Вопросы современного образования рассматриваются везде и публично.
Вопросы подготовки кадров, переход на ГОС, внедрения инноваций в образовательной среде, стоят ещё более остро.
Педагоги обсуждают их на Педсоветах, круглых столах, Научно-практических конференциях, КПК, КПП, и в СМИ.
Становление глобального рынка труда и политические изменения предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов. На первое место выходит такая качественная характеристика результата обучения, как актуальность приобретенных знаний и навыков, т.е. конкурентоспособность выпускника. Вследствие этого возникает потребность в изменении традиционной стратегии организации обучения на инновационную. Поэтому перед учебным заведением возникает задача подготовки специалистов с актуальными знаниями, гибкостью и критичностью мышления, творческой инициативой, высоким адаптационным потенциалом. Коренное изменение традиционного образа жизни порождает новые требования, которые побуждают человека лучше понимать других и мир вообще. С учетом этого приоритетными задачами системы современного образования является обучение учебе, обучение работе, обучение сосуществованию, обучение жизни
1
Гавриловчук Елена Алексеевна
преподаватель социально
экономических дисциплин
ГОУ «ТСВУ»
ПОДХОДЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Становление глобального рынка труда и политические изменения
предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов. На первое
место выходит такая качественная характеристика результата обучения, как
актуальность приобретенных знаний и навыков, т.е. конкурентоспособность
выпускника. Вследствие этого возникает потребность в изменении традиционной
стратегии организации обучения на инновационную. Поэтому перед учебным
заведением возникает задача подготовки специалистов с актуальными знаниями,
гибкостью и критичностью мышления, творческой инициативой, высоким
адаптационным потенциалом. Коренное изменение традиционного образа жизни
порождает новые требования, которые побуждают человека лучше понимать
других и мир вообще. С учетом этого приоритетными задачами системы
современного образования является обучение учебе, обучение работе, обучение
сосуществованию, обучение жизни.
Поэтому, особенностью современной системы образования является
сосуществование двух стратегий организации обучения традиционной и
инновационной.
Определения «традиционное (нормативное) обучение» и «инновационное
обучение» предложены группой ученых в докладе Римскому клубу (1978г.),
который обратил внимание, мировой научной общественности на неадекватность
принципов традиционного обучения. К тому времени инновационное обучение
трактовалось как процесс и результат учебной и образовательной деятельности,
которая стимулирует новаторские изменения в культуре, социальной среде. Оно2
ориентировано на формирование готовности личности к динамическим
изменениям в социуме, за счет развития способностей к творчеству,
разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с
другими людьми. По утверждению одной группы ученых инновационное
обучение ориентировано на динамические изменения в окружающем мире,
учебной и образовательной деятельности, которая основывается на развитии
разнообразных форм мышления, творческих способностей, высоких социально
адаптационных возможностей личности. По мнению другой инновационное
обучение предусматривает активное участие студента в процессе обучения (а не
пассивное усвоение информации); акцентирование внимания на результате
обучения. Учитывая это, можно определить инновационное обучение – как
взаимодействие инновационной деятельности преподавателя и инновационной
учебной деятельности студента.
В научной литературе понятие «инновационная деятельность»
употребляется во многих значениях. С нашей точки зрения, инновационную
деятельность можно рассматривать как высшую ступень управленческого
творчества,
введения нового в
управленческого изобретательства,
управленческую практику.
В основу построения концепции подготовки выпускников к
инновационной деятельности, положены 3 основных подхода:
I. С позиции системного подхода все звенья образования должны
максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной
деятельности в их единстве. Например, внедрение методов обучения всеми
преподавателями образовательного заведения.
II. Реализация рефлексивнодеятельностного подхода допускает развитие
способности специалиста/выпускника входить в активную исследовательскую
позицию по отношению к своей деятельности и к себе, как ее субъекта, с целью3
критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития
личности. Например, познавательные, поисковые, исследовательские методы.
III. Индивидуальнотворческий подход выводит на личностный уровень,
который обеспечивает выявление и формирование в выпускнике творческой
индивидуальности,
неповторимой
развитие инновационного сознания,
технологии деятельности.
На основании наших исследований, можно добавить подходы.
IVподход. Использование новых знаний, приёмов, технологий для получения
результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной
востребованностью.
В последние десятилетия в педагогической практике начали широко
применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о
технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400
лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё,
чему учат, имело успех. Проблема что не все знания усвоены, либо пригодятся.
Vподход. Необходимо описать планируемый результат, и оценить
необходимые для его достижения условия.
В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную
сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Ввели этот термин в
практику экономисты. Они понимали под инновацией воплощение научного
открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем
эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В сфере
образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно.
Однако, исследования педагогических технологий, позволяют выделить
противоречия внедрения инноваций в образовательной системе. К ним можно
отнести:
I. Инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот
кризис. Можно выделить ряд конкретных противоречий, которые присущи и для4
отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены,
но и обостряются. Противоречия:
между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями
учащихся;
между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего
развития личности;
между господствующим репродуктивным обучением и потребностью общества
в людях с развитыми творческими способностями.
II. Инновации в педагогике с одной стороны стали необходимостью, а с
другой крайне рискованной зоной изза отсутствия простых и ясных критериев
оценки. По данным крупных компаний, имеющих развитый инновационный
сектор, до 70 % новшеств не осуществляется в задуманном автором объеме.
III. Еще одна сложность связана с технологией введения инноваций. В
этом контексте можно согласиться с тем, что полноценный инновационный
процесс заключается в формировании, внедрении и развитии нового.
IV. Проблема приемлемая классификация инноваций.
Они достаточно разнообразны и их довольно много, тем не менее, рискну
предложить две шкалы измерения инноваций. Первая с точки зрения новизны.
Вторая с точки зрения области распространения. М.В. Богуславский (для
конкурса инновационных разработок) следующие виды инноваций:
1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько
модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических
обстоятельств переставший применяться феномен, например гимназия, лицей,
профильное обучение и т п.
2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная
модификация, например, в рамках рейтинговой оценки применяется 1000
балльная шкала или модульная система дополняется блочно модульной.5
3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в
результате их объединения получается качественно новый продукт.
4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, например
«школа диалога культур».
Таким образов, необходимо обдуманно подходить к инновационным
технологиям в образовательной системе.