Погрешности Лабораторная работа №1 краткосрочный план

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Погрешности Лабораторная работа №1 краткосрочный план.docx

Краткосрочный план урока

Раздел

долгосрочного плана:

1.1  Физические измерения

Школа:

 

Дата:

 

ФИО учителя:

 

Класс:

10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Погрешности физических величин

Обработка результатов измерений

Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела, движущегося по наклонной плоскости»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.1.2.1 - различать систематические и случайные ошибки;

10.1.2.2 - определять зависимые, независимые и контролируемые (постоянные) физические величины;

10.1.2.3 - записывать конечный результат экспериментальных исследовании, исходя из точности измерений физических величин;

Цели урока

Все учащиеся научатся:

различать виды ошибок, определять среднее арифметическое значение физической величины

Большинство учащихся научится:

определять погрешности прямых измерений

Некоторые учащиеся научатся:

определять погрешности косвенных измерений

Критерии успеха

умеют правильно измерять, собирать доказательства и анализировать их.

умеют оценить погрешности практической работы и предлагать пути улучшения эксперимента.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология

среднее значение, отклонение , абсолютная погрешность, достоверность

точность, случайные ошибки, оценка рисков

Орташамәні, абсолютқателікжинақтылық, дәлдікқателіктер, кездейсоққателіктер, тәуекелдердібағалау

mean value, anomaly, absolute uncertainty, accuracy, precision, random errors, risk assessment

Серия полезных фраз для диалога/письма

Точность результата можно улучшить с помощью...

Риск... был снижен с помощью...

Нәтиженіңдәлдігін. … көмегіменжақсартуғаболады.

Тәуекелдер ... көмегіментөмендетілді

The accuracy of the result could be improved by...

The risk of... was reduced by...

Привитие ценностей

Привитие порядочности и человечности

Навыки использования ИКТ

Презентация Power Point

Межпредметные связи

Математика, запись числа в стандартном виде

Предварительные знания

Пройденный материал за 7 кл

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

1 мин

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие учащихся

Познакомить учащихся с целями обучения

 

Повторение тем за 7 класс (заполнение таблицы)

Измерения

Прямое

Косвенное

нахождение числового значения физической величины непосредственно средствами измерений.

нахождение числового значения физической величины по формуле, связывающей искомую величину с другими величинами, определяемыми прямыми измерениями.

Например, длину - линейкой, атмосферное давление- барометром.

Например сопротивление проводника определяют по формуле R=U/I, где U и I измеряются электроизмерительными приборами.

 

 

Погрешности

Случайные

Систематические

погрешности, соответствующие отклонению измеренного значения от истинного значения физической величины всегда в одну сторону (повышения или занижения). При повторных измерениях погрешность остается прежней.

погрешности, которые непредсказуемым образом меняют свое численное значение. и

Причины возникновения

1) несоответствие средств измерения эталону;

2) неправильная установка измерительных приборов (наклон, неуравновешенность);

3) несовпадение начальных показателей приборов с нулем и игнорирование поправок, которые в связи с этим возникают;

4) несоответствие измеряемого объекта с предположением о его свойствах (наличие пустот и т.д).

неровности на поверхности объекта, дуновение ветра, скачки напряжения

 

 

Абсолютные и относительные погрешности

            Для количественной оценки качества измерений вводят понятия абсолютной и относительной погрешностей измерений.

            Любое измерение можно указать в интервале, который содержит ее истинное значение:

Апр- ΔА < Аистпр+ ΔА (запись результата измерений)

            Величина ΔА называется абсолютной погрешностью измерения величины А. Абсолютная погрешность выражается в единицах измеряемой величины. Абсолютная погрешность равна модулю максимально возможного отклонения значения физической величины от измеренного значения. Апр- значение физической величины, полученное экспериментально, если измерение проводилось многократно, то среднее арифметическое этих измерений.

            Но для оценки качества измерения необходимо определить относительную погрешность e.

ε= ΔА/Апр или ε= (ΔА/Апр)*100%.

Другой вариант записи результата измерений:

Аистпр ΔА

Погрешности средств измерений

            Эти погрешности называют еще инструментальными или приборными. Они обусловлены конструкцией измерительного прибора, точностью его изготовления и градуировки. Обычно абсолютную инструментальную погрешность обозначают ΔА.

            Если сведений о допустимой погрешности не имеется (например у линейки), то в качестве этой погрешности можно принять половину цены деления.

 

Зависимые, независимые и контролируемые (постоянные) физические величины:

            Независимая переменная – та, которую изменяете вы сами. Зависимая переменная изменится вследствие изменения независимой переменной. Контролируемые – это величины, которые остаются неизменными во время всего эксперимента.

 

Для закрепления материала необходимо провести фронтальный опрос:

Для определения площади поверхности парты:

1.      Какие измерения будут являться прямыми? (длина, ширина)

2.      Какие измерения будут являться косвенными? (площадь парты)

3.      Определите относительную погрешность измерений для каждой физической величины:

εа=Δа/аср=

εb=Δb/bср=

4.      Вычислите площадь плоской прямоугольной фигуры по формуле

Sср=aср*bср=

5.      Определить абсолютную погрешность косвенного измерения. Воспользуемся следующим равенством:

εS=ΔS/Sср= Δа/аср+ Δb/bср

ΔS= εS×Sср

6.      Запишите результат косвенного измерения с учетом погрешностей:

S= Sср

 

Презентация

Середина урока

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела, движущегося по наклонной плоскости»

 

Цель работы: вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу. Для этого измеряют длину перемещения шарика за известное время Так как при равноускоренном движении без начальной скорости , можно найти ускорение шарика. Оно равно:

Cредства измерения: измерительная лента, метроном.

Материалы: желоб, шарик, штатив с муфтами и лапкой, металлический цилиндр.

Порядок выполнения работ:

1.      Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту. В нижний конец желоба положите металлический цилиндр.

2.      Пустив шарик (доновременно с ударом метронома) с верхнего конца желоба, подсчитатйте число ударовметронома до столкновения шарикас цилиндром. Опыт удобно проводить при 120 ударах метронома в минуту.

3.      Меняя угол наклона желоба к горизонту и производя небольшие передвижения металлического цилиндра, добейтесь того, чтобы между моментами пуска шарика и его столкновения с цилиндром было четыре удара метронома (три промежутка между ударами).

4.      Вычислите время движения шарика.

5.      С помощью измерительной ленты определите длину перемещения шарика. Не меняя наклона желоба (условия опыта должны оставаться неизменными), повторите опыт пять раз, добиваясь при этом совпадениячетвертого удара метронома с ударом шарика о металлический цилиндр (цилиндр для этого можно передвигать).

6.      По формуле найдите среднее значение перемещения, а затем рассчитайте среднее значение модуля ускорения: .

7.      Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

опыты

S

Sср, м

Число ударов метронома

T

аср, м/с2

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

8.      Сделайте вывод о проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец 2 урока

3 мин

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


различать виды ошибок, определять  среднее арифметическое значение физической величины

определять погрешности прямых измерений

определять погрешности косвенных измерений

По результатам лабораторной работы, фронтальный опрос

Правила техники безопасности в кабинете физики

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 


 

Посмотрите также