: «Подземные воды.»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
1) Образовательные:
2) Воспитательные:
3) Развивающие:
Методы и методические приёмы:
1) Ознакомление учащихся с условиями образования и основными типами подземных вод в Казахстане.
2) Познакомить учащихся с географией современного оледенения территории Казахстана, условиями образования ледников и их основными типами
1) Продолжить формирование естественно-научного
мировоззрения учащихся
2) Воспитывать интерес к предмету
3) Формирование экологических норм и правил бережного отношения к водным ресурсам
1) Стимулировать познавательную активность, умение
быстро и четко формулировать свои мысли.
2) Формирование комплекса общеучебных
познавательных умений: логически мыслить,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.
3) Продолжить развитие умений работы с географическими картами.
Словесные (эвристическая беседа, рассказ)
Наглядные (работа с картами)
Сравнение и обобщение
Самостоятельная работа с учебником
План урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация
учебной деятельности.
4) Восприятие и осознание нового материала
5) Закрепление пройденного материала
6) Комментирование Д/З
7) Подведение итогов урока. Комментирование
оценок.: «Подземные воды.»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
1) Образовательные:
2) Воспитательные:
3) Развивающие:
Методы и методические приёмы:
1) Ознакомление учащихся с условиями образования и основными типами подземных вод в Казахстане.
2) Познакомить учащихся с географией современного оледенения территории Казахстана, условиями образования ледников и их основными типами
1) Продолжить формирование естественно-научного
мировоззрения учащихся
2) Воспитывать интерес к предмету
3) Формирование экологических норм и правил бережного отношения к водным ресурсам
1) Стимулировать познавательную активность, умение
быстро и четко формулировать свои мысли.
2) Формирование комплекса общеучебных
познавательных умений: логически мыслить,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.
3) Продолжить развитие умений работы с географическими картами.
Словесные (эвристическая беседа, рассказ)
Наглядные (работа с картами)
Сравнение и обобщение
Самостоятельная работа с учебником
План урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация
учебной деятельности.
4) Восприятие и осознание нового материала
5) Закрепление пройденного материала
6) Комментирование Д/З
7) Подведение итогов урока. Комментирование
оценок.
Тема: «Подземные воды.»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
1) Образовательные:
1) Ознакомление учащихся с условиями образования и основными
типами подземных вод в Казахстане.
2) Познакомить учащихся с географией современного оледенения
территории Казахстана, условиями образования ледников и их
основными типами
2) Воспитательные:
3) Развивающие:
1) Продолжить формирование естественнонаучного
мировоззрения учащихся
2) Воспитывать интерес к предмету
3) Формирование экологических норм и правил бережного
отношения к водным ресурсам
1) Стимулировать познавательную активность, умение
быстро и четко формулировать свои мысли.
2) Формирование комплекса общеучебных
познавательных умений: логически мыслить,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять
главное.
3) Продолжить развитие умений работы с географическими
картами.
Методы и методические
приёмы:
Словесные (эвристическая беседа, рассказ)
Наглядные (работа с картами)
Сравнение и обобщение
Самостоятельная работа с учебником
План урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация
учебной деятельности.
4) Восприятие и осознание нового материала
5) Закрепление пройденного материала
6) Комментирование Д/З
7) Подведение итогов урока. Комментирование
оценок.I. Актуализация опорных знаний: работа с картой, устный опрос по вопросам:
1) На физической карте найдите Каспий.
2) Напишите в тетради названия стран, расположенных на побережье моря. Какая часть береговой
линии приходится на Казахстан?
3) Найдите на физической карте Казахстана озеро Арал и впадающие в него реки.
4) Каким раньше было Аральское море и какое оно сейчас? Объясните причины такого изменения.
5) Расскажите о климате в акватории Аральского моря.
6) Почему главные реки не доносят свои воды до Аральского моря?
7) К каким последствиям может привести сложившаяся экологическая обстановка в регионе
Аральского моря?
8) На физической карте найдите озеро Балхаш и впадающие в него главные реки.
9) Уровень воды Балхаша в последнее время снизился. Объясните причину этого.
10) Каково хозяйственное значение озера?
II. Изучение нового материала:
1) Общая характеристика подземных вод
Зап. в тетр.: подземные воды это воды, которые в твердом, жидком и парообразном состоянии
находятся в литосфере, в пустотах, щелях и трещинах между горными породами.
Вместе с водами рек, озер, морей и океанов создают гидросферу земного шара. В зависимости от
климата, характера горных пород и рельефа территории подземные воды бывают разных типов.
Зап. на доске:
Подземные воды
Трещинного типа
Трещинно-
пластового типа
Пластового типа
Встречаются в
горах Тянь-Шаня,
Алтая,
Жунгарского
Алатау и
Сарыарки
Встречаются на
Мангыстау, в
Мугоджарах и
Сарыарке
Сосредоточены в
крупных
впадинах -
Илийской,
Тургайской,
Зайсанской
Подземные воды трещинного типа распространены в горах ТяньШаня, Алтая, Жунгарского Алатау
и Сарыарки. Эти воды встречаются в трещинах палеозойских кристаллических горных пород (гранит,
песчаник и т.д.) и выходят на поверхность по склонам хребтов и ущелий, дают начало родникам и
ручьям. К тектоническим разломам, бывают приурочены минеральные источники.
Трещиннопластовый тип подземных вод образуется в толще мезозойских и палеозойских
пластовых отложений гор Мангыстау, Мугоджар и Сарыарки. Трещинные и трещиннопластовые
воды распространены во всех горных и мелкосопочных районах на площади 860 тыс. км2.
Пластовый тип подземных вод развит на всех равнинах и в предгорьях среди осадочных пород. Они
сосредоточены в крупных впадинах Илийской, Тургайской, Зайсанской и др.
В зависимости от глубины подземные воды делятся на грунтовые и глубинные (артезианские).
Грунтовые воды это подземные воды, расположенные близко к поверхности, выше первого
водонепроницаемого пласта. Они безнапорные, уровень воды изменяется в течение года по сезонам.При увеличении атмосферных осадков уровень воды поднимается, в засушливое время года
понижается. Грунтовые воды расположены на глубине от 3 до 30 м.
Местное население использует грунтовые воды с давних времен. В засушливых районах основным
источником водоснабжения служат колодцы, например, в пустынях только при наличии колодцев
занимаются животноводством. Поскольку грунтовые воды не могли обеспечить растущие
потребности народного хозяйства в воде, необходимо было найти новые, мощные источники. И такие
источники были найдены это глубинные (артезианские) воды.
Название артезианские связано с названием провинции Артуа во Франции, где в 1126 г. был
сооружен глубокий артезианский колодец.
На территории республики выявлено более 70 артезианских бассейнов, равных 70 озерам, таким, как
Балхаш. Артезианские воды высоконапорные и находятся между водонепроницаемыми пластами,
встречаются на платформах, низменностях, в межгорных впадинах. В Казахстане пресные
артезианские воды находятся на глубине от 50 до 2700 м, а соленые значительно глубже, на
Прикаспийской низменности, например, на глубине 1023 км. В Мойынкумах на глубине 300500 м
обнаружено целое подземное «море» площадью около 50 тыс. км2. Его воды могут быть использованы
в качестве питьевой и для орошения полей.
Подземные воды были найдены и в других районах республики, в частности, в зоне освоения
целинных земель.
Сегодня подземными водами обеспечены г. Алматы, 14 областей, свыше 200 районных центров, 3500
промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Созданы условия для орошения 100 млн. га
пастбищ и 50 тыс. га пахотных земель. В ближайшие годы подземные воды будут использованы еще
более широко.
В Казахстане проводятся изыскательские работы по выявлению глубинных горячих (термальных) вод.
Термальные воды могут быть использованы для нужд промышленности, а также для отопления
домов.
2) Минеральные воды.
Республика располагает богатыми ресурсами минеральных вод, обладающих целебными свойствами.
Эти минеральные источники различаются по температуре и степени содержания в них газов и солей
(углекислых, сероводородистых, хлористых, кальциевых, натриевых, железистых и др.). Многие из
них используются главным образом для курортносанаторного лечения и как столовая вода. На месте
источников построены санатории и курорты Алмаарасан, Капаларасан, Сарыагаш, Жаркентарасан.
В настоящее время на территории республики исследовано более 300 скважин и минеральных
источников, определены их лечебные свойства. Надо сказать, что первые сведения о целебных
источниках появились очень давно. Например, радоновые горячие минеральные воды известны с XIV
века и упоминаются в связи с описанием походов Хромого Тимура. Первое сообщение в печати о
природных лечебных свойствах Рахмановских ключей на Алтае появилось в 1834 году.
III. Закрепление:
1) Какие воды называют подземными?
2) Какое значение имеют подземные воды в жизни людей?
3) В чем отличие артезианских вод от грунтовых?
4) Используют ли подземные воды в нашей местности?
5) На какие типы делятся подземные воды?
6) Расскажите, каково значение минеральных вод.
Д/З: