Тема подростковой агрессивности является актуальной. В подростковом возрасте преимущественно формируются характерологические особенности личности. Всё это делает подростка особенно уязвимым, податливым к отрицательным влияниям социума, что способствует появлению агрессивных тенденций в подростковой среде.
Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.
Ребенок подросткового возраста углубленно изучает самого себя. Происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Его интерес представляет собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь».
На Западе тему агрессии и агрессивности рассматривали такие авторы, как А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. В нашей стране тема агрессии и агрессивности рассматривается в работах В.С. Мухиной, И.А. Фурманова, Л.М. Семенюк и др.
Агрессивность рассматривается как предрасположенность к реализации агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и являющуюся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности. Является чертой характера личности. Её можно определить, как устойчивую установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий. Она является результатом генерализации агрессии действий.
Основную роль в процессе развития и формирования агрессивности у подростка играют как семья, так и сверстники, друзья. По сравнению с ребенком, подросток проводит в семье меньше времени, однако семья продолжает оказывать влияние на формирование личности подростка.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что в основе агрессивного поведения лежат разные причины: конфликты, семейные неурядицы, патология в ходе беременности и родов, и признаки расстройства влечений и аффектов. Подростковая агрессивность во многом обусловлена чертами характера.
В.М. Блейхер и И.В. Крук определяют характер как совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения. Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость.
В последние годы отмечается увеличение показателей связанных с агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Эти социально опасные явления, обусловленные как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами, вызывают серьезное беспокойство у общественности.
На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность, социальная напряженность в стране, подмена ценностей и др. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку.
Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция заполненные сценами насилия, обмана, секса – подталкивают действовать агрессивно. Внедрение западной модели культуры привело в России к деградации личности и традиционных духовных ценностей.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи.
Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Увеличились случаи жестокого обращения с детьми в семье. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы моего исследования.Тема подростковой агрессивности является актуальной. В подростковом возрасте преимущественно формируются характерологические особенности личности. Всё это делает подростка особенно уязвимым, податливым к отрицательным влияниям социума, что способствует появлению агрессивных тенденций в подростковой среде.
Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.
Ребенок подросткового возраста углубленно изучает самого себя. Происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Его интерес представляет собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь».
На Западе тему агрессии и агрессивности рассматривали такие авторы, как А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. В нашей стране тема агрессии и агрессивности рассматривается в работах В.С. Мухиной, И.А. Фурманова, Л.М. Семенюк и др.
Агрессивность рассматривается как предрасположенность к реализации агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и являющуюся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности. Является чертой характера личности. Её можно определить, как устойчивую установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий. Она является результатом генерализации агрессии действий.
Основную роль в процессе развития и формирования агрессивности у подростка играют как семья, так и сверстники, друзья. По сравнению с ребенком, подросток проводит в семье меньше времени, однако семья продолжает оказывать влияние на формирование личности подростка.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что в основе агрессивного поведения лежат разные причины: конфликты, семейные неурядицы, патология в ходе беременности и родов, и признаки расстройства влечений и аффектов. Подростковая агрессивность во многом обусловлена чертами характера.
В.М. Блейхер и И.В. Крук определяют характер как совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения. Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость.
В последние годы отмечается увеличение показателей связанных с агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Эти социально опасные явления, обусловленные как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами, вызывают серьезное беспокойство у общественности.
На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность, социальная напряженность в стране, подмена ценностей и др. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку.
Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция заполненные сценами насилия, обмана, секса – подталкивают действовать агрессивно. Внедрение западной модели культуры привело в России к деградации личности и традиционных духовных ценностей.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи.
Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Увеличились случаи жестокого обращения с детьми в семье. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы моего исследования.
НОУ Подростковая агрессия.doc
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Аргаяшский аграрный техникум»
филиал ААТ с. Долгодеревенское
Областной конкурс ученических и студенческих научноисследовательских работ
«НОУ 2018»
Направление «Гуманитарное»
«ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ»
Исследовательская творческая работа
Автор:
студент ГБПОУ ААТ филиал с. Долгодеревенское
Сырников Максим Николаевич
Руководитель:
преподаватель ГБПОУ ААТ филиал с. Долгодеревенское
Чуваева Оксана Сергеевна
Челябинск 2018 г. 2
АННОТАЦИЯ
Данная исследовательская работа («Подростковая агрессия») выполнена
студентом группы № 101/Д Сырниковым Максимом (специальность «Поварское и
кондитерское дело»).
Работа представлена на 37 с., состоит из 2 глав, введения, заключения,
списка использованных источников и литературы, приложений.
В работе найден ответ на вопрос: Причины возникновения и механизм
действия агрессии у подростков?; освещены вопросы взаимосвязи окружающей
действительности и поведения подростка, исследованы студенты в группах 2 курса
ААТ филиал с. Долгодеревенское. В данной работе обоснованы выбор и
актуальность темы исследования, сформулирована проблема. Указаны задачи и
пути и её решения. 3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….............46
ГЛАВА 1. Изучение проблемы агрессивности и характерологических
особенностей подростков……………………………………………………………….7
1.1Понятие агрессии и агрессивности. Характеристика агрессии и
Враждебности. Виды агрессии………………………………………………………713
Выводы по первой главе……………………………………………………………….13
ГЛАВА 2. Проявление агрессивности в подростковом возрасте…………………...14
2.1. Особенности характера в подростковом возрасте. Причины агрессивного
поведения у подростков……………………………………………………………1419
2.2. Способы предупреждения агрессии. …………………………………………1924
Выводы по второй главе ………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………… 2526
Список использованных источников и литературы……………………………. 2729
Приложение «А»……………………………………………………………………3031
Приложение «Б»……………………………………………………………………3234
Приложение «В»……………………………………………………………………….35
Приложение «Г»………………………………………………………………………. 36
Приложение «Д» ………………………………………………………………….. ….37 4
ВВЕДЕНИЕ
Тема подростковой агрессивности является актуальной. В подростковом
возрасте преимущественно формируются характерологические особенности
личности. Всё это делает подростка особенно уязвимым, податливым к
отрицательным влияниям социума, что способствует появлению агрессивных
тенденций в подростковой среде.
Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается
перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные
жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.
Ребенок подросткового возраста углубленно изучает самого себя.
Происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Его интерес
представляет собственное «Я» именно в данный момент «здесь и теперь».
На Западе тему агрессии и агрессивности рассматривали такие авторы, как
А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. В нашей стране тема агрессии и
агрессивности рассматривается в работах В.С. Мухиной, И.А. Фурманова, Л.М.
Семенюк и др.
Агрессивность рассматривается как предрасположенность к реализации
агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и
являющуюся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в
кризисной ситуации развития и жизнедеятельности. Является чертой характера
личности. Её можно определить, как устойчивую установку, позицию, готовность
к совершению агрессивных действий. Она является результатом генерализации
агрессии действий.
Основную роль в процессе развития и формирования агрессивности у
подростка играют как семья, так и сверстники, друзья. По сравнению с ребенком,
подросток проводит в семье меньше времени, однако семья продолжает оказывать
влияние на формирование личности подростка. 5
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что в основе агрессивного поведения
лежат разные причины: конфликты, семейные неурядицы, патология в ходе
беременности и родов, и признаки расстройства влечений и аффектов.
Подростковая агрессивность во многом обусловлена чертами характера.
В.М. Блейхер и И.В. Крук определяют характер как совокупность
стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и
проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих
конкретной личности форм поведения. Людей отличают друг от друга не только
врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с
течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в
какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Чрезмерная
активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость
сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость.
В последние годы отмечается увеличение показателей связанных с
агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над
людьми. Эти социально опасные явления, обусловленные как внутренними
(личностными), так и внешними (социальными) причинами, вызывают серьезное
беспокойство у общественности.
На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют
экономическая нестабильность, социальная напряженность в стране, подмена
ценностей и др. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из
них превращаются в физическое насилие, преступление против личности,
неуважение к другому человеку.
Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция
заполненные сценами насилия, обмана, секса – подталкивают действовать
агрессивно. Внедрение западной модели культуры привело в России к деградации
личности и традиционных духовных ценностей.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с
девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм,
наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). 6
Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение.
В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла
преступность среди молодёжи.
Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания.
Увеличились случаи жестокого обращения с детьми в семье. Особенно
неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных
семьях. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы моего исследования.
Цель: изучить особенности агрессии подростков, выявить причины и
факторы агрессивного поведения.
Задачи:
Дать определение понятиям «агрессия», «агрессивность», «враждебность»;
Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у
подростков;
Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на
появление агрессивного поведения;
Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию студентов
первокурсников;
Предложить способы предупреждения.
Методы: анкетирование, анализ, обобщение полученной информации.
Объект исследования: студенты подросткового возраста ГБПОУ «ААТ»
филиал с. Долгодеревенское.
Предмет изучения: причины агрессивного поведения.
Гипотеза: если у подростков наблюдаются неблагоприятные факторы и
условия личностного развития, то кризисное состояние возраста приводит к
агрессивному поведению.
ГЛАВА 1. Изучение проблемы агрессивности и характерологических
особенностей подростков 7
1.1.Понятие агрессии и агрессивности. Характеристика агрессии и
враждебности. Виды агрессии.
Агрессивные действия присущи ребенку с самого рождения это и плачь, и
крик, и резкие движения. Однако с возрастом проявления агрессии носят более
серьёзный характер (угрозы, физические действия агрессивного характера,
причинение вреда себе, вплоть до самоубийства и др.).
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных
действий. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями
агрессии и агрессивности вызывают серьезное беспокойство.
Агрессия (от лат.aggredi нападать) индивидуальное или коллективное
поведение, действие, направленное на нанесение физического или психического
вреда либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Агрессию объединяют такие разнообразные акты, как злые шутки, сплетни,
враждебные фантазии, деструктивные формы поведения.
Выделяет следующие виды агрессии:
а) физическая использование физической силы против другого лица или объекта;
б) вербальная выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг),
так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);
в) прямая непосредственно направлена против какого либо объекта или
субъекта;
г) косвенная действия, направленные окольным путём на другие лица (сплетни,
злые шутки и т. д.), а также действия, характеризующиеся непоправимостью и
неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами,
битье кулаками по столу и т. п.);
д) аутоагрессия проявление в самообвинении, самоуничижении, нанесение себе
телесных повреждений и самоубийстве;
е) враждебная выражается в действиях, целью которых является причинение
вреда объекту агрессии;
ж) инструментальная средство достижения какой либо цели. 8
В значительной части случаев агрессия возникает как реакция на гнев,
враждебность, ненависть. От подобной реактивной агрессии в различных её
проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная) следует отличать
враждебную агрессию, характеризующуюся целенаправленно осознанием
намерения нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель
действий субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств её
достижения. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных
явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и
идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной
индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». Более
того, агрессивное кино негативно действует только на человека, подвергшегося
агрессии и думающего о возмездии, поскольку некоторые его сюжеты могут не
только привести к возникновению замещающего переживания, но возбуждать и
умножать надежды на отмщение обидчику, а, следовательно, приводить к
усилению агрессивной мотивации.
На возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы,
опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но
и ситуативные. К числу таких основных факторов можно отнести следующие:
а) Оценка другими людьми.
Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо
усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка
степени агрессивности наблюдателя. Так, например, экспериментально доказано,
что если за поведением детей наблюдал человек, воспринимавшийся ими как лицо,
склонное к агрессии (скажем, тренер по восточным единоборствам), то дети
проявляли больше актов агрессивного характера. Если в этой же ситуации
наблюдателем оказывалось лицо, воспринимаемое детьми как противник агрессии
(скажем, учитель), то их поведение отличалось большей сдержанностью. Причем
следует отметить такую закономерность: как, только агрессивный наблюдатель
уходил, уровень агрессии в поведении детей значительно снижался, или достигал 9
исходного уровня. Эти данные могут быть подкреплены и проиллюстрированы
некоторыми примерами. Обычно, если драка происходит один на один и в
укромном месте, то она чаще всего продолжается «до первой крови» или слез
одного из дерущихся. Однако, совершенно иным сценарий драки становится, когда
вокруг дерущихся собираются «болельщики». В этом случае дерущиеся
становятся более жестокими и озлобленными.
б) Намеренность агрессии.
Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно
одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя
непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным
запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на
планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит
извинить его за агрессивное поведение, то очень часто гнев не возникает вообще, и
ответной агрессии не происходит. Кроме того, если человек, к примеру, осознает,
что конфликт или другой инцидент оказался непреднамеренным, и понимает, что
произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии у
него могут быстро пройти.
в) Восприятие агрессии.
Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение
ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые
считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более
агрессивным и жестоким. В видеофильмах ребенок бессознательно реализует
определенные свои потребности и отреагирует аффекты, чему во многом
способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и
телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в
адаптации к действительности и не могут решить их в реальной жизни. В рамках
теории социального изучения существуют противоположные данные, которые
свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением
агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не 10
к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечений, а, наоборот, к
возбуждению агрессии. Это мнение, опирается на данные о том, что наблюдатель,
особенно, если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия,
как и лицо за которым он наблюдает. В частности указывается, что просто
ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может
увеличивать степень агрессивности.
Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей
степени интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные
поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах
подстрекательства и ответного насилия. Кроме того, например, дети из семей,
использующих различные способы социального подкрепления, по разному
воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще
подвергаются наказаниям, во первых, вообще больше смотрят телевизионные
передачи, во вторых, в качестве любимых передач они отмечают большее
количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых
героев телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.
г) Желание возмездия.
Как уже отмечалось, часто агрессия, особенно в детском возрасте, может
возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть
как акт возмездия за что либо. Так, например, ребенок, часто подвергавшийся
наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие
совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему
обидчику (явное, косвенное или в фантазиях) и наблюдение его страданий
ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют его потребность в агрессии.
Существуют также некоторые данные, которые свидетельствуют о наличии прямой
зависимости между возможностью осуществить возмездие и агрессией. Было
определено, что при отсутствии возможности возмездия уровень агрессивной
мотивации в результате фрустрации повышается, а уровень мотивации торможения
агрессии снижается. 11
Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как
относительно устойчивая черта личности агрессивность. Уровни агрессивности
определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на
культурно социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы
социальной ответственности и норма возмездия за акты агрессии. Важную роль
здесь играет также ряд ситуативных переменных (интерпретация намерений
окружающих, возможность получить обратную связь, провоцирующее влияние
окружения и пр.)
Агрессивные действия могут направляться субъектом на самого себя,
принимая форму суицидального поведения. Некоторые проявления агрессии
могут служить признаком развивающихся психопатологических изменений
личности, таких как возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия.
В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживанием
агрессивных актов большую роль играет способность субъекта к пониманию
другого человека и сопереживания ему.
Выделяют три наиболее значимых концепций агрессивного поведения.
Первая: агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство
индивида.
Вторая: агрессия как поведенческая реакция на фрустрацию.
Третья:
рассматривает агрессивность как характеристику поведения,
формирующуюся в результате научения.
При обсуждении проблемы детской и подростковой агрессивности, ей
однозначно приписывается деструктивная окраска. Это связано с тем, что
социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое
внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом и привели к
отрицанию социально одобряемой агрессии. Действительно, если рассматривать
чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации,
то такие черты личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к
социальной кооперации могут вызывать негативное отношение. 12
Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной
культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей
к ребенку. На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора.
Первый это образец отношений и поведение родителей. Были получены данные,
что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность
агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями
неагрессивных детей. Более того, отношения родителей к поведению ребенка,
также различно. Если отцы больше утешают девочек, когда те огорчены, чаще их
одобряют, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям
и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей,
чем девочкам. Другим важным фактором является характер подкрепления
агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена
связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Также было
обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания,
были высокоагрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне
дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Если же
рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы
предпочитают физические наказания, а матери непрямые или более
психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей. В целом же данные ряда
исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают
физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания
воспитывают у мальчиков и большее сопротивление. Представляет интерес
зависимость между реакцией родителей на раннее проявление агрессивности со
стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте.
Родители часто поразному реагируют на агрессивное поведение детей в
зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило,
строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по
отношению к своему сверстнику, особенно, если последний действительно
заслужил это. 13
Степень тяжести наказания и его форма также способны повлиять на
формирование агрессии. Суровое наказание в неопределенной ситуации вызывает у
ребенка враждебность (т.к. он не понимает, за что его наказали) и дальнейшую
агрессивность. Кроме того, склонный к наказанию родитель, хотя и не намеренно,
подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок постепенно привыкает к
тому, что агрессия это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость
родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка,
может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но
вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно, чем дети, которые
воспитывались иначе.
Выводы по первой главе:
Таким образом, формирование агрессивных тенденций происходит
несколькими путями:
а) родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо
показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим
и к окружающей среде.
б) родители наказывают детей за проявление агрессивности:
1) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей,
воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в
более зрелые годы;
2) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности,
вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;
3) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило,
удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное
поведение.
Под агрессией мы понимаем индивидуальное или коллективное поведение,
действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо на
уничтожение другого человека или группы людей. 14
ГЛАВА 2. Проявление агрессивности в подростковом возрасте
2.1 Особенности характера в подростковом возрасте.
Причины агрессивного поведения у подростков
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью,
связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.
Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2 года).
Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями
подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все
перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на
различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании
личности.
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и
специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического,
умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит
становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в
результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и
товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов,
познавательной и учебной деятельности, содержания моральноэтических норм,
опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста,
как мы уже отметили, – это перестройка отношений с родителями, переход от
детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и
равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое
состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами
этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним
связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.
Главным противоречием подросткового возраста можно считать
противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка
рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и
неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же
время провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия. 15
Почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с
особыми трудностями, пытается найти себя.
Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка –
открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы
самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни
находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности,
поиск себя в отношениях с окружающими. Для подростка внешний, физический
мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением
которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и
наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир
новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как
производные от какихто внешних событий, а как состояние своего собственного
«я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к
интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Юность особенно
чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего
внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно
вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с
сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит
чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно
нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней
пустоты, которую необходимо чемто заполнить. Отсюда – растет потребность в
общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в
уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма
характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.
Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом
«мы» типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом
полностью.
Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию
одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает
подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это 16
еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши
и девушки склонны к философской рефлексии.
Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с
нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время
остановилось.
Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это
большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем
эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и
нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и
соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый
план выступают другие свойства личности умственные способности, волевые и
моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с
окружающими.
С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по
большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а
юношеские, чем подростковые.
Повышение степени осознанности своих переживаний нередко
сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом,
озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на
окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.
Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда
подразумеваем, что это сложный, трудный период.
Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э.
Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее
ценностносмысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно
проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения
системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен
выработать определенные позиции. Сложность задачи, стоящей перед
взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить
свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные 17
интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Становление
идентичности может происходить на фоне социальноблагополучного окружения
подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми,
сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в
этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной
ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком
кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими.
Кризис подросткового возраста – абсолютно нормальное явление,
свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых
неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к
агрессивному поведению.
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих
проявление агрессивного поведения, можно выделить такие, как:
1.
Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических
предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию
индивида;
2.
Психологопедагогический фактор, проявляющийся в дефектах
воспитания во время учебного процесса и семейного воспитания;
3.
Социальнопсихологический фактор, раскрывающий неблагоприятные
особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим
окружением в семье, на улице, в учебновоспитательном коллективе;
4.
Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно
избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и
ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы,
общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности
к саморегулированию своего поведения;
5.
Социальный фактор, определяющийся социальными и социально
экономическими условиями существования общества.
Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также
массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством
прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь 18
пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут
ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться.
Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие
занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят
агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи.
Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны
воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по
отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с
братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей.
Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные
способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям.
По мнению тюменского психолога Александры Гира: «Такие дети, как
правило, вырастают в среде, где кулак все доступно и понятно объясняет. Дети не
могут ответить родителям, потому что их мнение в семье ничего не значит.
Поэтому они вымещают свою злость на тех, кто слабее и не может дать отпор».
Агрессивными бывают также подростки,
которые остаются без
родительского внимания. Такие дети встречаются и в благополучных семьях. Дети
не останавливаются ни перед чем, чтобы привлечь внимание родителей.
В настоящее время проблема влияния интернета, средств массовой
информации, в частности, наблюдаемых там сцен насилия находится под
пристальным вниманием педагоговпсихологов, родителей, так как все это
приводит к необратимым последствиям в психике и поведении подростков,
повышению их агрессивности и неадекватным поступкам.
На пристрастие к просмотру сцен насилия влияют личностные и социальные
факторы развития человека, в частности внутрисемейные особенности и его
свободное времяпрепровождение.
В результате просмотра сцен насилия у подростков отмечается повышение
уровня физиологического возбуждения. Чем больше человек наблюдает за
насилием на экране, тем больше он принимает установку на агрессивное
поведение. В какойто момент, у подростков наблюдающих сцены насилия 19
постоянно, происходит потеря чувствительности к насилию, так называемый
процесс десенсибилизации. Социальные нормы становятся размытыми, у
подростков стирается грань между реальностью и вымыслом. Жестокость на
экране становится нормальной для проявления в реальной жизни.
Влияние информационного потока приводит к эмоциональной потере
чувствительности к насилию. Каждый эпизод насилия в СМИ, интернете, приводит
к тому, что образуется негативный опыт, в ходе которого человек повторяет
агрессивные мысли и накапливает агрессивные аффекты. Это определяет у него
формирование агрессивных установок, убеждений, ожиданий и схем. Согласно
общей модели агрессивного поведения влияние насилия и жестокости в
информационном потоке приводит как к кратковременному (агрессивные мысли,
аффекты), так и к долговременному повышению уровня агрессивности в
поведении человека (агрессивные установки личности по отношению к
окружающим, эффект ожидания агрессивного поведения окружающих в
отношении себя).
Подростки большую часть своего свободного времени проводят перед
2.2. Способы предупреждения агрессии
телевизором, изза частого отсутствия контроля со стороны родителей. Данная
проблема может быть решена комплексно:
1. Наиболее эффективным и проверенным способом решения данной
проблемы может быть введение режима дня в жизнь ребенка. Однако нужно
помнить, что простое введение режима в жизнь подростка не даст нужного
эффекта, если нет «разумного» контроля со стороны взрослых.
2. Также переориентирование ребенка на другие виды деятельности (хобби,
увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т.п.) поможет
избавиться от пагубного влияния СМИ на психику ребенка.
3. Ограничение просмотра телеканалов, содержащих большое количество
сцен жестокости и насилия в своих программах и фильмах.
Самую большую опасность для подростков при использовании интернета
представляют анонимность и скорость размещения информации, а также 20
невозможность контроля качества контента, в том числе и запрещенного. В связи с
этим в некоторых странах, в том числе и в России, предпринимаются попытки
создания «чистого интернета», предназначенного для детей и подростков. В
настоящее время наиболее приемлемым способом защиты от нежелательной
информации в интернете является персональная программа: интернетфильтр,
которая в образовательных учреждениях является инструментом учителя,
запрещающим негативную информацию из Интернета, а дома является средством
родительского контроля за деятельностью ребенка в сети интернет. Она позволяет
определить сайты, которые содержат большое количество сцен насилия, и
отключить их от просмотра вашим ребенком.
Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на
формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем,
что в отличие от других видов видеокультуры оно представляет собой часть
домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам
по себе весьма амбивалентен и поразному оценивается с разных
исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его
собственно содержательной стороны, это сам факт его существования, его всегда
доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его
способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в
течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные
взаимодействия внутри семьи и сообщества.
К сожалению, диагностика состояния агрессии у подростков не всегда
возможна в семейном кругу. Но и отвести к психологу резко изменившегося
ребенка тоже будет проблематично. Поэтому заметив начальные проявления
агрессии, стоит прибегнуть к некоторым правилам ее подавления:
Рекомендации родителям
1. Не отвечайте агрессией на агрессию. Даже если поведение ребенка
заставляет изрядно нервничать, не стоит ему уподобляться, иначе ситуация совсем
выйдет изпод контроля. Также не стоит ругаться при ребенке, так как он может
копировать такое поведение. 21
2. Главная задача постараться найти общий язык с ребенком, исключая
навязчивость и контроль. Важно показать подростку лучшие качества его личности
лидерство, стремление к цели, умение добиваться своего и др. Мотивировать на
развитие положительных черт характера.
3. Старайтесь направить энергию подростка в мирное русло. Для этих целей
прекрасно подойдут различные кружки, секции, возможно помощь по дому и др.
4. Всем своим поведением дайте возможность ребенку ощутить себя
полноправным членом семьи, с мнением которого считаются и которого уважают.
Подросток должен чувствовать себя нужным и понятым.
5. Уважайте взгляды подростка на жизнь, не старайтесь навязать ему свое
мнение. Помните, что он тоже личность, пусть еще не зрелая.
6. Ограничите просмотр телеканалов, содержащих большое количество сцен
жестокости и насилия в своих программах и фильмах.
7. Наиболее эффективным и проверенным способом решения данной
проблемы может быть введение режима дня в жизнь ребенка. Однако нужно
помнить, что простое введение режима в жизнь подростка не даст нужного
эффекта, если нет «разумного» контроля со стороны взрослых.
8. Старайтесь переориентировать ребенка на другие виды деятельности
(хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т.п.) которые
помогут избавиться от пагубного влияния СМИ на психику подростка.
Рекомендации подросткам:
1. Важно правильно оценивать своё состояние, вовремя остановить себя.
Поэтому необходимо научиться понимать, что происходит с тобой, управлять
своим поведением.
Для этого сначала надо постараться описать, какое на данный момент у тебя
состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного
щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» так он может описать
радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так:
«Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони
горят, пальцы рук сжимаются». 22
Если научиться улавливать то, что говорит тело, значит, ты сможешь
вовремя остановиться. Важно научиться расслабляться и контролировать свои
чувства.
2. Расширьте свой поведенческий репертуар. Найдите ещё приемлемые
способы, которыми можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими,
общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте варианты выхода из
конфликтных ситуаций.
6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не
стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит разряжаться от
негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд. Любая физическая
работа хорошо помогает.
7. Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную
энергию в позитив.
8. Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо найти разные
способы как можно выяснить отношения, не задев чувства, не оскорбляя и не
критикуя. Наблюдайте вокруг, снимайте лучшие примеры, как надо вести себя в
подобных ситуациях.
Для выявления агрессии среди студентов 2 курса ГБПОУ «ААТ» филиал в
с. Долгодеревенское была составлена анкета «Выявление особенностей
агрессивного поведения у подростков» (Приложение «А») и проведён анализ и
исследование результата
анкетирования среди студентов второго курса
(приложение «Б). Всего участвовало в анкете 99 человек.
В результате исследования было выявлено, что среди групп второго курса
эмоционально неустойчивы – 38 человек (38 %), эмоционально устойчивы 44
человек (45%), а 17 человек (17 %) затрудняются ответить (Приложение «В»).
В жизни у 26 человек (37 %) вспышки агрессии случаются часто; у 53
человек (53 %) вспышки агрессии редки, а у 10 человек (10 %) их почти никогда
не бывает (Приложение «В»).
Вспышки во время учебных занятий связанные с несправедливой оценкой
наблюдаются у 10 человек (10 %); жалуются, на нехватку времени для выполнения
работ 20 человек (20 %); с замечаниями преподавателей вспышки агрессии
отмечают 8 человек (8 %); не устраивают условия работы 10 человек (10 %); 23
недовольны деятельностью преподавателей 11 человек (11 %). Большинство, а
именно 40 человек (40 %) связывают вспышки агрессии с деятельностью
одногруппников (Приложение «Г»).
В жизни студентов вспышки агрессии связаны со следующими причинами и
факторами: 20 человек (20 %) отмечаю, что причиной агрессии является
взаимодействие с родителями; с друзьями – у 21 человека (22 %); с любимым
человеком – у 13 человек (13%); появление вспышек агрессии связанно с учёбой –
у 5 человек (5%); с проблемами в коллективе у 13 человек (13 %); с отсутствием
уважения со стороны окружающих – у 12 человек (12%); с неудовлетворением
физиологических потребностей – у 15 человек (15 %) (Приложение «Г»).
Изучая вопрос, на кого направлены вспышки агрессии, следует отметить, что
20 человек (20 %) указали, что на семью; на друзей – 19 человек (19 %), на
одногруппников – 24 человека (24%), на преподавателей 16 человек (16 %), на
совершенно незнакомых людей – 20 человек (21 %) (Приложение «Д»)
Анализируя проявления агрессии у сверстников, 36 человек (36 %) ответили,
незначительное проявления агрессии
что замечали агрессивное поведение;
наблюдало 40 человек (41 %); 23 человека (23%) никогда не замечали агрессии у
сверстников (Приложение «Е»).
Исходя из полученных результатов, следует сделать следующий вывод, что
студентам 2 курса техникума отмечающим вспышки агрессии в учебе, в
отношениях с одногруппниками, друзьями, в семье необходимо повысить
уровень психологических знаний о своих возрастных и личностных особенностях,
приобрести навыки конструктивного общения и поведения, контролировать свои
эмоции, научиться регулировать конфликт.
Выводы по второй главе:
Подростковый возраст является сложным и переломным. Это способствует
росту агрессивных тенденций среди детей подросткового возраста. Это готовность
к совершению агрессивных действий. Агрессивность подростков выражает
потребность в любви и внимании, в признании и уважении их, как личности. Из за
необходимости в самоутверждении подростковая агрессия часто превосходит агрессию взрослых. Агрессивность может носить не только деструктивный, но и
конструктивный характер.
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях
ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является
чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной
практики.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на
оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему
подобного обращения. У подростка с повышенным уровнем агрессивности
наблюдаются такие черты характера, как подвижность, болтливость, выраженность
жестов и мимики, пантомимики. А также самонадеянность, недостаточное чувство
дисциплины к окружающим. Такой человек командир в коллективе, обладает
высокой самооценкой, изобретателен, блестящий собеседник, энергичный,
деятельный, инициативный, однако, легкомысленный. Почти всегда хорошее
настроение, самочувствие; высокий жизненный тонус. Не обязателен, не выносит
жесткой дисциплины, монотонной деятельности, одиночества. Стремится к 25
самостоятельности из за чего часто возникают конфликты. Характерно
раздражение, вспышки гнева. Склонность к аморальным поступкам.
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью,
может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При
этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния,
требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому
изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания
психологии агрессии в подростковом возрасте.
Основными факторами, определяющими формирование подростковой
агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр.
Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же,
как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и
нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у
нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из
социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо изучать данную
проблему на уровне совершенствования всех структур образования и воспитания
личности ребенка. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой психологический словарь Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.
СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2008.
2. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный
механизм. – СПб.: Лань, 1999.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
4.
5.
отрочество: Учебник для студ. Вузов. М.: Академия, 2008.
Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер,
2012.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Психологический журнал №5,
М.: Наука, 1996.
6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции – М.: Речь, 2014.
7. Шестак Ю. ст. Научите учителей. Тюменская региональная газета «Вслух о
главном» №11, 2016. 27
8. Абрамкова В.В. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского
2е изд., испр. и доп. М: Политиздат, 1990 494с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. [Электронный ресурс] / С.Ю
9.
Головин 1998. 551с.: htt://www.myword.ru/. Дата доступа: 28.10.2011.
10. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, Н/Д.:
Феникс, 1998. 512с.
11. Мид, М. Развитие ребёнка. / М. Мид М.: Смысл, 1968. 226 с.
12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг СПб.: Издательство «Питер», 2000.
992с.
13. Моросанова В.И Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного
поведения / В.И. Моросанова//Вопросы психологии 2009. №3, С. 45.
14. Фрейд, З. Я и Оно. // Психология бессознательного / З. Фрейд М.:
Просвещение, 1990. 375 с.
15. Фрейд,З. Очерки по психологии сексуальности пер.с нем / З. Фрейд Минск.:
Попурри, 2008. 480 с.
16. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон , Д. Ричардсон СПб.: Питер,
2001. 336 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина М.: Издательский центр
«Академия», 2000. 456 с.
18. Обухова, Л.Ф. Детская психология. / Л.Ф. Обухова М.: Тривола, 1995. 72 с.
19. Реан, А.А. Психология подростка. Полное руководство / А.А. Реан СПб.:
Прайм Еврознак, 2008. 213с.
20. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков. / Н.М. Платонова СПб.:
Речь, 2000. 336с.
21. Налчаджян, А. Агрессивность человека. / А. Налчаджян СПб.: Питер, 2007.
736с.
22. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии. / Б. Крейхи СПб.: Питер, 2003.
336с.
23. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции. / Л.М. Семенюк М.: Флинт, 1998. 85с.
24. Лебедева И.В Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у
дошкольников. / И.В. Лебедева//Адукацыя i выхаванне. 2004 № 11, С.38.
25. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознание, лечение,
профилактика / Ю.Б. Можгинский М.: Когито Центр, 2008. 184с. 28
26. Батаринов, А.В. Диагностика темперамента и характера. / А.В. Батаринов
СПб.: Питер, 2006. 420с.
27. Крыжановская,
Л.М.
Психолого педагогическая диагностика и
консультирование / Л.М. Крыжановская М.: Просвещение, 2008. 187с.
28. Горьковая И.А. Влияние семьи на становление личности подростков. / И.А.
Горьковая//Адукацыя i выхаванне. 1994. № 11.С. 52 58.
29. Абрамова, Г.С. Возростная психология: учебное пособие для вузов / Г.С.
Абрамова М.: Академия, 1999. 672 с.
30. Понамарева, М.А. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов /
М.А. Понамарева Минск.: Тесей,2008. 316с.
31. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард Ростов н/Д.:
Феникс, 2000. 544с.
32. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для вузов / Е.С. Романова
Спб.: Питер, 2005. 256с.
33. Талызина, Н.Ф. Психодиагностика. Теория и практика: сборник статей / Н.Ф.
Талызина М.: Прогресс, 1986. 129с. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ «А»
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Выявление особенностей агрессивного поведения у подростков»
Несправедливой оценкой
Недостатком времени для выполнения работы
Замечаниями преподавателя
Условиями работы ( температура, освещение, рабочее место и т.д)
Деятельностью преподавателя (тембр голоса, скорость, высокие требования
1) Считаете ли вы себя человеком, которого легко вывести из себя?
a)
b)
c)
2) Бывали в вашей жизни вспышки агрессии?
a)
b)
c)
d)
3) На учебных занятиях ваши вспышки агрессии связаны с :
a)
b)
c)
d)
e)
и т.д)
f)
4) В жизни ваши вспышки агрессии связаны:
a)
b)
c)
d)
e)
f)
g)
h)
5) На кого направлены ваши вспышки агрессии?
a)
ссора с родителями
ссора с друзьями
трудности во взаимоотношениях с любимым человеком
проблемы с учебой
непринятие в коллективе
отсутствие уважения со стороны окружающих
препятствие к достижению цели
неудовлетворение физиологических потребностей (в еде, сне и др.)
Деятельностью одногруппников (посторонние разговоры, шутки, шум и др.)
Да
Нет
Не знаю
Очень часто
Часто
Редко
Почти никогда
Семья 30
Друзья
Одногруппники
Преподаватели
Совершенно незнакомые люди
b)
c)
d)
e)
6) Замечали ли вы проявления агрессии у сверстников?
a)
b)
Да
Да, но незначительное
Нет, никогда
ПРИЛОЖЕНИЕ «Б» 31
3.2 Анализ и результаты исследования ответов на анкету «Выявление
особенностей агрессивного поведения у подростков»
206/Д Всего:
25 чел. 99 чел.
3
12
5
10
10
5
7
10
2
11
6
2
205/Д
12 чел.
211/Д
25 чел.
201/Д
25 чел.
203/Д
12 чел.
Вопросы/группы
(колво)
1. Считаете ли вы себя человеком, которого легко вывести из себя?
а) Да
b) Нет
c) Не знаю
2. Бывали в вашей жизни вспышки агрессии?
a)Очень часто
5
b) Часто
4
c) Редко
8
d) Почти никогда
3
3. На учебных занятиях ваши вспышки агрессии связаны:
a) Несправедливой
оценкой
b)
Недостатком
2
3
13
1
1
3
11
1
3
2
12
3
5
8
9
2
2
7
7
3
4
1
38 (38%)
44 (45%)
17(17 %)
16 (16%)
20 (21%)
53 (53%)
10 (10%)
1
2
10 (10%)
времени
выполнения
для
Замечаниями
работы
c)
преподавателя
d)
Условиями
работы
e) Деятельностью
преподавателя
f) Деятельностью
1
1
1
1
6
1
2
2
8
2
2
6
одногруппников
4. В жизни ваши вспышки агрессии связаны:
a)
ссора
родителями
ссора
b)
5
4
3
с
с
друзьями
11
3
5
7
5
5
4
3
3
1
13
4
3
1
1
2
1
6
4
3
20 (20%)
8 (8 %)
10(10 %)
11 (11%)
40 (40%)
20(20 %)
21 (22%) c) трудности во
взаимоотношениях
любимым
с
человеком
d) проблемы с
учебой
e) непринятие в
коллективе
f)
отсутствие
уважения
стороны
со
окружающих
g)неудовлетворени
е физиологических
32
4
2
5
3
5
1
0
1
2
1
1
1
5
2
2
5
2
1
4
5
потребностей
5. На кого направлены ваши вспышки агрессии?
a) Семья
4
2
b) Друзья
7
c) Одногруппники
d) Преподаватели
5
e)
Совершенно
11
8
5
8
1
3
5
1
3
5
5
1
2
3
незнакомые люди
6. Замечали ли вы проявления агрессии у сверстников?
а) Да
b)
незначительное
c) Нет, никогда
Да,
11
12
но
6
6
6
8
2
2
6
6
8
8
8
7
2
0
1
1
2
1
1
2
1
1
5
6
6
13 (13%)
5 (5 %)
13(13 %)
12 (12%)
15 (15%)
20(20%)
19 (19%)
24 (24%)
16 (16%)
20 (21%)
36 (36%)
40 (41%)
23 (23%) 33
ПРИЛОЖЕНИЕ «В» 34
Эмоциональная устойчивость студентов
17 %
38 %
45 %
эмоционально неуст.
эмоционально уст. не знают
Вспышки агресси
10 %
37 %
53 %
часто редко почти никогда
ПРИЛОЖЕНИЕ «Г» 35
Причины агрессии во время учебы
40 %
Деятельностью
одногруппников
Деятельностью
преподавателя
Условиями работы
Замечаниями
преподавателя
Недостатком времени для
выполнения работы
Несправедливой оценкой
11 %
10 %
8 %
20 %
10%
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
Причины агрессии в жизни студентов
неудовлетворение физиологических потребностей
отсутствие уважения со стороны окружающих
непринятие в коллективе
проблемы с учебой
трудности во взаимоотношениях с любимым чело...
ссора с друзьями
ссора с родителями
0,00
%
5,00
%
10,00
%
15,00
%
20,00
%
25,00
%
30,00
%
35,00
%
40,00
%
ПРИЛОЖЕНИЕ «Д» 36
Объект агрессии
20 %
21 %
16 %
24 %
19 %
Семья
Друзья Одногруппники
Преподаватели
Совершенно незнакомые люди
Проявление агрессии у сверстников
23 %
41 %
36%
Да
незначительное никогда
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Подростковая агрессия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.