Этапы урока были выбраны с учетом типа урока, это был первый урок по данной теме. Все запланированные этапы урока были проведены четко, последовательно с со-блюдением временных рамок. Каждый последующий этап начинался с логической связки с предыдущим. Выбранная структура урока соответствовала его типу и содержанию. Тема подразумевала изучение большого материала, поэтому урок был насыщенным, мобилизующим на активную работу. На уроке использовались коллективная и индивидуальная форма работы.
На этапе актуализации знаний учащиеся вспомнили свойства степеней с действительным показателем, эти свойства проговаривались учениками, что способствовало лучшему их запоминанию
Конспект урока по алгебре и началам анализа для учащихся 11 класса
средних общеобразовательных учреждений
Тема урока: «Показательные уравнения».
Цель урока:
Образовательная: показать виды и способы решения показательных уравнений.
Развивающая: развитие познавательных процессов учащихся; зрительной и
слуховой памяти, логического и математического мышления, воображения, устойчивости,
гибкости и способности к распределению внимания.
Воспитательная: воспитание у учащихся аккуратности и точности при выполнении
заданий у доски и ведения тетрадей, умения работать в коллективе, коммуникабельности,
дисциплинированности на уроке, ответственности за свои действия, самостоятельности,
воспитание интереса к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: Репродуктивный, объяснительноиллюстративный.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, презентация.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Актуализация знаний (5 мин)
3. Изучение и закрепление нового материала (35 мин)
4. Подведение итогов урока (3 мин)
5. Домашнее задание (1 мин)
ХОД УРОКА
Организационный момент
1.
Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности классной
комнаты и учащихся к уроку.
2.
Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим новую тему: Показательные уравнения. Носначала ответьте на вопросы. Функция какого вида называется показательной?
Ученик: Функция вида у = ах, где а > 0, a ≠ 1 – основание, конкретное заданное
число, а х – переменная, называется показательной функцией.
Учитель: От чего зависят свойства показательной функции?
Ученик: От основания показательной функции.
Учитель: Перечислите основные свойства показательной функции.
Ученик: Показательная функция обладает следующими свойствами:
10. Область определения показательной функции у = ах – множество действительных
чисел.
20. Множество значений показательной функции у = ах – множество положительных
чисел.
30. Показательная функция у = ах возрастает при а > 1 и убывает при 0 < a < 1.
40. Функция общего вида.
50. Не ограничена.
Учитель: Вспомните свойства степеней с действительным показателем.
Ученики:
(Запись на доске)
1.
;
yx
a
y
x
aa2.
;
x
y
a
a
yx
a
3.
x
ab
;
y
x
ba
4.
5.
;
x
a
b
x
y
a
b
yx
a
xy
a
Изучение и закрепление нового материал
3.
Учитель: Запишите число, классная работа, тема урока: Показательные уравнения.
(Запись на доске и в тетрадях)
Учитель: Посмотрите на уравнение
a x
b
. Уравнения такого вида называются
показательными уравнениями Уравнение
простейшее показательное уравнение.
a x
b
Т.к. в левой части уравнения находится степень, то какое условие необходимо поставить?Ученики: а>0, a≠1.
Учитель: А учитывая, что область значений показательной функции множество
положительных действительных чисел, то какое условие надо поставить для b?
Ученики: b>0.
Учитель: Запишите определение, представленное на слайде.
Показательным уравнением называют уравнение, содержащее переменную в показателе
степени.
а х
,
b
а
,1
,0
b
а
где
0
Учитель: Рассмотрим пример
5 x
25
. Представим 25 в виде 25=5², получим
.
5 x
25
По свойству: Степени с одинаковым основанием равны тогда и только тогда, когда
равны их показатели, получаем
.
2x
.
5 x
25
;
5 x
25
.
2x
Ответ:
.
2x
Учитель: Рассмотрим пример
x
5
25
. Будет ли данное уравнение иметь решение?
Ученики: Т.к. b<0, то данное уравнение не имеет корней.
, т.к. 25<0, то уравнение не имеет корней.
x
5
25
Ответ: корней нет.
Учитель: Рассмотрим пример
. Данное уравнение решается методом
2
7 x
3
49
приведения к одному основанию обеих частей уравнения, т.е. к виду
. Что
a
x
a
c
необходимо для этого сделать?
Ученики: Корень третьей степени из 49 можно представить в виде степени с
основанием 7:
2
3
3
49
7
. Тогда
2
7 x
7
2
3
, по свойству равенства степеней с одним основанием2 x
,
2
3
2x
2
3
2
7 x
3
49
.
.
2
3
2
7 x
7
2
3
.
2 x
2x
2
3
Ответ:
;
;
.
2
3
2x
Учитель:
1
5
¿
¿
50,1x∙¿
. Данное уравнение решается методом приведения к одному
основанию обеих частей уравнения, т.е. к виду
. Как это можно сделать?
a
x
a
c
Ученики: Заметим, что дробь
1
5 можно представить в виде степени с основанием
пять:
1
5
¿
¿
¿
. Тогда 50,1x∙50,06=5x2
, используя свойство первое, получим 50,1x+0,06=5x2
,
отсюда 0,1x+0,06=x2
, x1=−0,2,x2=0,3 .
1
5
¿
¿
50,1x∙¿
;
50,1x∙50,06=5x2
50,1x+0,06=5x2
;
0,1x+0,06=x2
;
;x1=−0,2,x2=0,3 .
Ответ: x1=−0,2,x2=0,3 .
Учитель: Рассмотрим следующий пример
. Данное уравнение решается
x
23
x
3
576
тем же методом
x32
можно представить как
x8
по пятому свойству, записанному на доске.
576=24², тогда
x
38
x
224
. Что нам это дает?
Ученики: Используя свойство третье, получим
, отсюда x=2.
24 x
224
(Запись на доске и в тетрадях)
.
x
23
x
3
576
;
x
38
x
224
;
24 x
224
x=2.
Ответ: x=2.
Учитель: Рассмотрим пример
.
x
7
2 x
2
784
(Один из учеников у доски)
Ученик: Данное уравнение решается тем же методом
можно представить как
x4
x22
по пятому свойству, записанному на доске. 784=28², тогда
. Используя
x
7
x
4
228
свойство третье, получим
, отсюда x=2.
28 x
228
x
7
2 x
2
784
x
7
x
4
228
28 x
228
x=2.
Ответ: x=2.
Учитель: Рассмотрим пример
x
1
6
35
6
x
1
71
. Данное уравнение решается
методом вынесения общего множителя за скобки. Чаще всего выносят за скобки степень снаименьшим показателем. Вынесем за скобки
. Что получим?
16 x
Ученики:
x
1
6
2
6(
)35
71
,
x
671
1
71
,
,
6 1 x
1
1
6 x
6
0
, x1=0, x=1.
x
1
6
35
6
x
1
71
x
1
6
2
6(
)35
71
;
;
x
671
1
71
;
6 1 x
1
;
1
6 x
6
0
x1=0, x=1.
Ответ: x=1.
Учитель: Рассмотрим пример 32y−1+32y−2−32y−4=315 .
Ученик: Данное уравнение решается методом вынесения общего множителя за
скобки. Чаще всего выносят за скобки степень с наименьшим показателем. Вынесем за
скобки 32y−4
и получим 32y−4(33+32−1)=315,32 y−4∙35=315,32y−4=9,2y−4=2,y=3.
32y−4(33+32−1)=315;
32y−4∙35=315;
32y−4=9;
2y−4=2;
y=3.
Ответ: y=3.
Учитель: Рассмотрим пример
. Данное уравнение имеет вид
. Решается
a
x
b
x
3
x
7
x
делением обеих частей уравнения на степень стоящую в левой или в правой части
уравнения. Поделим обе части уравнения на
. Воспользуемся свойством
, получим
x7
x
3 x
1
7
четвертым
x
x
3
7
x
3
7
и представим 1 в виде
,
0
3
7
0
3
7
x
3
7
, x=0..
3
x
7
x
;
x
3 x
1
7
;
0
3
7
x
3
7
x=0.
Ответ: x=0.
Учитель: Рассмотрим пример 2x−3=33−x
. Заметим, что 33−x=( 1
3)
x−3
. Исходное
уравнение примет вид 2x−3=( 1
3)
x−3
. Уравнение какого вида мы получили?
Ученик: Данное уравнение имеет вид
. Решается делением обеих частей
a
x
b
x
уравнения на степень стоящую в левой или в правой части уравнения. Поделим обе части
уравнения на
x−3
x−3
, получим 6x−3=1 , x3=0, x=3.
(1
3 )
2x−3=33−x
2x−3=( 1
3)
6x−3=1
x−3=0
x=3
4. Подведение итогов.
Учитель: Давайте вспомним, что называется показательным уравнением?
Ученик: Показательным уравнением называется уравнение, в котором неизвестное
содержится в показателе степени.
Учитель: К какому виду приводятся все показательные уравнения?
Ученик: Часто показательные уравнения сводятся к ах = ас, где b = ас, т.е. к
простейшим показательным уравнениям.
5. Домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание: знать определение, что называют показательным
уравнением и методы их решения. Примеры для решения будут размещены в электронном
журнале. Спасибо за урок.1¿(2 1
3)−x2−2x+3
=1;
Решение:
(2 1
3)−x2−2x+3
=(2 1
3)0
;
x2+2x−3=0;
x1=1,x2=−3.
Ответ: (1;3)
3¿53x+3∙53x−2=140;
Решение:
53x−2(25+3)=140;
28∙53x−2=140;
53x−2=51;
3x−2=1;
3x=3;
x=1.
Ответ: x=1.
5¿5,1
1
2 (x−3)
=5,1∙√5,1;
Решение:
3
2;
1
2 (x−3)
5,1
=5,1
1
2 (x−3)=3
2
x−3=3;
;
=( 1
3)x
2¿( 1
3)√2−x
;
Решение:
x=√2−x;
x2=2−x;
x2+x−2=0;
x1=1,x2=−2.
Ответ: x=1.
4¿0,5x+7∙0,51−2x=2;
Решение:
0,5x+7+1−2x=0,5−1;
0,58−x=0,5−1;
8−x=−1;
x=9.
Ответ: x=9.
6¿3x−3x+3=−78;
Решение:
3x(1−27)=−78;
−26∙3x=−78;
3x= 78
26
;x=6.
Ответ: x=6.
7¿2∗√2∗2x−3=1
2
;
Решение:
2 +x−3
=2−1;
2=2−1;
21+1
2x− 3
(2=2,2>0,2≠1)
x−3
2=−1;
.
x= 1
2
Ответ: x=1
2
.
3x=31;
x=1.
Ответ: x=1.
8¿9x−8∗3x−9=0.
Решение:
32x−8∙3x−9=0;
t=3x,t>0.
t2−8t−9=0;
t1=9,t2=−1.
3x=−1→нетрешения,т.к.−1<0.
3x=9→3x=32→x=2.
Ответ: x=2.