Где школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым от постоянной тирании предметников, как не в играх и соревнованиях после уроков!? Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
А ещё можно себя показать, какой ты сильный, быстрый, ловкий, смекалистый, получить награду и приз, попасть в сборную команду школы и участвовать в соревнованиях.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. В основе игр лежат физические упражнения, в ходе выполнения которых занимающиеся незаметно для себя овладевают навыком основных дви-жений.
Многие игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создаетсяГде школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым от постоянной тирании предметников, как не в играх и соревнованиях после уроков!? Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
А ещё можно себя показать, какой ты сильный, быстрый, ловкий, смекалистый, получить награду и приз, попасть в сборную команду школы и участвовать в соревнованиях.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. В основе игр лежат физические упражнения, в ходе выполнения которых занимающиеся незаметно для себя овладевают навыком основных дви-жений.
Многие игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Где школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным,
независимым от постоянной тирании предметников, как не в играх и
соревнованиях после уроков!? Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске,
снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома –
родительская разборка.
А ещё можно себя показать, какой ты сильный, быстрый, ловкий,
смекалистый, получить награду и приз, попасть в сборную команду школы и
участвовать в соревнованиях.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. В
основе игр лежат физические упражнения, в ходе выполнения которых
занимающиеся незаметно для себя овладевают навыком основных движений.
Многие игры существуют с незапамятных времен и передаются из
поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр,
наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры
обогащаются,
создается множество усложненных
вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.
совершенствуются,
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей
совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных
человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье,
метание, бросание и ловля, упражнения с предметами, поэтому являются
самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания
детей.
Все игры для детей, построенные на движении, делятся на две большие
группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры разные по содержанию, по организации
детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них
выделяют сюжетные и бессюжетные игры, игрызабавы, игровые упражнения.
Вторая группа – спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол,
гандбол и другие. В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста
применяют их с упрощенными правилами. Сюжетные игры строятся на основе
опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей
жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и
повадках животных и птиц. В сюжетных играх выполняемые движения носят
имитационный характер.
Поскольку сюжетные подвижные игры
преимущественно коллективные (играющих может быть от 5 до 25 человек),
то широко используем игры в разных условиях и с разными целями,
используем возможность воздействия на детей через образы, роли, которые
они исполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех
(для 1ых и 2ых классов).Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности,
быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные.
Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием
сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с
выполнением конкретного двигательного задания.
Особый интерес у детей вызывают игрызабавы, игрыаттракционы.
Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и
часто включают элемент соревнования (выполнить движение с завязанными
глазами, бежать в мешке, пробежать, держа в руке ложку с положенным
шариком и не уронить). Подобные забавы организовываем и проводим на
спортивных праздниках, досугах. Это веселое зрелище, развлечение для детей,
доставляющее им радость, но в то же время игрызабавы требуют от
участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты и
скоростносиловых качеств, в совершенствовании координации движений, в
развитии смекалки и изобретательности.
Для детей 1 и 2 класса при ознакомлении с эстафетами используем
простые эстафеты (с одним заданием); в 34, 5 6 классах – комбинированные.
Линейные эстафеты – участники перемещаются прямолинейно или
выполняют задания по цепочке.
Круговые эстафеты – участники построены в круг, стоя на месте,
передают эстафету по цепочке в одну сторону.
Встречные эстафеты – половина участников каждой команды
располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков
или передача эстафеты идет на встречу друг другу.
«Младшие братья» спортивных игр: минифутбол, миниволейбол,
минигандбол, минибаскетбол. Упрощение правил облегчает ребятам
возможность «нарабатывать» постепенно специальные навыки. При всех
упрощениях в правилах миниигры нисколько не теряют в эмоциональности и
зрелищности спортивных баталий.
Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности, но в
целом, от других видов спорта игровые виды отличаются комплексным
воздействием на организм занимающихся. Наряду с развитием двигательных
качеств они воспитывают коллективизм, взаимопомощь, сознательную
дисциплину,
чувство ответственности,
активность.
умение сдерживать эмоции,
В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия:
ходьба, бег, прыжки, различные метания, удары по мячу или шайбе.
Игроки выполняют работу переменной интенсивности, в основном
скоростносилового характера. Разнообразные движения, особенно при
занятиях на свежем воздухе способствуют улучшению общего обмена веществ
в организме, улучшению деятельности органов и систем организма, развитию
двигательных качеств, особенно ловкости, быстроте реакции и перемещений.Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии
зрительного и вестибулярного анализаторов.
У каждого из нас остались в памяти подвижные игры детства.
Некоторые из них особенно любимы нами, потому что были проиграны в свое
время десятки раз, изучены досконально. В одной и той же игре, особенно в
сюжетной полуспортивной игре, ее участникам от раза к разу раскрываются
все новые стороны. Кто не сумел догнать, перетянуть, осалить мячом,
побывать в роли пленного или капитана, сможет это сделать на другом
занятии при повторном проведении игры. И это особенно ценно для детей
младшего и среднего школьного возраста.
Подготовка к проведению игры.
Игру можно сравнить с маленькой войной без человеческих жертв.
Учитель (руководитель игры) выступает при этом, как полководец.
Обязанность – продумать все детали, прежде чем сообщить задачу и ход
операции (игры) своим подопечным.
«Руководство играми составляет очень трудную задачу» много лет
назад писал П.Ф. Лесгафт. Замечание это справедливо. Руководить
коллективом играющих, решать образовательные задачи и осуществлять
воспитательное влияние в процессе организации игры – дело непростое,
требующее подготовки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЮЩИХ.
Младшие школьники неадекватно относятся к своим возможностям и
умениям и поэтому все дети желают быть водящими или капитанами.
Объясняем, что роль водящего в игре – самая ответственная, он (водящий)
должен быть быстрым, сообразительным, хорошо владеть мячом и т.д. При
выборе водящего использую «считалку», жеребьевку или назначаю по своему
выбору (основываясь на физических показателях данного ученика).
Последующие водящие выявляются обычно сами собой по результату
прошедшей игры.
Командные игры наиболее эффективное средство закрепления
навыков и воспитания коллектива. Интересно играть, когда команды
примерно равны по силам.
При составлении команд используем следующие методы:
по расчету в строю;
перестроениями в движении (фигурной маршировкой);
по выбору капитанов, которые по очереди набирают себе игроков, вызывая
их из строя.
ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ проводим по схеме:
1. Название игры.
2. Роли играющих и расположение их на площадке.
3. Ход игры.
4. Цель игры.
5. Правила игры.Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий
имеет большое воспитательное значение. Учитываем не только быстроту, но и
качество выполнения игровых действий, а также отмечаем тех, кто лучше
всех действовал не площадке.
В процессе проведения разноплановых игр проводим наблюдения за
поведением занимающихся,
уточняем особенности их характера,
темперамента, физические возможности. Определяем для себя:
общее физическое развитие ученика;
степень развития отдельных физических качеств;
способность сочетать качественные показатели спортивного двигательного
акта (сила, быстрота, выносливость);
способность концентрировать внимание;
проявление инициативы и настойчивости;
проявление трусости и нерешительности;
отношение к соперникам по игре;
отношение к партнерам по команде;
отношение к собственным ошибкам, их исправление во время повторной
игры;
общую дисциплинированность, требовательность к себе;
отношение к победе, поражению.
Поскольку детям младшего школьного возраста нравятся веселые,
зрелищные интересные игры и соревнования, то все мероприятия
разрабатываем с учетом их интересов. В играх и соревнованиях широко
используем народные костюмы, танцы, песни, эстафеты и конкурсы с
неожиданными сюрпризами, шутками.
Соревнования, игры, состязания, походы, викторины, спартакиады
сближают самих учеников, а также решается проблема «учительученик».
При подведении итогов соревнования отмечаем каждого участника, для
чего разработана система поощрений (обычно медали, значки, открытки с
надписями «самый смелый», «самый ловкий» и т.д., девочки получают
сердечки «Мисс красавица», «Мисс очарование»). Получение мини призов
сглаживают горечь поражения всей команды, повышает интерес к подобным
мероприятиям.
Не меньшее значение имеет учёт психических особенностей учащихся:
детям с заторможенным восприятием и мышлением даётся больше
времени для осмысления заданий, подготовки к выполнению упражнения;
эмоциональным, легко возбудимым детям создают спокойную,
доброжелательную обстановку, в которой они демонстрируют свои
достижения;
детям нерешительным, предоставляется определенное время для
адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказывается страховок
и помощь (особенно необходимы поощрения и похвала).Ведущим считаем такой путь: от игры и соревнования к двигательному
навыку, повышению уровня физической подготовленности. Главное же и в
учебной, и во внеклассной деятельности – создавать атмосферу интереса к
занятиям физической культурой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. И.М.Бутин, И.А.Бутина, Т.Н.Леонтьева, С.М. Масленников
Физическая культура в начальных классах – М.: Издво ВЛАДОСПРЕСС,
2001
2. М.В. Видякин
Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе – Волгоград:
Учитель, 2006
3. М.Н. Жуков
Подвижные игры. – М.: Академия, 2000.
4. Ю.И. Иванов
Играйте на здоровье: подвижные игры, народные забавы, аттракционы. –
М.: Просвещение, 1991.
5. О.П. Козак
Путешествие в страну игр. – СПБ.: Дело, 1997.
6. И.М. Коротков
Подвижные игры для детей. – М.: Просвещение, 1987.
7. А.С. Кумынцев А.С.
Подвижные игры на уроках физической культуры
Спорт в школе. – 2002. №16 – С.5
8. Н.Д. Ломов
Спортивные и подвижные игры: Учебное пособие. – М.: Просвещение,
1992.