Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 8 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему тему Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» Содержание: Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  8 класса                              По программе В. . Алеева .Т. Науменко             На    тему Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» Содержание: Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание); В. Высоцкий. «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль» (пение). Характеристика видов деятельности: Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения  единства содержания и формы. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных  произведениях. Анализировать и сравнивать приёмы развития музыкальных образов в  произведениях одинаковых жанров и форм. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в  произведениях сложных форм. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений  (сонатная форма). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму,  динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена). «Лишь тот достоин счастья и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой…» И. В. Гёте Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по­разному воплощалась в  выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условияпородила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как  стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление. Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе.  Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась  выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая  по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да  и каждое отдельное произведение этого великого композитора является  свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни.  С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена связано рождение  нового симфонического жанра – программной увертюры. Увертюра – это  музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.  Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного  оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности  содержания соперничать с многочастной симфонией. Бетховенские увертюры  представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие  трагедии».  Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт». Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной  Голландии) за независимость против испанского владычества в XVI веке.  Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено  испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и  приговорён к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к  восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает. Увертюра усиливает драматическое состояние, переданное в произведении  Гёте. Пожалуй, наиболее точно музыка отражает последние слова Эгмонта  перед казнью: «О храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои  плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с несправедливо захваченной земли!..Чу! Слышишь? Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед.  Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести! Теперь и я  выхожу из темницы навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё я жил, за неё боролся, и ей в страданьях я приношу себя в жертву». Звуки музыки Увертюра «Эгмонт» Бетховена сочинена в сонатной форме, развитие музыки в которой близко развитию действия в драматическом спектакле. Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с ясным ощущением  отдельных разделов, которые можно уподобить отдельным актам драмы. I ­ Медленное вступление ­ завязка драмы. II ­ Быстрая часть ­ активное драматическое действие, завершающееся  трагической кульминацией. III ­ Кода ­ триумф, торжество победы.  Открывается увертюра зловеще­торжественным вступлением. В основе  первой темы – ритм старинного испанского танца сарабанды. Мощная,  суровая, гнетущая «поступь» аккордов струнных инструментов воплощает  идею власти. Создаёт образ жестоких завоевателей.  Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных  духовых инструментов, которая напоминает плач, стенания.  Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы,  героического порыва. С это темы начинается экспозиция увертюры.  Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих тем: ритм  сарабанды, сохраняющий своё зловещее звучание, и интонации вздоха, горя,  народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического  развития увертюры. Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К чему приведёт их  взаимодействие, можно узнать из следующего раздела увертюры – разработки. Борьба обостряется: многократное повторение начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами ­ как будто на  робкие просьбы следует неумолимый и жестокий ответ. В конце репризы тема сарабанды (испанских поработителей) звучит особенно непреклонно, а теманарода ­ особенно умоляюще (повторяющаяся интонация из двух  ниспадающих звуков). И неожиданный обрыв (контраст динамики, остановка  движения, медленно тянущиеся, застывшие аккорды) как бы возвещает о  гибели героя. Развитие музыки приводит к трагическому перелому – гибели героя и вслед за этим – к напряжённому бурному нарастанию, завершающемуся мощным  взрывом радостного ликования.  Яркая, мажорная, огненная, торжественная музыка коды звучит как  «победная симфония», прославляющая героизм и самопожертвование во имя  свободы. Так Бетховен прочёл сюжет трагедии: через смерть героя – к  вольности, к свободе народа. Послушайте симфоническую увертюру Бетховена «Эгмонт» и попробуйте  определить многогранное образное содержание этого выдающегося  произведения. Вопросы и задания: Какие важные свойства личности Л. Бетховена воплощены в музыке увертюры «Эгмонт»? Почему замысел увертюры композитор воплотил в сонатной форме? Какова роль музыкального вступления? Что выражает заключительный раздел – кода? Какое из слов (словосочетаний), приведённых ниже, наиболее точно отражает  характер взаимодействия главной и побочной партий? Обоснуйте ваш ответ. Слова для справок: взаимодействие, контраст, две грани одного образа. Образу какого раздела увертюры в большей степени соответствует образ  картины Л. Галле «Последние минуты графа Эгмонта»? В чём вы видите черты сходства и отличия двух музыкальный произведений –  П. Чайковского «Ромео и Джульетта» и увертюры Л. Бетховена «Эгмонт»?Источник               http://www.music­fantasy.ru/materials/podvig­vo­imya­ svobody­uvertyura­bethovena­egmont