История создания
Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете.
Поэтические жанры детской литературы.
История создания
Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жарптица". Это была обыкновенная
редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав
к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство",
Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М.
Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать
поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет
написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в
Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила.
Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о
том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась
сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским
писателем.
Тема
Свободы.
(Вернувшийся из поездки в Петроград в свою родную Африку Крокодил Крокодилович
призывает своих собратьев подняться на борьбу с людьмипоработителями, рассказав о
судьбе своего племянника, который умер недавно в петроградском зоологическом саду, успев
перед смертью сказать:
^ Не проклинаю палачей,
Ни их цепей, ни их бичей,
Но вам, предателидрузья,
Проклятье посылаю я!
Вы так могучи, так сильны –
Удавы, буйволы, слоны, –
Мы каждый день и каждый час
Из наших тюрем звали вас,
И ждали, верили, что вот
Освобождение придет.)
Идея
С помощью сказочного текста, написанного как бы для детей и в то же время не только дляних, критически проанализировать саму действительность.
Мотивы
Ярким мотивом, проходящим через весь текст произведения, стал мотив «освобождение
придет». (Томящиеся в неволе борцы обращаются к оставшимся на свободе соратникам с
призывом бороться за свободу. Советский читатель поэмы Чуковского не мог не видеть этой
скрытой пародии, саркастической усмешки поэта над канонизированными образами
большевизма).
Мотив страшного и смешного. (Например, "страшная история" про "девочку Лялечку",
завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым).
Содержание
Воодушевленные призывом Крокодила, поведавшего своим африканским друзьям о судьбе
своего несчастного племянника, погибшего в петроградском зоосаде, звери решают идти
войной на «проклятый Петроград», где «в неволе наши братья за решетками сидят». Звери
захватывают город, в него победоносно вступает «крокодилово полчище» и начинается
оккупация Петрограда. Только «доблестный Ваня Васильчиков» не убоялся «крокодилова
полчища» и с помощью игрушечного пистолета мальчик разгоняет войско оккупантов. Однако
животные в качестве заложницы берут в плен девочку Лялю, гулявшую по Таврической улице.
Звери предлагают людям компромисс – вернуть Лялю в обмен на освобождение всех
«пленных зверей» и их «мохнатых деток». Ваня Васильчиков, ведущий переговоры со
звериной ратью от имени людей, признает требования животных обоснованными:
^ Вашему народу
Я даю свободу,
Свободу я даю!
Я клетки поломаю,
Я цепи разбросаю…
Почему однако именно отрок Ваня Васильчиков оказывается победителем Крокодила
и «крокодилова полчища»? Потому, видимо, что Ваня является единственным в поэме
человеком, который умеет говорить на
языке животных.
Когда городовой обращается к Крокодилу со словами о том, что «крокодилам тут гулять
воспрещается», Крокодил, очевидно, не понимая обращенных к нему слов, проглатывает
городового «с сапогами и шашкою». Но стоит лишь заговорить Ване Васильчикову, какпроизнесенные этим отроком слова «Ты, злодей, пожираешь людей…» производят на
Крокодила ошеломляющее впечатление, он тут же перестает быть агрессивным и покоряется
отроку. Крокодил не ожидал, что среди населения Петрограда найдется человек, который
говорит на одном с ним языке. Этот необыкновенный дар, не свойственный людям,
принуждает Крокодила безоговорочно подчиняться.
Образы
Петроград в поэме Чуковского перестает быть человеческим городом, он теперь – большой,
самоуправляемый зверинец. В городе установлена нечеловеческая власть.
Крокодил. В его образе соединились и революционная, и реакционная репутация. Его образ –
своеобразная метафора государства.
^ Ваня Васильчиков, герой, может спасти весь народ от злодея.
Народ, изображенный трусливым, сам не знающий, как найти спасение из сложившейся
ситуации.
Изобразительновыразительные средства, которые использует в детских произведениях
Чуковский, опираются на написанные им заповеди для детских поэтов.
Среди них графичность, т.е. в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть
материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна образность:
^ Оглянулся Крокодил
И барбоса проглотил.
Проглотил его вместе с ошейником.
Словесная живопись по Чуковскому должна быть лирична:
^ Он вбегает в трамвай,
Все кричат: Айайай!
И бегом,
Кувырком,
По домам,
По углам:
Помогите! Спасите! Помилуйте!
Повышенная музыкальность поэтической речи, плавность, текучесть звуков:
Только Тотошеньке,
Только Кокошеньке
Не подарил
КрокодилНичегошеньки.
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии: см.
примеры выше.
Стихи не загромождены прилагательными. Так как ребенка по настоящему волнует в
литературе лишь действие, важно быстрое чередование событий: см. примеры выше.
Литературная аллюзия
У Чуковского так описывается рассказ Крокодила о впечатлениях от поездки в Петроград:
И встал печальный Крокодил
И медленно заговорил:
Узнайте, милые друзья,
Потрясена душа моя,
Я столько горя видел там,
Что даже ты, Гиппопотам,
И то завыл бы, как щенок,
Когда б его увидеть мог.
Там наши братья, как в аду,
В зоологическом саду.
Энергия ритма в сочетании со стремительным движением сюжета органично приводит
к плясовому финалу — не просто мажорному, а бурновесёлому:
Все ликуют
И танцуют,
Ваню милого целуют, —
И из каждого двора
Слышно громкое «ура»…
(«Крокодил»)