Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 8 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему
тему Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Содержание:
Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт».
Автобиографические мотивы в этом произведении
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 8 класса
По программе В. . Алеева .Т. Науменко
На тему Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Содержание:
Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт».
Автобиографические мотивы в этом произведении.
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание);
В. Высоцкий. «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль» (пение).
Характеристика видов деятельности:
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения
единства содержания и формы.
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных
произведениях.
Анализировать и сравнивать приёмы развития музыкальных образов в
произведениях одинаковых жанров и форм.
Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в
произведениях сложных форм.
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений
(сонатная форма).
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму,
динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена).
«Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой…»
И. В. Гёте
Судьба, подобно другим вечным темам искусства, поразному воплощалась в
выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условияпородила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как
стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление.
Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе.
Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась
выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало
на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая
по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да
и каждое отдельное произведение этого великого композитора является
свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни.
С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена связано рождение
нового симфонического жанра – программной увертюры. Увертюра – это
музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.
Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры
Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.
Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного
оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности
содержания соперничать с многочастной симфонией. Бетховенские увертюры
представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие
трагедии».
Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт».
Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной
Голландии) за независимость против испанского владычества в XVI веке.
Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено
испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и
приговорён к смерти.
Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к
восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.
Увертюра усиливает драматическое состояние, переданное в произведении
Гёте. Пожалуй, наиболее точно музыка отражает последние слова Эгмонта
перед казнью:
«О храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои
плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните
вон с несправедливо захваченной земли!..Чу! Слышишь? Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед.
Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести! Теперь и я
выхожу из темницы навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё
я жил, за неё боролся, и ей в страданьях я приношу себя в жертву».
Звуки музыки
Увертюра «Эгмонт» Бетховена сочинена в сонатной форме, развитие музыки в
которой близко развитию действия в драматическом спектакле.
Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с ясным ощущением
отдельных разделов, которые можно уподобить отдельным актам драмы.
I Медленное вступление завязка драмы.
II Быстрая часть активное драматическое действие, завершающееся
трагической кульминацией.
III Кода триумф, торжество победы.
Открывается увертюра зловещеторжественным вступлением. В основе
первой темы – ритм старинного испанского танца сарабанды. Мощная,
суровая, гнетущая «поступь» аккордов струнных инструментов воплощает
идею власти. Создаёт образ жестоких завоевателей.
Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных
духовых инструментов, которая напоминает плач, стенания.
Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы,
героического порыва. С это темы начинается экспозиция увертюры.
Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих тем: ритм
сарабанды, сохраняющий своё зловещее звучание, и интонации вздоха, горя,
народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического
развития увертюры.
Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К чему приведёт их
взаимодействие, можно узнать из следующего раздела увертюры – разработки.
Борьба обостряется: многократное повторение начала главной партии каждый
раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами как будто на
робкие просьбы следует неумолимый и жестокий ответ. В конце репризы тема
сарабанды (испанских поработителей) звучит особенно непреклонно, а теманарода особенно умоляюще (повторяющаяся интонация из двух
ниспадающих звуков). И неожиданный обрыв (контраст динамики, остановка
движения, медленно тянущиеся, застывшие аккорды) как бы возвещает о
гибели героя.
Развитие музыки приводит к трагическому перелому – гибели героя и вслед за
этим – к напряжённому бурному нарастанию, завершающемуся мощным
взрывом радостного ликования.
Яркая, мажорная, огненная, торжественная музыка коды звучит как
«победная симфония», прославляющая героизм и самопожертвование во имя
свободы. Так Бетховен прочёл сюжет трагедии: через смерть героя – к
вольности, к свободе народа.
Послушайте симфоническую увертюру Бетховена «Эгмонт» и попробуйте
определить многогранное образное содержание этого выдающегося
произведения.
Вопросы и задания:
Какие важные свойства личности Л. Бетховена воплощены в музыке увертюры
«Эгмонт»?
Почему замысел увертюры композитор воплотил в сонатной форме?
Какова роль музыкального вступления? Что выражает заключительный раздел
– кода?
Какое из слов (словосочетаний), приведённых ниже, наиболее точно отражает
характер взаимодействия главной и побочной партий? Обоснуйте ваш ответ.
Слова для справок: взаимодействие, контраст, две грани одного образа.
Образу какого раздела увертюры в большей степени соответствует образ
картины Л. Галле «Последние минуты графа Эгмонта»?
В чём вы видите черты сходства и отличия двух музыкальный произведений –
П. Чайковского «Ромео и Джульетта» и увертюры Л. Бетховена «Эгмонт»?Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/podvigvoimya
svobodyuvertyurabethovenaegmont