Показательное уравнение
Оценка 4.9

Показательное уравнение

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
Взрослым
02.05.2019
Показательное уравнение
Этапы урока были выбраны с учетом типа урока, это был первый урок по данной теме. Все запланированные этапы урока были проведены четко, последовательно с со-блюдением временных рамок. Каждый последующий этап начинался с логической связки с предыдущим. Выбранная структура урока соответствовала его типу и содержанию. Тема подразумевала изучение большого материала, поэтому урок был насыщенным, мобилизующим на активную работу. На уроке использовались коллективная и индивидуальная форма работы. На этапе актуализации знаний учащиеся вспомнили свойства степеней с действительным показателем, эти свойства проговаривались учениками, что способствовало лучшему их запоминанию
Показательное уравнение.docx
Конспект урока по алгебре и началам анализа для учащихся 11 класса  средних общеобразовательных учреждений Тема урока: «Показательные уравнения».  Цель урока:  Образовательная: показать виды и способы решения показательных уравнений. Развивающая:  развитие   познавательных   процессов   учащихся;   зрительной   и слуховой памяти, логического и математического мышления, воображения, устойчивости, гибкости и способности к распределению внимания.  Воспитательная: воспитание у учащихся аккуратности и точности при выполнении заданий у доски и ведения тетрадей, умения работать в коллективе, коммуникабельности, дисциплинированности на уроке, ответственности за свои действия, самостоятельности, воспитание интереса к предмету.  Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы обучения: Репродуктивный, объяснительно­иллюстративный.  Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, презентация.  План урока: 1. Организационный момент (1 мин) 2. Актуализация знаний (5 мин) 3. Изучение и закрепление нового материала (35 мин) 4. Подведение итогов урока (3 мин) 5. Домашнее задание (1 мин) ХОД УРОКА    Организационный момент 1.           Приветствие   учеников,   проверка   посещаемости,   проверка   готовности   классной комнаты и учащихся к уроку. 2.              Актуализация знаний Учитель: Сегодня на уроке мы изучим новую тему: Показательные уравнения. Но сначала ответьте на вопросы. Функция какого вида называется показательной? Ученик: Функция вида у = ах, где а > 0, a ≠ 1 – основание, конкретное заданное число, а х – переменная, называется показательной функцией. Учитель: От чего зависят свойства показательной функции? Ученик: От основания показательной функции. Учитель: Перечислите основные свойства показательной функции. Ученик: Показательная функция обладает следующими свойствами:  10. Область определения показательной функции у = ах – множество действительных чисел.  20. Множество значений показательной функции у = ах – множество положительных чисел.  30. Показательная функция у = ах возрастает при а > 1 и убывает при 0 < a < 1. 40. Функция общего вида. 50. Не ограничена. Учитель: Вспомните свойства степеней с действительным показателем. Ученики: (Запись на доске) 1.  ;  yx a y x aa 2.  ; x y a a  yx a 3.   x ab   ; y x ba 4.  5.  ;    x  a  b  x y a b   yx a  xy a    Изучение и закрепление нового материал 3.           Учитель: Запишите число, классная работа, тема урока: Показательные уравнения. (Запись на доске и в тетрадях) Учитель:  Посмотрите   на   уравнение   a x  b .   Уравнения   такого   вида   называются показательными  уравнениями Уравнение     ­ простейшее показательное уравнение. a x  b Т.к. в левой части уравнения находится степень, то какое условие необходимо поставить? Ученики: а>0, a≠1.  Учитель:  А   учитывая,   что   область   значений   показательной   функции   множество положительных действительных чисел, то какое условие надо поставить для b?  Ученики: b>0. Учитель: Запишите определение, представленное на слайде. Показательным уравнением называют уравнение, содержащее переменную в показателе степени.  а х , b   а  ,1 ,0 b   а где 0 Учитель: Рассмотрим пример  5 x 25 . Представим 25 в виде 25=5², получим  . 5 x 25 По свойству: Степени с одинаковым основанием равны тогда и только тогда, когда равны их показатели, получаем  . 2x . 5 x 25 ; 5 x 25 . 2x Ответ:  . 2x Учитель: Рассмотрим пример  x 5 25 . Будет ли данное уравнение иметь решение? Ученики: Т.к. b<0, то данное уравнение не имеет корней. , т.к. ­25<0, то уравнение не имеет корней. x 5 25 Ответ: корней нет. Учитель:  Рассмотрим   пример   .   Данное   уравнение   решается   методом 2 7 x 3 49 приведения   к   одному   основанию   обеих   частей   уравнения,   т.е.   к   виду   .   Что a  x a c необходимо для этого сделать? Ученики:  Корень   третьей   степени   из   49   можно   представить   в   виде   степени   с основанием 7:  2 3 3 49  7 .   Тогда   2 7 x 7 2 3 ,   по   свойству   равенства   степеней   с   одним   основанием 2 x ,  2 3 2x 2 3 2 7 x 3 49 . . 2 3 2 7 x 7 2 3 . 2 x 2x 2 3 Ответ:  ; ; . 2 3 2x Учитель:   1 5 ¿ ¿ 50,1x∙¿ .   Данное   уравнение   решается   методом   приведения   к   одному основанию обеих частей уравнения, т.е. к виду  . Как это можно сделать? a  x a c Ученики: Заметим, что дробь  1 5  можно представить в виде степени с основанием пять: 1 5 ¿ ¿ ¿ . Тогда   50,1x∙50,06=5x2 , используя свойство первое, получим   50,1x+0,06=5x2 , отсюда  0,1x+0,06=x2 ,  x1=−0,2,x2=0,3 . 1 5 ¿ ¿ 50,1x∙¿ ; 50,1x∙50,06=5x2 50,1x+0,06=5x2 ; 0,1x+0,06=x2 ; ; x1=−0,2,x2=0,3 . Ответ:  x1=−0,2,x2=0,3 . Учитель: Рассмотрим следующий пример  . Данное уравнение решается x 23  x 3 576 тем же методом  x32  можно представить как  x8  по пятому свойству, записанному на доске. 576=24², тогда  x 38  x 224 . Что нам это дает? Ученики: Используя свойство третье, получим  , отсюда x=2. 24 x 224 (Запись на доске и в тетрадях) . x 23  x 3 576 ; x 38  x 224 ; 24 x 224 x=2. Ответ: x=2. Учитель: Рассмотрим пример  .  x 7 2  x 2 784 (Один из учеников у доски) Ученик: Данное уравнение решается тем же методом   можно представить как  x4 x22 по   пятому   свойству,   записанному   на   доске.   784=28²,   тогда   .   Используя x 7  x 4 228 свойство третье, получим  , отсюда x=2. 28 x 228 x 7 2  x 2 784 x 7  x 4 228 28 x 228 x=2. Ответ: x=2. Учитель:  Рассмотрим   пример   x  1 6  35  6 x  1  71 .   Данное   уравнение   решается методом вынесения общего множителя за скобки. Чаще всего выносят за скобки степень с наименьшим показателем. Вынесем за скобки  . Что получим? 16 x Ученики: x 1 6 2 6(  )35  71 ,   x 671 1  71 ,  ,  6 1 x 1 1 6 x 6 0 , x­1=0, x=1. x  1 6  35  6 x  1  71 x 1 6 2 6(  )35  71 ; ;  x 671 1  71 ; 6 1 x 1 ; 1 6 x 6 0 x­1=0, x=1. Ответ: x=1. Учитель: Рассмотрим пример  32y−1+32y−2−32y−4=315 .  Ученик:   Данное   уравнение   решается   методом   вынесения   общего   множителя   за скобки. Чаще всего выносят за скобки степень с наименьшим показателем. Вынесем за скобки  32y−4  и получим  32y−4(33+32−1)=315,32 y−4∙35=315,32y−4=9,2y−4=2,y=3. 32y−4(33+32−1)=315;   32y−4∙35=315;   32y−4=9;   2y−4=2;   y=3.   Ответ: y=3. Учитель: Рассмотрим пример  . Данное уравнение имеет вид  . Решается a  x b x 3  x 7 x делением   обеих   частей   уравнения   на   степень   стоящую   в   левой   или   в   правой   части уравнения. Поделим обе части уравнения на  . Воспользуемся свойством , получим  x7 x 3 x 1 7 четвертым  x x 3 7 x    3 7     и представим 1 в виде  ,  0    3 7    0    3 7 x      3 7    , x=0. . 3  x 7 x ; x 3 x 1 7 ; 0    3 7 x      3 7    x=0. Ответ: x=0. Учитель: Рассмотрим пример  2x−3=33−x . Заметим, что  33−x=( 1 3) x−3 . Исходное уравнение примет вид  2x−3=( 1 3) x−3 . Уравнение какого вида мы получили? Ученик:   Данное   уравнение   имеет   вид   .   Решается   делением   обеих   частей a  x b x уравнения на степень стоящую в левой или в правой части уравнения. Поделим обе части уравнения на    x−3   x−3 , получим  6x−3=1 , x­3=0, x=3. (1 3 ) 2x−3=33−x 2x−3=( 1 3) 6x−3=1   x−3=0   x=3   4. Подведение итогов.  Учитель: Давайте вспомним, что называется показательным уравнением? Ученик: Показательным уравнением называется уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.  Учитель: К какому виду приводятся все показательные уравнения? Ученик:  Часто   показательные   уравнения   сводятся   к  ах  =  ас,   где  b  =  ас,   т.е.   к простейшим показательным уравнениям. 5. Домашнее задание.  Учитель:  Домашнее   задание:   знать   определение,   что   называют   показательным уравнением и методы их решения. Примеры для решения будут размещены в электронном журнале. Спасибо за урок. 1¿(2 1 3)−x2−2x+3 =1; Решение: (2 1 3)−x2−2x+3 =(2 1 3)0 ; x2+2x−3=0; x1=1,x2=−3. Ответ: (1;­3) 3¿53x+3∙53x−2=140; Решение: 53x−2(25+3)=140; 28∙53x−2=140; 53x−2=51; 3x−2=1; 3x=3; x=1. Ответ:  x=1. 5¿5,1 1 2 (x−3) =5,1∙√5,1; Решение: 3 2; 1 2 (x−3) 5,1 =5,1 1 2 (x−3)=3 2 x−3=3; ; =( 1 3)x 2¿( 1 3)√2−x ; Решение: x=√2−x; x2=2−x; x2+x−2=0; x1=1,x2=−2. Ответ:  x=1. 4¿0,5x+7∙0,51−2x=2; Решение: 0,5x+7+1−2x=0,5−1; 0,58−x=0,5−1; 8−x=−1; x=9. Ответ:  x=9. 6¿3x−3x+3=−78; Решение: 3x(1−27)=−78; −26∙3x=−78; 3x= 78 26 ; x=6. Ответ:  x=6. 7¿2∗√2∗2x−3=1 2 ; Решение: 2 +x−3 =2−1; 2=2−1; 21+1 2x− 3 (2=2,2>0,2≠1) x−3 2=−1; . x= 1 2 Ответ:  x=1 2 . 3x=31; x=1. Ответ:  x=1. 8¿9x−8∗3x−9=0. Решение: 32x−8∙3x−9=0; t=3x,t>0. t2−8t−9=0; t1=9,t2=−1. 3x=−1→нетрешения,т.к.−1<0. 3x=9→3x=32→x=2. Ответ:  x=2.

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение

Показательное уравнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2019