Подпрограмма развития преемственности на 2022-2023 г. г.
Оценка 4.8

Подпрограмма развития преемственности на 2022-2023 г. г.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
СCУЗ, ВУЗ
24.02.2024
Подпрограмма развития преемственности  на 2022-2023 г. г.
для педагогов
программа преемственности.doc

Подпрограмма развития преемственности

на 2022-2023 г. г.

 

       Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

 Цель  программы:

Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе,  реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, обеспечение непрерывности, целостности, системности.

Задачи:

1.Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях;
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в  

     начальной школе;
3. Совершенствование  образовательного со­держания в ДОУ и начальной школе.

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: 

гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. 
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени:

1. Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих

     способностей;

2. Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и

    уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное

    образование на следующем этапе.

На ступени начальной школы:

1. Физическая культура ребёнка;

2. Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным   

    возможностям. 

3. Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

4. Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене

    школы.

Реализация общей цели образования детей 1,5 - 11 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:

На дошкольной ступени:

1. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком;

2. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка;

3. Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному

    развитию ребёнка.

На ступени начальной школы:

1. Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
2. Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего  

    достижения этого возрастного периода развития;
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития

    ребёнка.

 Объект программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.

 

          Концепция программы рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
            Основания для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием:
      1. Ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его

          «зону ближайшего развития»;
      2.  Создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
      3.  Организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных

видов деятельности;
      4.  Подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
      5.  Обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
   Разработка подхода осуществляется с  опорой на современные нормативно – правовые документы в области образования:

1.      Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273 - ФЗ

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373,

3.      Государственная программа «Столичное образования» на 2012 – 2016 гг., утверждённая Правительством Москвы,

4.      Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации,

5.      Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиеническиек требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введены в действия постановлением Главного государственного санитарного врача РФ в 2003 году с внесением Поправки 2004 г. (Письмо Департамента Госсанэпиднадзора России от 3 февраля 2004 г. №1100/489-04-110)

      Нами определены ведущие дидактические принципы и организационно – правовые условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный.

   

Организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


целевая

 

содержательная

 

технологическая

 

психологическая

 
                                        

 

 

 

1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания,  обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в  реализации приоритетных направлений.

3. Технологическая преемственность обеспечена отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при  которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. На первом этапе ведётся работа по выработке и соблюдению единых для детского сада и начальной школы принципов организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и  кабинетов.

Доминирующие формы педагогической работы с детьми

в дошкольном и  начальном образовании

 

Дошкольное образование

Начальная ступень школьного образования

 

основная форма обучения:

 

Игра, игровое занятие

 

Урок

ведущая деятельность

 

Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности

Учебная деятельность

с использованием игровых приемов

 

«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента  позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.

4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение. На данном этапе администрацией и педагогом – психологом  детского сада и школы согласованы нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.

5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается  нами реализацией общих подходов к управлению  и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий.

Вся система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования представляет собой цикл из 4 -х взаимосвязанных этапов:

 

 

 

 

 

первичный этап мониторинга -

состояние процесса

по осуществлению преемственности

 
                                                     Психологическая преемственность

 

 

 

 


 Содержательная преемственность                                        Целевая преемственность                     

Планирование и организация воспитательно-образовательной работы по подготовке детей к школе, методическая помощь педагогам

 

завершающий этап мониторинга -успешность адаптации выпускников детского сада

 
 

 

 

 

 


Технологическая преемственность                                 Психологическая преемственность

                                                            

                                                           Целевая преемственность

Организация управленческих действий и контроль за осуществлением преемственных связей

 
 

 

 

 


               

  Управленческая и   структурно – организационная     преемственность

На первом этапе  (май-август) производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада в ходе комплексного психолого - медико-педагогического экспресс – наблюдения за будущими выпускниками. С этой целью в детском саду разработан полный пакет диагностических методик для  детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе (сентябрь) на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.

Качество подготовки детей к обучению в школе  контролируется в течение года (октябрь - май) экспертными группами специалистов и администрации согласно перспективного плана контроля по осуществлению преемственности.

 Контрольные мероприятия составляют содержание третьего этапа работы и  обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами.  Итоги по подготовке детей к школе представляются на Совете педагогов ДОУ, совместных минипедсоветах (СОШ – ДОУ), совместных заседаниях методических объединений специалистов. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляются пакеты сопровождающих документов.

Завершает цикл (сентябрь-октябрь) диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения в первых классах школы и выпускников нашего детского сада. Результаты адаптации выявляются в ходе посещений уроков, собеседований с зам. директора СОШ, учителями первых классов, которые заполняют соответствующие таблицы эффективности.

 Итоги работы подводятся на совместном минипедсовете по преемственности. Выявленные  причины  дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном на очередной год. 

                            

 Формы  организации и методы обучения  в ДОУ и СОШ

  1. Использование многообразных форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе,
    выход за пределы группы и участка, объединения по подгруппам.
  2. Использование  в ДОУ цикличности содержания обучения, обес­печивающую востребованность «предыдущего в настоящем», создающую условия для использования самими детьми имеющего­ся у них опыта.
  3. Обеспечение  взаимосвязи занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.).
  4. Поддерживать развивающую предметную среду как в ДОУ, так и в начальной школе, функционально моделирующую содер­жание детской деятельности.
  5. Более широкое использование методов, активизирующих у де­тей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элемен­ты проблемности  в обучении.
  6. Более широкое использование игровых приемов, создание  эмо­ционально-значимых ситуаций, условий для самостоятельной прак­тической деятельности.
  7. Изменение форм общения детей как на занятиях в ДОУ, так и на уроках в школе, обеспечение ребенку возможности ориентиро­ваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учить­ся поддерживать диалогическое общение между детьми, призна­вать право ребенка на инициативные высказывания и аргументи­рованное отстаивание своих предложений, право на ошибку.

Реализация проекта

мероприятия

срок

ответственный

1 этап - Поступление ребенка в дошкольное учреждение

1.

- Медицинское обследование;
- Адаптационный период от 2 недель до 6 месяцев);

- Педагогическая и психологическая диагностика.

по мере зачисления в ДОУ

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

2 этап - Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду

2.

Педагогическая деятельность:

- Занятия с детьми   по программе дошкольного образования с использованием современных технологий;
- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.);
- Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение ребенка:

- Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ;
- Сопровождение детей группы риска;
- Коррекционно-развивающие занятия;
- Тренинги, психогимнастика.
- Наблюдение, диагностика дошкольной зрелости.

старшая – подготовительная группа

Воспитатели, психолог, логопед, учителя

3 этап - Переход дошкольника в школу

3.

- Передача пакета документов выпускников в школу;
- Отслеживание адаптации детей в первом классе;
- Оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям;
- Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги.

апрель - ноябрь

Психолог, учителя, медицинская сестра,  учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, зам. директора  по УВР

4 этап – Учебно – воспитательная  деятельность с детьми

на начальной ступени СОШ

4.

Педагогическая деятельность:

- Учебно – воспитательная деятельность по программе СОШ с использованием современных технологий;

- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.);
- Воспитательная деятельность во внеурочное время.

Психологическое сопровождение ребенка в СОШ:
- Сопровождение детей группы риска;
- Индивидуальные занятия;
- Тренинги, психогимнастика.
- Наблюдение, диагностика школьной зрелости.

1 – 4 класс

Психолог, учителя, медицинская сестра, учитель-логопед, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования, родители, зам. директора  по УВР

Методическая работа в ДОУ и СОШ

мероприятия

ответственные

 

1.      Методическое сопровождение учебно – воспитательного процесса;

2.      Проведение общих  методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей;

3.      Проведение открытых уроков в СОШ и занятий в ДОУ;

4.      Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей;

5.      Создание педагогических условий построения преемственной  предметно-развивающей образовательной среды;

6.      Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей;

7.      Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора  по УВР

 

 

Прогнозируемый  результат

 выпускника ДОУ:

·     Развитие любознательности у дошкольников как ос­новы познавательной активности будущего ученика;

·     Познавательная активность будет выступать не толь­ко необходимым компонентом учебной деятельно­сти, но и обеспечивать его интерес к учебе, произ­вольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка;

·     Развитие способностей ребенка как способов само­стоятельного решения творческих (умственных, худо­жественных) и других задач, как средств, позволяю­щих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной;

·     Сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственно­му моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей;

·     Через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций,  детского эксперимен­тирования достижение сформированности  у стар­ших дошкольников и первоклассников творческого воображения как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка;

·     Сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками) как необхо­димого условия успешности учебной деятельности.

 

выпускника начальной школы:

личностные качества:

·     внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·     широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·     учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·     ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·     способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·     основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·     ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·     эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·     установка на здоровый образ жизни;

·     основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

·     чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Выпускник научится:

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·     учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном      материале в сотрудничестве с учителем;

·     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·     учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·     оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·     различать способ и результат действия;

·     вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию)в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

·     выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.


                                                     Познавательные качества:
    Выпускник научится:

·     осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·     осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·     использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·     сообщения в устной и письменной форме;

·     ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·     основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·     осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных  признаков;

·     осуществлять синтез как составление целого из частей;

·     проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

·     устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·     строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·     обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·     осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·     устанавливать аналогии.

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

·     адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·     допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·     формулировать собственное мнение и позицию;

·     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·     строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·     задавать вопросы;

·     контролировать действия партнёра;

·     использовать речь для регуляции своего действия;

·     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Скачано с www.znanio.ru

Подпрограмма развития преемственности на 2022-

Подпрограмма развития преемственности на 2022-

Основания для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием : 1

Основания для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием : 1

Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников

Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников

Содержательная преемственность

Содержательная преемственность

Использование многообразных форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе, выход за пределы группы и участка, объединения по подгруппам

Использование многообразных форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе, выход за пределы группы и участка, объединения по подгруппам

Передача пакета документов выпускников в школу; -

Передача пакета документов выпускников в школу; -

ДОУ : · Развитие любознательности у дошкольников как ос­новы познавательной активности будущего ученика; ·

ДОУ : · Развитие любознательности у дошкольников как ос­новы познавательной активности будущего ученика; ·

Регулятивные качества: Выпускник научится: · принимать и сохранять учебную задачу; · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·…

Регулятивные качества: Выпускник научится: · принимать и сохранять учебную задачу; · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·…

Коммуникативные качества: Выпускник научится: · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его…

Коммуникативные качества: Выпускник научится: · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2024