Подпрограмма развития преемственности на 2022-2023 г. г.

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

для педагогов
Иконка файла материала программа преемственности.doc

Подпрограмма развития преемственности

на 2022-2023 г. г.

 

       Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

 Цель  программы:

Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе,  реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, обеспечение непрерывности, целостности, системности.

Задачи:

1.Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях;
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в  

     начальной школе;
3. Совершенствование  образовательного со­держания в ДОУ и начальной школе.

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: 

гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. 
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени:

1. Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих

     способностей;

2. Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и

    уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное

    образование на следующем этапе.

На ступени начальной школы:

1. Физическая культура ребёнка;

2. Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным   

    возможностям. 

3. Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

4. Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене

    школы.

Реализация общей цели образования детей 1,5 - 11 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:

На дошкольной ступени:

1. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком;

2. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка;

3. Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному

    развитию ребёнка.

На ступени начальной школы:

1. Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
2. Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего  

    достижения этого возрастного периода развития;
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития

    ребёнка.

 Объект программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.

 

          Концепция программы рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
            Основания для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием:
      1. Ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его

          «зону ближайшего развития»;
      2.  Создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
      3.  Организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных

видов деятельности;
      4.  Подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
      5.  Обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
   Разработка подхода осуществляется с  опорой на современные нормативно – правовые документы в области образования:

1.      Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273 - ФЗ

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373,

3.      Государственная программа «Столичное образования» на 2012 – 2016 гг., утверждённая Правительством Москвы,

4.      Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации,

5.      Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиеническиек требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введены в действия постановлением Главного государственного санитарного врача РФ в 2003 году с внесением Поправки 2004 г. (Письмо Департамента Госсанэпиднадзора России от 3 февраля 2004 г. №1100/489-04-110)

      Нами определены ведущие дидактические принципы и организационно – правовые условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный.

   

Организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


целевая

 

содержательная

 

технологическая

 

психологическая

 
                                        

 

 

 

1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания,  обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в  реализации приоритетных направлений.

3. Технологическая преемственность обеспечена отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при  которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. На первом этапе ведётся работа по выработке и соблюдению единых для детского сада и начальной школы принципов организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и  кабинетов.

Доминирующие формы педагогической работы с детьми

в дошкольном и  начальном образовании

 

Дошкольное образование

Начальная ступень школьного образования

 

основная форма обучения:

 

Игра, игровое занятие

 

Урок

ведущая деятельность

 

Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности

Учебная деятельность

с использованием игровых приемов

 

«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента  позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.

4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение. На данном этапе администрацией и педагогом – психологом  детского сада и школы согласованы нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.

5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается  нами реализацией общих подходов к управлению  и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий.

Вся система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования представляет собой цикл из 4 -х взаимосвязанных этапов:

 

 

 

 

 

первичный этап мониторинга -

состояние процесса

по осуществлению преемственности

 
                                                     Психологическая преемственность

 

 

 

 


 Содержательная преемственность                                        Целевая преемственность                     

Планирование и организация воспитательно-образовательной работы по подготовке детей к школе, методическая помощь педагогам

 

завершающий этап мониторинга -успешность адаптации выпускников детского сада

 
 

 

 

 

 


Технологическая преемственность                                 Психологическая преемственность

                                                            

                                                           Целевая преемственность

Организация управленческих действий и контроль за осуществлением преемственных связей

 
 

 

 

 


               

  Управленческая и   структурно – организационная     преемственность

На первом этапе  (май-август) производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада в ходе комплексного психолого - медико-педагогического экспресс – наблюдения за будущими выпускниками. С этой целью в детском саду разработан полный пакет диагностических методик для  детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе (сентябрь) на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.

Качество подготовки детей к обучению в школе  контролируется в течение года (октябрь - май) экспертными группами специалистов и администрации согласно перспективного плана контроля по осуществлению преемственности.

 Контрольные мероприятия составляют содержание третьего этапа работы и  обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами.  Итоги по подготовке детей к школе представляются на Совете педагогов ДОУ, совместных минипедсоветах (СОШ – ДОУ), совместных заседаниях методических объединений специалистов. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляются пакеты сопровождающих документов.

Завершает цикл (сентябрь-октябрь) диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения в первых классах школы и выпускников нашего детского сада. Результаты адаптации выявляются в ходе посещений уроков, собеседований с зам. директора СОШ, учителями первых классов, которые заполняют соответствующие таблицы эффективности.

 Итоги работы подводятся на совместном минипедсовете по преемственности. Выявленные  причины  дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном на очередной год. 

                            

 Формы  организации и методы обучения  в ДОУ и СОШ

  1. Использование многообразных форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе,
    выход за пределы группы и участка, объединения по подгруппам.
  2. Использование  в ДОУ цикличности содержания обучения, обес­печивающую востребованность «предыдущего в настоящем», создающую условия для использования самими детьми имеющего­ся у них опыта.
  3. Обеспечение  взаимосвязи занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.).
  4. Поддерживать развивающую предметную среду как в ДОУ, так и в начальной школе, функционально моделирующую содер­жание детской деятельности.
  5. Более широкое использование методов, активизирующих у де­тей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элемен­ты проблемности  в обучении.
  6. Более широкое использование игровых приемов, создание  эмо­ционально-значимых ситуаций, условий для самостоятельной прак­тической деятельности.
  7. Изменение форм общения детей как на занятиях в ДОУ, так и на уроках в школе, обеспечение ребенку возможности ориентиро­ваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учить­ся поддерживать диалогическое общение между детьми, призна­вать право ребенка на инициативные высказывания и аргументи­рованное отстаивание своих предложений, право на ошибку.

Реализация проекта

мероприятия

срок

ответственный

1 этап - Поступление ребенка в дошкольное учреждение

1.

- Медицинское обследование;
- Адаптационный период от 2 недель до 6 месяцев);

- Педагогическая и психологическая диагностика.

по мере зачисления в ДОУ

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

2 этап - Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду

2.

Педагогическая деятельность:

- Занятия с детьми   по программе дошкольного образования с использованием современных технологий;
- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.);
- Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение ребенка:

- Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ;
- Сопровождение детей группы риска;
- Коррекционно-развивающие занятия;
- Тренинги, психогимнастика.
- Наблюдение, диагностика дошкольной зрелости.

старшая – подготовительная группа

Воспитатели, психолог, логопед, учителя

3 этап - Переход дошкольника в школу

3.

- Передача пакета документов выпускников в школу;
- Отслеживание адаптации детей в первом классе;
- Оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям;
- Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги.

апрель - ноябрь

Психолог, учителя, медицинская сестра,  учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, зам. директора  по УВР

4 этап – Учебно – воспитательная  деятельность с детьми

на начальной ступени СОШ

4.

Педагогическая деятельность:

- Учебно – воспитательная деятельность по программе СОШ с использованием современных технологий;

- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.);
- Воспитательная деятельность во внеурочное время.

Психологическое сопровождение ребенка в СОШ:
- Сопровождение детей группы риска;
- Индивидуальные занятия;
- Тренинги, психогимнастика.
- Наблюдение, диагностика школьной зрелости.

1 – 4 класс

Психолог, учителя, медицинская сестра, учитель-логопед, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования, родители, зам. директора  по УВР

Методическая работа в ДОУ и СОШ

мероприятия

ответственные

 

1.      Методическое сопровождение учебно – воспитательного процесса;

2.      Проведение общих  методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей;

3.      Проведение открытых уроков в СОШ и занятий в ДОУ;

4.      Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей;

5.      Создание педагогических условий построения преемственной  предметно-развивающей образовательной среды;

6.      Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей;

7.      Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора  по УВР

 

 

Прогнозируемый  результат

 выпускника ДОУ:

·     Развитие любознательности у дошкольников как ос­новы познавательной активности будущего ученика;

·     Познавательная активность будет выступать не толь­ко необходимым компонентом учебной деятельно­сти, но и обеспечивать его интерес к учебе, произ­вольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка;

·     Развитие способностей ребенка как способов само­стоятельного решения творческих (умственных, худо­жественных) и других задач, как средств, позволяю­щих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной;

·     Сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственно­му моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей;

·     Через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций,  детского эксперимен­тирования достижение сформированности  у стар­ших дошкольников и первоклассников творческого воображения как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка;

·     Сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками) как необхо­димого условия успешности учебной деятельности.

 

выпускника начальной школы:

личностные качества:

·     внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·     широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·     учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·     ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·     способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·     основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·     ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·     эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·     установка на здоровый образ жизни;

·     основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

·     чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Выпускник научится:

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·     учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном      материале в сотрудничестве с учителем;

·     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·     учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·     оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·     различать способ и результат действия;

·     вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию)в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

·     выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.


                                                     Познавательные качества:
    Выпускник научится:

·     осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·     осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·     использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·     сообщения в устной и письменной форме;

·     ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·     основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·     осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных  признаков;

·     осуществлять синтез как составление целого из частей;

·     проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

·     устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·     строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·     обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·     осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·     устанавливать аналогии.

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

·     адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·     допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·     формулировать собственное мнение и позицию;

·     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·     строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·     задавать вопросы;

·     контролировать действия партнёра;

·     использовать речь для регуляции своего действия;

·     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Скачано с www.znanio.ru