Поисковые службы интернет

  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 28.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поисковые службы интернет.pptx

ОП Информационные технологии в профессиональной деятельности


Составитель: Клементьева И.О., преподаватель КМК.

Тема 1.1.11. Поисковые службы Интернет

Сестринское дело, Фармация, Лечебное дело

Содержание

Введение
Требования к студентам
Учебная информация:
Функции поисковых систем
Основные характеристики поисковых систем
Виды поисковых систем
Преимущества и недостатки поисковых систем
Контрольные задания
Термины и определения
Литература

Введение

Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.
Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP[2]. На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных.
Поисковая система  — это компьютерная система, предназначенная для поиска. Одно из наиболее известных применений поисковых систем — веб-сервисы для поиска текстовой или графической информации во Всемирной паутине.

Требования к студентам

После изучения темы «Поисковые службы интернет» студент должен ЗНАТЬ:
определение поисковой системы;
виды поисковых систем;

Функции поисковых систем

Поисковая система – это аппаратно-программный комплекс, который предназначен для осуществления функции поиска в интернете, и реагирующий на пользовательский запрос который обычно задают в виде какой-либо текстовой фразы (или точнее поискового запроса), выдачей ссылочного списка на информационные источники, осуществляющейся по релевантности. Самые распространенные и крупные системы поиска: Google, Bing, Yahoo, Baidu. В Рунете – Яндекс, Mail.Ru, Рамблер.
Самая основная задача каждой поисковой системы – доставить людям именно тот вид информации, который им нужен. А приучить пользователей создавать «правильный» вид запросов к поисковым системам, то есть фразы, которые будут соответствовать их принципам работы, практически, невозможно.

Основные характеристики поисковых систем

Полнота
Полнота является одной из главнейших характеристик поиска, она представляет собой отношение цифры найденных по запросу информационных документов к их общему числу в интернете, относящихся к данному запросу. Например, в сети есть 100 страниц имеющих словосочетание «как выбрать авто», а по такому же запросу было отобрано всего 60 из общего количества, то в данном случае полнота поиска составит 0,6. Понятно, что чем полнее сам поиск, тем больше вероятность, что пользователь найдет именно тот документ, который ему необходим, конечно, если он вообще существует.

Основные характеристики поисковых систем (продолжение)

Точность
Еще одна основная функция поисковой системы – точность. Она определяет степень соответствия запросу пользователя найденных страниц в Сети. К примеру, если по ключевой фразе «как выбрать автомобиль» найдется сотня документов, в половине из них содержится данное словосочетание, а в остальных просто есть в наличии такие слова (как грамотно выбрать автомагнитолу, и установить ее в автомобиль»), то поисковая точность равна 50/100 = 0,5.
Чем поиск точнее, тем скорее пользователь найдет необходимую ему информацию, тем меньше разнообразного «мусора» будет встречаться среди результатов, тем меньше найденных документов будут не соответствовать смыслу запроса.

Основные характеристики поисковых систем (продолжение)

Актуальность
Это значимая составляющая поиска, которую характеризует время, проходящее с момента опубликования информации в интернете до занесения ее в индексную базу поисковика.
К примеру, на следующий день после возникновения информации о выходе нового iPad, множество пользователей обратилась к поиску с соответствующими видами запросов. В большинстве случаев информация об этой новости уже доступна в поиске, хотя времени с момента ее появления прошло очень мало. Это происходит благодаря наличию у крупных поисковых систем «быстрой базы», которая обновляется несколько раз за день.

Основные характеристики поисковых систем (продолжение)

Скорость поиска
Такая функция как скорость поиска теснейшим образом связана с так называемой «устойчивостью к нагрузкам». Ежесекундно к поиску обращается огромное количество людей, подобная загруженность требует значительного сокращения времени для обработки одного запроса. Тут интересы, как поисковой системы, так и пользователя целиком совпадают: посетитель хочет получить результаты как можно быстрее, а поисковая система должна отработать его запрос тоже максимально быстро, чтобы не притормозить обработку последующих запросов.

Основные характеристики поисковых систем (окончание)

Наглядность
Наглядное представление результатов является важнейшим элементом удобства поиска. По множеству запросов поисковая система находит тысячи, а в некоторых случаях и миллионы разных документов. Вследствие нечеткости составления ключевых фраз для поиска или его не точности, даже самые первые результаты запроса не всегда имеют только нужные сведения

Виды поисковых систем

Rumbler
Yandex
Google
Aport
MSN
Yahoo!

Виды поисковых систем (продолжение)

Виды поисковых систем (продолжение)

Rambler  
первая поисковая система  русского Интернета, появилась  на свет в  1996 году. Ее создатели,  группа «Стек» из подмосковного  Пущино, начинали с создания локальной  городской сети, и подключения  к Интернету. В 1992 году «Стек» запускает собственные ftp- и mail-серверы. Следующим шагом к светлому будущему, стало создание поисковой системы. Дмитрий Крюков и Сергей Лысаков начали с того что дали проекту название «Rambler». Им понравилось значение этого слова «скиталец, бродяга», выражающее саму суть поисковика. К осени 1996 года, окончательный вариант поисковой системы был готов, а 8 октября «Rambler» был запущен.

Виды поисковых систем (продолжение)

Виды поисковых систем (продолжение)

Yandex 
«Яндекс» — российская транснациональная компания, зарегистрированная в Нидерландах и владеющая одноимённой системой поиска в сети, интернет – порталами  и службами в нескольких странах.
Поисковый продукт «Яндекс» появился в 1993 году. Название системы Яндекс  придумали вместе Аркадий Волож и Илья Сегалович.  Поисковая система «Яндекс» является четвёртой среди поисковых систем мира по количеству обрабатываемых поисковых запросов .

Виды поисковых систем (продолжение)

Виды поисковых систем (продолжение)

Google
По  статистике является самой популярной поисковой системой в мире. Основатели Google - аспиранты Стэнфордского университета Сергей Брин и Ларри Пейдж. Из скромной затеи двух энтузиастов она выросла  в интернет-гиганта, услугами которого ежедневно пользуются миллионы человек в 80 странах мира. В одном из интервью Брин, родившийся в Москве, объяснил появление Google так: "Когда мы начинали, было несколько поисковиков, но качество их работы оставляло желать лучшего.

Виды поисковых систем (продолжение)

Виды поисковых систем (продолжение)

Aport
Поисковая система Апорт впервые была презентована на пресс-конференции компании «Агама»  в феврале 1996 года. Тогда система  работала только по сайту russia.agama.com. К  моменту официальной презентации, 11 ноября 1997 года, в поисковой системе Апорт был проиндексирован первый миллион документов, расположенных на 10 тысячах серверов. Отцом www.aport.ruстала компания «Агама» - разработчик программного обеспечения для Windows. Это отразилось и на создании поисковой системы, в отличие от большинства конкурентов Aport продолжает работать под управлением ОС Windows

Виды поисковых систем (продолжение)

Виды поисковых систем (продолжение)

MSN
Когда-то MSN Search был одним из лучших поисковиков, но и сегодня он по-прежнему стоит  внимания. MSN Search пользовался каталогами сайтов LookSmart и получал лучшие отзывы пользователей, поскольку за проектом стояла команда редакторов, которая отслеживала наиболее частые запросы, вводимые в поисковую форму, и подбирала сайты, наиболее релевантные тематике запроса. Такая методика давала хорошие результаты.
Сегодня MSN Search ищет новые пути развития. Система  производит поиск по материалам Yahoo, но не отличается той функциональностью и многообразием параметров, которые предлагает сам Yahoo. В то же время, MSN Search разрабатывает собственные роботы и планирует другие перемены, которые должны полностью обновить систему.

Виды поисковых систем (продолжение)

Виды поисковых систем (окончание)

Yahoo!
В 1994 году, студенты Стэндфордского университета, Джерри Янг и Дэвид Фило, готовились к защите диссертации в области компьютерного проектирования интегральных схем. Для этого им приходилось много времени проводить в сети Интернет, в поисках нужной информации и копить ссылки. Списки со ссылками росли, потом Янг и Фило забросили диссертацию и принялись исключительно коллекционировать ссылки. К середине 1994 года их стало много, они отсортировали ссылки по категориям, потом в категориях ссылок стало тоже много, появились подкатегории. Но список Джерри и Дэвида не был предназначен для всеобщего обозрения - он составлялся исключительно для друзей. Время шло, а посещаемость все росла и росла. Адрес сайта пошел по рукам.
Первым  шагом к успеху стало новое, запоминающееся название – Yahoo! Следуя пожеланиям пользователей, создатели www.Yahoo.com, стали преобразовывать сайт. 
.

Преимущества и недостатки поисковых систем

Поисковая система

Преимущества

Недостатки

Rambler

1)Система  работает с большой скоростью  поиска.
2)Обновление поискового  индекса происходит несколько  раз в день.
3) Поисковик всегда находит самые свежие документы и последние новости.
4) Обладает близким к оптимальному выводом результатов поиска.
5)Производит ранжирование 
результатов в зависимости от  частоты употребления и местоположения  искомых терминов.
6) Один и тот же документ в различных кодировках показывается только один раз, а его конкретные адреса суммируются в списке, идущим за резюме.

1) На величину индекса релевантности влияет время существования сайта в сети.  Эта особенность позволяет пользователям находить ресурсы, которые давно существуют, успешно развиваются, а не сайты-однодневки. Но такой подход значительно затрудняет попадание в выдачу новых сайтов, информация на которых подчас оказывается актуальной и, возможно, более важной для пользователя.
2) невозможность осуществления поиска по целой фразе указывая в запросах предельное расстояние искомых терминов друг от друга.

Преимущества и недостатки поисковых систем (продолжение)

Поисковая система

Преимущества

Недостатки

Яндекс

1)Постоянное развитие системы.
2)Качество выдачи растет, все больше удобных сервисов предлагает компания: каталог, карты, новости, прогноз погоды, почта.
3)Глубокий морфологический  анализ 
обрабатываемых терминов.
4)Обладает хорошим  механизмом 
распознавания одного  документа в
 нескольких кодировках  или на 
зеркальных серверах.
5)Оригинально сконструированный 
механизм выдачи результатов.
6) Огромная индексная база

1) Разница в выдаче при наборе слова с большой (маленькой) буквы (иногда выдача меняется, иногда нет).
2) Частое выпадение секторов поисковой базы - когда исчезают части сайтов из выдачи и восстанавливаются через 2-5 дней.
3) Обновление индексов поисковой базы происходит недостаточно часто и регулярно.

Преимущества и недостатки поисковых систем (продолжение)

Поисковая система

Преимущества

Недостатки

Google

1)Очень  мощная поисковая система,
 которая  находится в постоянном развитии
2)База индексов  этой системы обновляется раз  в два дня, качество выдачи  очень высокое, найти необходимый документ или информацию довольно легко.
3)Система ориентирована  в основном на 
ссылки, причем  учитываются как входящие, так  и исходящие ссылки с ресурса.
4) Способна выдавать результаты на запросы по семантике языка программирования (исходный код поиска).

1) Нередко  встречаются ссылки на сайты с уже устаревшей информацией.
2) Случается, что ссылки, которые находятся в результатах поиска, ведут на сайт, находящийся в стадии разработки.
3) На запрос «фильм» и «фильмы» результаты поиска будут отличаться.
4) отсутствие возможности указать конкретную грамматическую форму слова, либо ударение также значительно усложняет процесс поиска информации.

Преимущества и недостатки поисковых систем (продолжение)

Поисковая система

Преимущества

Недостатки

Aport

1)Содержит довольно  удобный в пользовании каталог.
2)Широкие возможности  составления
 запроса.
3) Автоматический  перевод запроса с русского на английский язык и наоборот.
4)Реконструкция  проиндексированных 
страниц происходит  из собственной базы. Это дает  возможность просмотра уже 
несуществующих  страниц.

1)Не всегда быстро  находит то, что от него просишь.
2)Каталог  не  обновлялся уже  очень давно.
3)Способен выделять  один и  тот же документ в  различных  кодировках и выдавать ссылку на него лишь один  раз,  перечисляя конкретные адреса  в списке URL.
4)Не всегда корректная обработка названий страниц, из-за чего в результатах поиска часто указывается “документ без названия”, в то время как метки title на большинстве таких страниц содержат важные данные.

Преимущества и недостатки поисковых систем (продолжение)

Поисковая система

Преимущества

Недостатки

MSN

1) Предоставляет пользователям возможность сортировать результаты поиска: по дате, по алфавиту, по релевантности.
2) При осуществлении поиск по ключевому слову, команда специалистов компании отслеживает наиболее релевантные на их взгляд сайты, вручную отбирают и классифицируют их, и вносят в определенные рубрики директории.
3) ранжирования узлов  по популярности и сезонным изменениям.
4) Помощь со стороны человека-редактора.

1) Поисковая система полна спамом.
2)Использует внешние  данные для обработки поисковых  запросов, поэтому на релевантность  влияют: расположение ключевых слов, популярность ресурса и текст ведущих на сайт, и ведущих с сайта ссылок.

Преимущества и недостатки поисковых систем (окончание)

Поисковая система

Преимущества

Недостатки

Yahoo!

1) Содержит ссылки, которые наиболее полно отвечают 
указанной в запросе тематике.
2)Имеются интеллектуальные  средства 
«отсечения» пустых, находящихся  в разработке или чисто
 рекламных  сайтов, далеких от искомой тематики.
3) Всегда легко  определить, в каком разделе находится  нужная 
информация
4) В случае если  на Yahoo нет результатов, сразу выводятся результаты с AltaVista.

1) Возможна проблема с отсутствующими страницами, поскольку веб-мастера обычно забывают удалить свои сайты с поисковых систем, а на Yahoo нет механизма автоматического обновления.
2) Чисто русские ресурсы не добавляются, потому что их просто некому смотреть и оценивать содержимое.
2)Нет собственной поисковой машины.
3) Ищет слова, заданные в критерии поиска только в названии и описании страницы

Контрольные задания

Один из основных способов поиска информации – это:

указание расширения поисковой информации

указание адреса страницы

Неправильно

Правильно

Укажите ответ

указание протокола

Раскрыть правильный ответ

Ответ:
На данный момент выделяют всего три вида поиска информации:
через указание прямого адреса сайта, где размещены нужные данные и необходимая информация;
серфинг по ссылкам с помощью персонального компьютера в сети интернет;
с помощью поисковых систем (машин) в интернет.

Поисковая система – это:


каталог

веб – сайт

Неправильно

Правильно

Укажите ответ

файл

Раскрыть правильный ответ

Ответ:
Поисковая система - это специальный вид веб-сайта, который помогает пользователям найти нужные страницы других сайтов






Основная характеристика результатов поиска – это:

визуальность

точность

Неправильно

Правильно

Укажите ответ

субъективность

Раскрыть правильный ответ

Ответ:
Основные характеристики поисковых систем:
Полнота
Точность
Актуальность
Скорость поиска
Наглядность


Поисковая система Rambler была создана:

в 1991 году

в 1996 году

Неправильно

Правильно

Укажите ответ

в 2000 году

Раскрыть правильный ответ

Ответ:
первая поисковая система  Rumbler русского Интернета,  
появилась  на свет в  1996 году





Самая популярная поисковая система в мире?

Yandex

Google

Неправильно

Правильно

Укажите ответ

Yahoo!

Раскрыть правильный ответ

Ответ:
По  статистике Google является самой популярной поисковой системой в мире.







  Слово «Яндекс» придумал:

Клод Шеннон

Илья Сегалович

Неправильно

Правильно

Укажите ответ

Говард Айкен

Раскрыть правильный ответ

Ответ:
Поисковый продукт «Яндекс» появился в 1993 году. Название системы Яндекс  придумали вместе Аркадий Волож и Илья Сегалович






Конец выполнения контрольных заданий

Термины и определения

Термин

Определение

Интернет

всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации

Поисковая система

это компьютерная система, предназначенная для поиска

Литература

Босова, Информатика. 9 класс. Учебник, 2017 г. – 146 с.
Поляков, Еремин: Информатика. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень, 2018. – 54 с.

Конец работы. Вы действительно хотите закончить работу с информационным учебным материалом темы «Поисковые службы интернет»?

Да

Нет

Посмотрите также