Поэтические жанры детской литературы.

  • Лекции
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

История создания Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете.
Иконка файла материала 33333.docx
Поэтические жанры детской литературы. История создания      Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар­птица". Это была обыкновенная  редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав  к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство",  Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать  поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет  написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в  Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила.  Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о  том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась  сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. Тема Свободы. (Вернувшийся из поездки в Петроград в свою родную Африку Крокодил Крокодилович  призывает своих собратьев подняться на борьбу с людьми­поработителями, рассказав о  судьбе своего племянника, который умер недавно в петроградском зоологическом саду, успев перед смертью сказать:  ^ Не проклинаю палачей, Ни их цепей, ни их бичей, Но вам, предатели­друзья, Проклятье посылаю я! Вы так могучи, так сильны –  Удавы, буйволы, слоны, –  Мы каждый день и каждый час Из наших тюрем звали вас, И ждали, верили, что вот Освобождение придет.) Идея С помощью сказочного текста, написанного как бы для детей и в то же время не только дляних, критически проанализировать саму действительность. Мотивы Ярким мотивом, проходящим через весь текст произведения, стал мотив «освобождение  придет». (Томящиеся в неволе борцы обращаются к оставшимся на свободе соратникам с  призывом бороться за свободу. Советский читатель поэмы Чуковского не мог не видеть этой  скрытой пародии, саркастической усмешки поэта над канонизированными образами  большевизма). Мотив страшного и смешного. (Например, "страшная история" про "девочку Лялечку",  завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым). Содержание Воодушевленные призывом Крокодила, поведавшего своим африканским друзьям о судьбе  своего несчастного племянника, погибшего в петроградском зоосаде, звери решают идти  войной на «проклятый Петроград», где «в неволе наши братья за решетками сидят». Звери  захватывают город, в него победоносно вступает «крокодилово полчище» и начинается  оккупация Петрограда. Только «доблестный Ваня Васильчиков» не убоялся «крокодилова  полчища» и с помощью игрушечного пистолета мальчик разгоняет войско оккупантов. Однако животные в качестве заложницы берут в плен девочку Лялю, гулявшую по Таврической улице. Звери предлагают людям компромисс – вернуть Лялю в обмен на освобождение всех  «пленных зверей» и их «мохнатых деток». Ваня Васильчиков, ведущий переговоры со  звериной ратью от имени людей, признает требования животных обоснованными: ^ Вашему народу Я даю свободу, Свободу я даю!  Я клетки поломаю, Я цепи разбросаю… Почему однако именно отрок Ваня Васильчиков оказывается победителем Крокодила и   «крокодилова   полчища»?   Потому,   видимо,   что   Ваня   является   единственным   в   поэме человеком, который умеет говорить на языке животных.  Когда городовой обращается к Крокодилу со словами о том, что «крокодилам тут гулять  воспрещается», Крокодил, очевидно, не понимая обращенных к нему слов, проглатывает  городового «с сапогами и шашкою». Но стоит лишь заговорить Ване Васильчикову, какпроизнесенные этим отроком слова «Ты, злодей, пожираешь людей…» производят на  Крокодила ошеломляющее впечатление, он тут же перестает быть агрессивным и покоряется  отроку. Крокодил не ожидал, что среди населения Петрограда найдется человек, который  говорит на одном с ним языке. Этот необыкновенный дар, не свойственный людям,  принуждает Крокодила безоговорочно подчиняться.  Образы Петроград в поэме Чуковского перестает быть человеческим городом, он теперь – большой,  самоуправляемый зверинец. В городе установлена нечеловеческая власть. Крокодил. В его образе соединились и революционная, и реакционная репутация. Его образ –  своеобразная метафора государства. ^ Ваня Васильчиков, герой, может спасти весь народ от злодея. Народ, изображенный трусливым, сам не знающий, как найти спасение из сложившейся  ситуации. Изобразительно­выразительные средства, которые использует в детских произведениях  Чуковский, опираются на написанные им заповеди для детских поэтов. Среди них графичность, т.е. в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть  материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна образность: ^ Оглянулся Крокодил И барбоса проглотил. Проглотил его вместе с ошейником. Словесная живопись по Чуковскому должна быть лирична:  ^ Он вбегает в трамвай, Все кричат:­ Ай­ай­ай!­ И бегом, Кувырком, По домам, По углам: ­ Помогите! Спасите! Помилуйте! Повышенная музыкальность поэтической речи, плавность, текучесть звуков: Только Тотошеньке,  Только Кокошеньке Не подарил КрокодилНичегошеньки. Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии: см.  примеры выше. Стихи не загромождены прилагательными. Так как ребенка по ­ настоящему волнует в  литературе лишь действие, важно быстрое чередование событий: см. примеры выше. Литературная аллюзия У Чуковского так описывается рассказ Крокодила о впечатлениях от поездки в Петроград: И встал печальный Крокодил И медленно заговорил: ­ Узнайте, милые друзья, Потрясена душа моя, Я столько горя видел там,  Что даже ты, Гиппопотам, И то завыл бы, как щенок, Когда б его увидеть мог.  Там наши братья, как в аду, В зоологическом саду.  Энергия ритма в сочетании со стремительным движением сюжета органично приводит к плясовому финалу — не просто мажорному, а бурно­весёлому: Все ликуют И танцуют, Ваню милого целуют, — И из каждого двора Слышно громкое «ура»…           («Крокодил»)