Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur53-korr.doc
Литературное чтение Урок 53. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. Чтение наизусть прозаических отрывков из повести Аксакова «Детские годы Багрова­внука». II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  3  Работа с текстами. Работа с текстами до чтения. Обсуждение темы урока. – Знакомы ли вам имена этих поэтов? © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1– Что вы знаете об Алексее Константиновиче Толстом? – Какое стихотворение поэта вы учили наизусть? – Знаете ли вы стихи А. Плещеева? – Почему стихи двух поэтов в учебнике помещены рядом? Что их объединяет? Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение текста стихотворения А.К. Толстого. Выявление первичного восприятия: – Какая строка показалась вам самой красивой? – Передайте своё восприятие стихотворения через цвет. 2) Аналитическое чтение стихотворения. – О чём стихотворение? (Тема должна быть сформулирована очень точно: не просто «весна», а «приход весны», или «ожидание весны», или «торжество весны»,   при   этом   учащиеся   цитатами   подтверждают   точность формулировки.) Чтение 1­й строфы. –   Слышите   ли   восклицание   в   начале   стихотворения?   (Вот   уж,   то   есть наконец­то.) –   Почему   столько   действия   в   четырёх   строчках?   (Весна   уже   в   разгаре,   всё меняется очень быстро.) – Каким чувством пронизаны строки? (Любви и радости –  кувшинчик, зовут друг друга, тёплый пар восходит.) Чтение 2­й строфы. – Какой лес можно назвать юным? (В этом слове – и описание леса, только что проснувшегося, одетого ещё не в листву, а в «зелёный дым», и уподобление леса всему молодому, юному – «нетерпеливо ждёт».) – Какой эпитет второй раз встречается в стихотворении? (Тёплый.) – Чувствуете ли общую теплоту стихотворения? Где? В каких строках? В каких 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2014 2словах? –  Кто,   что   подразумевается   под   словом  «всё»?   (И   снег,   и   поле,   и   земля,   и кувшинчик, и журавли, и лес, и все, кто это видит, понимает и принимает; «всё» – полная гармония природы и человека.) – Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому стихотворению? 3)  Выразительное   чтение   стихотворения.   (Задача   –   передать   радость, любовь, доброту, которыми пронизано всё стихотворение.) Работа с текстом во время чтения. 1. Самостоятельное чтение текста стихотворения А. Плещеева.  2. Вопросы после чтения: – Похожа ли весна Плещеева на весну Толстого? Чем? Заметили ли вы прямые переклички текстов? (Первые строки стихотворений.) 4) Аналитическое чтение стихотворения. – Какова весна в изображении Плещеева? – С каким чувством её ждут? 1–2­я строфы. – Как пересекаются реальность и ожидание в стихах? – Как их отделяет друг от друга автор? (Знаками препинания: ... !) – Прочитайте строчки, рисующие весну (1–2, 5–6). – Каким настроением пронизаны эти строки? 3–4­я строфы. – О ком 3­я строфа? – Только ли в природе бывает весна? – Что происходит с людьми при наступлении весны? – Что противопоставлено счастью и веселью? (Забота, тяжкий труд, горе.) – О ком идёт речь в этих строках, кому автор явно сострадает? (Вероятнее всего, крестьянам.) Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 3– Почему весна для них праздник? (Весной в душе каждого просыпаются мечты и надежды.) 5­я строфа. – Кто более всего счастлив в дни «природы обновленья»? – Почему именно дети и птички? (Они беззаботны, для них не существует забот, зла, тяжкого труда, горя.) 5) Выразительное чтение стихотворения. – Какие же два настроения соседствуют в стихотворении? –   Обозначьте   границы   смены,   подумайте,   как   это   отразится   на   чтении стихотворения. Работа с текстом после чтения. Беседа с учащимися. –   Что   объединяет   стихи   Толстого   и   Плещеева?   (Общая   тема,   настроение радости, общие картины весны и т.д.) – Что поэты видят, чувствуют по­разному? – Какие строчки вы бы могли назвать своими? – Какое из двух стихотворений ближе вам по настроению? –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. 1) Подготовить выразительное чтение обоих стихотворений. 2)   Нарисовать   иллюстрации   к   одному   из   них.   (Можно   обсудить,   какое стихотворение из двух легче проиллюстрировать.) © ООО «Баласс», 2014 4© ООО «Баласс», 2014 5

Посмотрите также