Поиски баланса между долгом и чувством в поэме А.А.Блока "Соловьиный сад"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок направлен на самостоятельную работу учащихся при работе с поэтическим текстом, поиску ответов на проблемные вопросы
Иконка файла материала Блок Соловьиный сад.docx

Раздел

Человек в эпоху перемен

ФИО педагога

Пуфель Ирина Сергеевна

Дата

14.10.2022г.

Класс      11 «Б»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

«Наказанье ли ждет, иль награда, /Если я уклонюсь от  пути?» (Поиски баланса между долгом и чувством в поэме А.А. Блока «Соловьиный сад»).

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

11.2.2 определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;

11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;

11.3.1 давать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя собственное отношение к проблематике в форме устных и письменных высказываний.

Цель урока

Все учащиеся смогут:

-определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста;

- характеризовать героев произведения.

Большинство учащихся смогут:

- аргументировать свою позицию по отношению к теме и проблеме произведения;

- определить роль персонажа в раскрытии идейно-тематического замысла;

- объяснить свою точку зрения в форме устных и письменных высказываний.

Некоторые учащиеся смогут:

- аргументировать свое мнение об актуальности произведения;

- дать критическую оценку произведения с позиции нравственных и эстетических ценностей.

Критерии успеха

- оценивает прослушанный материал с точки зрения содержания;

- оценивает прослушанный материал с точки зрения логики изложения материала;

- участвует в диалоге;

- обменивается мнениями по предложенной теме.

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Органицаци

онный момент

 

 

 

 

1. Деление класса на творческие группы (по ключевым словам из поэмы):

1 группа: осел, лом, камни, берег моря.

2 группа: соловей, сад, ручей, розы.

3 группа: долг, работа, нищета, зной.

4 группа: счастье, отдых, любовь, прохлада.

 

 

 

 

 

 2. Работа с эпиграфом урока.

 «Не забывай долга – это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».                    (А.А.Блок)

·         Почему Блок считает долг главным принципом жизни?

·         Почему нельзя отказаться от этого закона жизни и отдаться чувствам?

·         На что повлияет отсутствие долга в нашей жизни?

Выбираю одну карточку из предложенных учителем, объединяются в группы по значению ключевых слов.

 

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою позицию примерами из жизни поэта и своей собственной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание учителем

Карточки со словами, плакаты, фломастеры, карандаши, текст поэмы

Изучение новой темы

1. Работа в творческих группах.

1 группа. Предметный ряд скалистого берега и соловьиного сада.

Задание: найдите в тексте поэмы все предметы и образы и распределите их на две части (предметы скалистого берега моря и предметы соловьиного сада). Выделите доминирующий ключевой образ в каждом пространстве. Свой ответ аргументируйте примерами из текста.

 

2 группа. Цветовая палитра и звуковой ряд.

Задание: составьте цветовую палитру скалистого берега моря и соловьиного сада. Объясните, как цвет и звуки природы влияют на эмоциональное состояние лирического героя.

 

 3 группа. Состояние лирического героя.

Задание: опишите, что чувствует лирический герой поэмы на берегу моря и в соловьином саду. Где ему хорошо и комфортно, а куда он должен вернуться. Свой ответ аргументируйте примерами из текста.

 

4 группа. Выбор жизненного пути.

Задание: найдите в тексте поэмы вопросы, которые задет лирический герой самому себе. К какому выводу он приходит? Легко ли далось ему это решение? Свой ответ аргументируйте примерами из текста.

 

2. Защита групповых работ.

Дополнительные вопросы всем группам:

·         Как образы поэмы помогаю наглядно показать главный принцип символизма – двоемирие, разделение на реальность и мечту?

·         Почему Блок не использует конкретные названия цветов (желтый, черный, голубой, зеленый)?

·         Почему у лирического героя нет нейтрального эмоционального состояния (или все плохо, или нереально хорошо)?

·         Как найти баланс между долгом и чувством? Или выбор очевиден и другого пути нет?

 

- Так что же получает главный герой поэмы   - наказание или награду?

+ разбор записей на доске, которые были сделаны в ходе урока.

Работают в группах, свои ответы оформляют в виде диптиха.

+ метод «Графити на доске». В течение урока один ученик от каждой группы пишет свои мысли и выводы на доске для раскрытия темы урока.

 

 

 

Каждая группа представляет ответ на поставленный вопрос. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы, высказывают свое мнение.

 

 

Взаимооценивание друг друга по заданным критериям

Лист оценивания

Рефлексия

Метод «Воздушный шар»

Предлагается ряд вопросов по определенной теме следующего характера:

- Кто должен быть на воздушном шаре? Ученики записывают имена главных действующих лиц по вопросу: людей, чье присутствие на борту необходимо для того, что бы шар взлетел и был управляем.

 - Что должно быть в наличии, чтобы проект оказался успешным? На картинке с изображением шара ученики отмечают все, на их взгляд, необходимые элементы для успешности проекта.

 - Что замедляет его? Рядом с якорем ученики записывают факторы, препятствующие успешному старту проекта.

- Что помогает ему двигаться на большей скорости? Ученики отмечают факторы, не имеющие непосредственного отношения к воздушному шару, но способствующие успешности реализации проекта: работоспособность, мотивация, креативность и др.

 - Что может сбить шар с намеченного курса? С обеих сторон шара ученики отмечают проблемы, которые могут возникнуть в ходе выполнения проекта.

 

Слово учителя: Ребята, повесьте этот воздушный шар на самое видное место в доме и смотрите на него каждый день, вычеркивайте балласт и вписывайте только помощников, которые помогут вам в достижении ваших целей. Я хочу, чтобы ваш воздушный шар полетел в нужном направлении после окончания 11 класса и не сбился с намеченного курса. Спасибо за урок! Увидимся через неделю)))

Заполняют воздушный шар своими ответами-предположениями. После обмениваются шарами и высказывают свое мнение.

 

Самооценка

https://e7.pngegg.com/pngimages/305/776/png-clipart-hot-air-balloon-flight-air-balloon-watercolor-painting-balloon.pngВоздушный шар

 

 

 


 

Посмотрите также