История создания
Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете.
33333.docx
Поэтические жанры детской литературы.
История создания
Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жарптица". Это была обыкновенная
редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав
к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство",
Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М.
Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать
поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет
написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в
Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила.
Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о
том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась
сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским
писателем.
Тема
Свободы.
(Вернувшийся из поездки в Петроград в свою родную Африку Крокодил Крокодилович
призывает своих собратьев подняться на борьбу с людьмипоработителями, рассказав о
судьбе своего племянника, который умер недавно в петроградском зоологическом саду, успев
перед смертью сказать:
^ Не проклинаю палачей,
Ни их цепей, ни их бичей,
Но вам, предателидрузья,
Проклятье посылаю я!
Вы так могучи, так сильны –
Удавы, буйволы, слоны, –
Мы каждый день и каждый час
Из наших тюрем звали вас,
И ждали, верили, что вот
Освобождение придет.)
Идея
С помощью сказочного текста, написанного как бы для детей и в то же время не только для них, критически проанализировать саму действительность.
Мотивы
Ярким мотивом, проходящим через весь текст произведения, стал мотив «освобождение
придет». (Томящиеся в неволе борцы обращаются к оставшимся на свободе соратникам с
призывом бороться за свободу. Советский читатель поэмы Чуковского не мог не видеть этой
скрытой пародии, саркастической усмешки поэта над канонизированными образами
большевизма).
Мотив страшного и смешного. (Например, "страшная история" про "девочку Лялечку",
завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым).
Содержание
Воодушевленные призывом Крокодила, поведавшего своим африканским друзьям о судьбе
своего несчастного племянника, погибшего в петроградском зоосаде, звери решают идти
войной на «проклятый Петроград», где «в неволе наши братья за решетками сидят». Звери
захватывают город, в него победоносно вступает «крокодилово полчище» и начинается
оккупация Петрограда. Только «доблестный Ваня Васильчиков» не убоялся «крокодилова
полчища» и с помощью игрушечного пистолета мальчик разгоняет войско оккупантов. Однако
животные в качестве заложницы берут в плен девочку Лялю, гулявшую по Таврической улице.
Звери предлагают людям компромисс – вернуть Лялю в обмен на освобождение всех
«пленных зверей» и их «мохнатых деток». Ваня Васильчиков, ведущий переговоры со
звериной ратью от имени людей, признает требования животных обоснованными:
^ Вашему народу
Я даю свободу,
Свободу я даю!
Я клетки поломаю,
Я цепи разбросаю…
Почему однако именно отрок Ваня Васильчиков оказывается победителем Крокодила
и «крокодилова полчища»? Потому, видимо, что Ваня является единственным в поэме
человеком, который умеет говорить на
языке животных.
Когда городовой обращается к Крокодилу со словами о том, что «крокодилам тут гулять
воспрещается», Крокодил, очевидно, не понимая обращенных к нему слов, проглатывает
городового «с сапогами и шашкою». Но стоит лишь заговорить Ване Васильчикову, как произнесенные этим отроком слова «Ты, злодей, пожираешь людей…» производят на
Крокодила ошеломляющее впечатление, он тут же перестает быть агрессивным и покоряется
отроку. Крокодил не ожидал, что среди населения Петрограда найдется человек, который
говорит на одном с ним языке. Этот необыкновенный дар, не свойственный людям,
принуждает Крокодила безоговорочно подчиняться.
Образы
Петроград в поэме Чуковского перестает быть человеческим городом, он теперь – большой,
самоуправляемый зверинец. В городе установлена нечеловеческая власть.
Крокодил. В его образе соединились и революционная, и реакционная репутация. Его образ –
своеобразная метафора государства.
^ Ваня Васильчиков, герой, может спасти весь народ от злодея.
Народ, изображенный трусливым, сам не знающий, как найти спасение из сложившейся
ситуации.
Изобразительновыразительные средства, которые использует в детских произведениях
Чуковский, опираются на написанные им заповеди для детских поэтов.
Среди них графичность, т.е. в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть
материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна образность:
^ Оглянулся Крокодил
И барбоса проглотил.
Проглотил его вместе с ошейником.
Словесная живопись по Чуковскому должна быть лирична:
^ Он вбегает в трамвай,
Все кричат: Айайай!
И бегом,
Кувырком,
По домам,
По углам:
Помогите! Спасите! Помилуйте!
Повышенная музыкальность поэтической речи, плавность, текучесть звуков:
Только Тотошеньке,
Только Кокошеньке
Не подарил
Крокодил Ничегошеньки.
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии: см.
примеры выше.
Стихи не загромождены прилагательными. Так как ребенка по настоящему волнует в
литературе лишь действие, важно быстрое чередование событий: см. примеры выше.
Литературная аллюзия
У Чуковского так описывается рассказ Крокодила о впечатлениях от поездки в Петроград:
И встал печальный Крокодил
И медленно заговорил:
Узнайте, милые друзья,
Потрясена душа моя,
Я столько горя видел там,
Что даже ты, Гиппопотам,
И то завыл бы, как щенок,
Когда б его увидеть мог.
Там наши братья, как в аду,
В зоологическом саду.
Энергия ритма в сочетании со стремительным движением сюжета органично приводит
к плясовому финалу — не просто мажорному, а бурновесёлому:
Все ликуют
И танцуют,
Ваню милого целуют, —
И из каждого двора
Слышно громкое «ура»…
(«Крокодил»)
Поэтические жанры детской литературы.
Поэтические жанры детской литературы.
Поэтические жанры детской литературы.
Поэтические жанры детской литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.