Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании ЦМК ОГСЭ Протокол № ____ «____» _______________ 20 ___ г. Председатель ЦМК ____________Л.М Иванова |
утверждено Зав. филиалом БПОУ «ЧМК» МЗ Чувашии в г. Канаш ____________ Т.Э Фадеева |
Методическая разработка теоретического занятия
Показательная функция,
свойства и график.
учебная дисциплина БД. 04 Математика
специальность 34.02.01Сестринское дело
(базовая подготовка)
Канаш, 2021
Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Аннотация
Данная методическая разработка по теме «Показательная функция, свойства и график» является уроком изучения нового материала. Урок построен так, чтобы обучающиеся, опираясь на ранее полученные знания, могли вывести формулы сами. Материал урока направлен на изучение показательной функции, свойства и график.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. методический блок
1.1. Учебно-методическая карта
Формы деятельности
1.2. Технологическая карта
2. Информационный блок
2.1. План лекции
2.2 Текст лекции
2.3. Глоссарий
3. Контролирующий блок
Данная методическая разработка по теме «Показательная функция, свойства и
график» является уроком изучения нового материала. Материал урока направлен на
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, навыков
исследовательской деятельности, творческих способностей обучающихся. Структура
урока: постановка цели и задач урока; повторение умений и навыков, являющихся
опорой для восприятия новой темы; проведение проверочных упражнений (устная
работа); изучение показательной функции, свойства и график. Упражнения на
закрепление данного алгоритма; тренировочные упражнения по образу и подобию в
виде самостоятельной работы; самоконтроль обучающихся.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает
интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную
работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность.
Тема занятия |
Показательная функция, свойства и график. |
||||||
Учебная дисциплина |
БД.04 Математика |
||||||
Специальность |
34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) |
||||||
Курс |
I |
||||||
Группа |
9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20. |
||||||
Место проведения |
Кабинет № 5 |
||||||
Продолжительность занятия |
90 мин. |
||||||
Характеристика занятия |
Вид |
Вид занятия Лекция текущая, обзорная.
|
|||||
Тип |
Типы учебных занятий урок изучения нового материала; комбинированный урок
|
||||||
Форма |
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий. Формы деятельностиФронтальная.
|
||||||
Технологии обучения |
Традиционная технология обучения Технология развивающего обучения
|
||||||
Методы обучения |
Метод Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму. Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций
|
||||||
Средства обучения |
1.По характеру воздействия на обучаемых: ИКТ - презентации; 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия.
|
||||||
Методическая цель |
Методическая цель - отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений. - реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы; |
||||||
Цели и задачи занятия |
Воспитательная |
Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.
|
Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний; Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.
|
||||
Образовательная |
Рассмотреть свойства показательной функции и ее график Выяснить значение показательной функции Применять полученные знания в простейших ситуациях. Систематизировать знания о показательной функции. |
Учиться отличать показательную функцию от других функций, в частности от степенной функции. Учиться строить график показательной функции Знать свойства показательной функции Выяснить значение показательной функции в природе и технике
|
|||||
Развивающая |
Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;
|
Формировать навыки познавательного мышления. Продолжить развитие умения выделять главное. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развивать
навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и
самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную
математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях
и умениях при выполнении разных видов работ. |
|||||
Планируемый результат |
Уметь |
Отличать показательную функцию от других функций, в частности от степенной функции. Строить график показательной функции Знать свойства показательной функции
|
|||||
Знать |
Определение показательной функции, свойства и график.. Значение показательной функции в природе и технике.
|
||||||
Формирование компетенций у обучающихся |
Общие (ОК)
|
Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
|
|||||
Профессиональные (ПК) |
П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; |
||||||
Межпредметные связи |
Входящие |
История |
Показательная функция. |
||||
Выходящие |
Геометрия |
|
|||||
|
|
||||||
|
|
||||||
Внутрипредметные |
Алгебра, геометрия |
||||||
Действительные числа |
|||||||
Оснащение занятия |
Методическое |
Методическая разработка занятия. |
|||||
Материально-техническое |
Ручка, карандаш, тетрадь, линейка. |
||||||
Информационное |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||||
Список литературы |
Основная |
1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455. 2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с. |
|||||
Дополнительная |
1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. – 2017. – 344 с. 2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов. – М., 2018. - 384 с.
|
||||||
Интернет-ресурсы |
1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. 2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472. 3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
||||||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
Формируемые ОК и ПК |
|
1. Организационный этап -5 мин. |
||||
Проверяет готовность обучающихся к занятию. дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку |
Готовятся к началу занятия. |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин. |
||||
Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. |
По очереди комментируют свои решения. Приводят примеры. Пишут под диктовку.
|
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин. |
||||
Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя на урок.
|
Эмоционально настраиваются и готовятся обучающихся на урок. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
4. Актуализация знаний - 30 мин. |
||||
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности
|
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.
|
Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения . Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
5. Первичное усвоение новых знаний - 10 мин. |
||||
Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.
|
Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь. |
Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
6. Первичная проверка понимания - 10 мин. |
||||
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
|
Отвечают на заданные вопросы преподавателем. |
Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
7. Первичное закрепление - 5 мин. |
||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм. |
записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;
|
Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин |
||||
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала. |
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух; |
Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 мин |
||||
Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.
|
Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
10. Рефлексия (подведение итогов занятия) , 5 мин |
||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
|
1. Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”
|
Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Уровень усвоения |
1. |
Устная работа. Повторение. Проверка домашнего задания. |
1 |
2. |
Объяснение темы Показательная функция, свойства и график. |
|
|
2. 1.Основные определения. |
2 |
|
2.2.Свойства показательной функции. |
2 |
|
2.3 График. |
|
3. |
Закрепление нового материала. |
|
|
3.1 Решение примеров устно 195,198 и 199. |
3 |
|
3.2 Решение задач на построение графиков показательной функции |
3 |
|
3.3 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля. |
|
4 |
Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№192-200) |
3 |
5. |
Домашнее задание № 192-200 (четные пункты). |
3 |
2.2 Текст лекции
Показательная функция.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- какая функция называется показательной;
- какие свойства имеет показательная функция в зависимости от ее основания;
- какой вид имеет график показательной функции в зависимости от ее основания;
- примеры реальных процессов, описываемых показательной функцией.
Теоретический материал.
1. Определение, свойства и график показательной функции
Определение: Функция вида y=ах, a>0, а≠1 называется показательной функцией с основанием а.
Такое название она получила потому, что независимая переменная стоит в показателе. Основание а – заданное число.
Для положительного основания значение степени ах можно найти для любого значения показателя х – и целого, и рационального, и иррационального, то есть для любого действительного значения.
Сформулируем основные свойства показательной функции.
1. Область определения.
Как мы уже сказали, степень ах для a>0 определена для любого действительного значения переменной х, поэтому область определения показательной функции D(y)=R.
2. Множество значений.
Так как основание степени положительно, то очевидно, что функция может принимать только положительные значения.
Множество значений показательной функции Е(y)=R+, или Е(y)=(0; +∞).
3. Корни (нули) функции.
Так как основание a>0, то ни при каких значениях переменной х функция не обращается в 0 и корней не имеет.
4. Монотонность.
При a>1 функция монотонно возрастает.
При 0<a<1 функция монотонно убывает.
5. При любом значении а значение функции y (0) = а0 =1.
6. Графики показательных функций изображены на рисунках:
1) для случая a>1:
2) для случая 0<a<1:
Построим графики функций y=2x и y=(12)x, использовав рассмотренные свойства и найдя несколько точек, принадлежащих графику.
Пример:
отметим, что график функции y=2x проходит через точку (0;1) и расположен выше оси Ox.
Если x<0 и убывает, то график быстро приближается к оси Ox (но не пересекает её);
если x>0 и возрастает, то график быстро поднимается вверх.
Такой вид имеет график любой функции y=ax, если a>1.
Пример:
График функции y=(1/2)x также проходит через точку (0;1) и расположен выше оси Ox.
Если x>0 и возрастает, то график быстро приближается к оси Ox (не пересекая её);
если x<0 и убывает, то график быстро поднимается вверх.Такой же вид имеет график любой функции y=ax, если 0<a<1
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пример 1.
Выберите показательные функции, которые являются монотонно убывающими.
Решение:
Монотонно убывающими являются показательные функции, основание
которых положительно и меньше единицы. Такими функциями являются: 2) и 4)
(независимо от того, что коэффициент в показателе функции 4) равен 0,5),
заметим, что функцию 4) можно переписать в виде: ,
используя свойство степеней.
Также монотонно убывающей будет функция 5). Воспользуемся свойством степеней и представим ее в виде:
2)
4) 5)
Пример 2.
Найдите множество значений функции y=3x+1– 3.
Решение:
Рассмотрим функцию.
Так как 3x+1>0, то 3x+1– 3>–3, то есть множество значений:
(– 3; +∞).
Пример 3.
Найдите множество значений функции y=|2x– 2|
Рассмотрим функцию.
2x–2>–2, но, так как мы рассматриваем модуль этого
выражения, то получаем: |2x– 2|0.
4. Решение задач № 192-200 (не четные)
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание: выучить теоретический материал, № 192- 200 (четные).
Термин |
Значение |
Монотонно возрастающая. |
Это функция на промежутке <a; b>, если (чем больше аргумент, тем больше значение функции).
|
Показательная функция. |
Это функция вида
|
Монотонно убывающая. |
Это
функция на промежутке <a;
b>, если
|
3. Контролирующий блок
Вариант 1.
Тест по теме «Показательная функция»
1. Из приведенных ниже функций укажите показательную:
а) у=х3 б) в)
г)
1) а и в
2) а и б
3) в и г
4) б и г
2. Из приведенных ниже утверждений верными являются:
а)
функция принимает в
некоторой точке значение 0;
б)
функция является
нечетной;
в)
функция пересекает
ось Оу в точке (0; 1);
г)
функция принимает
только положительные значения.
1) а и в
2) а и б
3) в и г
4) б и г
3. При каких
значениях х выражении больше 1?
1) x>0
2) x<0
3) x>1
4) x<1
4. Областью значений
функции является
множество
1)
2)
3)
4)
5. Из приведенных ниже утверждений верными являются:
а)
графики функций и
симметричны
относительно оси ординат;
б)
графики функций и
пересекают
ось Оу в точке (0; 1);
в)
графики функций и
симметричны
относительно оси абсцисс;
г)
графики функций и
пересекают
ось Ох в точке (1; 0).
1) а и в
2) а и б
3) в и г
4) б и г
6. Из приведенных ниже функций укажите возрастающие:
а) б)
в)
г)
1) а и в
2) а и б
3) в и г
4) б и г
7. Корень
уравнения равен
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
8. Выражение 2а,
где а - корень уравнения , равно
1) 9
2) 11
3) -11
4) -9
9. Произведение
корней уравнения равно
1) 19
2) -19
3) -24
4) -18
10. Наименьшее целое
значение х, удовлетворяющее неравенству , равно
1) 0
2) -1
3) 1
4) не существует
Вариант 2.
Тест по теме «Показательная функция»
1. Из приведенных ниже функций укажите показательную:
а) у=х7 б) в)
г)
1) а и в
2) а и б
3) в и г
4) б и г
2. Из приведенных ниже утверждений верными являются:
а)
функция не принимает
значение 0;
б)
функция является
четной;
в)
функция пересекает
ось Оу в точке (0; 1);
г)
функция принимает
только неотрицательные значения.
1) а и в
2) а и б
3) в и г
4) б и г
3. При каких
значениях х выражении меньше 1?
1) x>0
2) x<0
3) x>1
4) x<1
4. Областью значений
функции является
множество
1)
2)
3)
4)
5. Из приведенных ниже утверждений верными являются:
а)
графики функций и
симметричны
относительно оси ординат;
б)
графики функций и
не
пересекают ось Ох;
в)
графики функций и
симметричны
относительно оси абсцисс;
г)
графики функций и
пересекают
ось Оу в разных точках.
1) а и в
2) а и б
3) в и г
4) б и г
6. Из приведенных ниже функций укажите убывающие:
а) б)
в)
г)
1) а и в
2) а и б
3) в и г
4) б и г
7. Корень
уравнения равен
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
8. Произведение
корней уравнения равна
1) 4
2) -12
3) 1
4) -2
9. Сумма корней
уравнения равно
1) -37
2) 37
3) 1
4) -1
10. Наибольшее целое
значение х, удовлетворяющее неравенству , равно
1) 2
2) 3
3) 0
4) не существует
Вариант 1.
Вариант 2.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.