к   специализации   обучения   и   задачей   разностороннего развития личности; ­между господствующим репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.  II. Инновации в педагогике с одной стороны стали необходимостью, а с другой крайне рискованной зоной из­за отсутствия простых и ясных критериев оценки.   По   данным   крупных   компаний,   имеющих   развитый   инновационный сектор, до 70 % новшеств не осуществляется в задуманном автором объеме. III.   Еще   одна   сложность   связана   с   технологией   введения   инноваций.  В этом   контексте   можно   согласиться   с   тем,   что   полноценный   инновационный процесс заключается в формировании, внедрении и развитии нового. IV. Проблема ­ приемлемая классификация инноваций. Они достаточно разнообразны и их довольно много, тем не менее, рискну предложить две шкалы измерения инноваций. Первая с точки зрения новизны. Вторая   с   точки   зрения   области   распространения.   М.В.   Богуславский   (для конкурса инновационных разработок) следующие виды инноваций: 1.   Ретроинновация,   когда   в   современную   практику   переносится   в   несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен, например гимназия, лицей, профильное обучение и т п. 2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация,   например,   в   рамках   рейтинговой   оценки   применяется   1000 балльная шкала или модульная система дополняется блочно модульной.5 3.   Комбинаторная   инновация,   когда   из   нескольких   известных   блоков   в результате их объединения получается качественно новый продукт.  4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, например «школа диалога культур». Таким   образов,   необходимо   обдуманно   подходить   к   инновационным технологиям в образовательной системе.