Подпрограмма развития преемственности
на 2022-2023 г. г.
Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
Цель программы:
Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе, реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, обеспечение непрерывности, целостности, системности.
Задачи:
1.Согласование целей на дошкольном и начальном школьном
уровнях;
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в
начальной школе;
3. Совершенствование образовательного содержания в ДОУ и начальной
школе.
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста:
гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка,
обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся
социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает
достижение следующих приоритетных целей:
На дошкольной ступени:
1. Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих
способностей;
2. Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и
уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное
образование на следующем этапе.
На ступени начальной школы:
1. Физическая культура ребёнка;
2. Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным
возможностям.
3. Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
4. Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене
школы.
Реализация общей цели образования детей 1,5 - 11 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:
На дошкольной ступени:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком;
2. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка;
3. Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному
развитию ребёнка.
На ступени начальной школы:
1. Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
2. Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как
важнейшего
достижения этого возрастного периода развития;
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа
развития
ребёнка.
Объект программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.
Концепция
программы рассматривает преемственность как создание условий для гуманного
(бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на
другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным
условиям.
Основания
для реализации принципа преемственности между
дошкольным и школьным образованием:
1. Ориентация не на уровень знаний, а
на потенциальные возможности ребенка, на его
«зону ближайшего развития»;
2. Создание условий для включения ребенка в новые социальные формы
общения;
3. Организация и сочетание в единой
смысловой последовательности продуктивных
видов деятельности;
4. Подготовка перехода от игровой
деятельности к учебной;
5. Обеспечение постепенного перехода от
непосредственности к произвольности.
Разработка подхода осуществляется с опорой на современные нормативно –
правовые документы в области образования:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273 - ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373,
3. Государственная программа «Столичное образования» на 2012 – 2016 гг., утверждённая Правительством Москвы,
4. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации,
5. Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиеническиек требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введены в действия постановлением Главного государственного санитарного врача РФ в 2003 году с внесением Поправки 2004 г. (Письмо Департамента Госсанэпиднадзора России от 3 февраля 2004 г. №1100/489-04-110)
Нами определены ведущие дидактические принципы и организационно – правовые условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный.
|
|
|
|
|
1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений.
3. Технологическая преемственность обеспечена отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. На первом этапе ведётся работа по выработке и соблюдению единых для детского сада и начальной школы принципов организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов.
Доминирующие формы педагогической работы с детьми
в дошкольном и начальном образовании
Дошкольное образование |
Начальная ступень школьного образования |
|
|
основная форма обучения: |
|
Игра, игровое занятие
|
Урок |
|
ведущая деятельность |
|
|
Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности |
Учебная деятельность с использованием игровых приемов |
«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.
4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение. На данном этапе администрацией и педагогом – психологом детского сада и школы согласованы нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.
5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается нами реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий.
Вся система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования представляет собой цикл из 4 -х взаимосвязанных этапов:
|
Содержательная преемственность Целевая преемственность
|
|
||||
Технологическая преемственность Психологическая преемственность
Целевая преемственность
|
Управленческая и структурно – организационная преемственность
На первом этапе (май-август) производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада в ходе комплексного психолого - медико-педагогического экспресс – наблюдения за будущими выпускниками. С этой целью в детском саду разработан полный пакет диагностических методик для детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе (сентябрь) на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.
Качество подготовки детей к обучению в школе контролируется в течение года (октябрь - май) экспертными группами специалистов и администрации согласно перспективного плана контроля по осуществлению преемственности.
Контрольные мероприятия составляют содержание третьего этапа работы и обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами. Итоги по подготовке детей к школе представляются на Совете педагогов ДОУ, совместных минипедсоветах (СОШ – ДОУ), совместных заседаниях методических объединений специалистов. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляются пакеты сопровождающих документов.
Завершает цикл (сентябрь-октябрь) диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения в первых классах школы и выпускников нашего детского сада. Результаты адаптации выявляются в ходе посещений уроков, собеседований с зам. директора СОШ, учителями первых классов, которые заполняют соответствующие таблицы эффективности.
Итоги работы подводятся на совместном минипедсовете по преемственности. Выявленные причины дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном на очередной год.
Формы организации и методы обучения в ДОУ и СОШ
Реализация проекта
№ |
мероприятия |
срок |
ответственный |
1 этап - Поступление ребенка в дошкольное учреждение |
|||
1. |
- Медицинское обследование; - Педагогическая и психологическая диагностика. |
по мере зачисления в ДОУ |
Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели |
2 этап - Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду |
|||
2. |
Педагогическая деятельность: - Занятия
с детьми по программе дошкольного образования с использованием
современных технологий; Психологическое сопровождение ребенка: -
Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ; |
старшая – подготовительная группа |
Воспитатели, психолог, логопед, учителя |
3 этап - Переход дошкольника в школу |
|||
3. |
- Передача пакета документов выпускников в школу; |
апрель - ноябрь |
Психолог, учителя, медицинская сестра, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, зам. директора по УВР |
4 этап – Учебно – воспитательная деятельность с детьми на начальной ступени СОШ |
|||
4. |
Педагогическая деятельность: - Учебно – воспитательная деятельность по программе СОШ с использованием современных технологий; -
Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.); Психологическое сопровождение ребенка
в СОШ: |
1 – 4 класс |
Психолог, учителя, медицинская сестра, учитель-логопед, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования, родители, зам. директора по УВР |
Методическая работа в ДОУ и СОШ
№ |
мероприятия |
ответственные |
|
1. Методическое сопровождение учебно – воспитательного процесса; 2. Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей; 3. Проведение открытых уроков в СОШ и занятий в ДОУ; 4. Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей; 5. Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды; 6. Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей; 7. Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе). |
Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора по УВР |
Прогнозируемый результат
выпускника ДОУ:
· Развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика;
· Познавательная активность будет выступать не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивать его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка;
· Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной;
· Сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственному моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей;
·
Через использование сюжетно-ролевых
игр, игр-драматизаций, детского экспериментирования достижение
сформированности у старших дошкольников и первоклассников творческого
воображения как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка;
· Сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками) как необходимого условия успешности учебной деятельности.
выпускника начальной школы:
личностные качества:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
·
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств — стыда, вины,
совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию)в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
· выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.
Познавательные
качества:
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· устанавливать аналогии.
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнёра;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.